Диагностика уровня физического развития ребенка

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….…3

Диагностика физического развития…………………………………….5

Ориентировочные показатели физической подготовленности………6

Использование диагностических тестов……………………………….7

Диагностика психофизических качеств (тесты)………………..……..8

Тест по определению прироста показателей психофизических

качеств……………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………   14

Протокол обследования основных движений (приложение)……..…15

Диагностика физического развития дошкольников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Острота вопроса о качестве воспитания, развития детей дошкольного возраста  продолжает сохраняться . Эффективное  руководство, обеспечивающее качество , предусматривает  привлечение и рациональное использование различных  средств. Для  этого нужно уметь планировать  и оценивать свои действия , иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию.

    Возникает проблема получения качественной  информации об уровне развития воспитанников в дошкольном образовательном учреждении по всем разделам программы и в частности по физическому развитию. Это обусловлено тем, что программы  нового поколения не предлагают  критерии  оценки качества образования, не дают тестов для определения уровня  развития дошкольника . Так обстоит дело и с комплексной образовательной программой «Детство» по которой работает наше  дошкольное учреждение.

    Программа по разделу «Растим детей здоровыми , крепкими, жизнерадостными»   дает характеристику возрастных особенностей воспитанников, уровни в освоении   содержания программных задач ( высокий, средний, низкий), предложены  минимальные результаты , но тестовых заданий нет, поэтому  возникла необходимость  систематизировать работу в этом направлении.

   Нами разработана программа физического обследования   дошкольников, которая состоит  из двух  частей, характеризующих:

  1. физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
  2. развитие       психофизических       качеств:
  • измерение     силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;
  • скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;
  • быстрота: бег на дистанции 10 метров  схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;
  • выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);
  • ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;
  • гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.

Диагностика физического развития дошкольников

Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность, бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 3 х10 м.

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики).  На открытом  воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная –  спортивные шорты, майка, спортивная обувь.

Измерение физической  подготовленности  проводится    воспитателем вместе с инструктором по физическому воспитанию. Все данные обследования заносятся в диагностическую карту по каждой возрастной группе отдельно

Диагностика физического развития дошкольников

 ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ.

Для проведения антропологических измерений необходимо предоставить  комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22-24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка.  Для проведения измерений необходимо: ростомер – 1 шт., весы медицинские – 1 шт., сантиметровую ленту – 2 шт.

Измерение длины тела. Длина тела измеряется верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1см. Измерения проводятся в сантиметрах.

Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения – 50 г.

Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200-250 измерений).

При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек – по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах. (Данные тесты предложены Л.И. Абросимовой)

Диагностика физического развития дошкольников

Ориентировочные показатели

физической подготовленности детей 3-7 лет

(утверждено Постановлением Правительства Р.Ф. 29 декабря 2001г. №916)

Наименование показателя

Пол

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

1

Бросок набивного мяча

Мал

110-150

140-180

160-230

175-300

220-350

Дев

100-140

130-175

150-225

170-280

190-330

2

Прыжок в длину с места

Мал

60-85

75-95

85-130

100-140

130-155

Дев

55-80

70-90

85-125

90-140

125-150

3

Наклон туловища вперед из положения стоя (см)

Мал

1-3

2-5

3-6

4-7

5-8

Дев

2-6

5-8

6-9

7-10

8-12

4

Бег на дистанцию 10 метров схода

Мал

7,8-7,5

5,5-5,0

3,8-3,7

2,5-2,1

2,3-2,0

Дев

8,0-7,6

5,7-5,2

4,0-3,8

2,6-2,2

2,5-2,1

5

Бег на дистанцию 30 метров

Мал

8,5-10,0

8,2-7,0

7,0-6,3

6,2-5,7

Дев

8,8-10,5

8,5-7,4

7,5-6,6

6,5-5,9

6

Челночный бег 3×10 метров

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

7

Бег зигзагом

Мал

9,5-11,0

9,2-8,0

8,0-7,4

7,2-6,8

Дев

9,8-11,5

9,5-8,4

8,5-7,7

7,5-7,0

8

Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество)

Мал

6-8

9-11

10-12

12-14

Дев

4-6

7-9

8-10

9-12

9

Прыжки через скакалку

Мал

1-3

3-15

7-21

Дев

2-5

3-20

15-45

10

Бег на дистанцию 90,120,150 метров

Мал

31,6-34,6

31,9-35,0

31,5-35,2

Дев

32,0-35,0

32,0-36,0

32,5-37,0

11

Поднимание ног в положении лежа на спине

Мал

9-10

10-11

11-13

Дев

6-8

7-9

10-12

Диагностика физического развития дошкольников

Использование диагностических тестов.

Во время тестирования важно учитывать:

  • индивидуальные возможности ребёнка;
  • особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитии ребёнка.

Перед выполнением контрольных двигательных заданий следует провести небольшую разминку (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1,5 минуты, дыхательные упражнения).

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению вышеперечисленных тестовых испытаний. Наблюдения показали, что большая часть (60%) постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей (10%) остаются пассивными и инертными.

Диагностика физической подготовленности должна проводится не менее двух раз в течение учебного года (сентябрь — май).

Дети, выполнившие все  тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности; выше ориентировочных показателей (более трёх показателей) – к высокому уровню физической подготовленности. Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

Диагностика физического развития дошкольников

ДИАГНОСТИКА  ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Тесты по определению скоростно – силовых качеств.

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя.

Читайте также:  Изучение семьи воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время , а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние  и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Метание мягкого мяча на дальность

Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке . коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров и длиной 15 – 20 метров. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из И.п. стоя производит бросок мячом (200 гр.), одной рукой из – за головы , одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. Засчитывается лучший результат из трех попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Диагностика физического развития дошкольников

Тесты по определению быстроты.

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30  метров

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири
на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Челночный бег 3X 10 метров

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению ловкости.

Бег зигзагом

Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией

Диагностика физического развития дошкольников

финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще 2 мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на 3 зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.

По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команда «Марш!»ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует. Воспитатель выключает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10с. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат. Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.

Ребенку необходим показ.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Прыжки через скакалку

Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков.

Делаются две попытки, засчитывается лучший результат.

Внимание! Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок встает обеими ногами на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.

Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет.

Тесты по определению гибкости.

Наклон туловища вперед.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению выносливости.

Диагностика физического развития дошкольников

Бег на дистанцию 90,120, 150 метров.( в зависимости от возраста детей)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек), сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест предназначен для детей: 5 лет – дистанция 90 м;

                                                   6 лет – дистанция 120 м;

                                                   7 лет – дистанция 150 м.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц развития

Тесты по определению силовой выносливости.

Подъем туловища в сед(за 30 секунд)

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Ребенок лежит на спине в положении «руки за голову». По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком. Засчитывается число правильно выполненных поднимании за 30 с.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

(Данные тесты предложены Н.Н.Кожуховой, Л.А.Рыжовой, М.М. Самодуровой)

Диагностика физического развития дошкольников

Тест по определению прироста показателей психофизических качеств

Для оценки темпов прироста показателей психофизических качеств мы предлагаем пользоваться формулой, предложенной В.И. Усачевым:

100(V1 – V2)

W = ½ (V1+V2)

где    W – прирост показателей темпов в %

V1 – исходный уровень

V2 – конечный уровень.

Например: Саша Д. прыгнул в длину с места вначале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:

W=  100(46-42)  = 9%            

                   1/2(42+46)

Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.  

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%)

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10-15

Хорошо

За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Диагностика физического развития дошкольников

Таким   образом,   представленные   тесты   и   диагностические   методики

позволяют:

  1. оценить различные стороны психомоторного развития детей;
  2. видеть     динамику     физического     и     моторного    развития,     становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3. широко    использовать    данные    задания    в    практической    деятельности дошкольных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». –   М.,2004

3. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С.П., 2003

4. Поляков С.Д., Хрущев С.В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

5.Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

6. Соломенникова О.А., Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

7. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.,2005

Источник

Диагностика физической подготовленности

детей дошкольного возраста

Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребёнка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков. Одной из составных характеристик физического состояния организма является физическая подготовленность.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков.

Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.

При приведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств:

  • в 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;
  • в 4-5 года – быстрота, выносливость, гибкость;
  • в 5-6 лет – скоростно-силовые качества и выносливость;
  • в 7 лет – ловкость и выносливость.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь. Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.

В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре), второе – в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость)

На каждого ребёнка заводится информационно-диагностическая карта. Итоги подводятся в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.

В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества – бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

На физкультурной площадке обследуются такие физические качества, как быстрота – бег на 30 м (4-7 лет), 120 м (6 лет), 150 м (7 лет); скоростно-силовые качества – метание мешочка с песком, весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость – челночный бег на 10 м (4-7 лет); гибкость – наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).

До обследования в зале размечается площадка для прыжков с места, бросание набивного мяча, а на спортивной площадке – для метания мешочка с песком. Готовится протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков.

Количественные показатели сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств. Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метание вдаль.

Высокий уровень – ребёнок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет). Средний уровень – ребёнок справляется с большой частью элементов техники (синий цвет). Низкий уровень – ребёнок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).

Обследование физической подготовленности осуществляется на учётно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребёнка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся два или три теста это зависит от возраста ребёнка и особенностей самого теста, а в заключительной – малоподвижная игра или игровое упражнение – релаксация.

Определения уровня сформированности быстроты

Бег на 30 м

Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3 м, длинна 30 м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3 м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от года до трех лет купить

Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет – наклоны, приседания; для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары»:

  1. «Рисуем головой». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
  2. «Рисуем локтями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1-2 – круговые движения локтями вперед;

3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).

  1. «Рисуем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, круговые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).
  2. «Рисуем коленом». И. п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе.

1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги;

4 – вернуться в исходное положение (по три раза).

  1. «Рисуем стопой». И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз).

После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей – двух мальчиков или двух девочек – (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.

Количественный показатель: время бега (мин).

Качественный показатель:

Младший возраст

  1. Туловище прямое (или немного наклонено).
  2. Выраженный момент «полёта».
  3. Свободное движение рук.
  4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50°).

Старший возраст

  1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
  2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд-внутрь.
  3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70°).
  4. Прямолинейность, ритмичность бега.

Высокий уровень – соответствие всем показателям.

Средний уровень – соответствие трём показателям.

Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят разметку (через каждые 10 см на дистанции 2 м).

Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеёк на другой берег (мат); детям 6-7 лет – встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели.

Каждый ребёнок делает 3 попытки.

Количественный показатель: длина прыжка (в см).

Качественные показатели:

Младший возраст

  1. И. п.: чуть присев на слегка расставленных ногах.
  2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.
  3. Полёт: ноги слегка согнуты положение рук свободное.
  4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

Средний возраст

  1. И. п.:
  • ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
  • полуприседания с наклоном туловища;
  • руки слегка отведены назад.
  1. Толчок:
  • двумя ногами одновременно;
  • мах руками вверх-вперёд.
  1. Полёт:
  • руки вперёд-вверх;
  • туловище и ноги выпрямлены.
  1. Приземление:
  • одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко;
  • положение рук свободное.

Старший возраст

  1. И.п.:
  • ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
  • полуприседание с наклоном туловища;
  • руки слегка отведены назад.
  1. Толчок:
  • двумя ногами одновременно;
  • выпрямление ног;
  • резкий мах руками вперёд-вверх.
  1. Полёт:
  • руки вперёд-вверх;
  • туловище согнуто, голова вперёд;
  • полусогнутые ноги вперёд.
  1. Приземление:
  • одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню;
  • колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
  • руки движутся свободно вперёд – в стороны;
  • сохранение равновесия при приземлении.

Высокий уровень – соответствие всем показателям.

Средний уровень – соответствие трём показателям.

Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Прыжок в высоту с места

Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.

Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыгучее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.

Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребёнок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребёнок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.

Количественный показатель: высота подскока (в см).

Бросок набивного мяча

Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 г для детей 4-5 лет и 1000 г для детей 6-7 лет.

Методика обследования. В вводную часть для детей 4-5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7 лет – отжимания от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях).

Ребёнок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из И. п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см).

Метание мешочка с песком

Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50 см на дистанции 2 м). Готовят 3 мешочка с песком весом 200 гр, мел.

Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребёнку из И. п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после каждого броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.

Количественные показатели: дальность броска (в см).

Качественные показатели:

Младший возраст

  1. И. п.: стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
  2. Замах небольшой поворот вправо.
  3. Бросок: с силой.

Средний возраст

  1. И. п.:
  • стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
  • предмет в правой руке на уровне груди.
  1. Замах:
  • поворот туло?