Диагностика умственного развития ребенка младшего школьного возраста

Диагностика умственного развития ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для педагогов и психологов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

1 субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

2 субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

3 субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 — субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения. Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

е) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером).
з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

б) Река, озеро, море, мост, болото.

в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей,

з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:

Лес : деревья = библиотека : (сад, двор, город, театр, книги)

Бежать : стоять = кричать : (молчать, ползать, шуметь, звать, плакать)

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части».

а) огурец : овощ = георгин : (сорняк, роса, садик, цветок, земля)

б) учитель : ученик = врач : (койка, больные, палата, термометр)

в) огород : морковь = сад : (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы)

г) цветок : ваза = птица : (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья)

д) перчатка : рука = сапог : (чулки, подошва, кожа, нога, щетка)

е) темный : светлый = мокрый : (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)

ж) часы : время = термометр : (стекло, температура, кровать, больной, врач)

з) машина : мотор = лодка : (река, моряк, болото, парус, волна)

и) стул : деревянный = игла : (острая, тонкая, блестящая, короткая,

стальная)

к) стол : скатерть = пол : (мебель, ковер, пыль, доска, гвозди)

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:

Брюки, платье… — одежда. Придумай название к каждой паре»:

а) Метла, лопата…

б) Окунь, карась…

в) Лето, зима…

г) Огурец, помидор…

д) Сирень, шиповник…

е) Шкаф, диван…

ж) День, ночь…

з) Слон, муравей…

и) Июнь, июль…

к) Дерево, цветок…

Правильные ответы:

1 субтест

а) подошва е) цветы

б) верблюд ж) днем

в) 12 з) жидкая

г) февраль и) корень

д) страус к) Москва

2 субтест

а) фасоль е) указка

б) мост ж) Нестеров

в) песок з) лебедь

г) Москва и) число

д) орешник к) вкусный

3 субтест

а) георгин / цветок е) мокрый / сухой

б) врач / больной ж) термометр / температура

в) сад / яблоня з) лодка / парус

г) птица / гнездо и) игла / стальная

д) сапог / нога к) пол / ковер

4 субтест

а) рабочие инструменты е) мебель

б) рыба ж) время суток

в) время года з) животное

г) овощ и) месяцы лета

д) куст к) растения

Обработка результатов
I субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном — 0,5 балла.

Читайте также:  Центры развития ребенка запорожья отзывы

Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест

Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест

За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: ОУ= (х · 100% ) : 40, где х – сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:

4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ)
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

Источник

Для диагностики уровня умственного развития детей младшего школьного возраста можно  использовать предлагаемые ниже диагностические тетради для 1-5 классов (Амтхауэра, Антипенко):

Диагностическая тетрадь ученика 1-го класса.

Субтест – 1 (осведомлённость)

  1. Месяц зимы ……                 сентябрь

октябрь

                                        февраль

ноябрь

март

2. В году…….                                24 месяца

                                3 месяца

                                12 месяцев

                                4 месяца

                                7 месяцев

3. Отец старше сына …                всегда

часто

никогда

редко

иногда

4. У дерева всегда есть …                листья

цветы

плоды

корень

тень

5. Пассажирский транспорт …        комбайн

самосвал

автобус

экскаватор

тепловоз

6. Летом всегда …                        светит солнце

тепло

сухо

жарко

прохладно

Субтест – 2 (классификация)

Какое слово лишнее?

  1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, пруд
  3. Кукла, cкакалка, кирпич, мяч, юла.
  4. Стол, ковёр, кресло, кровать, табурет.
  5. Курица, петух, орёл, гусь, индюк.
  6. Круг, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест – 3 (аналогии)

Надо подобрать к слову «гвоздика» такое слово, которое подходило бы также как «овощ» – к «огурцу».

1.         Огурец                                Гвоздика                          

        Овощ                        сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.        Огород                                Сад                                

        Морковь                забор, трубы, яблоня, колодец, скамья

3.         Часы                                        Градусник                                

        Время                        стекло, больной, кровать, врач, температура

4.        Машина                                Лодка                        

        Мотор                        река, маяк, парус, волна, берег

5.        Стол                                        Пол                        

        Скатерть                мебель, ковёр, пыль, доски,  гвозди

6        Пуговица                                Ботинок                

        Пальто                магазин, нога, шнурок, шляпа

7.         Бежать                                Кричать                        

        Стоять                молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Субтест – 4 (обобщение)

Каким одним словом их можно назвать?

  1. Окунь, карась, лещ …….
  2. Огурец, помидор, лук …..
  3. Шкаф, стул, диван …..
  4. Июнь, июль, сентябрь …..
  5. Слон, собака, кот ……

Диагностическая тетрадь ученика 2-го класса.

Субтест – 1 (осведомлённость)

Какое слово подходит?

  1. У сапога всегда есть ….

шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговицы.

  1. В тёплых краях обитает …….

медведь, волк, олень, верблюд, пингвин.

  1. В году …..

11 месяцев, 8 месяцев, 12 месяцев, 14 месяцев, 9 месяцев.

  1. Месяц осени ……
Читайте также:  Ребенок 1 6 года развитие не говорит

июнь, сентябрь, август, декабрь, февраль, май.

  1. В России не живут ……

медведь, коала, синица, кенгуру, скворец,панда.

  1. Мать старше своего сына ……

часто, всегда, редко, никогда, иногда.

  1. Время суток …….

год, месяц, неделя, день, понедельник.

  1. Вода всегда …..

прозрачная холодная, жидкая, белая, вкусная.

  1. У дерева всегда ….

листья, цветы, плоды, корень, тень.

  1. Столица России ……

Тверь, Киев, Москва, Минск, Санкт-Петербург.

Субтест – 2 (классификация)

Какое слово лишнее?

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.
  5. Курица, петух, воробей, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  7. Сергей, Света, Миша, Иванов, Коля.
  8. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  9. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

10.Одеяло, подушка, простынь, матрац, диван.

Субтест – 3 (аналогии)

Надо подобрать к слову «Георгин» такое слово, которое бы подходило так, как «овощ» – к «огурцу.

1.         Огурец                        Георгин                        

        Овощ                        сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.        Огород                        Сад                                        

        Лук                        забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3.        Учитель                        Врач                                        

        Ученик                очки, больница, палата, больной, укол

4.        Цветок                        Птица                                

        Ваза                        клюв, чайка, гнездо, птица, крылья

5.         Перчатка                        Сапог                                

        Рука                        чулки, подошва, кожа, нога, щётка

6.        Тёмный                        Мокрый                                        

        Светлый                солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холод

7.         Часы                                Термометр                                

        Время                        стекло, температура, кровать, врач, боль

8.        Машина                        Лодка                                

        Мотор                        река, маяк, парус, волны, берег

9.        Стол                                Пол                        

        Скатерть                мебель, ковёр, доски, гвозди

10.        Стул                                Игла                                                

        Деревянный                острая, тонкая, блестящая, стальная, короткая

Субтест – 4 (обобщение)

Каким общим понятием их можно объединить?

  1. Метла, лопата ….
  2. Лето, зима …..
  3. Окунь, карась ….
  4. Огурец, помидор …..
  5. Сирень, жасмин …..
  6. Шкаф, диван ….
  7. Май, август …..
  8. День, ночь …..
  9. Слон, собака …..
  10. Дерево, цветок ….

Источник

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Цель : изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста. Стимульный материал : Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания. 
    
   I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого; 
   II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений; 
   III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями; 
   IV субтест — выявление умения обобщать. 
    
   Порядок проведения : Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов. 
    
   Текст методики 
    
   I субтест 
   Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение». 
    
   а) У сапога есть… (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 
   б) В теплых краях обитает… (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень), 
   в) В году… (24, 3, 12, 4, 7) месяцев. 
   г) Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 
   д) Самая большая птица… (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова). 
   в) Розы — это… (фрукты, овощи, цветы, дерево). 
   ж) Сова всегда спит… (ночью, утром, днем, вечером), 
   з) Вода всегда… (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 
   и) У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, т*ень). 
   к) Город России… (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 
    
   II субтест 
   Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это “лишнее” слово надо исключить». 
    
   а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 
   б) Река, озеро, море, мост, болото. 
   в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 
   г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 
   д) Тополь, береза, орешник, липа, осина. 
   е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 
   ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 
   з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 
   и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 
   к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 
    
   III субтест 
   Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например: лес 
   деревья 
    = библиотека 
   сад, двор, город, театр, книги 
    
    
   бежать 
   кричать 
    = стоять 
   молчать, ползать, шуметь, звать, плакать 
    
    
   Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части. 
   а) огурец 
   овощ 
    = георгин 
   сорняк, роса, садик, цветок, земля 
    
   б) учитель 
   ученик 
    = врач 
   койка, больные, палата, термометр 
    
   в) огород 
   морковь 
    = сад 
   забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы 
    
   г) цветок 
   ваза 
    = птица 
   клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 
    
   д) перчатка 
   рука 
    = сапог 
   чулки, подошва, кожа, нога, щетка 
    
   е) темный 
   светлый 
    = мокрый 
   солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный 
    
   ж) часы 
   время 
    = термометр 
   стекло, температура, кровать, больной, врач 
    
   з) машина 
   мотор 
    = лодка 
   река, моряк, болото, парус, волна 
    
   и) стул 
   деревянный 
    = игла 
   острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 
    
   к) стол 
   скатерть 
    = пол 
   мебель, ковер, пыль, доска, гвозди 
    
    
    
   IV субтест 
   Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: 
    
   Брюки, платье, пиджак … — одежда. 
   Придумай название к каждой паре»: 
   a) Метла, лопата… 
   б) Окунь, карась… 
   в) Лето, зима… 
   г) Огурец, помидор… 
   д) Сирень, шиповник. 
   е) Шкаф, диван… 
   ж) День, ночь… 
   з) Слон, муравей… 
   и) Июнь, июль… 
   к) Дерево, цветок… 
    
    
   Правильные ответы: 
   I субтест: 
   а) подошва 
   б) верблюд 
   в) 12 
   г) февраль 
   д) страус 
   е) цветы 
   ж) днем 
   з) жидкая 
   и)корень 
   к) Москва 
    
   II субтест 
   а) фасоль 
   б) мост 
   в) песок 
   г) Москва 
   д) орешник 
   е) указка 
   ж) Нестеров 
   з) лебедь 
   и) число 
   к) вкусный 
    
   III субтест 
   з) георгин / цветок 
   б) врач / больной 
   в) сад / яблоня 
   г) птица / гнездо 
   д) сапог / нога 
   е) мокрый / сухой 
   ж) термометр / температура 
   з) лодка / парус 
   и) игла / стальная 
   к) пол / ковер 
    
   IVсубтест 
   а) рабочие инструменты 
   б) рыба 
   в) время года 
   г) овощ 
   д) куст 
   е) мебель 
   ж) время суток 
   з) животное 
   и) месяцы лета 
   к) растения 
    
   Обработка результатов 
   1 субтест 
   Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос “почему не шнурок?” При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. 
   Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются. 
   // субтест 
   Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия». 
   III субтест 
   За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. 
   IV субтест 
   При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются. 
    
   При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи). 
    
   Интерпретация. 
   Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле: 
   ОУ = х • 100% / 40 
   где х — сумма баллов, полученных испытуемым. На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР: 
   4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ), 
   3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%), 
   2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%), 
   1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже). 
    

Читайте также:  Развитие речевой деятельности ребенка логопедия

Источник