Диагностика социального развития ребенка тест

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше – меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1
балл, если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города – 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) – 2 балла, менее 3 признаков – 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики – 1 балл;

22-й: за правильный ответ – 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными – получившие 20-
24 балла, не подготовленными – получившие 15 – 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, – вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы –
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования

I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?

10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной –
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?

21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?

23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?

III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим – Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

При проведении диагностики социального развития ребенка используйте метод индивидуальной беседы ( тест С.А. Банкова). В ходе ее педагогу легко установить контакт с ребенком, завоевать его доверие, что чрезвычайно важно для правильной диагностики. Чтобы
достичь этого, ведите беседу доброжелательно, непринужденно, со
знанием дела; не торопите ребенка с ответом, предоставьте ему возможность подумать, вернуться к тем вопросам, на которые он затрудняется ответить; если первоклассник устал – сделайте небольшой
перерыв, затем закончите беседу; записывайте ответы дословно, постарайтесь- дать им правильную оценку.

Задание

Задачи:

-пронаблюдать особенности проявления дисциплинированности младших школьников;

-выявить сформированность у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;

-выявить приемы и методы, применяемые учителем для организации детей и их дисциплинирования.

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ

1.Пронаблюдайте, как дети вашего класса готовятся к уроку:

-достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;

-забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;

-готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

2.Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:

-успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;

-постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

3.Обратите внимание, кто из детей вашего класса нарушает дисциплину( мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить в тетради работу другого ученика). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:

-ему скучно на уроке, так как учебный материал он не понимает;

-ему неинтересно, так как материал урока он знает;

-ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» детям.

4.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:

-четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами, методами);

-постоянно вовлекает детей в работу, беседу;

-использует на уроке разные виды работ, интересные и практические задания;

-использует в ходе урока разнообразный материал, наглядные пособия;

-использует прием соревнования на уроке;

-применяет метод примера.

5.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:

-какие указания дает по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;

-как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

6.Сделайте вывод, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.

Тема 4 Речевая подготовка первоклассников

Речь – одна из основных высших психических функций. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Понимание речи связано с развитием чувственной основы речи-предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека, – она организует все высшие психические функции, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь каксамостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять функции опосредования высших психических функций, их связывания и организации. Фонематический слух, чистота фонематического восприятия.

Наблюдение за уроками, их анализ.

Методические рекомендации для студентов

Предметом наблюдений на этот раз сделайте изучение ново-
го материала на уроках.

1. Исследуйте, прежде всего, эффективность выбора учителем содержания и методов изучения нового материала:

какими способами и насколько удалось учителю подготовить учащихся к восприятию нового материала; как актуализировались опорные знания, умения; насколько эффективно осуществлялась мотивация учения первоклассников;

каково содержание учебного материала (научность, связь с жизнью, воспитательное и развивающее значение);

как происходит объяснение нового материала (система, логика, ясность, доступность, реализация межпредметных связей);

насколько рационально использовались методы, приемы обучения (словесные, наглядные, практические, проблемно-по-
исковые методы). Было ли занятие обеспечено техническими
средствами обучения;

применял ли учитель различные способы повышения самостоятельности и активности детей на уроке: учет возрастных и

индивидуальных особенностей; раскрытие перспективы учебной
деятельности; организация самостоятельной учебной деятельности; использование проблемного объяснения, постановка проблемных вопросов; введение заданий программированного характера (тетради с печатной основой); какие использовал пред-
писания, памятки; уделял ли внимание формированию умений
самопроверки; решению учебных задач в занимательной, игровой форме, включению детей в соревнование в процессе учебной
работы, осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей, использованию элементов новых инновационных педагогических технологий;

насколько эффективно сочетались на уроке индивидуальные, групповые, общеклассные формы учебной работы;

каким образом учитель обеспечивал на уроке атмосферу делово-
го сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи.

2. Отдельно проанализируйте такой важный этап урока, как закрепление нового материала:

рационально ли учитель отобрал материал для закрепления;
какие использованы пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации нового материала;

о чем свидетельствуют ответы учащихся.

3. Подумайте и попытайтесь определить общую целевую установку, с которой учитель осуществлял воспитательный процесс на
данном или ряде ранее наблюдаемых уроков:

обеспечить прочное и правильное усвоение детьми материала,
предусмотренного программой;

максимально полно реализовать воспитательные возможности
учебного материала урока; обеспечить нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, сформировать основы научного
мировоззрения у детей;

выработать у первоклассников прочные учебные умения и на-
выки (чтения, письма, счета и др.);

сформировать у детей первоначальные умения самообразования;

развить умственные способности учащихся в процессе обучения,
обеспечить постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому способу мышления; развить память, внимание,
воображение ребенка; создать благоприятные условия для выявления задатков детей и максимального развития их творческих способностей;

комплексное решение ранее перечисленных целей.

Возможно, вы обнаружите дополнительные, не названные выше задачи (укажите их).

2.Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития

детей дошкольного возраста (Ф.Г.Даскалова)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову
.
Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово,
а ты скажешь мне другое – какое хочешь».

1 – стул;

2 – мяч;

3 – Иван;

4 – зайчик;

5 – пою;

6 – красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову –
-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имен существительных

1 – Ребенок толкает….

2 – Девочка качает….

3 – Зайчик хрупает….

4 – Мама стирает….

5 – Девочка поливает….

Оценка: 5 верных ответов.



Источник

Диагностика социальных компетентностей детей старшего дошкольного возраста

Составила педагог-психолог Колесникова С.В.

   МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец

* тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Форма проведения тестирования – индивидуальная с детьми.

* проективная методика «Картинки» Рене Жиля. Форма проведения тестирования – индивидуальная с детьми.

* тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи». Форма проведения тестирования – индивидуальная с детьми.

* опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Форма проведения тестирования – групповая с родителями.

* тест для родителей. Авторы теста: Я.А.Варга, В.В.Столин. Форма проведения тестирования – групповая с родителями.

Рассмотрим эти методики подробнее.

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики – определение уровня тревожности каждого ребёнка; изучении типов тревогопорождающих ситуаций. Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5×11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показывают дошкольникам в строго перечисленном порядке один за другим. Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания дошкольника фиксируются в специальном протоколе (бланки подготовлены заранее). Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Проективная методика «Картинки» Рене Жиля

Цель методики – исследование личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) матерью;

2) отцом;

3) обоими родителями;

4) братьями и сестрами;

5) бабушкой и дедушкой;

6) другом (подругой);

7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

1) любознательность;

2)стремление к доминированию в группе;

3) стремление к общению с другими детьми в больших группах;

4) отгороженность от других, стремление к уединению;

5) социальная адекватность поведения.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок, а также текстовых заданий.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. (Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом. Ребенок должен был выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он мог выбрать его ближе или дальше от определенного лица.)

Стимульный материал методики включает в себя также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. В тестовых заданиях детям предлагаются на выбор типичные формы поведения в некоторых ситуациях. Например: – С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Коуфмана

Цель методики – исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); анализ уровня взаимопонимания в семье, выявление особенностей внутрисемейных отношений в семьях мальчиков и девочек, определение удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Для сбора более полных сведений о ребенке, родителям предлагается заполнить социальный паспорт воспитанника. Он может выглядеть приблизительно так:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ВОСПИТАННИКА 

(заполняется родителями)

Уважаемые родители! Для наиболее эффективной работы социально-педагогической службы с Вашим ребенком нам необходимо знать некоторые особенности его жизни и развития. Это поможет нашим специалистам подобрать для Вашего ребенка адекватные методы обучения и коррекции с учетом его индивидуальных особенностей. Пожалуйста, постарайтесь ответить на все вопросы анкеты подробно, ничего не пропуская. Заранее благодарим Вас за ваш труд.

1 часть

1. Ф.И.О. ребенка ___________________________________________________

2. Дата рождения ребенка ____________________________________________

3. Возраст ребенка на момент заполнения анкеты________________________

4. Кем заполняется анкета ___________________________________________

5. Родители:

мать, Ф.И.О. ______________________________________________________

Возраст, профессия ________________________________________________

род занятий в настоящее время_______________________________________

хронические заболевания (если есть) __________________________________

отец, Ф.И.О._______________________________________________________

возраст профессия __________________________________________________

род занятий в настоящее время________________________________________

хронические заболевания (если есть)___________________________________

6. Кто еще живет с ребенком или принимает участие в его жизни __________________________________________________________________

7. Жилищно-бытовые условия:

а) квартира (комната) ______________(количество комнат)_______________

б) кв. метров на человека____________________________________________

в) что есть у ребенка (отд. комната, вместе с другими детьми, уголок и т. д.) _________________________________________________________________

2 часть 

1. Были ли осложнения во время беременности (нужное подчеркнуть): да нет не помню.  Если «да», то какие и на каком сроке?________________________

2. Роды (нужное подчеркнуть): в срок преждевременные запоздалые. Какие по счету роды _____________________________________________________

3. Были ли осложнения при родах (нужное подчеркнуть): да нет не помню. 

4. Раннее развитие (нужное подчеркнуть): соответствовало возрасту раннее с задержкой. сидеть начал с мес. ползать начал с мес., активно мало не ползал стоять начал с мес. ходить начал с мес.

5. Речевое развитие (с какого возраста): гуканье, гуление, лепет первое слово первая простая фраза развернутая фраза.

 6. Соблюдает ли ребенок режим дня? Укажите какой: времени сна, приема пищи, прогулок. 

7. Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине? в возрасте в связи _____________________________________________________________

8. Наблюдались ли у других специалистов (Каких?)______________________

9. Дополнительные занятия в этом возрасте (нужное подчеркнуть): массаж, лечебная гимнастика, плавание, другие ________________________________

10. Какие особенности раннего развития Вашего ребенка (до 3-х лет) Вы еще могли отметить: _________________________________________________

11. Посещал ли ребенок другие дошкольные учреждения? Укажите, какие: обычный детский сад с ____ лет по ____ лет; логопедический с ____ лет по ____ лет; санаторного типа с ____ лет по ____ лет; другое с ______ лет по ______ лет.

12. Как относится ребенок к детскому саду (подчеркнуть): положительно, негативно, безразлично. 

13. Чем болел в этот период и как часто?_______________________________

14. Занимался ли ребенок с логопедом?________________________________

В каком возрасте__________________________________________________

15. Какие любимые игры есть у Вашего ребенка?_______________________

16. Наблюдаете ли Вы какие-либо особенности общения ребенка с окружающими людьми (детьми или взрослыми)?_______________________

17. В какое время засыпает ребенок? ________________________________

18. Требует ли ребенок присутствия близких при засыпании? Да, Нет 

19. Как Ваш ребенок спит (подчеркните все пункты, которые относятся к Вашему ребенку): спит крепко / беспокойно; легко засыпает; долго засыпает; вскрикивает, разговаривает, стонет во сне; ходит во сне. Укажите, как часто это происходит__________________________________

20. Что, с Вашей точки зрения, может представлять для ребенка опасность в детском саду или служить причиной травматизма______________________

21. Отметьте некоторые особенности поведения Вашего ребенка, если они есть (нужное подчеркнуть): часто беспокоен и возбужден; часто вял, апатичен и пассивен; много беспокоится по поводу своих успехов и неудач на занятиях в детском саду; много беспокоится по поводу своих отношений с другими людьми; много беспокоится по поводу своей внешности; неорганизован, разболтан, несобран; часто без повода раздражается; легко выходит из себя из-за неудач и замечаний; не в меру плаксив.

22. Были ли какие-либо чрезвычайные ситуации в семье?_________________

23. Какова была реакция ребенка на эти события?________________________

24. Есть ли у ребенка обязанности по дому? Какие?______________________

25. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье (подчеркнуть): благополучные; неблагополучные; ровные; сложные. 

26. Конфликтует ли ребенок (нужное подчеркнуть): со сверстниками; со взрослыми. Укажите причины конфликтов____________________________

27. Где, кроме детского сада, бывает Ваш ребенок, как Вы любите проводить свободное время, выходные дни?______________________________________

28. С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?__________________

29. Есть ли у ребенка друзья? Знакомы ли Вы с ними? Приходят ли они к Вам домой? ___________________________________________________________

30. К кому ребенок чаще обращается со своими проблемами?_____________

31. Наказываете ли Вы ребенка и каким образом? _______________________

32. Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей?________

__________________________________________________________________

3 часть 

1. Какие серьезные заболевания есть у Вашего ребенка в настоящее время (нужное отметить): нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечнососудистой системы,

желудочно-кишечные заболевания, поражение центральной нервной системы

нарушение деятельности дыхательной системы, нарушения эндокринной системы, другое ____________________________________________________

2. Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства? Какие? __________________________________________________________________

3. Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднение дыхания)?_____________________________________________

4. Бывают ли реакции на прививки (подчеркнуть): да, нет, не знаю 

5. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?_______________

6. Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появление красных пятен, бледность?__________________________________________________

7. Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуге, возбуждении, волнении?________________________________________________________

8. Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?________________________________________________________

4 часть 

1. К моменту поступления ребенка в детский сад он самостоятельно умеет (подчеркнуть): одеваться, завязывать шнурки, мыть посуду, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы, другое

2. На какие особенности Вашего ребенка Вы хотели бы обратить особое внимание сотрудников детского сада?________________________________

Такая диагностика позволяет отметить особенности взаимоотношений в семье, личностные характеристики ребенка и начальный уровень его социальных навыков.

Вывить уровень приобретенных знаний, умений и навыков детей о социальном мире поможет система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий

Педагогам важно помнить: ребенок не должен почувствовать, что проверяют его уровень развития. Тестовые задания следует давать в игровой форме. Необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Не следует давать ребенку оценку его знаний, умений. Результаты обсуждаются корректно, на основе психолого-педагогических знаний об организации педагогического процесса. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения нормами и правилами. Для этого целесообразно использовать комплекс психолого-педагогических диагностик. Чтобы определить умение детей распознавать эмоциональное состояние по мимике дается задание «Узнай настроение». Ребенку старшего возраста предлагается дорисовать нижнюю часть лица и определить по мимике настроение. С помощью разрезных шаблонов-пиктограмм, на которых изображены различные эмоции, можно провести узнавание эмоций, а также выявить избирательность настроений ребенка «Сложи только те лица, которые тебе нравятся». Или можно дать задание «Сложи лицо, какое чаше всего бывает у друга, воспитательницы» Пристального внимания заслуживает выразительная моторика ребенка.. Определить особенности внешнего проявления эмоционального состояния можно по мимике.

С помощью индивидуальных бесед с ребенком можно выяснить отношения педагога и детей, о взаимоотношениях дошкольника со сверстниками.

Примерные вопросы к ребенку: Что ты сегодня делал? Что тебе больше всего понравилось? Что огорчило тебя сегодня? Почему? Или: Что тебя больше всего огорчает, радует? Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? Кого из детей тебе не жалко перевести в другую группу? Детям старшего возраста можно задавать вопросы, требующие его отношения к окружающим событиям, явлениям. Например: Зачем люди трудятся? Откуда берут хлеб? Кем ты будешь, когда вырастешь? Расскажи о своих близких. Как можно порадовать близких? Как можно помочь пожилому человеку? Как можно порадовать сотрудников детского сада? Как бы ты успокоил малыша?.

Выявить социальную компетентность дошкольника поможет картотека проблемных ситуаций. Разрешая ситуацию, ребенок выбирает приемлемую для себя форму поведения и отношений со сверстниками и взрослыми

Заключение

Диагностика уровня компетентности у дошкольников должна носить комплексный характер и использовать различные методики для его определения:

1. Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

* мотивационный, включающего отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

* когнитивный, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т.д.;

* поведенческий, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.2. При выделении этапов социализации ребёнка от рождения до старшего дошкольного возраста было выявлено, что основной одним из условий успешной социализации ребенка является социально-психологическая обстановка в семье. Следовательно, формирование дошкольником личностной социальной компетентности и усвоение общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении, прежде всего с родителями. Опыт первых отношений в семье является фундаментом для дальнейшего развития личности старшего дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

При этом, коррекция нарушений эмоциональной сферы и социальной адаптации старших дошкольников (агрессивность, стеснительность, тревожность, и т.д) возможна лишь при совместной работе с родителями старшего дошкольника.

Обобщая результаты проведённого теоретического исследования, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

* полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками);

* способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

* самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

* самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная);

* усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.).

Источник