Диагностика социального развития ребенка дошкольного возраста
Анна Яцковская
Диагностика личностно-социального развития дошкольника
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части,воспитатель или психолог предлагают ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
Данная методика может быть использована только в том случае, если ребенок хорошо владеет изобразительными умениями и навыками!
По ходу выполнения ребенком задания воспитатель не вмешивается в этот процесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов:в таблицу оформляют пять психологических характеристик:
чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»);
легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчас»);
наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»);
адекватность половой идентификации (все рисунки);
адекватность возрастной идентификации (все рисунки).
Форма протокола
Ф. И. ребенка Самоценность Контакть Комфорт Пол Возраст Примечания
Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» — 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 балл из 5. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Таблица
Определение признаков эмоционального неблагополучия ребенка
(при наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры Признаки неблагополучия
Чувство неполноценности, низкая самооценка Маленькие узкие плечи; вся фигура малого размера; короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной; рисунок у нижнего края листа, в нижней части; карикатурный стиль, изображение клоуна
Трудности общения Выделенное в сравнении с фигурой лицо; отсутствие основных деталей лица, рта; человек нарисован схематично, из отрезков, палочек; человек или голова в профиль; руки, фигура в оборонительной позе
Параметры Признаки неблагополучия
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом; стирание какой-либо детали; штриховка какой-либо части фигуры;прорисована линия основания: пол, земля, короткие штрихи, двойные или прерывистые линии; темные, серо-черно-коричневые цвета в рисунке
Неадекватная половая идентифика-ция Одежда, атрибуты противоположного пола; фигура, волосы не соответствуют полу ребенка
Неадекватная возрастная иденти-фикация На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»; на рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»
Методика исследования самооценки дошкольника
(В. Г. Щур, С. Г. Якобсон в модификации В. В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка-дошкольника.
1 вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье (радость, здоровье, ум.
Инструкция. «Посмотри пожалуйста, здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой — самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
2 вариант (для старших дошкольников)
Материал: лист белой бумаги, карандаш, ластик.
Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, три лесенки из пяти ступенек. Видишь,на доске нарисованы три лесенки: одна — лесенка счастья, другая — здоровья, третья — ума. Ты можешь нарисовать лесенки любого размера. А теперь определи, куда бы ты поставил себя на каждой из них. Где ты стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда — на лесенке ума?»
Возможно использование этого варианта с подгруппой детей. Самостоятельное изображение лесенок дошкольникамипозволяет оценить их величину: чем она больше, тем значимее для ребенка проблема. Учитывается также число стираний и исправлений, как характеристика устойчивости или неустойчивости самооценки.
Анализ результатов производится в баллах: 5-я ступенька — 5 баллов, 4-я – 4 балла, 3-я – 3 балла, 2-я – 2 балла, 1-я – 1 балл.
Если показатели в сумме дают 14-15 баллов — завышенная самооценка, от 9 до 13 баллов – адекватная, от 8 до 3 – заниженная. Результаты рекомендуется соотнести с другими исследованиями самооценки ребенка.
Методика «Краски в подарок на день рождения»
разработана на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк с целью диагностики структуры детской группы и характера отношений между сверстниками
(Диагностика и коррекция психического развития дошкольника /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997. С. 190-195)
Методика проведения.Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров или карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявля-ется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, затем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие,в ходе которого говорит: «У каждого человека один раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»
Все выборы ребенка фиксируются в социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочте-ний на основе цвета «подаренного» фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас).
Радость ассоциируется с красным цветом, удивление — с желтым, утомление — с серым, страх — с черным, гнев — с красным и черным, грусть — с синим и серым, интерес — с синим и зеленым.
Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей (KB — коэффициента взаимности; УБВ — уровня благополучия взаимоотношений; ИИ — индекса изолированности) появляется новый цвет предпочитаемого выбора.
Обработка и анализ социометрического исследования. Первичная информация каждого социометрического исследования — социометрический выбор, который фиксируется в ходе самого исследования в таблице.
Имена детей № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы — число полученных выборов, число взаимных выборов. Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы.
Следующий этап работы — определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация.К ним относятся:
социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;
уровень благополучия взаимоотношений (УБВ);
коэффициент взаимности (KB);
индекс изолированности (ИИ);
«цветная палитра» социометрических выборов.
Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов.Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 и более выборов); 2 –«предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 — «принятые» (1-2 выбора); 4 –«не принятые» (0 выборов).
Уровень благополучия взаимоотношений.
УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях (1 и 2, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении — как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом — как низкий.
Низкий УБВ — сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.
Коэффициент взаимности вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это ведущий для нас показатель, так как он выражает сплоченность, привязанность, дружбу между детьми. По величине показателя KBможно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:
1 уровень KB = 15-20% (низкий,
2 уровень KB = 21-30% (средний,
3 уровень KB = 31-40% (высокий,
4 уровень KB = 40% и выше (сверхвысокий).
Цветовая палитра социометрических выборов. Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом «подаренной» краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности «звезды», желтых, сине-зеленых — показателем интереса к взаимодействию, черно-коричневых ~ показателем стремления избегать контактов.
Источник
Психолого – педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников.
Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации. Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.
Социализация личности дошкольника является фундаментом в проявлении социальной культуры. Успешная социализация дошкольника зависит от правильной организации свободного общения. От социализации дошкольника зависит развитие индивида, раскрытие способностей, становление личности, поэтому наша задача – направить все свои силы на успешность социализации дошкольника.
Отечественные ученые, такие как: А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».
В процессе социализации очень важную роль играет детский сад и его работники педагоги и психологи. Деятельность педагогов направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.
Люди, в отличие от животных, далеки от жизни «по инстинктам», поэтому наша жизнь строится исключительно на основе передаваемого опыта – речь, знания, умения, убеждения, культура – все приобретенное.
Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников. Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка. Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни.
Ролевое поведение в процессе социализации знакомит ребенка с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.
Программа социализации дошкольника
- Обсуждение последствий действий по отношению к другому человеку
- Игры и ситуации, требующие взаимопомощи и сотрудничества
- Обсуждение конфликтов
- Четкая формулировка правил поведения
Показатели, способствующие протеканию процесса социализации:
- Разрешение конфликтных и критических ситуаций
- Полоролевое поведение
- Самооценка
- Самосознание
- Усвоение информации
Социально-личностное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений педагогического процесса современного дошкольного учреждения.
В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется психолого-педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-личностного развития дошкольника. В этом аспекте диагностика рассматривается, как комплекс специально разработанных методик позволяющих диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.
Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.
Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:
- Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
- Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.
- Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.
Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения. Это определяет комплексный характер диагностики, в которой наблюдение и беседа будет являться одним из ведущих методов, позволяющих определить характер социально-нравственной воспитанности ребенка.
В саду, с целью изучения социализации дошкольников, мною проводится диагностика по трем направлениям:
1.Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Предпочитаемые источники информации.
Книги.
В качестве любимых книг дети называли русские народные и волшебные сказки, сказки про животных и сказки Ш. Пьеро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм.
Также ребята перечисляли книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали в детстве их родители: о Винни-Пухе, Буратино, Карлосоне и др. Также популярны комиксы, детские энциклопедии, книги про животных, научно-популярная, историческая литература.
Из предпочитаемых литературных произведений на 1 месте – сказки, их назвали 60% ребят старшего дошкольного возраста; на 2 месте – научно-популярная литература, энциклопедия, книги для животных; на 3 месте – журналы по мультфильмов «Человек-паук», «Русалочка», журнал «Барби».
Таким образом, любимым книжным жанром детей старшего дошкольного возраста остаются сказки , научно-познавательная литература.
Телевидение.
Многие ребята с большим интересом смотрят разные телепередачи. В качестве любимых телепередач у детей остаются мультфильмы. Но отечественные мультфильмы ребята почти не знают.
Кроме того, любят смотреть развлекательные программы ориентированные на взрослую аудиторию: «Поле чудес», «Слабое звено», «Большая стирка», «Скрытая камера» и сериалы для взрослых «Улицы разбитых фонарей», «Комиссар Рекс».
Дети являются поглотителями информации рекламных блоков. Дети почти не называли передач познавательного характера. Из детских передач ребята выделили: «Спокойной ночи», «Телепузики», «Улица Сезам».
Таким образом, потенциал телевизионного вещания мало используется для образования детей. К сожалению, родители не рассматривают телевидение как средство, дающее прекрасные возможности для знакомства с достижениями мировой и отечественной культуры.
Свободное времяпрепровождение.
Анализ ответов показал, что большинство детей (80%) в выходные дни бывают с близкими: мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрами и братьями. Только 4ребенка сказали, что они чаще бывают с друзьями.50% опрошенных детей основным занятием назвали просмотр телевизора. Упоминались изобразительная деятельность и игры с животными. Любимое место отдыха – горки и детские городки.
Настораживает то, что при наличии кинотеатров, театров, музеев, кружков и секций, дети чаще время проводят дома, порой предоставлены сами себе, иногда ходят в гости с родителями, посещают с ними магазины, ездят на дачу. Ни один из опрошенных детей не отметил занятия спортом. Только 22% детей сказали, что посещают кинотеатры, театры, музеи.
Таким образом, в основном ребята проводят входные пассивно у телевизора. Родители не реализуют свое свободное время для разностороннего развития детей и мало используют возможности городских учреждений для приобщения ребенка к культуре и спорту.
В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:
- Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются?
- Что делают школьники?
- Что делают дети, которые еще не ходят в школу?
- Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?
- Хотелось бы тебе быть взрослым?
- Хотелось бы тебе быть школьником?
- Тебе нравится быть ребенком?
В качестве основных занятий взрослых дети называют работу, приготовление пищи, уход за детьми, просмотр ТВ, а также походы в магазины и стирку. У школьников это учеба и выполнение домашнего задания, а у дошкольников – игра (100%), посещение д/с (95%), чтение книг и пение.
На вопрос: «Кем лучше быть?» – 40% детей ответили: «Взрослым», – мотивируя это тем, что можно завести семью, съездить куда-либо, а самое главное – овладеть профессией. Роль школьника мало привлекает детей. И если 20% детей среднего дошкольного возраста хотят быть учениками («чтобы все знать», «в садик не ходить»), то никто из опрошенных детей подготовительной группы не считает, что школьником быть хорошо, мотивируя свое мнение тем, что будут ругать за плохие оценки, надо будет решать трудные задачи.
50% детей подготовительной группы хотят быть взрослыми. Ребята, которые отвечали. Что не хотят быть взрослыми, мотивировали это так: «Не хочу в армию», «Не хочу рано вставать», «Работать надо».
Анализ ответов детей показал:
- статус школьника менее привлекателен для современных детей по сравнению со статусом взрослого и ребенка;
- с возрастом прослеживается усиление привлекательности образа школьника;
- очевидно стремление современных дошкольников избегать усилий и трудностей.
Таким образом, анализ собранной информации свидетельствует о том, что мир детства существует как субъективная реальность, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельность каждого из её членов.
2.Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?” Татаринцева Н.Е.
Определяя понятие «семья», дети использовали такие характеристики, как взаимопомощь, любовь, совместное проживание.80% считают, что человек не может жить без семьи. Анализ ответов на вопрос «Зачем нужны дети в семье?» позволил выделить следующие мотивы:
68% детей называли мотив связанный с удовлетворением эмоциональных потребностей родителей: «Чтобы не скучно было», «Чтобы веселили родителей».
27% назвали общественный мотив продолжение рода: «Чтобы выросли и женились», «Чтобы было больше людей», «Выросли и работали», «Чтобы помочь старым людям».
У 5% мотив, связанный с наличием социальных стереотипов: «Быть как все», «Чтобы семья полна Большинство детей (84%) вкладывают в понятие «любовь» широкий смысл: «Это когда человек любит кого-нибудь», «Все время целуются», «Заботятся друг о друге».
У 46% опрошенных понятие любовь и брак тесно связаны: «Любовь, когда люди женятся и рожают детей».
В качестве причин женитьбы дети назвали:
43% -появление и рождение ребенка;
49%-спасение от одиночества и стремление жить вместе с человеком, который нравится;
8% – связывают создание семьи с удовлетворением корыстных целей: «Чтобы в армию не ходить», «Чтобы муж деньги носил».
Таким образом, современные дети ориентированы на традиционную модель – счастливую семью, в которой обязательно есть потомство. Дети связывают понятие семья и ребенок и осознают необходимость продолжения человеческого рода. Но родители и педагоги мало рассказывают детям о роли и значимости ребенка в семье: ребенок не только «лекарство» от одиночества и средство избавления от скуки, но и огромная работа по уходу за ним, ответственность за его здоровье, безопасность и т.д. Поэтому взрослым необходимо расширять представления ребят старшего дошкольного возраста о многоаспектности социальных ролей, выполняемых каждым членом семейного сообщества.
3.Усвоение и развитие социально-культурного опыта. Методики «Изучение навыков культуры общения», «Изучение уровня самосознания».
Данное исследование показало нам, что дети не умеют общаться со сверстниками. Часто жалуются на товарищей. В общении со взрослыми показывают недоверие, замкнутость или агрессивность. Самосознание детей также низкое. Много детей «закрытых» с низкой самооценкой, которые не верят в свой успех. Другая часть – это дети, которые представляют себя главными среди людей и природы. Несут разрушительные действия. Игровая деятельность требует коррекции. Сюжеты игр сжаты, отражают в основном действия деструктивного характера.
Сводная диаграмма результатов диагностики уровня социализации детей старшего дошкольного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
На этапе контрольного эксперимента средний показатель высокого уровня социализации детей вырос на 50 %. Прослеживается положительная динамика развития отношений, игр детей, что доказывает эффективность предлагаемого комплекса мероприятий. Дети научились поддерживать и ценить дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей. Иногда были заметны проявления невербальной агрессии. Но ребята корректно поправляли нарушителей. Детям понравилось соблюдать правила, которые разработали педагоги, родители и дети.
Застенчивые, неуверенные в себе дети принимали активное участие в работе группы. Агрессивные дети стали меньше проявлять деструктивное поведение. Игры детей стали более развернутыми. Дети выбирали сюжеты игр, опираясь на опыт занятий. Группа характеризовалась как сплоченная, дружная, активная на занятиях и прогулках.
Таким образом, используя данный опыт в своей работе, педагог, имеет возможность не только знакомить ребенка с культурой общения, но и корректировать детско-родительские отношения.
Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Все выше перечисленное становится возможным потому, что у детей активизируется социальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания, освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию.
Также я использую комплекс мероприятий по работе с родителями и педагогами. Семейные проекты, они помогают ребенку получить представления о родословной своей семьи, узнать традиции семьи, позволяют поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому, воспитывать интерес к истории своей семьи. Являясь нетрадиционной формой общения и совместной деятельности родителей и детей. Обогащают внутрисемейные связи. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
Анкетирование педагогов «Личностно-профессиональные ценности педагога».
Анкетирование родителей №1 «Важные ценности для родителей»
Анкетирование родителей №2 «Самооценка уровня родительской компетентности».
Источник