Диагностика семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методики для оценки семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

Комплексное обследование семьи каждого ребёнка с ОВЗ осуществляется разными методами, с использованием различных методик.  Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

В качестве дополнительных методов традиционно используют беседу-интервью, собеседование с родителями, воспитателями и ребёнком, изучение документов об обследуемом, анализ продуктов деятельности и др.

Проведение экспериментального исследования требует привлечения достаточного числа методик в рамках того или иного метода. Могут применяться как стандартизированные, так и неформализованные методики.

Для детей

  • Методика «Фильм-тест» (Р. Жиль)

Методика “Фильм-тест” Р. Жиля (“Le Test-Film”) в адаптированном варианте И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой “Межличностные отношения ребёнка” (1994) предназначена для исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей его межличностных отношений, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Методика может быть использована для детей с нормальным психическим развитием в возрасте от 4-5 до 11-12 лет, при изучении детей с лёгкой степенью умственной отсталости – с 9 лет.

Преимущество данной методики состоит в том, что она является визуально-вербальной проективной методикой (слабовидящим детям стимульный материал по этой методике предъявляется в увеличенном масштабе), можно получить информацию об отношении ребенка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях, выявить особенности его взаимоотношений со значимым окружением, характерологические особенности ребёнка (любознательность, лидерство, общительность, конфликтность, тревожность и отгороженность).

С помощью полученных данных выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребёнка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик, полученные количественные показатели соотносятся с числовыми значениями в процентах, которые ранжируются по трём уровням сформированности (низкий, средний, высокий).

Цель: исследования социальной приспособленности ребёнка, особенностей межличностных отношений, поведенческих характеристик и черт личности.

Материалы: стимульный материал – рисунки (“кадры фильма”)

Инструкция: ребёнку предлагается выбрать себе место на картинке среди изображённых людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. С помощью ответов получить информацию об отношении ребёнка к окружающим людям и выяснить характерные варианты его поведения в некоторых типичных ситуациях.

  • Методика Рене Жиля

Цель: получить информацию об отношении ребёнка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям, а именно показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребёнка с другими людьми; показатели, характеризующие особенности самого ребёнка (любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения и др.)

Материалы: стимульный материал – сюжетные картинки, вопросы, ключи

Инструкция: Перед началом работы с методикой ребёнку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребёнок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребёнок должен выбрать себе место среди изображённых людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определённого лица. В текстовых заданиях ребёнку предлагается выбрать типичную форму поведения, причём некоторые задания строятся по типу социометрических.

  • Методика «Два дома» 

Методика “Два дома” (И. Вандвик и П. Экбланд Экбланд) используется для изучения общения ребёнка с членами своей семьи (Т. Д. Марцинковская, 1997), особенностей взаимоотношений и их оценки.

Цель методики: изучения отношения ребёнка к членами своей семьи.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см, на котором предварительно подготовленный рисунок: вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой – поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

Инструкция: Вначале психолог беседует с ребёнком о его семье и выясняет ее состав, затем показывает ребёнку рисунок и просит переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома, расположенные в нижней части листа. Ребёнку сообщают, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом. В конце беседы психолог задаёт ребёнку вопрос: “Кого из членов семьи ты возьмёшь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?”.

  • Рисуночные тесты

Используются следующие рисуночные тесты: “Рисунок человека”, “Несуществующее животное”, “Рисунок семьи”, “Дом, дерево, человек”.

Эти методики применяются при обследовании детей в возрасте от 4-5 лет (А. Л. Венгер, 2002). В отдельных случаях перечень методик дополняется “Кинетическим рисунком семьи”.

Рисунки детей по своему содержанию многозначны. Особенно это проявляется в плане изучения внутрисемейного климата и характера межличностных отношений.

  • Рисунок семьи

Цель: выявить основные параметры эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, соответствующие осям “симпатия” и “уважение”

Материалы: лист белой бумаги (А4: 21х29 см), шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый), резинка.

Инструкция: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово “семья”, этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается, в большинстве случаев оно длится не более 35 минут. При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребёнка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребёнок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задают следующие вопросы:

. Скажи, кто тут нарисован?

. Где они находятся?

. Что они делают? Кто это придумал?

. Им весело или скучно? Почему?

. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

. Кто из них самый несчастный? Почему?

  • Дом-дерево-человек

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста “Дом-дерево-человек” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: (положение листа вдоль) Нарисуйте дом, дерево и человека.

Дополнительные вопросы по рисунку дома (дерева, человека):

а) Из чего он сделан?

б) Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живёт в этом доме? Они весёлые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

  • Несуществующее животное

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером А4 15×10 см; ручка или карандаш, можно цветные карандаши, фломастеры. С помощью теста “Несуществующее животное” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: Нарисуйте несуществующее животное. А теперь придумайте ему несуществующее имя. Расскажи, какое оно.

  • Графический тест «Дерево»

Цель методики: выявление индивидуальных особенностей личности.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста “Дерево” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: “Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтёте нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом”. Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме ёлки; положение листа поперёк. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

в) Как оно растёт: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

  • Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва)

Методика “Лесенка для детей” В.В. Ткачёва используется при изучении самооценки детей (Т. Д. Марцинковская, 1997) и с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Цель: определение оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки; листочки цветной бумаги с обозначением членов семьи ребёнка и значимых лиц.

Инструкция: В беседе с ребёнком выясняют состав его семьи, определяют друзей и любимых учителей, соответствующим образом надписывают маленькие цветные листочки. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Ребёнка просят расположить на лесенке членов его семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

  • CAT (Детский апперцептивный тест) (Л. Беллак)

Методика CAT (Детский апперцептивный тест), предложенная Л. Беллаком используется для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет (Тесты детской апперцепции, 2000) для оценки уровня тревожности детей и выявления их взаимоотношений со значимым социальным окружением.

Цель: исследования уровня тревожности детей и особенностей их взаимоотношений со значимым социальным окружением, дополнительная информация о ребёнке.

Материалы: стимульный материал – стандартные рисунки из методики САТ: лев и мышонок, зайчик в кроватке, собака со щенком, медведи перетягивают канат, кенгурёнок со сломанной ногой, беременная кошка, медведица качает медвежонка, обезьянки в классе.

Инструкция: ребёнку предлагается посмотреть на картинки и рассказать о том, что там происходит.

Для родителей

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачёва)

Цель: определение психических свойств родителя воспитывающего ребёнка с отклонениями в развитии.

Материалы: бланк анкеты, текст анкеты, ручка.

Инструкция: В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «Да», если нет – «Нет». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

  • Методика «Лесенка для родителей»

Цель: определение личных, жизненных ориентиров каждого из супругов, иерархии жизненных ценностей родителя и месте в ней проблемного ребенка оценки родителями его взаимоотношений с близкими в семье и другими значимыми лицами.

Материалы: бланк 1, бланк 2, на бланках нарисованы лесенки;

Инструкция: Она включает два этапа. На первом этапе родитель дает оценку своим личностным качествам, распределяя черты характера по принципу доминирования. На втором этапе родитель оценивает факторы, определяющие стабильность семьи.

  • Социограмма «Моя семья» (Э. Г. Эйдемиллер)

Цель: выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье.

Материалы: бланк с нарисованным в нем кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: Родителям предъявляется бланк с нарисованным в нем кругом и просьбой нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие: число членов семьи, попавших в площадь круга; величина кружков; взаимное расположение кружков; дистанция между ними.

  • Методика эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Цель: выявить степень сформированности психологической самозащиты личности в форме эмоционального выгорания (уровень эмоционального выгорания)

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция: прочитать суждения и ответить на них “да” или “нет”, проставить в бланк знаки (+), если ответ “да”, или (-), если ответ “нет”

  • Опросник Шмишека

Цель: выявление характерных акцентуаций личности родителей

Материалы: материалы теста, бланк опросника, ручка.

Инструкция: ответить на предложенные вопросы согласно приложенной схеме ответов в баллах.

  • Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Цель:  изучение родительских позиций матери и отца. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Материалы: бланк опросника, текст опросника, ручка.

Инструкция:  Отвечая на вопросы методики, выразите своё согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребёнка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребёнком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребёнка.

  • Методика «История жизни с проблемным ребёнком» (B. B. Ткачёва)

Цель: уточнить основную проблему, волнующую родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу, дополнив или опровергнув данные, полученные экспериментальным путём

Материалы: чистые листы бумаги, ручка.

Инструкция: просьба к родителям письменно изложить проблемы семьи. Использовать текст как вспомогательный диагностический инструментарий.

Литература:

  1. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.  М., 2002.
  2. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  3. Рассказова Е.В. Диагностика отношений в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, методическая разработка, Тула, 2009

Источник

      Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

      Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.

      Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
      Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
      Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
      Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
      Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:

  1. принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
  2. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

  3. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
  4. Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

  5. принцип единства диагностики и коррекции.
  6. В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

  7. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
  8. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

  9. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
  10. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

  11. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
  12. Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.

  13. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
  14. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Основные направления психологического изучения семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии

      В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

      Направления психологического изучения проблем семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
      Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

  1. изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
  2. изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
  3. изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  4. изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
  5. изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
  6. изучение особенностей формирования “системы Я” у детей с отклонениями в развитии;
  7. изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
  8. изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
  9. изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
  10. изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
      К направлениям второго блока относятся:

  1. изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
  2. изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
  3. изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
  4. изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
  5. изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
  6. изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
  7. изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
  8. определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
  9. изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
  10. изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
  11. изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
  12. изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
    изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
  13. изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
  14. изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
  15. изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
  16. сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
  17. изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.

Программа психологического изучения семей.

Технологии психологического изучения семьи
      В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
      Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
      С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
      Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).

Наблюдение
      На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение – это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.

      Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.

      Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение

за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.

      В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
  • ;

  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
  • ;

  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
  • ;

  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
    особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)

воспитывающими детей с отклонениями в развитии

      Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
  • форма и характер взаимодействия с ребенком;
  • форма и характер взаимодействия с другими лицами;
  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
  • ;

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

      При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Источник