Диагностика семьи изучение условий и факторов развития ребенка в семье

Диагностика семьи изучение условий и факторов развития ребенка в семье thumbnail

Ольга Крошухина
Методики диагностирования семьи

В современной педагогике существует большое разнообразие методов оказания помощи и поддержки семье в трудной ситуации. Одним из важнейших является диагностика, исследование семьи, применяющаяся для изучения особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Семейная диагностика занимается выявлением особенностей взаимоотношений в семье, а также позволяет установить характер влияний семьи на психологические характеристики ребёнка, определить направление и формы психологической помощи семье, выбрать наиболее эффективные варианты решения семейных проблем.

Я вам дам краткую ориентировочную классификацию диагностических методик, сгруппированных по решаемым с их помощью задачам. Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью — они могут успешно применяться для решения разных задач. И ещё одним ведущим основанием методической классификации методик является мера объективности-субъективности, которой обладают ее результаты.

В случае объективных методик влияние исполнителя (диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Не существует жесткой границы между двумя классами.

Существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Следует помнить, что большинство методов личностной психодиагностики следует считать прерогативой специально подготовленного психолога.

Классификация методик:

1. Объективные тесты с выбором ответа. Результаты обрабатываются по ключу, заданному в форме норматива, то есть имеются объективно правильные и неправильные ответы.

2. Опросники. Это тоже тесты с заданными вариантами ответа на вопрос. Но ключ к в этом случае определяется не нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. Опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также установок, ценностных ориентации, самооценки.

3. Методики субъективного шкалирования. В этом случае шкальные оценки выносит сам испытуемый, а не исполнитель методики. Испытуемый оценивает объекты или понятия, а выводы делаются о нем самом.

Очень широко используются в школьной практике методики шкалирования. Наиболее простые из них привлекают школьных психологов именно простотой проведения, прозрачностью интерпретации, возможностью как бы заглянуть во внутренний мир ребенка.

В данном случае сам ребенок оценивает какие-то объекты внешнего мира, либо людей (преподавателей, родителей, друзей, либо события своей жизни, либо себя самого. Ему дается, как правило, бланк с определенными шкалами, полюса которых обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут быть даны в словесной, числовой или графической форме.От формы суть не меняется: методика все равно остается методикой шкалирования. Но от формы шкал иногда существенно зависит доступность методики для ребенка в его возрасте.

Вся трудность в том, что методики шкалирования требуют от ребенка высокого уровня развития речи, словарного запаса, ассоциативного мышления. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики, то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.

А теперь посмотрим, какие понятия должны быть уже сформированы у ребенка для успешного выполнения этой методики? Понятия максимум и минимум (самый, крайний и т. п., понятие все люди, понятие середина (средний, промежуточный уровень, понятия выше/ниже (больше/ меньше, понятие себя и, наконец, понятия счастье, ум и аналогичные, выступающие критерием оценки.

Как видим, далеко не всем дошкольникам и даже младшим школьникам должна быть легко доступна такая методика. Если взрослые не развивали у ребенка ассоциативно-рефлексивное мышление, то, впервые столкнувшись с подобной методикой, ребенок оказывается перед задачей впервые сформировать у себя довольно сложное умение, включающее комплексную координацию целой системы понятий.

Поэтому, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, использование методик шкалирования — не дело педагога, а дело специально подготовленного психолога.

Эти методики следует считать такими же объективными, как и тесты. Ведь в этом случае речь идет о субъективности испытуемого, а не экспериментатора-диагноста. Последний практически не влияет на результаты, и мы получаем картину субъективного мира личности, какая она есть.

3. Наблюдение (диагностика семейных / супружеских отношений, диагностика детско-родительских отношений).

Эта техника применяется при наличии однозначно зафиксированного материала наблюдения. Подсчитывается частота появления определенных элементов (фактов, единиц анализа) в материале наблюдения, а затем по соотношению этих частот делаются выводы.

Т. е. мы знаем, какие факты в поведении наблюдаемого объекта регистрировать и как на основании этих фактов производить оценку.

4. Интервью (с ребёнком).

Этот метод, один из наиболее древних и популярных в психологии и педагогике, очень часто кажется новичкам самым простым, естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным из всех перечисленных. Ведь педагог (психолог) добывает сведения об испытуемых, наблюдая и анализируя его ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием следует считать наши вопросы. А в случае непосредственного контактного на испытуемого воздействуют все коммуникативные особенности интервьюера — не только слова, но и его поза, жесты, мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет доверительный контакт между ребёнком и педагогом.

5. Беседа.

Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов (методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации с оказанием психолого-педагогического воздействия.

Определенной модификацией метода беседы можно считать письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем проведение живой беседы.

6. Проективные методики (рассказ, рисунок, ролевая игра).

Эти методики несомненно требуют специальной психологической подготовки, несмотря на то, что внешне некоторые из них выглядят пустяковой шуткой (особенно рисуночные методики). Тестовый стимул с этих методиках фактически отсутствует, а спонтанная активность испытуемого задана только свободной инструкцией (типа «Напиши сочинение»).

Прежде всего следует разобраться с самим названием этого класса методик. Смысл этой методики для неспециалистов можно пояснить следующим образом. Любому педагогу, известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, они гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ — злых или добрых. При этом происходит мысленное одушевление, наделение вещей и явлений неживой природы признаками живых существ. Происходит ПРОЕКЦИЯ — символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. Содержание этих фантазий очень много говорит о внутреннем мире ребенка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов.

Становится ясно, что ответами в проективных методиках могут быть целостные рисунки или тексты. Важно подчеркнуть, что в структуру проективной методики всегда входит более или менее формализованная экспертная оценка результатов. Более надежную информацию с помощью этих методик можно получить только тогда, когда их результаты оценивают несколько независимых экспертов.

Требование к проведению проективных методик – соблюдение необходимых атрибутов научной технологии.

Источник

Сообщение

“Методы семейной диагностики в

повседневной работе воспитателя”.

Воспитатель:

                                                               Аржаных В.М.

г. Липецк –2008г.

  Методическая помощь педагогам в установлении контактов с родителями состоит из нескольких этапов: это диагностика, планирование, консультирование и контроль. Рассмотрим этап диагностики:

            Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и работы воспитателя с семьёй. Для изучения семейного воспитания педагог прибегает к наблюдению, беседе с родителями и детьми. Хорошо использовать различные методы в комплексе.

          Наблюдение – доступный метод, это прямая регистрация событий очевидцем; следует определить его цель. Полученные данные фиксируются в протоколе: например, дата, время наблюдения, регистрация содержания общения родителей с ребёнком. В наблюдении, которое проводится с научными или диагностическими целями, вмешательство недопустимо. Можно пользоваться кодовыми словами или обозначениями, которые заносятся в блокнот. Если у педагога хорошая память, то запись можно вести в конце дня. При помощи наблюдения можно отметить такие, например,  факты: как встречаются родители и дети вечером, как проявляются их эмоции, о чём они говорят. Рекомендуется понаблюдать, как родители проявляют интерес к наглядному материалу. При наблюдении рекомендуется следить за тем, чтобы описание событий не смешивались с их интерпретацией.

          Анкетирование – незаменимый способ получения информации. Анкета предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. Какова бы ни была тема опроса, необходимо получить сведения, которые на социологическом языке называются «паспортичка» – она приводится в заключительной части анкеты. Например, отец или мать заполняют анкету: возраст, образование семейное положение. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Человек, отвечающий на вопросы анкеты, называется «респондент». Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме. Они более сложны в обработке. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены.помимо открытых и закрытых вопросов есть и полузакрытые вопросы, или комбинированные, которые предполагают свободный ответ на поставленный вопрос. Если соответствующего ответа нет, то респонденту предлагают его дописать. Анкета начинается с ведения, где следует подчеркнуть активную позицию самого респондента, в данном случае родителя. Не нужно писать: «нас интересует то-то и то-то», поскольку такой оборот вызовет неприязнь, а лучше сказать: «ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь». Вступительные вопросы выполняют функцию – заинтересовать респондента и облегчить ему вхождение в работу. Открытые вопросы помещают в середине анкеты, а заключительные должны быть относительно нетрудными. Наиболее острые или интересные вопросы помещают в последней трети листа. В конце анкеты выражается благодарность. Посредством анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, допускаемые трудности и ошибки.

         Беседа – это форма и метод изучения семейного воспитания. Важнейший её принцип – двусторонняя активность беседующих. Педагог придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы. Беседы можно проводить и со старшими детьми, например, на тему организации выходного дня в семье.

       Дневник – по желанию родителям предлагается вести дневники, в которых отражаются важные стороны семейной жизни. Они ценны тем, что в них отражаются систематические наблюдения, непроизвольные высказывания. Это – дополнительный источник информации, который обогатит знания педагогов о родителях, как воспитателях.

К методу выявления ценностных ориентаций родителей в области воспитания относится домашнее задание в форме сочинения на тему «Мой ребёнок». Родителям предлагается план, например, что их радует, что огорчает в ребёнке, каков ребёнок в игре, труде, каковы его отношения со сверстниками и т. д. Рекомендуется не ограничиваться планом, а изложить всё, что хотят сказать родители о своём ребёнке.

          Учебный год для воспитателя начинается с традиционного знакомства с семьями детей. Е. П. Арнаутова рекомендует выяснять следующие факторы:

– жилищные условия семей;

– возраст, образование матери и отца ребёнка;

– супружеский опыт;

– состав семьи.

Полученные данные записываются и учитываются в планировании работы с семьёй. В последующем знания о семье воспитанника помогут в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В общении с родителями недопустим формализм, например, ведение записи в их присутствии. Эта сфера деятельности педагога требует от него проявления особого такта и вежливости.

            Один из методов семейной диагностики: рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей. Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития. В ходе исследования решаются следующие   информационно-исследовательские задачи:

– выясняется эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающему миру;

– рассматриваются отношения членов семьи между собой, их отношение к ребёнку.

Автопортрет

Большие глаза

Обозначают подозрительность

 и гиперчувствительность к общественному мнению

Рот как у клоуна

Вынужденная приветливость

Рот «украшен» зубами

Неприкрытая агрессия

Соединённые руки

Скованность, замкнутость

Рука как боксёрская перчатка

Вытесненная агрессия

Пальцев на руке больше пяти

Агрессия и амбициозность

Дом-дерево-человек

Дерево занимает на рисунке значительное место

Обозначает огромную энергию и позитивный подход к жизни

Ветки направлены вниз

Показатель депрессии и замкнутости, нерешённых проблем

Дом, в котором есть дверь

Откровенность, общительность ребёнка, зависимость его от других

Маленькие двери

Нежелание впускать в своё «я»

Отсутствие двери

Психологическая недоступность, замкнутость

Дом нарисован вдали

Отверженность

Тонкая струйка дыма из трубы

Признак недостатка эмоциональной теплоты в доме

Наличие окон

Стремление к хорошим контактам с людьми

Окна большие

Признак развязности

Несуществующее животное

Рисунок расположен в нижней части листа

Обозначает, что ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен

Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы

Агрессивность (спонтанная или защитная)

Хвосты, направленные вверх

Ребёнок положительно оценивает свои действия

Панцирь, щит

Линия защиты

Сильный нажим линий

Тревога

Моя семья

По высоте расположения  фигур на листе

Доминирует отец,

Доминирует мать,

Равное положение,

Доминирует ребёнок

В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком

Кто  изображён в более светлых тонах, с тем лучше строятся отношения.

Если все в светлых, ярких тонах – гармоничные отношения.

Используя приведённые методы в комплексе, педагоги будут создавать адекватную картину семейного воспитания.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

«Педагогическая диагностика изучения семьи

как условие оказания ей помощи в воспитании

и развитии детей»

Подготовила:

Михеева Т.В..

2016 год.

«Что такое семья, понятно всем. Семья — это дом, папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, забота друг о друге…»

Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экрана телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.п. Все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становиться, к сожалению, все больше), которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу.

Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят «в себя». На свои вопросы часто получают не те ответы, которые должны были бы получить. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро.

Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

Любая работа начинается с диагностики. Именно диагностика позволяет определить, что в настоящее время понизился уровень воспитанности учащихся, нарушилась обратная связь с родителями, наблюдается слабый учет личностного фактора и благополучных взаимоотношений учителя с учащимися. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;

  • беседу;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • деловые игры;

  • материалы детского творчества и творчества родителей.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики.

II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании.

Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной досуговой деятельности).

III тип – внешне благополучные семьи.

Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями.

IV тип – конфликтные семьи.

Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, скандалят, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи.

V тип – неблагополучные семьи

Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает).

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

  • Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

  • Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

  • Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

Цель использования методики (вид диагностики)

Необходимая информация

Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

Социально-демографическая характеристика семьи:

  • социально-демографический портрет семьи;

  • организация и принципы семейного воспитания;

  • взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу получить в результате диагностики?

  • Как я буду работать с полученным материалом?

  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

  • корректность (определяется качеством диагностического материала).

Мы наблюдаем сейчас смену нравственных ориентиров молодежи, самоустранение родителей от воспитания собственных детей. Что же делать, чтобы активизировать родителей в воспитании детей, как заставить их проанализировать взаимоотношения с ребенком?

Н-р: Родителям предлагаю заполнить анкету-размышление:

  • Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ребенка?

  • Что Вам мешает правильно его воспитывать?

  • Какие качества личности Вам удалось воспитать у своего ребенка?

  • Какие черты характера Вам не нравятся в Вашем ребенке?

  • Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

Эти вопросы заставляют родителей задуматься о воспитании ребенка, а это, в свою очередь, повышает воспитательную активность семьи.

Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Грамотно проведенная и обработанная диагностика позволит учителю:

  • Легко составить социальный паспорт семьи и представить другую информацию, запрашиваемую администрацией и другими органами.

  • Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.

  • Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.

  • Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).

  • Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.

  • Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.

Все это в свою очередь явится залогом создания оптимальных условий и высокой эффективности воспитательной работы.

Источник