Диагностика речевого развития ребенка старшей группы

Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.

Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.

Материалы:Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Игра «Волшебные очки»

Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?

Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный

Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.

Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.

Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.

2. Согласование существительных с числительными.

Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.

Один мяч, 2 …. 5 …

Одна кукла, 2….5….

Одно облако, 2….5….

3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.

Один- дом. а если их много – чего? – много домов.

Один- стул. а если их много, ….

Один карандаш, а если их много….

Один – пень. а если их много, то это….

Одна – звезда. а если их много, то это….

Одна – кровать. а если их много. то это….

Одно- окно, а если их много. то это….

Одно – ухо. а если их много. то это ….

4. Исследование навыков словообразования.

У кошки- котята.

а у лося,

гуся,.

белки….

медведя….,

собаки….

лошади…

коровы?

5 Кто как кричит.

Игра «Доскажи словечко»

Ворона каркает. а воробей….

Корова мычит,а лошадь…

Свинья хрюкает. а овца….

Овца блеет, а коза….

Курица кудахчет, а утка….

Утка крякает. а гусь…

Медведь рычит, а волк….

6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.

Игра «Продолжи.»

В одном домике живет гномик,у него все маленькое:

У него не глаза. а глазки.

Не рот,а ….

Не нос, а ….

Не лоб, а ….

Не ухо, а …

Не усы…. а

Не рука, а ….

Не нога, а….

В другом домике живет великан,у него все большое :

Не глаза, а ….

Не рот. а….

Не усы. а ….

Не нос. а….

Не рука, а ….

Не нога. а ….

7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок

Рассмотри картинки и ответь на вопросы:

Что делает мальчик?

В дом входит….

К дому ….

Из дома….

От дома…

Через дорогу….

Что делает птица?

К клетке ….

В клетку …

Из клетки…

8 Образование относительных прилагательных от существительных.

Этот стакан сделан из стекла, он какой?

Аквариум из стекла – стеклянный.

Стол из дерева…

Сапоги из кожи….

Шуба из меха….

Шарф из шерсти…

Одеяло из ваты…

9. Образование притяжательных прилагательных.

Посмотри на картинку

У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….

у оленя….

у рыси…

у рыбы….

у собаки…

у кошки….

у сороки….

у верблюда…

у лошади…

у курицы….

10. Образование качественных прилагательных.

Зайца за трусость…., а льва за смелость….

Медведя за силу…., а ягненка за слабость….

Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)

Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)

11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?

Кто спит и что спит?

Ленивое солнце еще спит.

Ранним утром Аня еще спит.

Кто идет и что идет?

Мальчик идет, часы идут.

Кто бежит и что бежит?

Собака бежит, вода бежит (из – под крана)

Река бежит, время бежит

Дополнительный материал

«Объясни» А. Шибаев

И солнце играет (лучами на речке)

И кошка играет (клубком на крылечке)

И Женя играет (есть кукла у Жени)

И мама играет (в театре на сцене)

И папа играет (на медной трубе)

И дедушка с внуком (играет в избе).

Источник

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 – 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше  использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана  иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже – низкий уровень)

Читайте также:  Игрушки куклы польза для развития ребенка

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

                               Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

        Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные        в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).

3.Строить сложные предложения разных типов.

        Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] – [с] ;  [ш] – [ж] ; [л] – [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

        Связная речь. Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

                                                                           Ход обследования

        I Серия заданий (словарь и грамматика)

        1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

        2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

        3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

        4.Какая у ежа игла?(острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов(острый нож, острая пила, острые ножницы);

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

                4. Придумай предложение со словом игла.

        1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

        2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

        3)называет только одно слово .

                6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»

«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»

        1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

        2)называет 2 – 3 слова;

        3)подбирает только одно слово.

                7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся  домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»

        1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

        2)называет 2 – 3 слова;

        3)подбирает только одно слово.

                8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).

        1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

        2)подбирает два слова;

        3)называет только одно слово.

                9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

        10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

        11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

        12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

        13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

        II Серия заданий (звуковая культура речи)

        1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р’»?(тирг, корова, баран, жираф, леопард).

        2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

        3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

Читайте также:  Наглядные пособия для развития ребенка

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

        4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

        5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

        III Серия картинок (связная речь)

        1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

        2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

        3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

        Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2  балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы –  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.

         Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы

                        _____________________________________________________________

  1. Словарь и грамматика

        Задания        

Ответы ребёнка

баллы

1.

Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?

2.

Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

3.

Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?

4.

Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

5.

Составь предложение со словом игла

6.

Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….»

«Он не просто шел, а…»

7.

Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……»

Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….»

8.

Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?

9.

Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

10.

Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

11.

Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы

12.

Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес?

13.

Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

Итог:

                                              Уровень:

2.звуковая культура речи

задания

Ответ ребёнка

баллы

1.

В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »?

2.

Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з»

3.

Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом

4.

Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь

5.

Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

           Итог:                                                                                                                          Уровень:

3.связная речь

Задания

Ответы ребёнка                                

Специальные критерии

баллы

содержательность

структура

грамматика

Способы связей

 м/у П

Лексические ср-ва

просодика

1.

Опиши по картинке

Разложи картинки по порядку и составь рассказ

Придумай рассказ или сказку

Итог:

Уровень:

Читайте также:  Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех лет

Сводная таблица результатов обследования речевого развития

детей подготовительной к школе группы

Список детей группы

Словарь и грамма тика

зкр

Связ ная речь

Уровень

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние  целого предмета из его частей.

   Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

   Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

   Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

   Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла

                  допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибки – 1 балл

2.  Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

3. Много чего? Шар – шаров, стол – …, дом – …, береза – …, чашка – …, книга – …, дерево – …, лист – …, стул – …, мяч – …, ключ – …, карандаш…

Цель:  Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

         множественного  числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                   допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

      Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными

                 суффиксами.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы  – 3 балла

                 допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

5. Назови,  чьи это предметы. Хвост зайца –  …

                                                   Лапа медведя  – …

                                                   Шерсть волка – …

  Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

           /Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Закончи предложение:

                Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

                Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение  – 3 балла

                допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

 9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

                                              Одна кукла, две …

                                              Один шар, два …

                                              Один жук, два …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать  части к целому.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  назвать части из которых состоит .

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

                             24 – 30 баллов – высокий уровень

                             14 – 23 баллов  – средний уровень

                             13 и менее баллов – низкий уровень

Источник