Диагностика речевого развития ребенка старшей группы
Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.
Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.
Материалы:Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.
1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Игра «Волшебные очки»
Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?
Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный
Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.
Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.
Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.
2. Согласование существительных с числительными.
Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.
Один мяч, 2 …. 5 …
Одна кукла, 2….5….
Одно облако, 2….5….
3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.
Один- дом. а если их много – чего? – много домов.
Один- стул. а если их много, ….
Один карандаш, а если их много….
Один – пень. а если их много, то это….
Одна – звезда. а если их много, то это….
Одна – кровать. а если их много. то это….
Одно- окно, а если их много. то это….
Одно – ухо. а если их много. то это ….
4. Исследование навыков словообразования.
У кошки- котята.
а у лося,
гуся,.
белки….
медведя….,
собаки….
лошади…
коровы?
5 Кто как кричит.
Игра «Доскажи словечко»
Ворона каркает. а воробей….
Корова мычит,а лошадь…
Свинья хрюкает. а овца….
Овца блеет, а коза….
Курица кудахчет, а утка….
Утка крякает. а гусь…
Медведь рычит, а волк….
6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.
Игра «Продолжи.»
В одном домике живет гномик,у него все маленькое:
У него не глаза. а глазки.
Не рот,а ….
Не нос, а ….
Не лоб, а ….
Не ухо, а …
Не усы…. а
Не рука, а ….
Не нога, а….
В другом домике живет великан,у него все большое :
Не глаза, а ….
Не рот. а….
Не усы. а ….
Не нос. а….
Не рука, а ….
Не нога. а ….
7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок
Рассмотри картинки и ответь на вопросы:
Что делает мальчик?
В дом входит….
К дому ….
Из дома….
От дома…
Через дорогу….
Что делает птица?
К клетке ….
В клетку …
Из клетки…
8 Образование относительных прилагательных от существительных.
Этот стакан сделан из стекла, он какой?
Аквариум из стекла – стеклянный.
Стол из дерева…
Сапоги из кожи….
Шуба из меха….
Шарф из шерсти…
Одеяло из ваты…
9. Образование притяжательных прилагательных.
Посмотри на картинку
У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….
у оленя….
у рыси…
у рыбы….
у собаки…
у кошки….
у сороки….
у верблюда…
у лошади…
у курицы….
10. Образование качественных прилагательных.
Зайца за трусость…., а льва за смелость….
Медведя за силу…., а ягненка за слабость….
Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)
Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)
11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?
Кто спит и что спит?
Ленивое солнце еще спит.
Ранним утром Аня еще спит.
Кто идет и что идет?
Мальчик идет, часы идут.
Кто бежит и что бежит?
Собака бежит, вода бежит (из – под крана)
Река бежит, время бежит
Дополнительный материал
«Объясни» А. Шибаев
И солнце играет (лучами на речке)
И кошка играет (клубком на крылечке)
И Женя играет (есть кукла у Жени)
И мама играет (в театре на сцене)
И папа играет (на медной трубе)
И дедушка с внуком (играет в избе).
Источник
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 – 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже – низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь. Выявить умения:
1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.
2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.
4.Дифференцировать общие понятия.
Грамматика. Выявить умения:
1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).
3.Строить сложные предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Дифференцировать пары звуков [з] – [с] ; [ш] – [ж] ; [л] – [р] ; различать твердые и мягкие звуки.
2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.
3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь. Выявить умения:
1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
2. Составлять описание, повествование или рассуждение.
3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
Ход обследования
I Серия заданий (словарь и грамматика)
1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1 – 2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?
1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
4.Какая у ежа игла?(острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов(острый нож, острая пила, острые ножницы);
2)правильно подбирает два слова;
3)называет одно слово.
4. Придумай предложение со словом игла.
1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3)называет только одно слово .
6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»
«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»
1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»
1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).
1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет только одно слово.
9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать
1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет одно слово.
10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?
1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);
2)называет правильно только одну форму;
3)не выполняет задания.
11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).
1)Ребенок называет все слова правильно;
2)называет два – три слова;
3)говорит одно слово.
12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)
1)Называет более двух слов;
2)называет два слова;
3)повторяет заданное слово.
13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?
1)Ребенок правильно исправляет все предложения;
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II Серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р’»?(тирг, корова, баран, жираф, леопард).
2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;
2)допускает 1- 2 ошибки;
3) не справляется с заданием.
3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2)недостаточно четко произносит;
3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.
4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2)передает только вопросительную интонацию;
3)повторяет повествовательную интонацию.
5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?
1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2)отвечает, нарушая ритм;
3)говорит одно слово.
III Серия картинок (связная речь)
1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);
2)рассказывает, опуская начало или конец;
3)перечисляет отдельные качества.
2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)перечисляет нарисованное на картинках.
3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2)составляет рассказ с помощью взрослого;
3)не справляется с заданием.
Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.
2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы
_____________________________________________________________
- Словарь и грамматика
№ | Задания | Ответы ребёнка | баллы |
1. | Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь? | ||
2. | Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым? | ||
3. | Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? | ||
4. | Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? | ||
5. | Составь предложение со словом игла | ||
6. | Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….» «Он не просто шел, а…» | ||
7. | Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……» Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….» | ||
8. | Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча? | ||
9. | Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать | ||
10. | Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…? | ||
11. | Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы | ||
12. | Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? | ||
13. | Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно? | ||
Итог: Уровень: |
2.звуковая культура речи
№ | задания | Ответ ребёнка | баллы |
1. | В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »? | ||
2. | Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» | ||
3. | Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом | ||
4. | Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь | ||
5. | Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был? | ||
Итог: Уровень: |
3.связная речь
№ | Задания | Ответы ребёнка | Специальные критерии | баллы | |||||
содержательность | структура | грамматика | Способы связей м/у П | Лексические ср-ва | просодика | ||||
1. | Опиши по картинке | ||||||||
Разложи картинки по порядку и составь рассказ | |||||||||
Придумай рассказ или сказку | |||||||||
Итог: Уровень: |
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей подготовительной к школе группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связ ная речь | Уровень | Примечания |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СТАРШАЯ ГРУППА
1.Составление и называние целого предмета из его частей.
Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибки – 1 балл
2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно формы предметов – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
3. Много чего? Шар – шаров, стол – …, дом – …, береза – …, чашка – …, книга – …, дерево – …, лист – …, стул – …, мяч – …, ключ – …, карандаш…
Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа
множественного числа.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно назвал все предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца – …
Лапа медведя – …
Шерсть волка – …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? /
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Закончи предложение:
Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)
Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)
Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Расскажи, где находится котенок.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10. Закончи предложение: Один дом, два …
Одна кукла, две …
Один шар, два …
Один жук, два …
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит .
3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.
4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.
5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .
6.Предложить ребенку закончить предложение.
7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.
8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»
9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.
10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.
Итоговая оценка:
24 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 23 баллов – средний уровень
13 и менее баллов – низкий уровень
Источник