Диагностика речевого развития ребенка осознанности восприятия и использования им речи

Диагностика речевого развития ребенка осознанности восприятия и использования им речи thumbnail

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звуко-произношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.

Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь. Словарь Выявить умения:

1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?

2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?

3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?

4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5) понимать противоположные значения слов (большой — маленький, громко — тихо, бежать — стоять).

Грамматика

Выявить умения:

1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот — кошка — котенок — котик — котята);

2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);

3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

Фонетика

1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;

4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).



Источник

                       Детская речь: « нормы» и диагностика речевого  развития.

        В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей  и особенностей детей разных возрастных групп.

        Современные педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные.

        Безусловно, обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

        Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

        Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т.д.

        Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую активизации определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания.

        Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

                О возрастных « нормах» развития детской речи.

        Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития –  обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений), так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

        Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей  различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т.е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

                   Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы»

                                      речевого развития  и их причинах ?

        Воспитатели  неспециализированных детских садов, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка помочь малышу, страдающему речевыми нарушениями.

        Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не учили  слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и  ошибок коллег – непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад. где не уделяли должного внимания его речи).

Читайте также:  Роль песочной терапии в развитии ребенка дошкольного возраста

        Тем не менее воспитателю необходимо иметь некоторые представления о

наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

        Специалисты отмечают, что педагоги-практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отклонения в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх.

        Немецкий детский психолог профессор Карлхайц Зик  в книге «Ребенок и его мир» (М. 1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

– совсем не говорит;

– начал говорить со значительным опозданием;

– развитие речи остановилось на одном уровне;

– ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

– ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

– ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

– говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

        Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз или заключение, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

        Воспитатель должен иметь представления и об основных причинах  отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

  1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.
  2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
  3. Особенности родов: стремительные или затяжные;  осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
  4. Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония. Отиты, сотрясения и ушибы мозга. Менингиты и менингоэнцефалиты.
  5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность), двуязычие в семье.

          Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются  «зоной риска».

        К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1) очень внимательно смотрит на рот говорящего,  «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2) стараются подойти к  говорящему очень близко и не отводить глаз;

3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4) не реагируют на слова, если не  видят говорящего;

5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

        Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры с аудиометрической аппаратурой, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Консультация для воспитателей:

Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

                                                             Составила:

                                                             Уч- логопед  Хайбуллина А.М.

Источник

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми

Раздел: Учебники

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ОСОЗНАННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМ РЕЧИ

Ребенку читают короткий рассказ,
содержащий не­сколько слов, которые могут оказаться новыми и незна­комыми для
него.

Например. Однажды в воскресенье
Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскур­совод.
Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан
и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о
вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile.

Тематика рассказа может быть изменена
в соответствии с особенностями той местности, в которой проживает ре­бенок.
Важно лишь соблюдение основного принципа – наличие в рассказе слов, которые
могут оказаться новы­ми для ребенка.

Инструкция. Сейчас я
прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.)
А теперь постарайся сам рассказать мне его.

Оценка выполнения

Оценивается поведение ребенка и
характер задаваемых им вопросов.

Ребенок молчит, не пытается
пересказывать

и не задает вопросов даже после

дополнительной стимуляции
…………………………….. 0

Пытается воспроизвести рассказ,

не понимая трудных слов,

но пытаясь употреблять их
……………………………….. 1

Пытается пересказать,

интерпретируя рассказ

в соответствии со своим
пониманием,

искажая смысл
рассказа…………………………………….. 2

Начинает с вопросов

по поводу незнакомых слов,

потом пересказывает
………………………………………… 3

Способность ребенка вычленить
новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задавае­мых им
вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития,
осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь
прогностическое значение в плане развития познаватель­ной активности ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ:  Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми

Смотрите также:

Акустическая психокоррекция. Метод основан на принципиально
новых…

Методы акустической психокоррекции могут быть
использованы: — во-первых, при работе с персональным.- — коррекция состояния
и поведения человека-оператора

Экстренная психокоррекция – ряд методов позволяющих с
помощью…

Область применения методов экстренной психокоррекции
широка: от коррекции функционального состояния…

Сущностью всех методов психокоррекции, включая
психотерапевтические…

Разработки в области создания средств психокоррекции
медицинского назначения в последнее время интенсифицируются. Среди них можно
упомянуть, например…

Возможности семантической психокоррекции Mental Correction.
Суть…

Создание психокоррекционной фабулы требует
высокой квалификации иНаиболее эффективны индивидуальные средства психокоррекции,
но они очень дороги и трудоемки.

Компьютерные технологии психоанализа и психокоррекции

Изменение этих мотивов, устранение конфликтов,
разрушение комплексов, а в целом психокоррекция — вот цель…

…Mental Probe. Компьютерные технологии психоанализа и
психокоррекции

Их значимость для личности может быть точно измерена.
Специалист может использовать эти данные при семантической психокоррекции
или в каких-либо методах лечения.

Твоё здоровье

Зачем это нужно. Новое в психокоррекции.
Акустическая психокоррекция. Экстренная психокоррекция.
Психообратная связь (PSYCHOFEEDBACK).

Читайте также:  Научный центр развития ребенка на ломоносовском

Библиографический список. 1. Психология личности /Под ред….

М., 1984. 3. Рудеспшн К.. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика.

психосемантический анализ подразумевает ввод тестирующей
информации…

У них эта инфор. мация может быть прямо использована с.
целью психокоррекции. Получаемые данные. могут быть также использованы
для построе.

Профессиональная
ориентация. Основным видом психологической…

3) психокоррекционная — помощь в выборе
профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов
исправления отклонений в психической сфере и поведении

Последние
добавления:

Введение в
культурологию  Естествознание 
Валеология. Вайнер  Валеология   География
мирового хозяйства

Языковедение
  Туристская деятельность  
Сборник
задач по банковскому делу     Логика и аргументация

Источник

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста ( от 5 до 7 лет)

Содержание

  1. Пояснительная записка

-краткая характеристика речевого развития детей в норме и с ТНР

-используемая при составлении диагностического материала литература

-содержание обследования

– оценка уровня сформированности речи

  1. Стимульный материал к мониторингу уровня речевого развития детей 5-7 лет

  2. Речевая карта ребенка 5-7 лет (составлена к стимульному материалу)

  3. Приложение 1 к мониторингу уровня речевого развития детей 5-7 лет ( протокол обследования, индивидуальный профиль речевого развития, профиль уровня сформированности речи в группе с ТНР – примеры)

Пояснительная записка

Данный диагностический материал разработан для определения уровня развития речи детей 5-7 лет.

Характеристика формирования речи детей дошкольного возраста (5-7 лет) в норме и ТНР.

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. К 5 годам у ребёнка в норме достаточно сформированы все компоненты речи: произносит и различает все звуки, способен к звуковому анализу и синтезу; достаточный объём словарного запаса, которым ребёнок правильно пользуется; сформирована грамматическая сторона речи, верно употребляются основные формы словообразования и словоизменения. Собственная речь развёрнута, предложения полные.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Кгруппе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и фонематического слуха.

Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности. Речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития речи.

На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;

на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;

на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;

на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).

Используемая при составлении диагностического материала литература:

Диагностика речевого развития составлена с опорой на следующие материалы:

Акименко В.М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014

Крупенчук О.И. «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» Санкт-Петербург, «Литера»2011

Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет.- Владос, 2013 г.

Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет.- Владос, 2018 г.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002.

Балобанова В.Л.,БогдановаЛ.Г.,Венедиктова Л.В.,Воробей Т.Т.,Лалаева Р.И., Летакова В.И., Логинова В.А.,ЛопатинаЛ.В.,НищеваН.В.,Павлова Л.Н., Прищепова И.В., Серебрякова Н.В.,СоломахаЛ.С.,ТитоваТ.А.,ЧистовичИ.А.,ЧуйковаГ.Н.,Яковлев С.Б. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2000

Содержание диагностики

Диагностика направлена на оценку сформированности всех сторон речи и представлена в разделах:

Произносительная сторона- произношение звуков речи;

Фонематические процессы- восприятие фонем на слух, их различение, сформированность процессов звукового анализа и синтеза;

Слоговая структура слова – способность к восприятию ритма слова, а также звуко-слоговой наполняемости слов;

Грамматический строй речи- уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения;

Лексика – объем и точность номинативного, предикативного словаря, словаря признаков; уровень сформированности обобщающих понятий и способности актуализации словарного запаса.

Связная речь- наличие самостоятельной диалоговой речи, развёрнутость и оформление высказывания самостоятельного и по заданию.

Диагностика осуществляетося на предложенном стимульном материале. Отдельно отмечены задания, которые даются детям с определённого возраста.

Результаты диагностики заносятся в речевую карту ребёнка, которая заполняется на начало учебного года. Промежуточные и итоговые результаты мониторинга речи, осуществляемые в середине и конце учебного года, отмечаются в сводной по группе таблице мониторинга а также представляются в индивидуальных графиках речевого развития(приложение 1). Уровень сформированности речи всей группы в целом фиксируется в профиле уровня развития речи группы и указывается в процентах.

Оценка осуществляется в соответствии с нормативными показателями речевого развития детей 5 – 7 лет.

Оценка уровня сформированности речи

Оценка сформированности сторон речи осуществляется в баллах; уровень развития речи определяется коэффициентом развития(КОР)

Оценочные баллы

1 – очень низкий

2 –низкий

3- средний

4- выше среднего

5 –норма

Формулы расчета среднего балла и коэфффициента развития (КОР)

1н+1н+1н+1н+1н+1н суммируются баллы по критериям контрольного промежутка времени

ср . балл = 6 количество критериев

1н-начало года ; 2с- середина; 3к -конец года

ср.балл*100%

КОР = 5 5 –высший балл речевой нормы согласно оценочной шкале

Уровень сформированности речи ,определяемый коэффициентом развития (КОР)

20 -36% – очень низкий

37-56%- низкий

57-76%-средний

77-96%-выше среднего

96-100%-норма

Критерии оценки сформированности произносительной стороны ( в баллах)

1.нарушено большинство групп звуков (более 4) , нарушена просодика.

2.нарушено несколько групп звуков, звуки не произносит как в свободной речи и словах, так и изолировано.

3.нарушено несколько групп звуков, некоторые произносит изолировано и в отдельных словах, в собственной речи не употребляет.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка на пражской

4.нарушено произнесение одной группы звуков, требуется контроль при произнесении поставленных звуков. Может контролировать речевое дыхание и ритмическую организацию речи.

5.все звуки произносит правильно.

Критерии оценки сформированности слоговой структуры слова:

1.грубые нарушения слоговой структуры слова- сокращение количества слогов, произнесение 1 слога , произносимый слог не является ударным.

2.нарушение слоговой структуры,связанные с трудностями переключаемости речевого аппарата- различные перестановки слогов в слове,замены слога предыдущим или следующим (упрощение реч.программы)-более 1 раза в слове.

3.нарушения слоговой структуры слов в словосочетаниях или предложениях, насыщенных сложными для ребенка по произнесению звуками.

4.нарушение слоговой структуры сложных слов в словах, фразах.

5.слоговая структура не нарушена.

Критерии оценки сформированности фонематических процессов.

1. не выделяет звук как элемент речи, не различает фонемы разных фонетических групп на слух в своей и чужой речи.

2.затрудняется в выделении звука из слова, определении наличия и последовательности звуков в простом слове ( из 3 звуков), выделении первого гласного и последнего согласного звука в слове.

3. не может различить большинство звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Недостаточно для возраста сформированы процессы звукового анализа и синтеза, фонематические представления.

4. затрудняется только в различении звуков, артикуляция которых нарушена. Незначительные трудности в звуковом анализе и синтезе.

5. фонематические процессы не нарушены.

Критерии оценки сформированности грамматического строя

1. Не различает грамматические формы , слова используются в «застывшей» форме.

2. Ошибки образования множ. числа существительных, затрудняется в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных даже по научению; нарушает согласование глагола с существительным в роде и числе. Не понимает предлоги на, под, в. Ошибки в образовании В.П,Д.П. существительных.

3. Ошибки в согласовании существительных с числительными, образовании Р.П., П.П.,Т.П. существительных. Не образует относительные и притяжательные прилагательные, затрудняется в понимании предлогов из-за, из-под, употреблении предлогов за, перед, над.

4. Незначительные ошибки в редких формах словообразования и словоизменения, в употреблении предлогов из-за, из-под. Незначительные трудности в использовании навыков словообразования и словоизменения в самостоятельной речи.

5. Развитие грамматического строя соответсвует возрастным нормативам.

Критерии оценки сформированности словарного запаса:

1. Пассивный словарь значительно превышает активный; в речи множество слов-звукоподражаний, которыми обозначает действия и предметы.

2. В речи слова, часто используемые в быту. Не подбирает слова по обобщающему понятию. Называет не более 1 слова на задание подобрать глагол, обозначение признаков предмета.

3. Мало владеет обобщающими понятиями, часто заменяет на родовые или видовые названия. Для подбора признака предмета необходима помощь. Затрудняется называть действия по профессии. Заменяет слова, близкие по ситуации и внешним признакам. Не понимает и не использует антонимы, даже простые.

4. Самостоятельно подбирает слова- признаки и действия; использует обобщающие понятия; незначительно ошибается в использовании близких по ситуации и внешним признакам глаголов; испытывает сложности в употреблении сложных антонимов и подборе синонимов.

5. Лексический запас достаточный, соответствует возрастным нормативам.

Критерии оценки сформированности связной речи.

1.Не рассказывает знакомый сюжет. Затрудняется ответить на вопросы или отвечает однословно.

2.Может с помощью вопросов перессказать знакомый сюжет. Использует простые предложнения из одного-двух слов. Самостоятельно не составляет рассказы по картине, отвечает на вопросы, перечислителяя изображенные предметы или действия.

3.Самостоятельно составляет рассказ по сюжетной картине, речь логична, но упускаются детали и рассказ носит схематичный характер. Преимущественно использует простые предложения.

4.Самостоятельно составляет рассказ . Речь последовательна и логична, правильно передаётся смысловое содержание. Использует простые распространенные и сложные предложения. Имеются незначительные нарушения лексико-грамматического оформления.

5.Речь развернута, верно грамматически и лексически оформлена. Рассказ носит творческий характер.

Стимульный материал для обследования речи детей 5-7 лет

Раздел 1.Речевой аппарат и звукопроизношение

Строение

Губы (Толстые, тонкие);Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, проген., прогнат.) Нёбо (уплощённое, готическое, расщелина) Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) Просодика. темп ритм паузация интонация

мимическая и артикуляционная мускулатура

(есть ли движение, замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиации, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, гиперметрия)

С

Сь

З

Зь

Ц

ш

ж

щ

Ч

т

ть

л

ль

р

рь

й

д

дь

б

бь

в

вь

г

гь

к

кь

х

хь

п

пь

м

мь

н

нь

ф

фь

Раздел 2. Обследование слоговой структуры слова

5

Молоко

Панда

Лампа

5-6

смыть

Кусачки

Прыгуны

hello_html_4f3f6829.jpg

6-7

Древесина

Сухофрукты

троллейбус

Инструменты

hello_html_5c3a7042.jpghello_html_m1756dbe2.jpghello_html_3b43d31b.jpg

Раздел 3. Обследование фонематических процессов

1.повтори звук – И,Э,П,Ф

2. Когда услышишь А, хлопни

3.Различение похожих звуков

на слух в слогах

повтори: та-да,ка-га, бу-пу,фы-вы,сы-зы,же-ше,ле-е.

в словах

повтори: дым-дом,мак-бак,дудка-будка,пирог-порог.

С опорой зрительной: покажи как я назову: сом-дом-ком; мошка-ложка-кошка;корова-корона-ворона

Фонематический анализ (с 5лет)

Назови первый звук

Акула, Индюк,Искра, Улица, Ухо, Остров.

Назови последний звук

доМ, мосТ, меЛЬ, ПорТ.

Есть ли звук И в слове:кИт, Ирис,магнИт.

Звук Р в слове: Ручей, коРова, мотоР

Звук С в слове:

Сок, маСло, ноС.

Фонематические представления (с 5лет)

В коком слове есть звук А? П? С?

hello_html_m39020841.jpghello_html_m17510b71.jpg

Придумай слово со звуком

А

М

У

Фонематический анализ и синтез (с 6 лет)

Составь слово -на слух

Д О М В Л О К

Сколько звуков в слове?

ЛУК МИША НИТКА

Какой по счету звук В?

Ваня поВорот кВакать

Раздел 4. Обследование грамматического строя речи

Падеж сущ

Кто? Рад кому? Вижу кого? даю кому? Говорю о ком? Доволен кем?

hello_html_73a78445.jpghello_html_2f8f42f.pnghello_html_m5e17e5c6.jpg

На слух

Она(он)- они

Кот

Лапа

Ведро

Стул

одеяло

hello_html_756f4e1.jpghello_html_450b06cf.pnghello_html_223107ba.jpghello_html_436f8ca7.jpg

hello_html_436f8ca7.jpghello_html_442e3f29.jpghello_html_436f8ca7.jpg

что сделал?(мальчик)

hello_html_1ef6046.pnghello_html_m9a9504a.jpg

Что сделала ?(курица,кошка)

hello_html_m142869c8.jpg

hello_html_6fff1627.jpghello_html_777df4bb.jpg

Уменьшительно-ласкательные и увеличения

hello_html_74d598e2.jpg

Вмещения

Притяжательные прилагательные(с 6л)

hello_html_m2410dfc2.jpghello_html_m6279472e.jpghello_html_m24b3ce80.jpg

чей хвост?лапы?голова?туловище?

Относительные прилагательные(с 6л)

1.Из чего какой

Сумка,ремень,сапоги из кожи; стакан,ваза,окно из стекла; куртка,одеяло,брюки из хлопка

2.Какой,если

День,когда солнце дождь; зимой, летом (солнечный, дождливый, зимний, летний);

погода,когда жаркохолодно.

Префиксальные глаголы( с 6 лет)

Употребление (обследуется по показу действия с игрушкой) понимание(выполнение инструкций)

Кукла что сделала: подошла, отошла, ушла, зашла, обошла, прошла, вышла.

Употребление пространственных предлогов

ответь на вопрос где?предлоги:на,над,под,за,(5-6лет)из-за,около,между,перед,из-под,слева-справа ( с 6л)

Раздел 5. Обследование лексики

Номинативный

по обобщению

Какие знаешь: Фрукты овощи мебель посуду одежду обувь профессии насекомых продукты,домашних животных

Обобщение

Что лишнее и п