Диагностика ребенка в группе развития

№
Название методики
Источники
I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных
её
компонентов
Операциональные характеристики деятельности ребёнка
1.
Методика Пьерона-Рузера
Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.
2.
Корректурная проба
1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагентство, 1994.
3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
3.
Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии
и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического
развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.
Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
4.
Графический диктант
по Д.Б. Эльконину
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.
2. Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
3. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.,
1988.
Особенности мнестической деятельности
5.
Запоминание двух фраз
1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,
1999.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
6.
Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)
Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности
7.
Исследование представлений о величине (на предметном уровне)
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и
ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
8.
Разрезные картинки
(есть у Е.А. Стребелевой)
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
9.
Кубики Кооса
1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.
10.
Прогрессивные матрицы Дж. Равена (Цветные матрицы
Равена – детский вариант)
1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997
2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.
3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.
4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.
5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Особенности сформированности понятийного мышления
11.
Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
12.
Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.
Исключение предметов (4-ый лишний)
1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994
Вербально-логический компонент познавательной деятельности
Выбор простых аналогий
(с 7 лет)
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности:
дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Подбор парных аналогий
(с 7 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –
СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Выделение существенных признаков (с 7 лет)
1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности:
дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Определение понятий (с 6,5 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Исключение понятий
(с 6,5 лет)
1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший
школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Установление последовательности событий (с составлением рассказа)
1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.
Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием
Свободный рисунок (человек, школа, др.)
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.
Изучение индивидуально-психологических особенностей
Тест тревожности
Р.Теммл, М. Дорки,
В.
Амен
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к
школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.
3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. – С. 19-28.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования
детского самосознания»
Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. – М.: Когито-центр, 1998. – 24
с.
«Домики»
О.А. Ореховой
Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., 2002.
Тест Рене Жиля
1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика
детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.
2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.
3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.
4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н.
Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.
Уровень произвольной регуляции деятельности
Определение уровня
развития произвольной регуляции деятельности (Н.В.
Нижегородцева)
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)
Нижегородцева Н.В., Шадриков
В.Д.Психолого-педагогическая готовность
к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется
использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый
образовательный уровень
(к обучению в школе)
1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной
школе». Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение
готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий
2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни,
6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к
школе.
1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к
школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности
детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.
К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.
4. Карта наблюдений Стотта.
1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий “трудных” детей. / Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.
2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения
первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)
5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)
НПЦ Психодиагностика
Источник
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник