Диагностика ребенка с задержкой речевого развития

Диагностика ребенка с задержкой речевого развития thumbnail
Диагностика ЗРР у детей

Задержка речевого развития — заболевание, при котором ранняя диагностика и терапия имеет огромное значение. При малейших признаках нарушения речи, надо как можно быстрее обратиться к специалисту и пройти обследование. ЗРР опасна не только сама по себе, но и может быть признаком другого, более серьезного заболевания.

Признаки ЗРР

Диагностика ЗРР возможна только после двух лет, однако первые признаки, которые должны насторожить родителей, можно заметить раньше. Специалисты называют семь основных симптомов того, что есть проблемы с речью:

  • отклонения на доречевом этапе (период лепета, гуления). Нарушения могут проявляться по-разному: недостаточная выраженность звуков, их однотипность, плач в одной и той тональности;
  • годовалый малыш не реагирует на голос родителей, свое имя (при этом у него нет проблем со слухом);
  • в год-два ребенок отказывается повторять слова и фразы за взрослым. Эхолалия — необходимый и естественный этап освоения устной речью. Он помогает познакомиться с фонематическим звучанием языка, понять артикуляцию;
  • отсутствие в два года активно используемых слов. В этом возрасте малыш уже должен использовать простые слова, чтобы дать понять взрослым, чего он хочет и что его беспокоит;
  • к трем годам ребенок не формирует из слов фразы. Очень важно, что в этом возрасте он уже не просто бездумно повторяет услышанные фразы, а в состоянии их сам придумать;
  • ребенок не старается говорить четко и не заинтересован в том, чтобы его понимали;
  • невнятная речь после трех лет.

Важно! Особое внимание стоит уделить ребенку, если есть предпосылки для возникновения ЗРР: наследственность, осложнения при беременности или родах, токсические или инфекционные поражения.

Признаки задержки речевогоразвития

Методы диагностики ЗРР

Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.

Диагностика задержки речевого развития включает в себя следующие обязательные этапы:

  • прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
  • исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
  • обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
  • логопедическая диагностика;
  • психологическая диагностика.

Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.

Логопедическая диагностика ЗРР

Неврологическая диагностика

Формирование языковых навыков напрямую зависит от развития ЦНС, в частности головного мозга. В раннем детском возрасте функции речи, мышления и памяти тесно взаимосвязаны. В дальнейшем, при отсутствии патологий, эти функции отделяются друг от друга, формируется абстрактное и ассоциативное мышление. Любые изменение анатомии мозга, функциональные нарушения сразу же отражаются на развитии речи.

Диагностика у невролога необходима, чтобы выявить отсутствие патологий в НС. ЗРР в данном случае может быть вызвана следующими причинами:

  • генетические и хромосомные заболевания,
  • патологии развития НС,
  • повреждения, ЧМТ,
  • инфекции, опухоли, нарушение обменных процессов в мозге.

Какие обследования при ЗРР будут назначены, зависит от сопутствующих симптомов и анализа собранного анамнеза. Стандартные неврологические обследования при ЗРР:

  • МРТ (для выявления структурных поражений);
  • генетические, нейрофизиологические и нейробиохимические исследования;
  • ЭЭГ для выявления эпилепсии;
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга.

Методы диагностика ЗРР детей

Всестороннее неврологическое исследование при ЗРР проводится совместно с детским психологом и психиатром. Тщательные анализы при ЗРР необходимы для выявления общих нарушений в развитии (аутизма, шизофрении, олигофрении и других).

Методы оценки общего уровня развития при диагностике ЗРР:

Метод

Описание и цель

Денверский тест

Денверский скрининговый тест предназначен для оценки уровня психомоторного развития. В основе метода лежит анализ способности ребенка выполнять задания, предназначенные для его возраста. В России методика не получила широкого применения

Шкала Гриффитс

Оценивает уровень психомоторного развития по следующим параметрам: моторика, социальное взаимодействие, речь, реакция рук и глаз, способность к играм

Шкала Бейли

По шкале Бейли оцениваются: умственное, моторное развитие, эмоциональное и социальное поведение, внимание, волевые качества

Важно! ЗРР необходимо отличать от общего недоразвития речи. Для этих целей обязательно проводится дифференциальная диагностика ЗРР и ОНР.

Диагностика у отоларинголога

Нормальное развитие речевых навыков невозможно, если есть проблемы со слухом. Именно поэтому отоларинголог — один из первых специалистов, который проводит обследование детей с задержкой речевого развития. Его задача — исключить возможность органических патологий органов слуха и речи, а также наличия хронических заболеваний.

Обследование отоларингологом детей с ЗРР

При диагностике ЗРР отоларинголог:

  • проводит тщательный осмотр ушей;
  • оценивает слух;
  • анализирует данные о прохождении беременности и сопутствующих болезнях матери, которые могут стать причиной снижения слуха;
  • анализирует историю родов и перинатальный период;
  • собирает семейный анамнез на наличие тугоухости среди ближайших родственников;
  • проводит исследование головы и шеи;
  • проверяет наличие жидкости за барабанной перепонкой;
  • проводит полное исследование слуха при помощи аудиограммы, отоакустической эмиссии и тимпанометрии.

В случае, если комплексная проверка не выявила наличие заболеваний уха, отоларинголог направляет на дальнейшее обследование детей с ЗРР к логопеду.

Диагностические занятия логопеда с детьми с ЗРР

Логопедическая диагностика при ЗРР

Для диагностики ЗРР логопед проводит следующее:

  • опрос родителей;
  • наблюдение за поведенческими реакциями в естественных условиях, а также при выполнении специальных заданий;
  • изучение результатов всех проведенных исследований и анализ истории болезни;
  • непосредственно логопедическая диагностика.

Структура логопедического обследования детей раннего возраста:

Раздел речи

Что анализируется

Импрессивная речь (обращенная к ребенку)

Насколько малыш способен понимать:

  • речь на уровне диалога,
  • инструкции,
  • значения слов,
  • значение фраз,
  • разницу между словами, незначительно отличающимися по звучанию (кот — кит, стул — стол)
  • различие между словоформами единственного и множественного числа, значение уменьшительных суффиксов

Экспрессивная речь (от ребенка)

  • способность поддерживать диалог,
  • активный словарный запас,
  • объем и сложность речевых конструкций,
  • грамматическая форма речи (изменений окончаний, использование уменьшительных суффиксов и форм повелительных наклонений),
  • слоговая структура используемых слов,
  • тембр, сила и тональность голоса

Правила проведения логопедического обследования при диагностике ЗРР:

  • диагностика проводится только индивидуально;
  • учитывается возраст, психофизиологические особенности;
  • взаимодействие должно быть ежедневным, но кратковременным, чтобы не утомлять малыша (не более 10 минут);
  • для диагностики необходим эмоциональный контакт, доверие;
  • в процессе обследования логопед использует различные стили общения, чтобы отследить реакцию;
  • обследование должно проводиться в игровой форме.

Логопедическая диагностика при ЗРР

Данная методика логопедического обследования применяется в том случае, если речь не соответствует нормам, но присутствует. Но как определить ЗРР у безречевого малыша? В данном случае логопед использует другие способы обследования. Специалист проверяет:

  • реакцию на голос,
  • способность различать звуки (используются разные звукошумовые игрушки),
  • понимание слов и инструкций («дай мяч», «возьми синий кубик»),
  • понимание пространственных отношений и количественной разницы в словоформах,
  • способность ориентироваться в пространстве, на плоскости,
  • мелкую моторику,
  • оральный праксис (малыш выполняет задания от логопеда: высунуть язык, вытянуть губы, надуть щеки и другие),
  • невербальные компоненты (реакции малыша на незнакомого человека, новый предмет, анализ жестов).

Диагностика ЗРР у детей — процесс длительный и непростой. Однако только всестороннее комплексное исследование даст полную картину и понимание того, как провести эффективную коррекцию.

Видео

084

Источник

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник

ВЫЯВЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

I. Проблема выявления ЗРР на ранних этапах онтогенеза должна стать одним из важнейших направлений логопедической работы.

В отечественной специальной педагогике опыт работы с детьми раннего возраста, не имеющих выраженных патологических нарушений артикуляционного аппарата, но в тоже время имеющих явные проблемы в накоплении экспрессивного словаря, еще только обобщается, постепенно систематизируется и переосмысливается.

Необходимо пристальное внимание уделять всем без исключения детям, имеющим в анализе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в развитии. Но разрозненные опубликованные данные не позволяют сделать однозначный вывод о перспективах их речевого развития. Ряд авторов отмечает тенденции к спонтанному развитию речи таких малышей в более поздние сроки и относит их к «поздноговорящим» детям. Другие, наоборот, подчеркивают значительное число дошкольников с ОНР, имеющих в анамнезе ЗРР (около 80%).

II. Термин «задержка речевого развития» (ЗРР) применяется для описания раннего речевого развития детей, отклонения от № онтогенеза у которых достаточно очевидны, однако тип речевого нарушения еще не выделен.

Дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и  предпосылки интеллектуального развития, достаточно сильно выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте. Главной особенностью их речи можно назвать выраженную дефицитарность экспрессивного словаря и связную с ней ЗРР.

В практической логопедии достаточно часто происходит неправомерное сужение ЗРР, которое трактуется как нарушение темпа речевого развития, в большинстве имеющие тенденцию к спонтанной нормализации. В этом случае может произойти ошибка в диагностике и логопедическом заключении. Например: до трех лет ребенок имеет заключение «ЗРР», затем – «физическая дислалия», а к 4-5 годам у него диагностируется общее или ФФН речи. В данном случае один и тот же ребенок в разном возрасте, квалифицируется то, как имеющий здоровую речь (в рамках заключения «физиологическая дислалия»), то как обладающий системным недоразвитием речи (ОНР).

Таким образом, до трех лет мы диагностируем ЗРР, а в дальнейшем (после трех лет), в зависимости от индивидуальной динамики усвоения словаря, у этих детей диагностируется I-II уровень общего недоразвития речи (по Р.Е. Левиной)

III. Вредные факторы, предположительно влияющие на раннее речевое развитие ребенка (Громова О.Е.):

  1. Демографические:
  • ранние и поздние беременности (до 19 и после 30 лет);
  • отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, аборты, выкидыши, мертворождения, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями)
  1. Материнские:
  • заболевания матери особенно во 2-й половине беременности;
  • перенесенный во время беременности психический стресс, негативная психологическая обстановка в семье;
  • прием лекарственных средств во время беременности;
  • неблагополучная экологическая обстановка в работе в районе проживания семьи ребенка
  1. Плодо-материнские:
  • резус-фактор или другие факторы, приводящие к несовместимости;
  • вирусные инфекции, грипп
  1. Плацентарные:
  • маточные кровотечения;
  • внутриутробная гипоксия, гипотрофия
  1. Перинатальные (факторы высокого риска):
  • осложненные роды, ведущие к острой гипоксии плода
  • легкая или тяжелая асфиксия новорожденного (оценка по шкале Ангар, на первой минуте: 4-7 баллов, на пятой минуте:6-8 баллов);
  • кесарево сечение, использование наркоза

Период до 3-х лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к отставанию в речевом развитии. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, травмы, интоксикации, неблагоприятная обстановка в семье. На первом году жизни важны нарушения, связанные с режимом. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди (до 1 года), позднее отлучение от соски-пустышки, прекращение укачивания. К факторам риска также относится леворукость.

IV. Признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка выявляются достаточно рано.

  • Так уже первый крик при родах говорит о сохранности ЦНС. Крик должен быть громким, модулированным.
  • Настораживающий фактор – это ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены или паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте.
  • Недостаточный эмоциональный контакт и общение с матерью.
  • Задержка гуления, его неинтонированность , запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому.

Ребенок с задержкой РР слабо реагирует на общение со взрослым и расположенные по близости предметы, долго не дифференцирует «своих и чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. И если в период от1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно у него вся энергия уходит именно на это.

Большинство детей начинает пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2,5 года у малыша  по-прежнему отсутствует речь, то это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в дальнейшем.

Изучая формирование начального детского лексикона у детей с ЗРР, мы ориентируемся на общепринятые показатели нормального речевого развития:

  • появление первых слов к 1 году;
  • постепенное накопление словаря к 18 месяцам;
  • «лексический взрыв» в конце второго года жизни;
  • первая фраза к 2 годам;
  • постепенное развертывание фразовой речи 2 года-2,5 года.

Отставание на 1 эпикризный срок  – группа внимания; на 2 срока – группа риска: на 3 и больше – группа выраженного риска (Громова О.Е.)

Проводя диагностику ЗРР у детей необходимо опираться на положения о нормальном развитии речи в раннем возрасте (Гвоздев А.Н.)

В таблице представлены основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе. Приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при № речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза, данная работа А.Н. Гвоздева (1961 г.) и Р.Е. Левиной (1968 г.), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи у детей (Цейтлин С.Н., 2000 г.)

Заключение. Исключение из логопедического наблюдения за ребенком такого важного периода развития – раннего детства – приводит к тому, что мы упускаем самый важный «сензитивный» период для развития речи.

Поэтому необходимо:

  1. раннее выявление и диагностика нарушения речевого развития;
  2. максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленной работы и определением первичного нарушения в развитии ребенка.

Литература:

  1. О.Е. Громова. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003 г.
  2. О.Е. Громова. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
  3. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990 г.
  4. Е.Н. Краузе. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. С-П, 2003 г.
  5. Аксенова Л.И., Лисеев А.А. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология. 2002 г. № 5.
  6. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет. Самойлова И.М. ж-л «Логопед» № 2,2005 г.
  7. Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР. Пинюгина Е.В. ж-л «Логопед в детском саду» № 3, 2004 г.

Источник