Диагностика ребенка по речевому развитию
На чтение 11 мин.
Малыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.
[dropcap]М[/dropcap]алыш запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это | |||
Формирование словаря | Грамматический строй | Звуковая культура | Связная речь |
Выявление уровня речевого развития происходит посредством диагностического обследования дошкольников.
Диагностика речевого развития детей 2-4 лет.
Формирование словаря.
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
- Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
- Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
- Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т.д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» – взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т.д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
- Слон большой, а мышь …. (маленькая).
- У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
- Волк смелый, а заяц … (трусливый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т.д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т.д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» – мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
- внятно выражать свою мысль;
- рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т.п.;
- составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».
В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).
2-3 года | 3-4 года |
|
|
Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет
Формирование словаря
Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:
- «Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон), зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);
- «Кто у кого?» – в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата), У волчицы? У курицы и т.д.
- «Назови ласково» – лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т.д.
- «Один-много» – один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т.д.
- «Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.
Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:
- Чем рисует художник?
- С помощью чего пришивают пуговицу?
- Какой предмет понадобиться для игры в футбол?
- В какой посуде готовят первые блюда? И т.д.
Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.
Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.
Звуковая культура речи
В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.
Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т.д.
Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».
С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.
Связная речь
Для этого возраста важно уметь:
- придумывать простые предложения из 3-4 слов;
- составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;
- пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;
- выразительно читать стихи.
Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:
Диагностика речевого развития детей 5–6 лет
Формирование словаря
Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.
Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:
- Осенью часто идёт моросящий…
- Весной с юга возвращаются перелётные…
- Символ России – белоствольная…
Грамматический строй речи
Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.
Звуковая культура речи
Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.
Игра «Найди звук» – ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» – сова, роса, сор, рысь, коса.
Игра «Твёрдый-мягкий» – ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.
Определять количество звуков и букв в слове.
Связная речь
Дошкольники этого возраста должны уметь:
- составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.
- из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т.д.
- составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);
- пересказывать текст в объёме до 5 предложений;
- знать и объяснять значение пословиц и поговорок;
- выразительно читать стихи, загадки.
Диагностика речевого развития детей 6-7 лет
Формирование словаря
Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания:
«Часть – целое» – ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови), чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т.д.
«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т.д.
«Профессии»:
- Кто водит автомобиль?
- Кто разносит почту?
- Кто тушит пожар?
- Кто лечит людей? И т.д.
Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:
Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?
Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный), Стакан из стекла какой? (стеклянный), Котлеты из курицы какие? (куриные), Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т.д.
Употребление антонимов: чистый – (грязный), добрый – (злой), толстый – (тонкий), весёлый – (грустный), тепло – (холодно), далеко – (близко), друг – (враг) и т.д.
Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает), змея – (ползает), человек – (ходит, бегает);
«Кто что делает?» повар – (готовит), врач – (лечит), художник – (рисует).
Грамматический строй речи
Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т.д.
«Назови ласково»: воробей – (воробышек), стол – (столик), диван – (диванчик), цветок – (цветочек) и т.д.
Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей), яблоко – (2 яблока, 5 яблок), матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т.д.
Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т.д.
Результаты в таблице
Существительные мн. числа | Существительные мн. числа родительного падежа | Уменьшительно-ласкательные формы | Согласование существительных и прилагательных | Согласование существительных с числительными |
Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; – + средний – большая часть выполнена правильно или все с подсказками; – низкий – большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.
Звуковая культура речи
Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.
Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:
- выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.
- назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.
- выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.
- определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.
- назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)
Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:
Связная речь
Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».
Источник
Светлана Грачева
Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
ТЕМА: Исследование грамматического строя языка.
Цель: Определить уровень сформированности речевых умений и навыков у детей старшей группы.
Материалы:Картинки: Мяч, зонт. шарф. Ваза, машинка, ручка, книга. Яблоко. платье, солнце, ведро. Сапоги, карандаши. игрушки.
1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Игра «Волшебные очки»
Представь себе. у нас есть волшебные очки. Когда их надевают,то все становится красным, Посмотри в волшебные очки какого цвета все стало?
Скажи: Мяч –какой? Зонт, шарф, мяч. Красный
Ваза – какая? Машинка. ручка,книга.
Яблоко – какое? Солнце, платье, ведро.
Сапоги- какие? Карандаши. игрушки,сапоги.
2. Согласование существительных с числительными.
Я называю один предмет, а ты отвечаешь как будет звучать 1,2, 5 предметов.
Один мяч, 2 …. 5 …
Одна кукла, 2….5….
Одно облако, 2….5….
3. Образование существительных множественного числа в И. п. и Р падеже.
Один- дом. а если их много – чего? – много домов.
Один- стул. а если их много, ….
Один карандаш, а если их много….
Один – пень. а если их много, то это….
Одна – звезда. а если их много, то это….
Одна – кровать. а если их много. то это….
Одно- окно, а если их много. то это….
Одно – ухо. а если их много. то это ….
4. Исследование навыков словообразования.
У кошки- котята.
а у лося,
гуся,.
белки….
медведя….,
собаки….
лошади…
коровы?
5 Кто как кричит.
Игра «Доскажи словечко»
Ворона каркает. а воробей….
Корова мычит,а лошадь…
Свинья хрюкает. а овца….
Овца блеет, а коза….
Курица кудахчет, а утка….
Утка крякает. а гусь…
Медведь рычит, а волк….
6. Образование существительных в уменьшительной и увеличительной форме.
Игра «Продолжи.»
В одном домике живет гномик,у него все маленькое:
У него не глаза. а глазки.
Не рот,а ….
Не нос, а ….
Не лоб, а ….
Не ухо, а …
Не усы…. а
Не рука, а ….
Не нога, а….
В другом домике живет великан,у него все большое :
Не глаза, а ….
Не рот. а….
Не усы. а ….
Не нос. а….
Не рука, а ….
Не нога. а ….
7. Умение правильно образовывать слова- действия при помощи приставок
Рассмотри картинки и ответь на вопросы:
Что делает мальчик?
В дом входит….
К дому ….
Из дома….
От дома…
Через дорогу….
Что делает птица?
К клетке ….
В клетку …
Из клетки…
8 Образование относительных прилагательных от существительных.
Этот стакан сделан из стекла, он какой?
Аквариум из стекла – стеклянный.
Стол из дерева…
Сапоги из кожи….
Шуба из меха….
Шарф из шерсти…
Одеяло из ваты…
9. Образование притяжательных прилагательных.
Посмотри на картинку
У вороны голова- воронья, а чья голова у коровы….
у оленя….
у рыси…
у рыбы….
у собаки…
у кошки….
у сороки….
у верблюда…
у лошади…
у курицы….
10. Образование качественных прилагательных.
Зайца за трусость…., а льва за смелость….
Медведя за силу…., а ягненка за слабость….
Ворона за глупость, а лисицу за ум…. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)
Стрекозу за лень…. ., а Муравья за трудолюбие (Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Лису за хитрость называют хитрой, а волка за простодушие (Сказка «Лиса и Волк»)
11. К каким словам- предметам поставим вопрос кто? А к каким словам – предметам поставим вопрос что?
Кто спит и что спит?
Ленивое солнце еще спит.
Ранним утром Аня еще спит.
Кто идет и что идет?
Мальчик идет, часы идут.
Кто бежит и что бежит?
Собака бежит, вода бежит (из – под крана)
Река бежит, время бежит
Дополнительный материал
«Объясни» А. Шибаев
И солнце играет (лучами на речке)
И кошка играет (клубком на крылечке)
И Женя играет (есть кукла у Жени)
И мама играет (в театре на сцене)
И папа играет (на медной трубе)
И дедушка с внуком (играет в избе).
Источник
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 – 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже – низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь. Выявить умения:
1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.
2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.
4.Дифференцировать общие понятия.
Грамматика. Выявить умения:
1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).
3.Строить сложные предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Дифференцировать пары звуков [з] – [с] ; [ш] – [ж] ; [л] – [р] ; различать твердые и мягкие звуки.
2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.
3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь. Выявить умения:
1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
2. Составлять описание, повествование или рассуждение.
3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
Ход обследования
I Серия заданий (словарь и грамматика)
1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1 – 2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?
1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
4.Какая у ежа игла?(острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов(острый нож, острая пила, острые ножницы);
2)правильно подбирает два слова;
3)называет одно слово.
4. Придумай предложение со словом игла.
1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3)называет только одно слово .
6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»
«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»
1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»
1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).
1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет только одно слово.
9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать
1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет одно слово.
10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?
1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);
2)называет правильно только одну форму;
3)не выполняет задания.
11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).
1)Ребенок называет все слова правильно;
2)называет два – три слова;
3)говорит одно слово.
12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)
1)Называет более двух слов;
2)называет два слова;
3)повторяет заданное слово.
13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?
1)Ребенок правильно исправляет все предложения;
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II Серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р’»?(тирг, корова, баран, жираф, леопард).
2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;
2)допускает 1- 2 ошибки;
3) не справляется с заданием.
3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2)недостаточно четко произносит;
3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.
4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2)передает только вопросительную интонацию;
3)повторяет повествовательную интонацию.
5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?
1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2)отвечает, нарушая ритм;
3)говорит одно слово.
III Серия картинок (связная речь)
1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);
2)рассказывает, опуская начало или конец;
3)перечисляет отдельные качества.
2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)перечисляет нарисованное на картинках.
3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2)составляет рассказ с помощью взрослого;
3)не справляется с заданием.
Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.
2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы – 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы
_____________________________________________________________
- Словарь и грамматика
№ | Задания | Ответы ребёнка | баллы |
1. | Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь? | ||
2. | Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым? | ||
3. | Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? | ||
4. | Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? | ||
5. | Составь предложение со словом игла | ||
6. | Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….» «Он не просто шел, а…» | ||
7. | Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……» Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….» | ||
8. | Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча? | ||
9. | Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать | ||
10. | Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…? | ||
11. | Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы | ||
12. | Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? | ||
13. | Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно? | ||
Итог: Уровень: |
2.звуковая культура речи
№ | задания | Ответ ребёнка | баллы |
1. | В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »? | ||
2. | Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» | ||
3. | Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом | ||
4. | Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь | ||
5. | Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был? | ||
Итог: Уровень: |
3.связная речь
№ | Задания | Ответы ребёнка | Специальные критерии | баллы | |||||
содержательность | структура | грамматика | Способы связей м/у П | Лексические ср-ва | просодика | ||||
1. | Опиши по картинке | ||||||||
Разложи картинки по порядку и составь рассказ | |||||||||
Придумай рассказ или сказку | |||||||||
Итог: Уровень: |
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей подготовительной к школе группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связ ная речь | Уровень | Примечания |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. |