Диагностика ребенка по профилю развития
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник
Подготовила Новикова Н.А.
Диагностика личностно-социального развития школьника
Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую адаптированную карту наблюдений классного руководителя, которая заполняется в течение учебного года. Для диагностики особенностей образа «Я» ребенка и его социальной компетентности использую: проективные методы (анализ детских рисунков на определенные темы, рассказов о себе); внеситуативно-личностные беседы; методики, направленные на изучение самооценки школьника, его ценностных отношений и суждений социально-нравственного характера, личностного поведения, наблюдение и внешнюю оценку социального развития ребенка, развитие социальной компетентности школьника; анкетирование-опрос родителей и педагогов.
В педагогической диагностике образа «Я» школьника использую критерии, выделенные одним из современных исследователей становления и развития образа «Я» ребенка М.В. Корепановой.
Это: наличие и характер представлений ребенка о себе;
Самооценка и самоотношение;
Ценностные суждения и отношения.
Для изучения представлений о себе школьнику предлагается:
Рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе своем отношении к близким и друзьям;
Ответить на вопросы, используя рисунки: чем ты похож и чем отличаешься от остальных детей, людей; узнать по описанию учителя о ком он из сверстников он рассказал.
Методика 1. Беседа с детьми (автор М.В. Карепанова)
Цель: изучить особенности уровня самосознания ребенка.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Что ты любишь больше всего на свете?
- Чем бы ты стал заниматься, если тебе разрешили делать все?
- Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и прочее.
- Расскажи, что ты больше всего не любишь.
- Тебе все нравится в школе? Что бы ты хотел изменить?
- Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. О чем ты хочешь попросить меня?
Результаты беседы позволяют выделить следующие уровни когнитивного компонента в структуре образа «Я» ребенка:
- Опосредованное познание себя, своих возможностей;
- Приобретение знаний о себе в процессе самопознания;
- Осознание своей индивидуальности через эмоционально-ценностное отношение к себе и другим.
Методика 2. Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Цель: исследование внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации детей.
Материалы: лист бумаги, цветные фломастеры и карандаши.
Организация диагностики: на листе бумаги, разделенном на три части, учитель предлагает ребенку нарисовать себя в разное время жизни: когда он был маленьким, какой он сейчас, каким он будет в будущем, когда вырастет.
По ходу выполнения задания учитель не вмешивается в этот поцесс, а фиксирует детские комментарии, которыми сопровождаются рисование и сами рисунки.
Обработка результатов.
В таблицу оформляют пять психологических характеристик:
- Чувство самоценности, самооценка (рисунок «Я сейчас»)
- Легкость в установлении общения, контактов (рисунок «Я сейчая»)
- Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (рисунок «Я сейчас»)
- Адекватность половой идентификации (все рисунки)
- Адекватность возрастной идентификации (все рисунки)
Форма протокола
№ п/п | Ф.И. ребенка | Самоценность | Контакты | Комфорт | Пол | Возраст | Примечание |
Максимальное количество баллов по параметрам « Самоценность», «Контакты», «Комфорт»- 5 баллов за каждый признак; за признак, характеризующий неблагополучие ребенка, вычитается 1 из 5.
В графах «Пол», и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.
Определение признаков эмоционального неблагополучия
(При наличии одного такого признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)
Параметры | Признаки неблагополучия |
Чувство неполноценности, низкая самооценка |
|
Трудности общения |
|
Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта |
|
Неадекватная половая идентификация |
|
Неадекватная возрастная идентификация |
|
Методика 3. Исследования самооценки ( В.Г. Щур, С.Г. Якобсон в модификации В.В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самооценки ребенка.
1-й вариант
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы яркие крупные лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек (над каждой лесенкой надпись или значок (символ): счастье(радость), здоровье, ум).
Инструкция: «посмотри, пожалуйста. Здесь нарисованы лесенка счастья, лесенка здоровья, лесенка ума. На самой верхней ступеньке стоят самые счастливые, здоровые и умные дети, на самой низкой – самые нездоровые, несчастливые, неумные. Отметь, пожалуйста, на каждой лесенке ту ступеньку, на которой стоишь ты. Где стоишь на лесенке счастья? Куда ты поставишь себя на лесенке здоровья? Куда ты поставишь себя на лесенке ума?
Анализ результатов производится в баллах:
5-я ступенька – 5 баллов;
4 -я – 4 балла;
3-я – 3 балла;
2-я – 2 балла;
1-я – 1 балл.
Если показатели в сумме дают:
14-15 баллов – завышенная самооценка;
От 9 до 13 баллов – адекватная;
От 8 до 3 – заниженная.
Методика 4. Изучение личностно-социального поведения ребенка (модификация варианта Е.Г. Юдиной, Г.Б. Степановой, Е.Н. Денисовой)
Цель: изучение и оценка личностно-социального поведения обучающегося в различных видах совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В ходе наблюдения за поведением ребенка в естественных условиях фиксируется в протоколе наиболее интересующие аспекты личностно-социального развития обучающегося. Р-С (сверстники), Р-Р ( с родителями), Р-У (учителем). Для получения достоверной информации обратиться за помощью к родителям, организовав их опрос в соответствии с выделенными показателями.
Для фиксации результатов наблюдения использовать оценочную шкалу:
- Никогда – 1 балл;
- Редко – 2 балла;
- Иногда – 3 балла;
- Как правило – 4 балла;
- Часто – 5 баллов.
По результатам наблюдений составляется обобщенный профиль личностно-социального развития каждого ребенка. Для этого отмечается наиболее соответствующее ребенку таблицы.
Оценочная шкала означает:
2 – почти всегда;
1 – в большинстве случаев;
0 – иногда;
1 – в большинстве случаев (для утверждений, расположенных слева);
2 – почти всегда (для утверждений, расположенных слева).
Протокол наблюдения за личностно-социальными проявлениями обучающегося
Фамилия, имя обучающегося _________________________
Возраст ________________________________________
Показатели личностно-социального развития | Деятельность в режимные моменты | Организованная деятельность | Неорганизованная деятельность | ||||||
Р – Р | Р – У | Р – С | Р –Р | Р – У | Р – С | Р – Р | Р – У | Р – С | |
Идет на контакт | |||||||||
Откликается на просьбы и замечания | |||||||||
Действует сообща | |||||||||
Принимает помощь | |||||||||
Устанавливает дружеские отношения | |||||||||
Действует под руководством | |||||||||
Действует самостоятельно | |||||||||
Проявляет инициативу | |||||||||
Контролирует свое поведение | |||||||||
Конфликтует | |||||||||
Улаживает разногласия | |||||||||
Признает правила | |||||||||
Сочувствует | |||||||||
Подчиняет свои интересы интересам другого | |||||||||
Соблюдает очередь |
Методика 5. Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями
Цель: изучение социальной компетентности обучающегося на основе родительской оценки.
Уважаемые родители! Вам предлагается оценить особенности умений Вашего ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Для этого отметьте в таблице те варианты ответов, которые в большей степени характеризуют поведение Вашего ребенка. Спасибо!
Умения обучающегося общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми | Никогда | Редко | Часто | Почти всегда | Всегда |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Вежлив | |||||
2. Внимательно слушает другого в разговоре | |||||
3. Умеет договариваться, согласовывать свои действия со сверстниками и взрослыми. | |||||
4. Может обратиться, вступить в контакт со взрослыми, сверстниками. | |||||
5. Понимает состояние других людей, наблюдателен в отношении их. | |||||
6.Анализирует и правильно оценивает действия других людей. | |||||
7.Анализирует и адекватно оценивает свои достоинства и недостатки. | |||||
8.Анализирует и правильно оценивает свои успехи в общении, взаимодействии с другими людьми. | |||||
9.Руководствуется в поведении человеческими ценностями, нравственными нормами(справедливость, забота, внимание, доброта и др.) | |||||
10.Контролирует свои действия. | |||||
11.Проявляет сочувствие, сопереживает другим людям. | |||||
12.Принимает сочувствие по отношению к себе от взрослых и сверстников. | |||||
13.Умеет переживать неуспех, с оптимизмом реагирует на неудачи. | |||||
14.Адекватно реагирует на успех сверстника, разделяет радость других, не завидует, не злится. | |||||
15.Умеет противостоять чужому мнению, если не согласен с ним, сказать «Нет!» | |||||
16.Адекватно реагирует на замечания, предложения подумать о правильности совершаемых поступков. | |||||
17.Принимает помощь от сверстников и взрослых. | |||||
18.Сам может предложить помощь и сверстнику, и взрослому. | |||||
19.Стремится к активности и самостоятельности во всех сферах жизнедеятельности. | |||||
20.Стремиться к конструктивному общению, сотрудничеству. | |||||
21.Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть. |
Источник
Лилия Куксова
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).
Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.
Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.
Педагогическая диагностикадостижений ребенка направлена на изучение:
• деятельностных умений ребенка
• интересов, предпочтений, склонностей ребенка
• личностных особенностей ребенка
• поведенческих проявлений ребенка
• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками
• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогическогопроцесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы
• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
• в безопасности для испытуемого применяемых методик;
• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).
Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).
Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).
Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.
Пятый этап –целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.
Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.
Источник