Диагностика ребенка на развитие самооценки

Методика лесенкаСамооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии. И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование   различных методик:

  • методика  «Самооценка дошкольника»  (Т.В.Драгунова)
  • методика  «Лесенка»  (по В.Г. Щур)
  • методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. 

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если  ребенок  ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;                  

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

Методика Лесенка для младших школьников

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

У девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Изучение самооценки - методика Лесенка

Методика  «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)

  1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким  ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – ..?, Почему ты так думаешь?»).
  2. Почему ты не считаешь себя..? (в зависимости от  ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).
  3. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса : «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
  4. Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант  вопроса такой же как предыдущий).
  5. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
  6. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
  7. Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  8. Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  9. За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
  10. За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. 

Методика Какой я

Оценка результатов:

  • ответы типа «да» – 1 балл;
  • ответы типа «нет» – 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

А какие Вы используете методы для исследования самооценки младшего школьника?

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Ребенок с низким уровнем самооценки зачастую не может проявить себя, показать хорошие результаты. В большинстве своем низкий уровень самооценки у детей сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.

Наличие низкой самооценкой у детей нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Психологам – психодиагностика детей: тесты, методики, опросники

Стресс у ребенка

Серия: Психологические активити для детей

Как справится с тревогой Тренируем самооценку

Источник

Диагностика самооценки (для детей 4-10 лет)

ИНСТРУКЦИЯ: Отметь себя на каждой из лестниц, при условии, что на вершине лестницы находятся самые лучшие (здоровые, умные) люди, а внизу – cамыe , самые худшие (больные, злые).

hello_html_m3b4f99ac.png

Интерпретация результатов

Каждая ступень оценивается в один балл. Таким образом, по каждой шкале ребенок может набрать от 1 до 1О баллов. Если ребенок располагает себя на четвертой -седьмой ступенях, то это говорит об адекватности его самооценки. Размещение себя на ступнях с первой по третью говорит о низкой самооценке, а с восьмой по десятую – о завышенной. Таким образом, можно увидеть, по какой шкале ребенок себя оценивает адекватно, а по какой нет.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по дате

Проективная методика «Волшебная страна чувств» *

Цель: исследование психоэмоционального состояния. Материалы: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека, цветные карандаши (8 цветов).

Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики .

Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида u Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство :живет в доме определенного цвета. Кто-то :живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …

Каждый день, как встает солнце, :жители занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, :жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.

Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:

Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

Инструкция: Пожалуйста, помоги каждому чувству найти свой дом. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

На этом этапе детям предлагается поработать со второй колонкой, где в столбике по вертикали перечислены названия чувств. В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3. Ребенку говорят:

Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

hello_html_m21b3bcda.png

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» И «удовольствия,» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то что данный выбор может считаться неадекватным, он тем не менее является диагностичным;

3) каким образом распределены обозначающие чувствa цвета внутри силуэта человека. Символически силуэт делится на 5 зон:

голова и шея – символизируют ментальную деятельность;

туловище до линии талии, исключая руки – символизируют эмоциональную деятельность,;

руки – символизируют коммуникативные функции.

тазобедренная область – символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;

ноги – символизируют чувство «опоры», уверенность в себе.

Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Про маленькую веселую рыбку*

т. Холкuна

К Морю текла большая красивая Река, а в ней резвилась Маленькая Веселая Рыбка.

Река была большая и поэтому легко преодолевала и мели, и пороги, и холод зимой, и жару летом. Каждая капелька в ней поддерживала друг дружку и нежила Маленькую Веселую Рыбку. Река очень любила свою Маленькую Рыбку, а Рыбка очень любила Реку. И было Маленькой Веселой Рыбке в этой большой Реке спокойно и хорошо. Она плыла вместе с Рекой по течению к Морю и росла-подрастала. А еще у Маленькой Веселой Рыбки был друг Ветерок, с которым она играла в догонялки. Когда они играли, над ними светило ласковое солнышко!

Но однажды все изменилось! Началось в Реке волнение. Вода стала шумной, бурной и мутной, как будто ссорилась сама с собой … Рыбке казалось, что Река совсем забыла про нее. И даже солнышко вроде бы померкло. Маленькой Рыбке стало страшно и обидно. Она захотела вернуться назад – туда, где было так спокойно и хорошо! Но Река несла ее вперед и вперед, и, казалось, ничего уже нельзя поправить …

– Ветерок-Ветерок, почему все не может быть, как прежде? – спрашивала, чуть не плача, Маленькая Рыбка. – Я не знаю, как мы будем жить дальше, и поэтому боюсь.

– Не надо бояться того, чего не знаешь. Хочешь, я слетаю вперед и расскажу тебе, что там? – спросил Ветерок и умчался далеко вперед.

А когда вернулся, то успокоил Рыбку:

– Впереди Река разделяется на два Ручья. Они, конечно, не такие большие, как была когда-то Река, но очень симпатичные. Они текут совсем рядышком, и над ними опять сияет солнышко.

– Ну почему, почему Река разделяется? – возмутилась Маленькая Рыбка. – Я не хочу!

– Знаешь, реки как люди: то сходятся, то расходятся.

Так бывает, но жизнь-то продолжается! Надо просто переплыть поскорее трудное место, – сказал ей мудрый Ветерок.

Когда Рыбка доплыла до места, где делилась Река, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? На что решиться?!

Но верный друг Ветерок ее упокоил:

– Плыви туда, куда сама захочешь. Оба Ручейка тебя любят и будут любить всегда. Они всегда будут рядом с тобой! И не так важно, в каком Ручейке ты плаваешь, ведь ты всегда можешь прыгнуть в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

– Ладно-ладно, я поняла, – засмеялась Маленькая Рыбка. – Сделаю, как ты советуешь!

Рыбка выбрал правый Ручей. И чем дальше, тем спокойнее становился Ручеек: сначала взъерошенный и мутный, будто заплаканный, дальше он успокаивался. Вода стала чистой и снова заискрилась под солнышком. И второй Ручеек тоже прояснился и кидал в Маленькую Веселую рыбку веселые брызги. От них над ручейком зажегся мостик-радуга. Рыбка прыгала к Ручейку в гости прямо по этой радуге, и вместе с ней прыгал друг Ветерок.

Так Маленькая Веселая Рыбка и плыла вместе со своими Ручейками дальше, все вперед и вперед, к великому и прекрасному Морю

Комментарии :

Эту сказку дети очень любят. После прочтения Я предлагаю им нарисовать иллюстрацию к ней. Таким образом ребенок на символическом уровне проживает и принимает ситуацию возникновения двух «ручейков»(домов), возникающих в его жизни после развода родителей. Рисуя рыбку (свой НОВЫЙ образ Я), ребенок постепенно начинает и себя воспринимать по-другому.

Работа с семьей

Вирджиния Сатир, занимаясь вопросами развития личности, провозгласила декларацию самоценности

Декларация самоценности

«Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого (й) же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что именно Я выбрал (а) это …

Читайте также:  Значение дидактических игр в развитии личности ребенка

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи.

Все мои поражения и ошибки.

Я знаю кое-что во мне, что озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе …

… Когда Я вглядываюсь в свое прошлое; смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что делал (а); как Я думал (а) и как Я чувствовал (а), Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самой …

.. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно!»

Прекрасные слова! Взрослым людям они наверняка помогут принять себя, принять свой путь и возникающие на нем преграды и победы, вдохновят на постоянное изучение себя, своего внутреннего мира и той социальной реальности, с которой мы неизбежно взаимодействуем.

Исследование образа семьи*

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений, анализ самоощущения человека в семье.

Рисование семьи

1 этап Инструкция: «Нарисуй свою семью»

2 этап Инструкция : «Нарисуй свою семью в образах животных»

Конечная цель

анализа рисунка

Ракурс анализа

Ход анализа

Составление заключения относительно общего состояния и картины внутрисемейных взаимоотношений.

Характер взаимоотношений в семье; наличие явных и скрытых конфликтов и их влияние на психологический статус членов семьи.

Главное понять: является ли семья

источником патологического влияния на ребенка и других членов семьи ;есть ли перспектива положительных изменений внутрисемейных отношений.

Составление заключения и рекомендаций относительно индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Психологическая экспертиза индивидуально-личностных особенностей ребенка и влияния семейной среды на его самоощущение.

Главное понять: какие характеристики рисунка являются наиболее информативными для описания индивидуально-личностных особенностей ребенка

и составления рекомендаций для

взаимоотношений с ним.

Формулирование задач для последующей психологической коррекции или консультирования ребенка.

«Проблемные» и «ресурсные» потребности ребенка ,его ограничения и стремления.

Важно понять : как ребенок чувствует себя в семье : ресурсы какого качества содержит в себе семья ; если есть деструктивное влияние членов семьи , то какого оно рода и каким образом можно его нейтрализовать или скорректировать.

Рисунок

семьи

*эстетика изображения;

*площадь (размер) рисунка;

*наличие или отсутствие смещения композиции (вверх ,вниз, вправо ,влево);

*соразмерность фигур друг другу и листу;

*расстояние между членами семьи;

*наличие предметов (или иных преград/посредников) между членами семьи;

*наличие дополнительных образов (животные , солнце ,растения и пр.,);

*контекст изображения (дома за столом , в интерьере ,на природе , в контексте определенного события );близость членов семьи по выбранному цвету и характеру изображения их (одежде ,образу действий)

Рисунок семьи в

образах животных

К общим признакам ,анализируемым при рисовании семьи ,добавляются дополнительное:

*символическое значение нарисованных животных (субъективное ,природное и глубинное);

*характер взаимоотношений между животными (особенно если в рисунке присутствуют как хищники ,так и травоядные ,как домашние ,так и дикие животные );

*родовитая принадлежность животных;

*эмоциональное восприятие животных.

Примерные уточняющие вопросы

1 этап. Рисунок семьи:

  • Кто изображен на рисунке?

  • Какое настроение у этих людей?

  • Хорошо ли всем вместе?

  • Чем они занимаются?

  • Что будет с ними завтра?

  • Когда просыпается каждый из членов семьи ,какое у него настроение?

  • Часто ли все собираются вместе?

2 этап. Рисунок семьи в образах животных:

  • Расскажи ,пожалуйста, об этих животных : какие у них повадки ;что они любят ;чего не любят.

  • Расскажи о каждом животном подробно.

  • В каких отношениях животные между собой находятся?

  • Кто за кем охотится?

  • Кто от кого спасается?

  • Что является самым главным для каждого животного?

  • Чем можно помочь этим животным ,чтобы они жили дружно?

  • Чем можно помочь каждому животному?

Источник

Название Вас напрягло?

Не пугайтесь!

« Принц» и «лягушка»– всего лишь психологические понятия.

Их в психологию личности ввел знаменитый психолог Эрик Берн.Он занимался исследованием развития личности человека, изучал причины, которые влияют на формирование того или иного типа личности, той или иной стратегии поведения и того или иного жизненного сценария  человека. Э.Берн  придумал с одной стороны достаточно простую, а с другой стороны  очень точную классификацию типов личности.

Он делил всех людей на « принцев» и « лягушек».

 «Принцами» он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели  и успешно их достигать.

« Лягушками» – людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха.

Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются « принцами», и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в «лягушек».

Достаточно примитивная  и  не очень оптимистичная теория. Не правда ли?

Но доля истины в ней есть.

Ребенок приходит в мир чистым и свободным. А затем…

Затем в его жизни появляются условия, правила, стереотипы, нормы, законы, носителями которых являются…? Кто? 

Правильно – родители!

И из ребенка формируется ЛИЧНОСТЬ!

Так какую все-таки личность формируете ВЫ?

Хотите узнать?

Тогда предлагаю Вам для начала определить уровень развития самооценки Вашего ребенка.

Для изучения самооценки детей используют так называемыепроективные методики, которые не требуют от ребенка высокой концентрации внимания и каких-либо особых усилий, но дают достаточно достоверные результаты.

Проективные тесты – это несложные задания, которые вызывают у ребенка  интерес и любопытство.

Для изучения самооценки ребенка профессиональные психологи используют разные психодиагностические методы.

Я Вам предлагаю 3, наиболее популярные методики,которые Вы в состоянии применить самостоятельно.

Каждая из этих методик имеет автора, апробирована и рекомендована для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Вы, кстати, тоже можете пройти эти тесты.

Уверяю, результат может быть любопытным!

Эти методики желательно использовать вместе, тогда можно будет  сравнить результаты и сделать соответствующие выводы.

Предлагаю Вам действовать по следующему ПЛАНУ:

1.     Познакомьтесь с каждой методикой. Прочитайте инструкцию.

2.     Распечатайте изображение, чтобы ребенок мог делать пометки.

3.     Приготовьте карандаши или фломастеры.

4.     Объясните своими словами  задание (но желательно близко к тексту инструкции) и попросите его выполнить.

5.     Подбадривайте ребенка во время выполнения заданий, стимулируйте его к работе, но не переусердствуйте, и не сделайте случайно все за него. Если ребенку что-то не понятно, просто повторите ему инструкцию (профессиональные психологи делают только так).

6.     Используя ключ каждой методики, проанализируйте результаты.

Читайте также:  Все для развития ребенка в картинках

7.     Сравните их.

8.     Сделайте выводы.

Ключи к методикам скрыты, чтобы их увидеть просто выделите их курсивом.

Если Вас:

-удивили,

-смутили,

-порадовали,

-обеспокоили,

-заинтересовали       

РЕЗУЛЬТАТЫ тестирования, и Вы хотите получить мой профессиональный комментарий, то можете оставить свой комментарий по поводу этой статьи здесь >>>

Если Вас:

– взволновала

– заинтриговала,

– заинтересовала,

– увлекла               

Тема  САМООЦЕНКИ, то приглашаю Вас на свой вебинар

« Секреты Детской Самооценки: Как вырастить уверенного в себе РЕБЕНКА и стать уверенным в себе РОДИТЕЛЕМ»    

P.S.      Уважаемые родители!     Разрешите украсть еще минутку Вашего внимания и предостеречь!

Сегодня в популярной литературе, периодической и интернет печати можно встретить огромное количество тестов, опросников, диагностик, претендующих на звание психологических.

Будьте внимательны!

Использовать их, конечно можно, но исключительно в целях развлечения и удовлетворения любопытства, но ни как не в целях серьезного исследования того или иного качества или свойства личности.

Принимать результат таких тестов за «чистую монету» не стоит.

Знайте, что за каждой серьезной психодиагностической методикой стоит автор – квалифицированный, опытный профессионал, серьезная научная теоретическая база, большое количество времени экспериментальных исследований и  несколько десятков, а то и сотен людей на которых эти исследования проводились.

Психодиагностика – наука, как это не странно прозвучит,точная.

А теперь,

Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.

Методика ” Лесенка” ( авт.В.Г.Щур) 

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

 Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Ключ :

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Методика определения эмоциональной самооценки  (авт. А.В.Захаров)

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.


Методика самооценки «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)


Инструкция:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.

А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ ( чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Источник