Диагностика развития уровня мелкой моторики ребенка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1015»

Диагностика

развития мелкой моторики

 у дошкольников

Подготовила:

Учитель-дефектолог Иванова Е.В.

Москва, 2017

Диагностика  развития  мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу: 

  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY»
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик» 
  • 2 и 3 пальцы – “коза-дереза”

То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 

  • с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»
  • открыть глаза – повтор движений. 

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 

  • Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»). 

Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 

Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная. 

2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 

Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует. 

Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 

4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 

Оценка: инертность движений (лобные доли). 

5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

( + ) –  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

( – ) –  0,5 баллов  – ребенок справился с помощью взрослого.

( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. 
                                       

Задания для детей  3 – 4 лет

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;

б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2.  Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой

 на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть:

а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»

6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик). 

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  • Катание шарика.
Читайте также:  Значение ролевой игры для личностного развития ребенка

Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   –  балла и ниже – низкий уровень; 
2 – 2,5 баллов – средний уровень;
3 – 4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) 

У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) 

У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) 

У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом  A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», – пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий  сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Диагностика развития мелкой  моторики детей 5-7лет.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие графических навыков

Срисовывание

Образца

Штриховка

Графический диктант

Тест Керна Йерасика

1.

2.

3.

4.

5.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1. Развитие мелкой моторики

  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» – пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
  • «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
  • Завязывание шнурков разной величины;
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2.Ориентировка в пространстве

  • Зрительные, слуховые диктанты;
  • Д/И «Найди, где спрятано?».

3.Срисовывание образца

  • задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
  • дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).

4.Штриховка

  • выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

  • Задание по типу «Продолжи узор»;
  • Графический диктант Д.Б.Эльконина.

6. Тест Керна Йирасика 

  • Срисовывание фразы «Он ел суп»;
  • Срисовывание группы точек;
  • Рисование фигуры человека.

При оценке рисунка человека учитывается:

  • наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
  • наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
  • способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

  • Вырезание силуэта предмета
  • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»

(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60 – 80 баллов

Средний уровень – есть 2 – 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал – задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
Читайте также:  Карта психологического развития ребенка образец

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачевская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное отделение

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук младших дошкольников.

Составила:

Воспитатель

Спицина Екатерина Ивановна

Прокопьевский район, 2019г

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

  • блок 1: определение уровня точности выполнения движений пальцами;
  • Блок 2: тактильные ощущения;
  • блок 3: упражнения на координацию движений;
  • блок 4: работа с бумагой;
  • блок 5: обследование щепоти;
  • блок 6: графические упражнения;
  • блок 7: сила тонуса;

Инструкция к проведению обследования: педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку, далее ребёнок действует самостоятельно за что педагог выставляет соответствующий бал.

Блок 1. Определение уровня точности выполнения движений пальцами.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

«Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

«Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный,

расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

«Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

«Солдатики» (поочерёдный показ пальцев).

«Кольцо» (поочерёдное соединение большого пальца с остальными пальцами: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

«Три богатыря» – поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).

Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.

Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.

Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. «Колечки»

Рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Блок 2. Тактильные ощущения.

Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».

Цель: выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.

  1. «Узнавание качества предметов».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

2. «Узнавание формы предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, кубик, кирпичик и т.д.).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».

3. «Узнавание предмета».

Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

Блок 3. Упражнения на координацию движений и переключаемости движений пальцев рук.

1. «Ладонь, кулак, ребро».

Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под

счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

2.«Катание шарика».

Ребёнок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

3.«Зайчик».

Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, остальные пальцы собраны в щепоть, потом левой, затем одновременно.

4.«Игра на рояле»

Ребенку предлагается поиграть на воображаемом рояле.

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка по карточкам

Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.

Блок 4. Работа с бумагой.

1.«Вырезание ножницами».

Цель: выявить, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.

Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии. Если справился, то усложняется – предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

2.«Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

3.Обрывание листа бумаги

Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии.

 Блок 5. Обследование щепоти

Цель: исследовать согласованность в действиях пальцев щепоти, ловкость, переключаемость движений.

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.

 1. «Захват карандаша».

Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует, как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

как ребёнок держит карандаш; в какой руке держит карандаш; как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.); как заканчивает линию.

 2. «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.

3. «Катание шарика».

Инструкция к проведению: Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.

Блок 6. Определение навыка работы с карандашом.

Цель: определения умения ребёнка пользоваться карандашом.

Методика «Дорожки» .

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

 Методика «Мячики».

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

 Методика «Лес».

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Ребѐнку также предлагается нарисовать- прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Высокий уровень  – у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень – у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Навык считается сформированным, если ребѐнок правильно выполняет все задания.

Блок 7. Сила тонуса.

Цель: исследовать силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

1. «Сжатие двумя руками рук взрослого».

Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.

2. «Сжатие руки взрослого одной рукой».

Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.

Обработка результатов обследования:

Подсчитывается суммарное количество баллов обеих этапов (по числу выполненных заданий). В соответствии с суммой баллов определяются уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень (18-19 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита хорошо и соответствует возрастной норме.

Средний уровень (15-17 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо.

Ниже среднего уровень (11-14 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук развита плохо.

Низкий уровень (не больше 10 баллов) – дети, у которых мелкая моторика рук сильно отстаёт от возрастной нормы.

Обработка и анализ результатов:

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития

не сформирован;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Литература:

  1. Венгер Л. А. ” Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет”
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО
  3. «РОСМЭН – ПРЕСС». – 2008 –
  4. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: МозаикаСинтез, 2007.
  5. Лурия A.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А.Р. Луриа. – Москва: Академия, 2012.
  6. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.
  7. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И.Е. Светлова. – Москва: Детство-пресс, 2012.

Источник