Диагностика развития умственно отсталого ребенка

Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий.
Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов идлительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.
Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.
Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы
- Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
- Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
- Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
- Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
- Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
- Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования) для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.
Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?
- В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.
- У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.
- Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
- Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).
- Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
- Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.
В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.
В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.
Источник
16.10.2019
Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.
Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.
Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.
Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.
Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)
Оценить
1356
Содержимое разработки
Диагностика детей с ТУО
Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.
Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.
Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.
Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.
Типичнымичертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)
Схема наблюдения (беседы)
Содержание | Методы |
I.Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался) | Изучение документации, беседа с родителями/ |
II.История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни | Беседа с родителями. |
III.Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. | Посещение семьи. Беседа с родителями. |
IV.Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. | Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Беседа с родителями. |
V.Особенности познавательной деятельности1.Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций) | Изучение медицинской документации. |
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. | Наблюдение за ребенком во время занятий и вне их. Логопедическое обследование. |
3.Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. | Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. |
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку (ситуация урока, посещение общественных мест). Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. | Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. |
5. Особенности памяти. Преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая) | Наблюдение за ребенком на занятиях. |
6. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны). | Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. |
VI.Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий | Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. |
VII.Особенности личности. Как проявляет себя в игровой, учебной деятельности. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви.; склонность вредить, обижать других и др. “Разрушительные” наклонности, склонность к агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. | Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности. |
Наблюдение в процессе диагностики
Эмоциональное состояние | Установление контакта | Самочувствие | ||||||||
Возбудим | Спокоен | Неуравновешен | Идет на контакт, проявляет интерес | Не идет на контакт, не проявляет интерес | Недифференцированно | Отличное | Хорошее (обычное) | Удовлетворительное (болезнь, не выспался и т.д.) | ||
Начало диагностики | ||||||||||
Середина диагностики | ||||||||||
Окончание диагностики |
· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
· умение выполнять инструкции педагога (0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)
· использование по назначению учебных материалов (0- использует по назначению, 1- использует по назначению частично, 2- использует по назначению)
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию(0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)
МЕТОДИКИ
Выявление уровня развития тонкой моторики
1.Складывание листа бумаги вчетверо (после показа + вместе со специалистом)
Стимульный материал: два листа А4 (для ребенка и специалиста)
Инструкция: Смотри. Берем лист бумаги. Складываем его пополам и еще пополам. Делаем вместе!
Оценка:
0- низкий уровень – не складывает.
1- средний уровень – выполняет задание (не полностью или с помощью специалиста).
2– высокий уровень – выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
2. «Один, два, три…»
Инструкция: Смотри внимательно! (специалист поднимает один палец и говорит «один», второй – «два», третий – «три»- правой и левой рукой). Делаем вместе! (ребенок вместе со специалистом выполняет задание – 3-5 попыток).
Оценка:
0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.
1-средний уровень- ребенок выполняет задание с ошибками или только 1 рукой.
2-высокий уровень-ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
Выявление уровня развития общей моторики
1.Инструкция: Смотри и повторяй за мной. Поднимай руки вверх (обе) – опускай. Поочередно – левую и правую – опускаем. Подними правую ногу, левую ногу.
Оценка:
0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.
1-средний уровень – ребенок выполняет задание с ошибками или с помощью специалиста.
3-высокий уровень- ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.
Эмоционально-волевая сфера
1.Наблюдение – бланк заполняется после диагностики, оценка поведения на протяжения всей диагностики.
В сторону | На говорящего | На задание | |
Направленность взгляда | |||
0-не выполняет | 1- выполняет не полностью | 2- выполняет полностью | |
Умение выполнять инструкции педагога | |||
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию | |||
0 – использует по назначению | 1 – использует по назначению частично | 2 – использует по назначению | |
Использование по назначению учебных материалов | |||
0 – не усидчив, низкий уровень переключаемости | 1 – усидчив на протяжении некоторого времени, средний уровень переключаемости внимания | 2 – усидчив, высокий уровень переключаемости, легко переходит к следующему заданию. | |
Усидчивость | |||
Переключаемость |
Выявление уровня развития речи (понимание обращенной речи)
1.Понимание обобщающих понятий: игрушки, одежда, посуда.
Стимульный материал: три группы предметов – 1.Посуда (чашка, ложка, тарелка). 2. Одежда (шорты, футболка, носки) 3. Игрушки (кукла, машинка, мяч)
Инструкция: «Покажи посуду, одежду, мяч»
0 – низкий – ребенок не показал, ни одного группы предметов.
1- средний – ребенок показал 1-2 группы предметов с ошибками или помощью специалиста.
2- высокий – ребенок показал 3 группы предметов самостоятельно или с незначительными ошибками.
2.«Покажи животное»
Стимульный материал: лист А4 с изображением собаки, кошки, коровы, поросенка, птицы.
Инструкция: Мы с тобой приехали в деревню. И около нашего дома гуляют различные животные. Давай посмотрим, кто именно. Покажи: собаку, кошку (кису), поросенка (хрюшку), корову, птичку.
Оценка:
0 – низкий – ребенок не показал, ни одного животного.
1- средний – ребенок показал 1-3 животных (возможны ошибки).
2- высокий – ребенок показал 4-5 животных.
Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
1.Копиррование горизонтальной линии, вертикальной линии, креста.
0 – низкий – не проводит ни одной линии.
1- средний – ребенок проводит 1 или 2 линии (возможна подсказка специалиста).
2-высокий – ребенок проводит обе линии и крест (возможна подсказка взрослого).
2.Выбор самого большого шара из трех предложенных.
0 – низкий – не выбирает.
1- средний – выбирает из 2х шаров или с подсказкой специалиста.
2-высокий – ребенок самостоятельно выбирает самый большой шар.
(Данное задание повторятся после выполнения последующих, оценивается память)
3.Складывание пирамидки (начиная с 3 колец).
Инструкция: «Делай как я!»
Оценка:
Координация (подчеркнуть): нарушена, слабо нарушена, не нарушена.
Мышление:
0 – низкий – ребенок не выполняет задание.
1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.
2-высокий – ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.
4.Соотношение реального объекта и изображения
Стимульный материал: изображение на формате А4 чашки, куклы и мяча. Три предмета: чашка, кукла, мяч.
Инструкция: «Покажи, где чашка!» (предметы предлагаются по очереди).
Оценка:
0 – низкий – ребенок не выполняет задание.
1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.
2-высокий – ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.
5
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документБЕСПЛАТНО!
Источник