Диагностика развития умственно отсталого ребенка

Диагностика развития умственно отсталого ребенка thumbnail

Ранняя диагностика умственной отсталости у диагностика умственной отсталостидетей позволяет выявить ее наличие, уровень интеллекта, степень выраженности психических нарушений и своевременно начать проведение соответствующих лечебно-реабилитационных мероприятий.

Хорошие результаты обычно достигаются при сочетании медицинских подходов идлительного педагогического воздействия с обучением, воспитанием ребенка, приспособлением его к окружающей обстановке, выработке бытовых навыков и максимальной компенсации имеющегося отставания в развитии.

Естественно успех всех этих мероприятий будет зависеть от того, каков исходный уровень интеллекта ребенка, насколько точно проведена диагностика умственной отсталости, в чем  причина имеющихся расстройств , насколько серьезны психические и соматические нарушения, каково окружение больного и настроенность родных и близких ребенка на длительную кропотливую работу по адаптации его в обществе.

Диагностика умственной отсталости у детей: основные методы

  • Изучение анамнеза (заболевания у родственников в нескольких поколениях, течение беременности и родов, раннее развитие ребенка)
  • Клинический осмотр ребенка врачом-психиатром (а при необходимости – неврологом, эндокринологом и другими специалистами), беседа с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками, оценка психофизического развития ребенка и его соответствия средней возрастной норме
  • Консультация психиатра позволяет провести диагностику умственной отсталости, выявить наличие сопутствующих неврологических и психических нарушений – аутизма, нарушений поведения, психотических расстройств, эпилепсии, энуреза, заикания и др.
  • Выявление наследственных заболеваний с проведением цитогенетических, иммуногенетических исследований
  • Психологическое обследование с использованием различных тестов и методик, направленных на изучение внимания, памяти, мышления, уровня интеллекта, личностных особенностей, проведение психологической диагностики умственной отсталости
  • Специальные диагностические исследования (КТ, МРТ, УЗИ, ЭЭГ, лабораторные исследования)  для выявления заболеваний нервной системы и внутренних органов, неблагоприятно влияющих на психическое развитие ребенка.

Какие психологические тесты обычно используются для диагностики интеллектуальных нарушений?

  1. В первые месяцы и годы жизни на первый план выходит оценка психомоторного и речевого развития ребенка путем наблюдения за его поведением, общением, речью, игрой. В этом возрасте используются простые тесты на различение предметов по форме, величине, цвету, выполнение точных движений, собирание пирамидки, постройка башни из кубиков, игровые задания с игрушками, лепка и т.п.
  2. У дошкольников и младших школьников широко используются такие психологические методики диагностики умственной отсталости у детей, как исследование понимания переносного смысла пословиц и поговорок, обобщения, сравнения и исключения понятий, классификации предметов и выделении существенных признаков и др. Для этого в распоряжении психологов имеется обширный наглядный хорошо иллюстрированный материал в виде книг, альбомов, карточек.
  3. Уровень невербального интеллекта достаточно информативно определяет методика Равена (цветные матрицы можно использовать с 4,5 лет, стандартные – с 8 лет).
  4. Методика Векслера (есть взрослый и адаптированный для детей вариант) – диагностика умственной отсталости основана на определении так называемого коэффициента интеллекта IQ (при нарушениях интеллекта этот показатель ниже 70).
  5. Тест Айзенка (с 18 лет и старше).
  6. Тесты Амтхауэра, Кеттелла и др.

В большинстве случаев правильная диагностика умственной отсталости у детей возможна в процессе внимательного осмотра ребенка опытным врачом-психиатром в динамике. Выраженная степень интеллектуальной недостаточности при этом определяется в первые годы жизни, а вот точная диагностика нарушений интеллекта при легкой умственной отсталости  обычно возможна лишь в возрасте 5-7 лет, то есть при подготовке ребенка к школе и в процессе его обучения в 1-2 классе.

В общем, не стоит затягивать с обращением к специалисту при наличии каких-либо проблем с развитием ребенка. Ранняя диагностика умственной отсталости у детей позволит начать лечение как можно раньше и улучшить прогноз заболевания, обеспечить удовлетворительную социальную адаптацию.

Источник

16.10.2019

Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.
Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.
Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.
Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.
Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.
Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.
Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.
Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)

Оценить


1356

Содержимое разработки

Диагностика детей с ТУО

Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.

Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.

Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.

Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.

Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.

Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.

Типичнымичертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)

Схема наблюдения (беседы)

Содержание

Методы

I.Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался)

Изучение документации, беседа с родителями/

II.История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни

Беседа с родителями.

III.Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.

Посещение семьи. Беседа с родителями.

IV.Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Беседа с родителями.

V.Особенности познавательной деятельности1.Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций)

Изучение медицинской документации.

2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов.

Наблюдение за ребенком во время занятий и вне их. Логопедическое обследование.

3.Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.

4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку (ситуация урока, посещение общественных мест). Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках.

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.

5. Особенности памяти. Преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая)

Наблюдение за ребенком на занятиях.

6. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны).

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.

VI.Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.

VII.Особенности личности. Как проявляет себя в игровой, учебной деятельности. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви.; склонность вредить, обижать других и др. “Разрушительные” наклонности, склонность к агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

Наблюдение в процессе диагностики

Эмоциональное состояние

Установление контакта

Самочувствие

Возбудим

Спокоен

Неуравновешен

Идет на контакт, проявляет интерес

Не идет на контакт, не проявляет интерес

Недифференцированно

Отличное

Хорошее (обычное)

Удовлетворительное (болезнь, не выспался и т.д.)

Начало диагностики

Середина диагностики

Окончание диагностики

· направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

· умение выполнять инструкции педагога (0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)

· использование по назначению учебных материалов (0- использует по назначению, 1- использует по назначению частично, 2- использует по назначению)

· умение выполнять действия по образцу и по подражанию(0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)

МЕТОДИКИ

Выявление уровня развития тонкой моторики

1.Складывание листа бумаги вчетверо (после показа + вместе со специалистом)

Стимульный материал: два листа А4 (для ребенка и специалиста)

Инструкция: Смотри. Берем лист бумаги. Складываем его пополам и еще пополам. Делаем вместе!

Оценка:

0- низкий уровень – не складывает.

1- средний уровень – выполняет задание (не полностью или с помощью специалиста).

2– высокий уровень – выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

2. «Один, два, три…»

Инструкция: Смотри внимательно! (специалист поднимает один палец и говорит «один», второй – «два», третий – «три»- правой и левой рукой). Делаем вместе! (ребенок вместе со специалистом выполняет задание – 3-5 попыток).

Оценка:

0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.

1-средний уровень- ребенок выполняет задание с ошибками или только 1 рукой.

2-высокий уровень-ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

Выявление уровня развития общей моторики

1.Инструкция: Смотри и повторяй за мной. Поднимай руки вверх (обе) – опускай. Поочередно – левую и правую – опускаем. Подними правую ногу, левую ногу.

Оценка:

0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.

1-средний уровень – ребенок выполняет задание с ошибками или с помощью специалиста.

3-высокий уровень- ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

Эмоционально-волевая сфера

1.Наблюдение – бланк заполняется после диагностики, оценка поведения на протяжения всей диагностики.

В сторону

На говорящего

На задание

Направленность взгляда

0-не выполняет

1- выполняет не полностью

2- выполняет полностью

Умение выполнять инструкции педагога

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

0 – использует по назначению

1 – использует по назначению частично

2 – использует по назначению

Использование по назначению учебных материалов

0 – не усидчив, низкий уровень переключаемости

1 – усидчив на протяжении некоторого времени, средний уровень переключаемости внимания

2 – усидчив, высокий уровень переключаемости, легко переходит к следующему заданию.

Усидчивость

Переключаемость

Выявление уровня развития речи (понимание обращенной речи)

1.Понимание обобщающих понятий: игрушки, одежда, посуда.

Стимульный материал: три группы предметов – 1.Посуда (чашка, ложка, тарелка). 2. Одежда (шорты, футболка, носки) 3. Игрушки (кукла, машинка, мяч)

Инструкция: «Покажи посуду, одежду, мяч»

0 – низкий – ребенок не показал, ни одного группы предметов.

1- средний – ребенок показал 1-2 группы предметов с ошибками или помощью специалиста.

2- высокий – ребенок показал 3 группы предметов самостоятельно или с незначительными ошибками.

2.«Покажи животное»

Стимульный материал: лист А4 с изображением собаки, кошки, коровы, поросенка, птицы.

Инструкция: Мы с тобой приехали в деревню. И около нашего дома гуляют различные животные. Давай посмотрим, кто именно. Покажи: собаку, кошку (кису), поросенка (хрюшку), корову, птичку.

Оценка:

0 – низкий – ребенок не показал, ни одного животного.

1- средний – ребенок показал 1-3 животных (возможны ошибки).

2- высокий – ребенок показал 4-5 животных.

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

1.Копиррование горизонтальной линии, вертикальной линии, креста.

0 – низкий – не проводит ни одной линии.

1- средний – ребенок проводит 1 или 2 линии (возможна подсказка специалиста).

2-высокий – ребенок проводит обе линии и крест (возможна подсказка взрослого).

2.Выбор самого большого шара из трех предложенных.

0 – низкий – не выбирает.

1- средний – выбирает из 2х шаров или с подсказкой специалиста.

2-высокий – ребенок самостоятельно выбирает самый большой шар.

(Данное задание повторятся после выполнения последующих, оценивается память)

3.Складывание пирамидки (начиная с 3 колец).

Инструкция: «Делай как я!»

Оценка:

Координация (подчеркнуть): нарушена, слабо нарушена, не нарушена.

Мышление:

0 – низкий – ребенок не выполняет задание.

1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.

2-высокий – ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.

4.Соотношение реального объекта и изображения

Стимульный материал: изображение на формате А4 чашки, куклы и мяча. Три предмета: чашка, кукла, мяч.

Инструкция: «Покажи, где чашка!» (предметы предлагаются по очереди).

Оценка:

0 – низкий – ребенок не выполняет задание.

1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.

2-высокий – ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.

5

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документБЕСПЛАТНО!

Источник