Диагностика развития творческих способностей ребенка

Диагностика развития творческих способностей ребенка thumbnail

Существует множество научных подходов к проблеме исследования творческих способностей: В.С. Библср, Л.С. Выготский, 10.3. Гильбух, А.В. Запорожец и другие ученые в своих работах уделяют большое внимание данному вопросу, выделяя различные критерии развития творческих способностей. Как известно, критерий – это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик.

Суммируя результаты многочисленных научных изысканий, можно выделить следующие общие критерии развития творческих способностей:

  • – умение увидеть и распознать творческую проблему (внимательность);
  • – умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей (разносторонность мышления);
  • – умение отказаться от типичной точки зрения и принять другую (гибкость мышления);
  • – стремление отказаться от шаблона или группового мнения (оригинальность мышления);
  • – способность к множественной перегруппировке идей и связей (вариативность мышления);
  • – способность к анализу творческой проблемы как системы (конкретность мышления);
  • – способность к синтезу творческой проблемы как системы (абстрактность мышления);
  • – чувство организационной стройности и идейной целостности (чувство гармонии);
  • – неконформность оценок и суждений даже под давлением (независимость мышления);
  • – восприимчивость ко всему новому и необычному (открытость восприятия);
  • – конструктивная активность в неопределенных ситуациях (толерантность мышления).

Все исследования, посвященные изучению творческих способностей, можно разделить на две области.

1. Первая из них – исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности, Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности (Я.А. Пономарев) креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления:

  • 1 фаза – сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи);
  • 2 фаза – бессознательная работа (инкубация направляющей

идеи);

  • 3 фаза – переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания);
  • 4 фаза – сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка).

Диагностики творческих способностей в русле данного направления традиционно осуществляется в двух направлениях: диагностика вербальной креативности (методика С.Медника, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994 г.) и диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994 г.)

В условиях дополнительного образования детей возможно использование большого количества различных методик, направленных на выявление нестандартности, дивергентности мышления.

Например, Е.Л. Губенко – педагог студии «Художественное творчество» МОУ ДОД «Детско-юношеский центр» г. Шарыпово – использует следующие способы диагностики творческих способностей детей в изобразительной деятельности.

Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оцениваются от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагируег на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения. Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

Читайте также:  Условия для нормального роста и развития ребенка

Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д.

2. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей детей. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности. Наиболее яркими представителями этого направления являются Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Многие исследования креативности «личностного» направления изучают роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие креативности. Поскольку психологические исследования до сих пор нс выявили наследуемости индивидуальных различий в креативности, в качестве детерминанты творческих способностей называют факторы внешней среды, которые могут оказать на их развитие как позитивное, так и негативное влияние. Ф.Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, способствующие формированию креативности:

  • – низкая обоснованность поведения,
  • – высокая степень неопределенности,
  • – наличие образца креативного поведения,
  • – создание условий для подражания творческому поведению,
  • – предметно-информационная обогащенность,
  • – социальное подкрепление творческого поведения.

Автор еще одного направления А. Маслоу способность к творчеству рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

Примером диагностической методики данного направления изучения креативности может служить методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича, направленная на диагностику творческой активности личности.

Также данное направление изучения творческих способностей может быть связано с диагностикой профессиональной направленности личности. Например, методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии» позволяет, с одной стороны, выявить профессиональную направленность личности по сферам: «человек – живая природа», «человек – техника (и неживая природа)», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ», а с другой стороны – диагностировать возможные цели будущей профессиональной деятельности ребенка в зависимости от класса профессии (гностические, преобразующие, изыскательские профессии). Таким образом, процесс диагностики творческих способностей детей в дополнительном образовании непосредственно связан с определением возможных сфер социальной и профессиональной самореализации.

В процессе осуществления диагностики, основываясь на данных обоих подходов к пониманию сущности этого процесса, можно выделить различные уровни развития творческих способностей детей. В таблице 10 дается характеристика различных уровней развития творческих способностей с учетом развития творческого мышления и проявления творческой активности личности.

Таблица 10

Уровни развития творческих способностей детей_

Уровень

Особенности творческого мышления

Проявление творческой активности

Ведущая личностная потребность

1 Репродуктивный уровень

Носит опытный характер, мыслительные операции выполняются по образцу, проявляется замкнутость восприятия

Ребенок не верит в собственные творческие возможности, не умеет и не стремится включаться в творческую деятельность, сознательно игнорирует и уклоняется от выполнения творческих заданий или выполняет их по указанию педагога

Подражание творческим проявлениям других

Уровень

Особенности творческого мышления

Проявление творческой активности

Ведущая личностная потребность

2 Репродук- тивно- конструк- тивиый уровень

Мышление приобретает оценочный характер, развиваются гибкость и вариативность мышления

Учащийся сомневается в собственных творческих возможностях, в творческую деятельность включается частично, эпизодически (при благоприятных для него условиях), а творческие задания выполняет под руководством учителя и осуществляет их только репродуктивным способом

Потребность в поддержке взрослого

3 Конструк- тивно- аналити- ческий

Преобладает оперативное (конвергентное) мышление, основанное на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи; развивается открытость мышления

Ребенок нуждается в дополнительных стимулах со стороны педагога, в творческую деятельность включается чаще всего в группе, а при выполнении творческих заданий прибегает к помощи педагога, предпочитая выполнять коллективные творческие задания, не решаясь брать инициативу на себя

Потребность в проявлении творческих способностей внутри группы

4 Творческий

Тактическое (аналитическое) мышление, основанное на самостоятельном анализе и синтезе имеющейся информации, проявляется независимость и толерантность мышления

Ребенок верит в собственные творческие возможности, постоянно включается в творческую деятельность, при выполнении творческих заданий иногда прибегает к помощи

Потребность в общественном признании

Читайте также:  Реферат умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Уровень

Особенности творческого мышления

Проявление творческой активности

Ведущая личностная потребность

педагога, используя как творческий,так и репродуктивный способ их выполнения

5 Креативный

Стратегическое (дивергентное) мышления – «мышление, идущее в разных направлениях», допускающее варьирование путей решения проблемы и приводящее к неожиданным результатам и выводам; хорошо развиты абстрактность и конкретность мышления, проявляется чувство гармонии

Учащийся адекватно оценивает собственные творческие возможности и способности, часто проявляет инициативу, постоянно активно включается в творческую деятельность, находит нестандартные пути решения творческих задач, продуцируя оригинальные, самостоятельные произведения детского творчества

Потребность в творчестве

Согласно общей логике развития творческих способностей, человек может последовательно «проходить» все обозначенные уровни. В условиях дополнительного образования творческое мышление формируется постепенно, и благодаря усилиям педагогов ребенок на основе полученных знаний и опыта начинает со временем проявлять творческую активность и креативность. Однако в процессе осуществления диагностики уровня развития творческих способностей важно понимать, что взаимосвязь между возрастом детей, опытом их творческой деятельности и уровнем развития творческих способностей достаточно условна: даже при отсутствии целенаправленной работы по развитию творческих способностей человек благодаря хорошим природным задаткам, творческой атмосфере в семье, благоприятной социальной ситуации и т.п. может демонстрировать достаточно высокий уровень их развития. Поэтому педагогу дополнительного образования важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как в процессе диагностики творческого потенциала, так и в ходе его развития.

В целом, для диагностики развития творческих способностей существует большое количество разнообразных методов и методик. Наряду с формализованными методами диагностики (тесты, опросники, методики проективной деятельности) должны использоваться и неформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности), при этом следует сопоставлять полученные в том и в другом случае результаты. Также в процессе диагностики развития творческих способностей необходимо учитывать возраст респондентов, так как каждая возрастная группа имеет особенности проявления креативности и обладает различными способностями при выполнении диагностических заданий.

Уровни развития творческих способностей и проявления творческой активности находятся в непосредственной связи с этапами развития творческих способностей.

Источник

Диагностика творческих способностей детей

1. ( Дж. Рензулли, Р.Хартман).

Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим

параметрам:

▪ проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

▪ предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

▪ свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично

отстаивает его;

▪ склонен к рискованным действиям;

▪ обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

▪ обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях,

которые другим не кажутся смешными;

▪ чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические

характеристики вещей, предметов;

▪ не боится отличаться от других;

▪ не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих

параметров, а попытаться различить степень их выраженности: очень слабая,

слабая, средняя, сильная, очень сильная. Так можно составить общее

представление о творческом потенциале ребёнка.

2. Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкая)

Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены

деталями;

4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;

5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.

3. Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1). Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2). Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных

Читайте также:  Двигательная активность ребенка не стимулирует развитие какой системы

незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных

изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

3). Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

– продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

– гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи,

переходить от одного аспекта проблемы к другому;

– оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых

необычных, неочевидных идей;

– разработанность (степень детализации ответов) – характеризует

способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

4) Творческое задание «Покажи: как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Например: изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д. Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.

При оценке данного задания используется трёхбалльная система:

высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;

средний уровень – переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный;

низкий уровень – образ не воспринят; выразительность отсутствует.

5) Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников,

подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, об образном мышлении и художественном восприятии.

6) Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле “Рукавичка”, но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно, какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

7) Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 – 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

4.Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).

В опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 – 34 балла; Средний уровень: 35 – 60 баллов; Высокий уровень: 61 – 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку.

Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда;

2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

№ Особенности ребёнка 1 2 3 4 5

  1. Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

  2. Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует.

  3. Точно, правильно использует много слов в своей речи.

  4. Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов.

  5. Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми.

  6. Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

  7. Легко справляется с загадками и может их придумывать.

  8. Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление.

  9. Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями

  10. Понимает значение чисел от 1 до 10.

  11. Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем

его ровесники.

12)Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции.

13) Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки.

14) Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания втечении большого периода времени, чем его сверстники.

15) Легко схватывает и удерживает большое количество информации.

Запоминает больше подробностей, чем другие дети.

16) Проявляет острую наблюдательность.

17) Проявляет одарённость в области музыки, рисования идругих областях искусства.

4

Источник