Диагностика развития технических умений ребенка в рисовании

Татьяна Яловченко
Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей было предложено им два задания:

• тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

• тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 мин

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы,например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета, «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, можно включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Оригинальность 0—2 балла 2—6 баллов свыше 8 баллов

Гибкость 1—2 балла 3—4 балла свыше 5 баллов

Беглость 0—9 баллов 10—13 баллов свыше 14 баллов

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины, дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов • 0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

• 2—3 балла — средний уровень;

• свыше 4 баллов — низкий уровень.

Было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.

Анкета для родителей

Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

Всегда ли доделывает свою работу до конца?

Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности

Вопросы для беседы с детьми.

1. Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?

2. Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?

3. Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?

4. Хочется ли тебе изобрести что-нибудь?

5. Любишь ли ты рисовать?

6. Нравится ли тебе конструировать?

7. Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого

анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы,но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их  сформированности: низкий, средний, высокий.

Качественные характеристики уровней творческих способностей.

Низкий уровень – потребность в пополнении знаний, умений и навыков не проявляется. Отсутствует познавательный интерес к творческой деятельности. Дошкольники низкого уровня творческой деятельности не стремятся к выполнению заданий нестандартного характера. В процессе творческой деятельности такие дети не проявляют высокой умственной деятельности, склонны к репродуктивной деятельности. От заданий на перенос знаний, умений на новые ситуации отказываются. При возникновении трудностей преобладают отрицательные эмоции. Не могут порой и не желают преодолевать трудности в поисках способов деятельности. Живая эмоциональная реакция на задания творческого характера почти всегда отсутствует.

Средний уровень – потребность в пополнении знаний, и навыков проявляется редко. Познавательный интерес не постоянен, ситуативен. Неустойчивый интерес к творческой деятельности. Дошкольники среднего уровня развития творческих способностей стремятся к выполнению заданий нестандартного характера, но решить их самостоятельно могут редко, необходима помощь взрослого.В процессе специфической деятельности они стремятся проявлять умственную активность: могут находить новые способы или преобразовать известные им, придумывать интересные идеи, при сильной заинтересованности осуществляют поиск нового решения.

Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.

Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.

Высокий средний низкий

Маша Ф низкий

Илья У высокий

Настя М высокий

Максим Н средний

На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок Настя М. Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее. Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение  информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью.

У девочки высокая степень ответственности. Начатую работу доводит до конца. Хорошо развито воображение. В изобразительной, конструктивной, сочинительской деятельности преобладают обычно оригинальные решения. Сюжеты ее работы разнообразны. Проявляет интерес к рисованию, музыке. С удовольствием участвует в мероприятиях и может продемонстрировать свои исполнительские способности.

В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок Илья У. Все вышесказанное о Настя М. можно также сказать и о Илье У. Оба ребенка проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа.

Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показал Максим Н.

Мальчик подвижный, эмоциональный. В общении со взрослыми еще может контролировать свои эмоции, в общении со сверстниками нередко ведет себя развязано.

Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы.

Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны

Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Маша Ф. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке.

В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы.

Уровни сформированности предпосылок детского творчества.

Высокий Средний Низкий

Способен объяснить изображаемый предмет, при возможности добавляет детали к рисунку; быстро включается в игру, может продолжить созданный на занятии сюжет; свободно владеет изобразительным Способен объяснить изображаемый предмет; быстро включается в игру, но не всегда может продолжить сюжет; иногда добавляет детали к рисунку; хорошо владеет изобразительным материалом Неспособен объяснить, изображаемый предмет, плохо владеет кисточкой, карандашом; не может продолжить развивать сюжет.

Источник

Программа диагностики изобразительных умений и навыков детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. 

         В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью

Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Параметры развития

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

Полностью владеет техническими навыками и умениями.

Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Развитие цветового восприятия.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками.

Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цветов.

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении.

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием.

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.

Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно – прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет.

Подготовка исследования

 Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей.

 Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.

Первая серия. 

Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему.

Вторая серия. 

Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.

Третья серия.

 Детям предлагают посоревноваться кто лучше нарисует картинку.

Обработка данных.

Выявляют низкий, средний, высокий уровень у каждого ребенка по каждому пункту схемы.

Контрольное обследование проводится 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

 Литература:

1. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в  детском  саду»  .  М.:

        Педагогика, 1990.

2.  Комарова Т.С. «Изобразительное  творчество  дошкольников  в  детском

        саду» – М.: Педагогика, 1990.

3.   Программа «Детство» /под редакцией В.К. Логиновой, Т.К. Бабаевой, Н.А. Ноткиной- М.:  Издательство «Детство- Пресс», 2006.

4. Психолого-педагогическое обследование детей 5-7 лет // Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Полиграф-сервис, 1998.

Источник

Диагностика изобразительных умений дошкольников

Смирнова Виктория Владимировна, методист ГБОУ школы №655 отделения дошкольного образования детей Приморского района г. Санкт-Петербурга

Развитие детского творчества – это сложный, неравномерный процесс овладения ребёнком под влиянием воспитания и обучения всё более высокими изобразительными умениями для воплощения своего замысла.

Рассмотрим понятие изобразительных умений.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность – главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Выразительность детского рисунка (лепки) это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему – считает Г. В. Лабунская (9).

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Выразительность и грамотность исполнения в зрелом искусстве неразрывны. Применительно к детскому творчеству изобразительная грамотность, по определению Г.В. Лабунской (9), – это те элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно-достоверному изображению.

В детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения.

Т.С. Комарова в своей работе «Обучение детей технике рисования» рассматривает понятия «умение» и «навык», ссылаясь на работы Е.И. Бойко, Д.Ф. Николенко, К.К. Платонова, в которых навык определяется как часть более общего понятия – умение. Умение, характеризуется, как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Умение – использование ребенком имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления способов действий в соответствии с задуманной поделкой. (5).

Изобразительные   умения  заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.

Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения  и т.п.

Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобразительной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «…совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может… По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения – приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности» (16). Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Цвет – одно из средств выражения определенного образного содержания и эмоционального отношения ребенка к процессу творчества.

Э.Г. Пилюгина (13), занимаясь проблемой сенсорного воспитания, определяла цвет как сенсорный эталон. В то время как Л.Н. Павлова (11) считала возможным предоставления выбора цвета для выражения эмоционального состояния в рисовании уже в раннем возрасте.

Н.П.Сакулина  в своих исследованиях показала, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира.

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда черная (коричневая), небо – синее, солнце – желтое (красное), трава – зеленая и т.п. То есть цвет  перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако, тяга к яркости, красочности,  сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени.

Композиция – творческий процесс создания произведения от появления замысла до его завершения, а также комплекс средств материального воплощения замысла автора.

Композиция – важнейшее средство, целенаправленно ведущее художественное восприятие к проникновению в художественный образ, к осознанию и эмоциональному отклику на содержание и форму художественного произведения. (14)

Изучением освоения детьми композиции занималась и Н.А. Вершинина  (3). В ее исследовании, в частности отмечено, что композиция сюжетного рисунка бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.

Композиция  и величина объектов выражают отношение ребенка к изображаемому, использование композиционных приемов связано с освоением пространства листа (15). Сначала ребенок не воспринимает лист бумаги как ограниченную плоскость. Поэтому рисует, густо заполняя его не связанными друг с другом изображениями, переворачивает разными сторонами, продолжает рисовать на столе, если рисунок не помещается на бумаге. Затем дошкольник выделяет верх и низ листа, делит его на две части по горизонтали на небо и землю, а объекты располагает между ними. Такая  композиция, наиболее характерная для рисунков детей дошкольного возраста, получила название «фризовой». Позже ребенок выделяет левую и правую стороны листа, а затем и центр, помещая в нем главный объект. Обычно в рисунках дошкольников совпадают смысловой и структурный центры. Самый важный объект обычно больше других. Причем реальное соотношение размеров изображаемых предметов часто не сохраняется.

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями.

Рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, пером, акварелью или углем.

Исследования Т. Г. Казаковой (7) и Н. Я. Шибановой (18) в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков.

В более старшем возрасте  ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

Первые детские работы отличаются диспропорцией частей. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями. Иногда дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное отношение к образу. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству.

Более сложной изобразительной задачей является передача движения. Вначале действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения.

При любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

Мы разделяем точку зрения авторов (В.А.Мелик-Пашаева,  Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, и др.), которые считали, что освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.

Осуществление процессов обучения и воспитания  требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Все это оценить призвана педагогическая диагностика.

Что же такое диагностика? Термин «диагностика» происходит от греческих слов «dia» – между, врозь, после, через, раз, «gnosis» – знание. (1)

 Рассмотрим несколько определений педагогической диагностики разных авторов.

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.  (2).

Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучения и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя образовательного учреждения. (17)

Педагогическая диагностика – особый вид педагогической деятельности, который выступает начальным этапом прогнозирования учителем профессиональной деятельности по управлению педагогическим процессом, а также является завершающим этапом технологической цепочки по решению педагогической задачи. (4)

 Как видно из приведенных определений, – педагогическая диагностика – это деятельность педагога направленная на управление педагогическим процессом. В современных условиях развития нашего общества педагоги и психологи обращают особое внимание на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании подрастающего поколения, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей. А выявить эти качества и способности личности  призвана педагогическая диагностика.

В трудах отечественных и зарубежных  ученых рассматривается сам феномен педагогической диагностики в следующих направлениях: ее содержание и применение (К.Ингенкамп), роль педагогической диагностики в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Б.П.Битинас и др.).  Педагогическая диагностика рассматривается как особый вид профессионально-педагогической деятельности педагога (В.Г.Максимов, и др.), как условие совершенствования профессионально-педагогической деятельности и роста педагогической компетентности (Т.И. Шамова и др.) и как средство совершенствования инновационной деятельности образовательных учреждений ( А.П.Тряпицына и др.).

Для нас наиболее важны исследования К. Ингенкампа (6),которые определяют следующие назначения педагогической диагностики: во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.

До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо признаков, причем личность представлялась в виде среза, фотографии (1). Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.

Педагогическая диагностика строится на изучении результативности учебно-воспитательного процесса, на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства педагога.

Таким образом, педагогическая диагностика позволяет педагогу получать  достоверную информацию  для принятия обоснованных педагогических  решений и воздействий на объект;  выполнять назначение канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование коллектива кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (12), где под педагогической диагностикой в дошкольном образовании  понимают группу задач профессиональной деятельности педагога, направленных на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. В этом сборнике в главе 2 (автор Полякова М.Н.) рассматривается педагогическая диагностика в дошкольном образовании, ее предмет и объект, а также дана оценка использования диагностики в современной практике дошкольных образовательных учреждений.

Сущность  педагогической  диагностики в дошкольном образовании определяет  ее  предмет:  кого воспитывать  в  соответствии  с  поставленными  целями  и  задачами  воспитания (объект  воспитания,  критерии  воспитанности),  при  каких  условиях (воспитательная  ситуация),  кто  и  что  при  этом  должен  делать (определение функций общества, семьи, образовательного учреждения, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на  воспитателей и  воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Полякова М.Н. (12)  рассматривает функции педагогической диагностики в дошкольном образовании, которые определяют назначение самой диагностики.  

Первая  из  них – функция  обратной  связи, позволяет анализировать достижения целей, выяснять причины неудач;

Вторая  –  функция  прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определенные  перспективы  развития  диагностического  объекта.  Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Третья  функция  педагогической  диагностики – контрольно-корректировочная. Позволяет управлять педагогическим процессом через устранение конкретных затруднений, которые испытывают педагог и ребенок в практической реализации и освоении развивающего потенциала образования.

Четвертая функции – оценочная, основанная на сравнении достигнутых педагогических  результатов с критериями и показателями.  Эта функция дает возможность качественно и количественно оценить результативность деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Педагогическая диагностика в  изобразительной деятельности служит выявлению особенностей художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности дошкольников. Можно выделить несколько направлений, по которым проводят диагностику художественно-эстетического развития дошкольников:

– выявление особенностей проявления эстетического отношения

– изучение особенностей изобразительного творчества

– определение особенностей развития ряда эстетических способностей

– изучение особенностей педагогических условий художественно

– эстетического развития дошкольников.

Библиография

1.

Битинас Б.П., Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.

2.

Большая Российская энциклопедия. – М., 2002

3.

Вершинина Н.А. Формирование у детей 5-6 лет понимания композиции произведений живописи. – Автореф. дисс … канд.пед.н.- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1990

4.

Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. Теория. История. Практика. –  СПб., РГПУ  им А.И. Герцена, 2000

5.

Ждан В.Ф. Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природных и других материалов. –  Автореф. дисс … канд.пед.н.- К.: НИИ  педагогики УССР, 1987

6.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.-  Педагогика, 1991

7.

Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ГИЦ Владос, 2006

8.

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.- 3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005.

9.

Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1979.

10.

Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987

11.

Павлова Л.Н.  Воспитание и обучение детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1986.

12.

Педагогическая  диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. СПб., РГПУ им А. И. Герцена, 2009, 1 ч.

13.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2005

14.

 Подкурганная Г.А. Педагогические условия обучения детей дошкольного возраста основам композиции в изобразительной деятельности.

15.

Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. / Ю.А. Полуянов. – М; Р : Эксперимент, 2000

16.

Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965. – С. 10

17.

Шамова Т.И.,  Третьякова П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. –  М., 2001

18.

Шибанова Н.Я.  В