Диагностика развития ребенка в возрасте 3 года

Диагностика психического развития детей 3-4 лет.

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.

Субтест 2.

«Матрешка 3-составная» (мышление)

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.

Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные»

(мышление, восприятие) (Приложение 1)

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.

Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.

  1. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  2. Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.

Субтест 5. «Парные картинки»

(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.

Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не

понял инструкции — 0 баллов.

В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов.

Средний уровень —5—7 баллов.

Низкий уровень — 0—4 балла.

Источник

Приложение №1

 Мониторинг развития ребенка от 3 до 4 лет

  Умственное воспитание.

1. Группировать предметы по нескольким признакам: величине, форме, цвету.

2. Устанавливать тождество и различие предметов по свойствам: величине, форме, цвету.

3. Знает формы: круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная.

4. Отвечает на разнообразные вопросы взрослых, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

5. Застегивать кнопки и пуговицы (рамки).

6. Зашнуровывать ботинок (рамка) .

7. Застегивать молнию (рамка).

Физическое воспитание.

  1. Ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное педагогом направление, выполнять задания: остановиться, присесть, повернуться.
  2. Бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, тип бега в соотношении с указаниями педагога.
  3. Сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
  4. Прыжок с места на 2х ногах, не менее чем на 40 см.
  5. Катать мяч в заданном направлении.
  6.  бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы.

Развитие речи:

1.  По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого   рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

2. Достаточно легко находить общий язык с детьми.

3. Наизусть или по азбуке произносить буквы и слоги.

Развитие элементарных

математических представлений:

1. Группировать предметы по цвету, форме, величине.

2. Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из  группы.

3. Находить в окружающей обстановке один или много одинаковых предметов.

4. Сравнивать два контрастных по величине предмета (используя приемы наложения, приложения их друг к другу), показывать, какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий низкий.

5. Понимать слова: впереди – сзади, верху – внизу, слева – справа,  над – под, верхняя – нижняя

 (пространственные ориентировки относительно себя самого).

 Нравственное воспитание:

1. Сказать «Привет», «Пока», «Здравствуйте», «До свидания»  

2. Сказать «Пожалуйста» и «Спасибо» при какой-либо просьбе или помощи.

Художественная литература:

1. Заинтересованно слушать стихи и сказки в течение 10-15 минут.

2. Без сопровождения взрослого рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книжке.

Читайте также:  Центр развития ребенка в шахтах

3. Отвечать на вопросы воспитателя.

Называть произведение, прослушав отрывок из него.

Рисование:

1. Свободно держать фломастер, кисть, карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы.  Использовать акварельные краски при рисовании.

2. Знает основные цвета и оттенки (розовый, голубой, серый)

3. Умеет изображать предметы разной формы: округлой, прямоугольной, и предметы, состоящие из комбинации разных форм и линий: неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.

4. Передать сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (сад, елочки в лесу) или изображать разнообразные предметы.

Лепка:

1. Украшать вылепленные предметы, используя палочки с заточенным концом.

2.  Создавать предметы, состоящие из 2-3 частей.

Аппликация:

1. Сам складывать на листе предварительно вырезанные детали в определенной последовательности.  

2. Намазывать детали клеем и распределять на листе.

3. Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам или по собственному желанию.

Конструирование:

1. Знать, называть, использовать детали строительного материала.

2. Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Различать части постройки по величине (большая – маленькая, узкая –  широкая.)

Источник

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Дата публикации: 16.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ И ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 до 5 ЛЕТ

(Л.Г. МАТВЕЕВА, И.В.Выбойщик, Д.Е.Мякушкин»

(«Что я могу узнать о своем ребенке» Екатеринбург, 2004)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ СООТНОСИТЬ ПРЕДМЕТЫ

ЗАДАНИЯ С КУБИКАМИ

Основные нормативы развития:

В три года

-Строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост;

В 3,5 года

-Копирует мост с модели;

В 4 года

-Строит по показу ворота;

В 4,5 года

-Копирует ворота с модели, копирует простые постройки из кубиков с образца;

В 5 лет

-Может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков

ЗАДАНИЯ НА СООТНЕСЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Читайте также:  Психические особенности развития ребенка в раннем возрасте

Основные нормативы развития:

В три года

-Легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец;

В 3,5 года

-Строит вертикальные модели, сам себя исправляет, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер. Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну. Правильно собирает пирамидку.

ЗАДАНИЯ С КАРТОЧКАМИ

1.Покажите ребенку набор каточек с изображением разноцветных геометрических фигур. Положите перед ним круг и квадрат и скажите: «Сюда положи все круги, сюда—все треугольники, сюда—все квадраты»Положите передним ним красный, синий и белый круги и аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы.

Основные нормативы развития:

В 3,5 года

-Хорошо классифицирует предметы по форме, так и по цвету.

2.Покажите ребенку набор карточек, где изображены различные предметы: расческа, ложка, кровать, стул, дом и т. п. Попросите его показать предметы, которые вы описываете по способу их употребления(например: «Покажи мне, чем мама тебя расчесывает?»

Основные нормативы развития:

В 3,5 года

-Выполняет задание без затруднений.

3.Покажите ребенку набор каточек, на каждой из которых изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т. д. и карточек с изображение нескольких кружков, котят, мальчиков. Попросите показать Вам карточку, где изображен только один кружок и т. д., карточку, где много кружков, квадратов и т.д.

Основные нормативы развития:

В 3,5 года

-Легко находит нужную карточку.

4.Покажите ребенку набор карточек с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей. Подобрав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, например, «то, что мы надеваем», попросите его подобрать самостоятельно следующие условные группы: «то, что стоит в комнате», «машины», «люди», «животные», «что нужно взять, чтобы пойти погулять», «что нужно взять, чтобы пойти в магазин», «что нужно для умывания» и т.д.

Основные нормативы развития:

В 3,5 года

Правильно подбирает предметы, но после двух-трех совместных подборов;

В 4 года

.легко понимает задачу, быстро создает группы.

5.Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или цвету предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, а чем отличаются.

Основные нормативы развития:

В 4 года

Сравнивая изображения предметов. Часто выделяет мелкие, ничего незначащие детали и видит в них общее. Может установить сходство простых круглых предметов по форме. Например, может сравнить яблоко и колесо, сказав, что они оба круглые;

В 5 лет

Уверенно выделяет такие признаки, как форма и цвет.

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Сядьте рядом с ребенком. Возьмите несколько игрушек и попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед Вами: кукла—справа, мишка—слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать куклу из-под стула. Затем спросите, где вверх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит—назад, что лежит в коробке, что под коробкой и т. п.

Основные нормативы развития:

В 3 года

-Выполняет действия, но может ошибиться в одном или двух направлениях;

В 4 года

-Выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

ЗАДАНИЯ С КАРТОЧКАМИ

1.Ребенку предлагают найти среди расположенных на столе карточек 30-40 шт.) с изображением знакомых ему предметов карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спрашивают. Что изображено на картинке. Затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание. То обе карточки убирают.

Основные нормативы развития:

В 3,5 года

-Находит 8-10 изображений из 10-ти. Поскольку ребенок ищет, опираясь на словесное изображение(часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение), он может ошибаться. Так, подбирая, например, к изображенному на карточке яблоку арбуз, он называет и то и другое яблоком(как правило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек;

В 4 года

-Легко выполняет задание.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

2.ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место.

3. ЗАДАНИЕ НА ПОВТОРЕНИЕ ФРАЗ

Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что он любит играть, а также назвать свое имя и фамилию. Попросите его по очереди повторить после вас фразы:

«сегодня на улице много грязи и луж»

«Его зовут Ваней, он учится в школе»

«Шура услыхала свисток и увидела поезд»

Летом в лесу было много грибов и ягод»,–а затем сочетание цифр;

«четыре семь-один»;

«три-восемь-шесть»;

«два-пять-девять»;

«три-четыре-один-семь»;

«шесть-один-пять-восемь»;

«семь-два-девять-шесть».

Основные нормативы развития:

в 3,5 года

-Выполняет 5-6 предложенных действий;

в 4 года

-Повторяет 4-5 цифр и сложные фразы;

в 5 лет

-Запоминает 6-7 простых слов из 10-ти.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Двигательные навыки ребенка продолжают развиваться. Он может выполнять более сложные, чем раньше, действия.

Развитие крупной моторики

Основные нормативы развития:

в 3 года

-Может несколько секунд простоять на одной ноге. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку, спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трех колесном велосипеде;

в 4 года

-Спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку;

в 5 лет

-Может скользить на двух ногах по гладкой поверхности.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Основные нормативы развития:

В три года

-Может срисовать окружность, две пересекающиеся линии, рисует человека(«головонога») без туловища;

В 4 года

-Срисовывает крест, может сравнить две линии по длине. Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги;

В 4,5 года

-Срисовывает квадрат;

В 5 лет

-Срисовывает треугольник, рисует человека;

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ

Конечно же, это лепка, игры с песком, водой. Игры с завязанными глазами, рисование пальцами рук и ног…

ЧТО У ГНОМА В МЕШОЧКЕ?

С помощью этой игры Вы можете развить у ребенка умение узнавать предметы на ощупь, сравнивать зрительные и осязательные впечатления.

    Соберите «волшебный мешочек»: в нем могут лежать мелкие игрушки, камешки, футляры от разных предметов. Шишки и т. д. Пусть сначала будет не больше 7 предметов, потом можно постепенно увеличивать их количество, заменять одни другими.

Попросите ребенка выбрать на ощупь самый интересный для него предмет.

Пусть он расскажет, какой он, нарисует его, доставая из мешочка, опишет как можно больше возникающих у него ощущений. Пусть попробует предположить, что это такое, показать жестами, а после достанет предмет и сравнит с тем, как он его представлял.

Можно использовать парные предметы и просить ребенка на ощупь найти такой же, как Вы ему показываете. Или показать ему рисунок и попросить найти предмет по рисунку. Можно просто попросить его найти ложечку, шарик, то, чем едят, и т. д. Меняйтесь ролями, пусть ребенок попробует себя и в роли ведущего. Вы можете положить в мешочек буквы, сделанные из толстого картона, и научить ребенка распознавать их на ощупь.

Читайте также:  Работа в частном центре развития ребенка

СТРАНА ЖЕСТОВ

   Вы можете отправиться с ребенком в волшебную страну, где разговаривают не с помощью слов, а с помощью жестов и прикосновений. Можно завязать глаза и поиграть в особые «жмурки», где задача ведущего—отгадать на ощупь, кого он поймал.

При этом можно переодеваться, меняться вещами, чтобы усложнить задачу ведущего.

«Говорить»в этой стране могут не только люди, но и предметы. Их можно трогать руками и ногами, пытаясь догадаться , что именно они хотят сказать. Можно ходить босиком по различным поверхностям(ковру, мокрой тряпке, рассыпанному гороху, газете и т. д.), ощущая разницу от прикосновения к ним.

Проведите ребенка по дому или парку с завязанными глазами, давая ему пощупать предметы, которые будут попадаться на пути.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ

Ваш ребенок часто оказывается более наблюдательным, чем Вы. Попробуйте, гуляя по улице, внимательно рассматривать окружающие предметы, отмечать мелкие и интересные детали.

Обращайте внимание на необычные цвета, красивые пейзажи. Назовите по очереди детали листа дерева, цветка. Попросите его нарисовать то, что он увидел, попробовать передать форму, цвет.

СЛЕДОПЫТ

   Вооружитесь лупой(или игрушечным микроскопом) и куском целлофана и попробуйте рассмотреть через них знакомые и незнакомые предметы. Рассмотрите их со всех сторон, переверните вверх ногами. Попробуйте найти в комнате предметы такого же цвета, обнаружить мелкие царапины и т.п. Можете начать рассматривать предмет издалека. Постепенно приближаясь и обнаруживая при этом все новые и новые детали.

РАЗВИТИЕ СЛУХА

Попробуйте тихо посидеть(можно закрыть глаза, чтобы не отвлекаться) и услышать звуки, которые вас окружают. Посоревнуйтесь с ребенком, кто услышит больше. Разговаривайте о звуках, сравнивайте их. Какие звуки могут быть добрыми. А какие злыми, грубыми, мягкими, резкими, скрипучими и нежными.

Используйте любой музыкальный инструмент, чтобы ребенок научится различать звуки громкие и тихие, высокие и низкие.

ОТГАДАЙ ЗВУК

Научите ребенка отгадывать звуки льющейся воды, открывающейся двери, ложки, стучащей о стакан..

Положите в пустые пластиковые бутылочки различные предметы(мелкие камушки, различную крупу, кнопки, нарезанный картон и т. п.)—пусть он определит по звуку, что лежит в бутылочках.

ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Дудочка, губная гармошка, ксилофон, марокасы, ложки, игрушечный баран…Вместе с ребенком и его друзьями вы можете создать потрясающий шумовой оркестр и выступать перед зрителями или просто отразить  музыке или шуме разное настроение.

ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА

   Музыку можно использовать по-разному. Она успокоит слишком активного ребенка и взбодрит притихшего. Музыка—хороший фон при рисовании, лепке, рассказывания историй. Можно научить детей рисовать музыку, вслушиваться в то настроение, которое она создает. Под музыку можно двигаться, изображая то ветер, то косолапого медведя, то юркую рыбку. Можно учить детей напевать, танцевать под музыку, отбивать ритм. Найдите кассету с веселыми детскими песенками, пусть ребенок вместе с вами подпевает исполнителям. Потом вы можете обсудить с ним содержание песни, сочинить историю о ее героях.

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Вкусовые ощущения очень важны для развития ребенка. Вы можете давать ребенку пробовать продукты с самыми разными вкусовыми свойствами: сладкие и горькие, холодные и горячие, жесткие и мягкие(следите за тем, чтобы ребенок не обжегся и не простыл, чтобы вкус не был слишком резким). С каким наслаждением Ваш ребенок будет выполнять «вкусные задания»!

Предложите ему попробовать продукты с разными качествами: соль, сахар, мягкий хлеб и сухарик, льдинку и горячее молоко, луковицу и апельсин, леденец и мороженое.

Каковы ощущения ребенка?

РАЗВИТИЕ МИМИКИ

Язык, губы, щеки—какие замечательные рожицы можно корчить с их помощью! Лицо ребенка—зеркало его эмоций, состояния и настроения. Дети очень активно используют мимику, играя и общаясь со сверстниками и взрослыми.

Посоревнуйтесь с ребенком, кому лучше удастся изобразить рычащего тигра, шипящую змею, фыркающего ежика. А у кого получится более обиженное или радостное лицо?

Можно показать, какой лимон кислый. Мед сладкий, а чай—обжигающий.

А кто из вас, дуя на ватный шарик, сумеет дальше его отодвинуть? Попробуйте сделать  тоже самое, не складывая губы в трубочку. Какие впечатления у ребенка? Пусть он  сравнит их.

РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ

Обоняние у детей гораздо острей, чем у взрослых. Ребенок может отказаться от еды только потому, что ему не нравится ее запах. Или по той же причине не принять красивую игрушку, «заупрямиться» при входе в помещение и т.д. в то же время приятные запахи способны успокоить ребенка, поднять ему настроение. Ребенок хорошо запоминает и различает запахи, и это качество можно использовать для его развития.

ВОЛШЕБНЫЕ ЗАПАХИ

    Соберите коллекцию запахов, включив в нее запахи специй, фруктов, конфет, духов, цветов, зубной пасты, кофе, мела, стружки. Умеет ли Ваш ребенок различать эти запахи, описывать на что они похожи, что может так пахнуть(не обязательно это должно совпадать с запахом реального предмета). Попросите ребенка нарисовать запах, сказать какие запахи ему нравятся, а какие—нет. Поищите предметы без запаха, пофантазируйте, как изменился бы мир. Если бы запахи исчезли(если, например, у всех был заложен нос). Попробуйте зажать нос и немного побыть в мире без запахов.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ

Дети любят движения. Вспомните, с каким интересом они осваивают ползанье и ходьбу, как им нравится бросать предметы, смотреть как они исчезают за ширмой и опять появляются. Бег, прыжки, физические упражнения—все это помогает ребенку научиться владеть своим телом. Психологи доказали, что дети умеющие двигаться, координировать свои движения, более организованны и уверены в себе. Движения хорошо отражают наши эмоции, чувства настроение. Дыхательные движения помогают нам справиться с тревогой, собраться перед выполнением какого-либо действия. Учите ребенка владеть своим телом, и он станет более внимательным, собранным и гибким.

ЖИВЫЕ КАРТИНКИ

Попросите ребенка изобразить любимое животное. Пусть он покажет, как оно ходит, спит, ест. Поиграйте с ним в зоопарк, изображая вместе различных животных, попробуйте «поговорить» на их языке, понять, чего они хотят.

По очереди загадывайте и изображайте любое животное, предмет, различное настроение. Попросите ребенка стать воздушным шариком, а затем «лопнуть» и выпустить из себя воздух.

Вы можете разыгрывать целые сценки, изображая, как воет ветер, раскачиваются деревья, плывут облака. Делайте это вместе, показывайте ребенку разные варианты.

МОРСКАЯ ФИГУРА, ЗАМРИ…

Вы помните эту детскую игру? Поиграйте в нее с Вашим ребенком. Пусть он замирает в движении, «лепит» из себя скульптуру. Вы можете попросить его загадать настроение, которое соответствует этой скульптуре, и попробовать его угадать, повторив позу. Затем поменяйтесь ролями. Побудьте немного в роли 2глины», пусть он слепит скульптуру из Вас. В живые картинки можно поиграть после занятий рисованием, лепкой. Попросив ребенка изобразить то же самое с помощью движений. А вот задание посложнее. Попробуйте по очереди с ребенком показать радость, восторг, удивление, огорчение и т. д.

Источник