Диагностика развития ребенка в начальной школе

                      Диагностика в начальной школе

Одним из важнейших вопросов в начальной школе является вопрос формирования и сохранения мотивационной сферы младших школьников. И здесь огромное значение имеет диагностическая  работа.  Многие считают, что данную работу  может выполнять только психолог. Сегодня не во всех школах есть узкие специалисты, и учитель вынужден сам выполнять диагностическую работу.

  Учитель должен помнить,  для того чтобы диагностические исследования имели положительный результат, надо следовать следующим требованиям:

 – диагностические исследования должны быть системными;

– диагностические исследования должны быть оправданны;

– диагностика предполагает коррекционные мероприятия;

– диагностическая работа должна быть распланирована.

При проведении любой диагностики учитель должен руководствоваться принципом: «Не навреди!»

Учитель, проводя определённые диагностические исследования должен разработать программу проведения исследований, поставить перед собой цель и задачи исследования, спрогнозировать результат.

Всем учителям знакома ситуация, когда первоклассники с удовольствием идут в школу. Детям хочется носить портфель, иметь дневник,  общаться с учителем. Но постепенно, интерес у многих учащихся пропадает, и родители, и учителя сталкиваются с проблемой: «Не хочу учиться». И здесь необходима кропотливая и постоянная работа учителя по изучению и коррекции мотивации учения школьников. Учащиеся, у которых не сформирована мотивация учения, попадает в разряд неуспешных.

Для того чтобы учитель мог не только изучить, но и дать рекомендации родителям, он должен иметь набор диагностических методик, которые помогут ему исследовать проблему и провести коррекционную работу по формированию положительной мотивации учения младших школьников.

В моей работе мне помогают следующие методики:

1 класс

 «Рамочка для фотографии».

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки. Данная диагностика позволяет определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника и которые он хотел бы перенести на обрамление своей фотографии.

  «Мое отношение к школе»   (ученикам выдаются бланки с квадратами по количеству вопросов, учитель зачитывает вопрос и возможные варианты ответы в соответствии с цветом)

  1. Нравится  ли тебе ходить в школу?
  2. Да – красный      

нет – синий      

не знаю – желтый

2. Больше всего тебе нравится:

Заниматься со взрослыми – красный

Смотреть телевизор – синий

Играть в игрушки – зеленый

Затрудняюсь ответить – желтый

3. В школе больше всего тебе нравится:

Друзья – синий  

урок – зеленый    

  затрудняюсь ответить – желтый

      4. Хотел бы ты еще на год остаться в детском саду или дома?

Да – синий          

нет  – красный        

не знаю –   желтый

5. Если   бы   была   возможность учиться дома с мамой, ты бы согласился?

 Да – синий        

 нет  – красный      

 не знаю –   желтый

2 класс

«Номинация»

 Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого нужно распределить школьные предметы по следующим номинациям:

 Самый интересный учебный предмет

 Самый полезный учебный предмет

 Самый ненужный учебный предмет

 Самый трудный учебный предмет

 Самый легкий учебный предмет

 Самый веселый учебный предмет

 Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации. Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определить преимущества  учебных предметов для них.

«Градусник»

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что – либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык – 39
  • Математика – 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

3 класс

«Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

 «Мотивы учебной деятельности»

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочти анкету и подчеркни пункты, соответствующие твоим стремлениям и желаниям».

1.  Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.

2.  Учусь потому, что заставляют родители.

3.  Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4.  Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5.  Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6.  Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

                           Обработка данных

1. Проводится классификация изученных мотивов. Их можно разделить на следующие группы:

      1) широкие социальные мотивы – 4, 5;

      2) мотивация благополучия – 1, 11;

      3) престижная мотивация – 6, 12;

      4) мотивация содержания – 7, 10;

      5) мотивация «прессом» – 2, 9;

      6) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделяются ведущие мотивы учебной деятельности школьника, приводится качественный анализ структуры мотивации учебной деятельности школьника и ее соответствие критериям:

        – богатство и разнообразие мотивов;

        – социальная ценность мотивов;

        – присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

4 класс

«Хорошо или плохо»

Проективная методика изучения школьной мотивации.

–  хорошая школа – это …

–  плохая школа – это …

–  хороший класс – это …

–  плохой класс – это …

–  хороший ученик  – это …

–  плохой ученик – это …

–  хороший учитель – это …

–  плохой учитель – это …

–  хороший урок – это …

–  плохой урок – это …

Читайте также:  Воспитание в семье ребенка имеющего проблемы в развитии

–  хороший ответ – это …

–  плохой ответ – это …

Проективная методика позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

  1. Тебе нравится в школе?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • часто
  • редко
  • не рассказываю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы
  1. У тебя в классе много друзей?
  • мало
  • много
  • нет друзей
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • нравятся
  • не очень
  • не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

2

1

3

3

1

3

4

3

1

5

3

1

6

1

3

7

3

1

8

1

3

9

1

3

10

3

1

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебнойдеятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Источник

Уровень воспитанности обучающихся______ класса __________ учебный год                                      Средний балл –

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 – любит и бережет природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей
0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше
1 – учиться при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 – есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 – бережет личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.

Читайте также:  Индивидуальный план развития речи ребенка

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым, больным;
1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 – неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 – проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Источник

Диагностические методики

для исследования личностных результатов

 выпускников начальной школы

Рассмотрим вариативные методики определения  уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предпочтительна фронтальная форма проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1-2 недель.

Личностные УУД

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

Карта наблюдений за особенностями

личностного развития ребенка

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования _______________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
  • Пассивность, замкнутость, безразличие
  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные
  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
  • Частая смена эмоций
  1. Особенности общения с взрослыми
  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
  1. Особенности общения со сверстниками (коммуникативные УУД)

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация (смыслообразование – личностные УУД)

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха
  • Мотивы избегания неудач
  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность (регулятивные УУД)

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
  • Принимает, но не удерживает учебную задачу
  • Не принимает учебную задачу.
  • Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям
  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого
  • Не принимает помощь взрослого          I.Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

педагогу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

родителям___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись

_______________________________________________________________________________                                            _______________________________________________________________________________

Читайте также:  Игры для развития ребенка от года до двух лет

Самоопределение

1.Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» (при ответе можно использовать прилагательные и причастия).

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность — количество категорий

  • социальные роли,
  • умения, знания, навыки;
  • интересы, предпочтения;
  • личностные свойства,
  • оценочные суждения.

2. Обобщенность — степень обобщенности суждений, характеристик «Я».

3. Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

• Дифференцированность

1. 1—2 определения, относящиеся к 1-й, 2-й категориям.

2. 3—5 определений, преимущественно относящихся ко

2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий,

в том числе характеристику личностных свойств.

• Обобщенность

1. Учащиеся называют конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение категорий 1-й и 3-й.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

• Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Интерпретация:

3-4 балла – низкий уровень,

5-7  баллов – средний уровень,

8-9  баллов – высокий уровень.

2. Методика «Какой Я?»

(модификация методики О.С.Богдановой)

Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

    А                                                  Б

аккуратный                            драчливый

вежливый                               злой

честный                                  ленивый

добрый                                   упрямый

любознательный                   невнимательный

отзывчивый                           неаккуратный

справедливый                       грубый

трудолюбивый                      жадный

старательный                        завистливый

верный                                   нечестный

Обработка данных.  Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

Если    К1 ≥ 0,6, К2 ≤ 0,3, то самооценка завышена,

             К1 ≤ 0,3, К2 ≥ 0,6, то самооценка занижена,

             К1≈ К2 ≈ 0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

Смыслообразование

  1. Диагностика учебной мотивации школьников

Методика «Почему я учусь?»

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения; (С)
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 – 4; (Л)
  • благополучия: 5 – 6; (С)
  • коммуникативные: 7 -8; (С)
  • престижа: 9 – 10; (С)
  • избегания неудачи: 11 – 12; (Отр)
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 – 14; (П)
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 – 16; (П)
  • сотрудничества: 17 – 18; (П)
  • творческой самореализации: 19 – 20; (Л)
  • достижения успеха: 21 – 22. (Л)

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

№ п/п

Список класса

Номера суждений

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

Характер  мотивов

1.

+

2.

+

3.

+

+

Кол-во человек,

%

  1. Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Кто такой «хороший ученик»?

Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников

в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10,5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный: письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной

форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого называют хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можешь ли ты себя назвать хорошим учеником?

3. Какие еще качества тебе нужно воспитать в себе, чтобы считать себя хорошим учеником?

Критерии оценивания:

— адекватность выделения качеств хорошего ученика

(успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адекватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает