Диагностика развития ребенка в доу
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник
Педагогическая диагностика в ДОУ.
Зачем проводить мониторинг?
- Залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагогов информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.
- «Система мониторинга … должна позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга».
- Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
В Стандарте дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155) речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.III. ТРЕБОВАНИЯ
К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Мониторинг предполагает:
- Постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;
- Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменения;
- Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Принципы педагогической диагностики:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе.
Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску (Это хорошо, а это плохо). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять чем и как можно помогать детям.
2. ПД осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или в непосредственно образовательной деятельности воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п.
3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития.
Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
4. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель.
Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада.
Важно собирать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания.
Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины.
Как часто проводить диагностику?
- Первичная
- Промежуточная
- Итоговая
Первичная диагностика (в начале сентября).
- Выявление стартовых условий (исходный уровень развития); Определение достижений и проблем ребенка, для решения которых требуется помощь воспитателя.
- Цель – определение задач работы на год, проектирование образовательного маршрута.
«Идеальная норма» – то, что уже может быть достигнуто ребенком (для детей старшей группы – описание достижений ребенка среднего дошкольного возраста).
Промежуточная диагностика (середина года).
- Может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно. С теми, у кого проявляются существенные проблемы развития.
- Цель – оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.
- Вносим коррективы в педагогический процесс.
К концу младшего возраста дети могут:
- Воспринимать до пяти и более форм предметов.
- Различать до семи и более цветов.
- Дифференцировать предметы по величине.
- Запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, значительные отрывки из любимых произведений.
- Устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
- Усвоить большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
- Начать оценивать свои поступки.
- Идентифицировать себя по половому признаку.
К концу среднего возраста дети могут:
- Вычленить в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
- Упорядочить группы предметов по величине и цвету.
- Выделить параметры – высоту, длину, ширину.
- Запомнить 7-8 названий предметов.
- Принять задачу на запоминание.
- Выучить небольшое стихотворение.
- Строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
- Придумать небольшую сказку на заданную тему.
- Сравнивать себя с другими детьми.
К концу старшего возраста дети могут:
- Называть основные цвета, оттенки, промежуточные цветовые оттенки.
- Выстраивать в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
- Иметь представления о смене времен года, дня и ночи.
- Группировать предметы по двум признакам.
- Решать задачи.
- Пересказывать, рассказывать по картинке.
- Конструировать по схеме, по замыслу, по условиям из бумаги, природного материала, разных видов конструкторов.
Итоговая диагностика (конец года).
- Цель – Оценка степени решения сотрудниками детского сада поставленных задач.
- Определение перспектив дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.
- «Идеальная норма» – характеристика развития, соответствующая возрасту детей (для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).
Структура мониторинга:
1 этап: Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Критерий – признак, на основании которого производится оценка. Критерий указывает на наличие того или иного свойства у объекта, явления или процесса: интерес, адекватность детских вопросов, полнота знаний, применение ЗУН в повседневной жизни, самостоятельность…
2 этап: Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3 этап: Обработка и анализ полученной, а так же уже имеющейся информации из существующих источников.
4 этап: Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5 этап: Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.
1ЭТАП. Определение объекта мониторинга, установление стандарта и операционализация мониторинга.
Объект – целевые ориентиры (ФГОС ДО)
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Объект – знания, умения, навыки (в соответствии с программой)
- ОО «Познание» (средняя группа)
- Ребенок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, их свойствам;
- Любит экспериментировать, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов;
- Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно, использует их в своей речи.
Практическое задание.
2ЭТАП. Методы исследования.
Наблюдение. Анализ продуктов детской деятельности. Диагностические ситуации. Беседа. Диагностические задания, упражнения. Тесты.
Метод – «путь к чему-либо».
Метод – совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия, система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, на достижение определенного результата в деятельности.
Технология наблюдения:
- Определите цели и задачи наблюдения.
- Определите 3-5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
- Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
- Выберите способ фиксации результатов наблюдения.
- Фиксируем: речь, эмоциональные реакции, поведение, деятельность.
Анализ продуктов детской деятельности.
- Изобразительная и конструктивная деятельность: рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции.
- Музыкальная деятельность: исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах.
- Рассказы и сказки, пересказ литературных произведений.
- Может анализироваться как сам продукт, так и процесс его достижения.
Диагностические ситуации.
«Сапожки в подарок».
- Содержание ситуации: Дети парами сидят за отдельными столами. Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации к сказкам «Кот в сапогах», «Иван царевич», «Снегурочка».
- Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций – новые сапожки. Условие – надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного персонажа…
Беседа.
- Может применяться самостоятельно или сочетаться с другими методами.
От чего зависит эффективность беседы? 1.Определите цель беседы, материал для нее (сказки, картинки, стихотворения). 2.Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не должны подсказывать ребенку ответ. Все слова должны быть понятны ребенку. 3.Педагог заучивает вопросы наизусть и задает их детям в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов. 4. Беседа всегда проводится индивидуально, не превышает 10-15 минут. 5. Перед проведением беседы следует установить доверительные отношения с ребенком. 6. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. 7.Дополнительно фиксируем характер протекания беседы: как отвечает ребенок – охотно, уверенно, увлеченно, насколько заинтересован
Диагностические задания.
- Перед ребенком раскладывают пять листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность», «экспериментирование»… Педагог дает инструкцию: Посмотри и выбери те задания, которыми тебе хочется заниматься.
3 ЭТАП. Обработка и анализ результатов.
- Отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты.
- Воспитатель ориентируется на нормы, отраженные в ОП, при этом соотносит развитие ребенка с уровневой характеристикой описанных в программе норм.
4 ЭТАП. Интерпретация и прогноз развития.
Данные, полученные в результате педагогической диагностики, также являются
профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в
процессе контроля и надзора.
Та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической
диагностики определяется Программой. При этом проведение педагогической
диагностики не может быть вменено в обязанность педагогу, если не созданы
условия для ее проведения, включая обеспечение специального обучения.
Контроль за эффективностью деятельности педагога, которая, в том числе,
может включать педагогическую оценку, может проводиться в процессе
независимой оценки качества образования в Организации (подпункт 4 пункта
1.7. ФГОС ДО; статья 95 Закона).
Воспитатели и узкие специалисты заносят результаты обследования в таблицу.
Технология работы с таблицами проста и включает следующее:
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по
строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот
показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и
проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования
интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного
маршрута детей.
Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по
группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и
разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель
необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в
группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-
психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых
промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и
результатов освоения детьми ООП ДОУ.
Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.
Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка.
Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.
5 ЭТАП. Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности.
В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия. В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.
Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения
Программного материала по образовательным областям. На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом
совете.
Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.
Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.
Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!
Источник