Диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с онр

Диагностика уровня развития детей с ОНР старшей группы по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»
Диагностический материал для обследования. Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста. (авт.-сост.М.П.Злобенко и др.- Волгоград: Учитель,2011).

Критерии:

  1. Рассматривание и описание сюжетной картинки.  
  2. Пересказ рассказа без наглядной опоры.
  3. Составление рассказа – описания.
  4. Обобщающие понятия. Номинативный словарь
  5. Называние деталей и частей предмета.
  6. Предикативный словарь, «Кто что делает?».
  7. Качественный словарь. Антонимы.
  8. И.п., мн. число.
  9. Р.п., мн. число
  10. Употребление предложно-падежных конструкций.
  11. Согласование числительного с существительным.
  12. Согласование прилагательного с существительным среднего рода
  13. Согласование прилагательного с существительным в падеже (В.п., Т.п.)
  14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  15. Образование существительных по аналогии со знакомыми словами.
  16. Образование приставочных глаголов.

В процессе работы используются различные цели и методические приемы:

                                             Связная речь

 Цель: выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребенка отвечать на вопросы взрослого. Используя практически все части речи, простые предложения, предложения с однородными членами.

  • составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
  • пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию, после повторного чтения, с установкой на пересказ,  ребенок должен рассказ пересказать);
  • составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»).

Словарный запас

Цель:  выявить уровень сформированности  у детей словаря, владение обобщающими понятиями;  умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.

1.Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Ребенку предлагается называть предметы одним словом (по картинкам)

– Стол, стул, шкаф. Что это? (Мебель)

– А какие предметы мебели ты знаешь еще?

– Яблоко, банан, апельсин, что это? ( Фрукты)

– А какие фрукты ты еще знаешь? Ит.д.          

2. Называние деталей и частей предмета (с наглядной опорой)

– Что это у тебя? ( Шея, живот, ноготь, колено, грудь, воротник. Пуговица,.  рукав.)

3. Предикативный словарь, «Кто, что делает».

Ребенку поочередно предъявляется набор картинок.

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

– Как передвигаются птицы? ( Летают)

– Как передвигаются рыбы? ( Плавают) и т.д.

4. Качественный словарь. Антонимы.    

Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок)

– Волк злой, а  бабушка (какая?)…добрая и т. д.

Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы:

  • показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
  • показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
  • показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)

   При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:

  • образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
  • образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных

      ( Игра «Назови ласково»);

  • согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе;
  • согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
  • образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
  • употребление предлогов («Скажи, где сидит птица?»…);
  • употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
  • образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»)

Диагностика уровня знаний детей с ОНР

старшей группы

по образовательной области «Коммуникация».

Раздел «Развитие речи»

Связ-ная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Словообразование

кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

н

к

1

Андреев Сергей

1

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,4

2

Власова Полина

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

3

Зайцева Эльвира

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1,2

4

Злобин Алеша

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1,1

5

Козлов Толя

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

1,4

6

Макарова Настя

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1,2

7

Маркин Толя

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

1,6

8

Межнова Даша

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1,4

9

Обшаров Миша

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

2,8

10

Павлова Алина

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1,7

11

Томилов Егор

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

2

2

1,7

12

Турабаев Милен

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1,3

13

Фризин Саша

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

1,7

21

53,8%

Источник

Ольга Петлюк
Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики:

Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)

Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.

Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

Читайте также:  Развитие ребенка во время прогулки

3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Критерии оценки параметров Выраженность в баллах

Инициативность

-отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,

играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

-слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность

и предпочитает следовать за другими детьми;

-средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

-ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-

ствия.

Чувствительность к воздействиям сверстника

-отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения

сверстников;

-слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

-средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;

-высокая: ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и

действия.

Преобладающий эмоциональный фон

-негативный;

-нейтрально-деловой;

-позитивный.

1

2

3

1

2

3

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования:

1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.

Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.

Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.

Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок,символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.

Полученные данные заносятся в протокол.

Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.

Источник

Определение уровня сформированности

монологической речи у детей с ОНР

Диагностика связной речи по методике        В.П. Глухова.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Для определения уровня сформированности  монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике        В.П. Глухова.

Диагностика была  направлена  на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации. Обследование включало семь последовательных заданий и проводилась индивидуально. Обследовано 15 детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

 Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:«Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).

 Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической

Второе задание – составление предложение по трем картинкам, связанные одной темой  (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка», « Теремок»). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Читайте также:  Стих ребенку для развития речи

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» — по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи детям предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой

Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.

Для шестого задания — составления описательного рассказа — детям  предлагались модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Седьмое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Критерии оценки состояния связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР

(по В.П. Глухову)

Вид задания

Критерии оценки выполнения задания

1.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

5  – фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу и точно отображает ее предметное содержание

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования при выполнении всех или большинства заданий

2 – адекватная фраза, составлена с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены

1 – отсутствие адекватного ответа с помощью дополнительного вопроса, фраза – перечисление предметов

2.

Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически

5 – фраза адекватна по смыслу, составлена с учетом предметного содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание

2– невозможность составления фразы по трем картинкам, помощь не эффективна

1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может

3.

Пересказ небольшого знакомого литературного текста

5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность

4б – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения

3б – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия

2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств

1б – задание не выполнено

4.

Составление рассказа по серии картинок

5б – связный рассказ составлен самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

4б – рассказ составлен с некоторой помощью, содержание передано достаточно полно, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки  в построении фраз

3б – рассказ составлен с использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования,  отмечаются пропуски действий, отдельные смысловые несоответствия

2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного

1б – задание не выполнено

5.

Составление рассказа на основе личного опыта

5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту

4б – рассказ составлен в соответствии с планом, основная часть фрагментов представлена информативными высказываниями, отмечаются единичные морфолого-синтаксические нарушения

3б – отражены все вопросы задания, информативность рассказа недостаточная, в большей части нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы

2б – отсутствуют 1-2 фрагмента рассказа, большая его часть – простое перечисление предметов и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки

1б – задание не выполнено

6.

Составление рассказа на заданную тему

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б – рассказ составлен с помощью повторных  наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

7.

Продолжение рассказа по заданному началу

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б – рассказ составлен с помощью повторных  наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

Читайте также:  6 месячный ребенок развитие фото

Результаты обследования связной речи детей дошкольного

возраста с ОНР  (по В.П. Глухову)

сентябрь   2011год

(в баллах)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

3

4

3

3

3

3

3

2

Вероника

3

4

3

3

2

3

3

3

Даниил

2

3

2

2

2

3

1

4

Егор

2

3

4

3

3

3

3

5

Артем

3

3

2

2

2

1

2

6

Тимофей

4

4

3

3

3

2

2

7

Коля

4

4

3

3

2

2

2

8

Даша

2

1

2

2

3

3

2

9

Моника

3

3

3

3

3

3

2

10

Настя

2

3

3

3

1

1

1

11

Дима

4

4

3

3

3

3

3

12

Никита

3

3

3

2

2

3

2

13

Ксюша

4

3

3

3

3

2

3

14

Сережа

1

2

3

2

2

3

2

15

Амина

3

3

3

3

3

2

2

Результат обследования детей   по методике В.П.Глухова

  ( сентябрь2012год)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

4

4

4

4

4

4

3

2

Вероника

а

4

4

4

3

3

3

3

3

Данил

3

3

3

3

2

3

3

4

Егор

3

4

4

4

3

3

3

5

Артем

3

3

3

2

3

3

 3

6

Тимофей

4

4

4

3

3

3

3

7

Коля

4

4

3

3

3

3

3

8

Даша

3

3

3

3

4

3

3

9

Моника

4

4

4

3

3

3

3

10

Настя

а

3

3

3

3

3

3

3

11

Дима

4

4

4

4

4

4

4

12

Никита

4

3

3

3

3

3

3

13

Ксюша

4

4

4

3

3

3

3

14

Сережа

3

3

3

3

3

3

3

15

Амина

4

4

3

3

3

3

3

Результат обследования детей по методике В.П. Глухова

( май 2013г)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

5

5

5

4

4

4

4

2

Вероника

4

4

4

4

4

4

4

3

Данил

4

4

4

3

3

3

3

4

Егор

4

4

4

4

4

3

3

5

Артем

4

4

4

3

3

3

 3

6

Тимофей

4

4

4

4

4

3

3

7

Коля

4

4

4

4

4

3

3

8

Даша

4

4

4

4

4

3

3

9

Моника

4

4

4

4

4

4

3

10

Настя

4

4

4

4

3

3

3

11

Дима

5

5

5

4

4

4

4

12

Никита

4

4

4

4

3

3

3

13

Ксюша

5

4

5

4

4

3

3

14

Сережа

4

4

4

3

3

3

3

15

Амина

4

4

4

4

4

4

4

 Диагностика выявила достаточно  низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания,  можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно  сделать следующие выводы:

– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;

– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.

Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.

Источник