Диагностика развития ребенка с рождения

Диагностика развития ребенка с рождения thumbnail

Обследование детей первого года жизни

В процессе работы с детьми первого года жизни особое внимание следует уделять предупреждению отклонений в их развитии. С этой целью при обследовании детей с первых недель жизни используют следующие методы и приемы: наблюдения за малышами в период бодрствования, беседы с медицинским персоналом, изучение медицинской документации, психолого-педагогическое наблюдение детей в доречевой период, сравнительный анализ их психомоторного и речевого развития.

Такое обследование, носящее комплексный характер, позволяет выделить патологические особенности в доречевом развитии детей, в том числе у детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы (ППП ЦНС), выявить структуру нарушения и определить пути коррекции.

Подобная работа с детьми проводится начиная с раннего возраста, так как патологические особенности в их развитии проявляются с самого рождения и препятствуют дальнейшему правильному формированию речевой и психической деятельности.

В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы.

Изучение анамнестических данных. При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). Особое внимание обращается на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. Учитывается время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.

Изучение двигательного развития ребенка. Совместно с невропатологом обследуются двигательные возможности ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть, что также расширяет возможности познания окружающего мира, способствует развитию предметной деятельности и контактность.

Особое внимание уделяется развитию мускулатуры кисти, положению первого пальца, возможности зрительно-моторной координации, манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи). Совместно с врачом определяется общий мышечный тонус ребенка, характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог, а также выявляется способность ребенка опираться на ноги и ходить.

Изучение состояния речевого аппарата. Отмечается наличие патологии в строении артикуляционного аппарата. Совместно с врачом обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка. Определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. Наблюдая за ребенком в процессе кормления, отмечаются особенности приема пищи: сосания и глотания. Учитываются характер голоса, крика и дыхания.

Исследование голосовой и доречевой активности ребенка. При обследовании доречевош уровня развития логопед отмечает характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию. Устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения. Наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Приведем примеры методик выявления возможных голосовых реакций ребенка.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая или естественная. Ребенок лежит на спине, спокоен.

1) Взрослый наклоняется над ребенком, соблюдая расстояние 25–30 см от его глаз. Сосредоточивает внимание ребенка на своем лице, ласково произносит слова и звуки в течение 2–3 минут.

2) Ведется только наблюдение, без использования средств воздействия.

3) Наблюдения чередуются с повторным произнесением гласных звуков в течение 8—10 минут.

При наличии у ребенка лепета необходимо определить этап его развития (I, II, III этапы по В. И. Бельтюкову – см. с. 65).

Методика выявления

Ситуация естественная. Ребенок бодрствует. Взрослый наблюдает за ним в течение 30 минут.

1) Перекличка с ребенком.

2) Взрослый повторно произносит слоги, которые есть в лепете ребенка.

3) Ситуация провоцирующая. Взрослый, сидя перед ребенком, эмоционально обращается к нему и четко, с небольшими паузами произносит слоги, которые малыпт ранее произносил сам. Упражнение проводится в течение 30 секунд.

4) Взрослый четко, с небольшими паузами произносит слоги, которых нет в лепете ребенка.

При наличии у ребенка первых слов определяют время их появления и характер аморфных слов-предложений.

Методика выявления

Ситуация естественная или провоцирующая.

1) Взрослый предлагает ребенку игрушки, которыми он играл неоднократно, и наблюдает за его игрой.

2) Взрослый может предложить ребенку назвать игрушку: «Что (кто) это?»

3) Взрослый сидит перед ребенком и с разной интонацией произносит слоги (в разнообразном сочетании), которые малыш ранее не произносил.

4) Взрослый пытается заинтересовать ребенка игрушкой и спрашивает: «Что (кто) это?»

Психолого-педагогическое обследование направлено на изучение состояния ориентировочных реакций у детей в первые недели жизни и ориентировочно-познавательной деятельности у детей первых месяцев жизни. В ходе обследования изучаются сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, внимание к речи взрослого и уровень развития начального понимания речи.

Приведем пример методики выявления зрительных ориентировочных реакций.

Методика выявления

Ситуация провоцирующая. Ребенок лежит на спине.

1) Взрослый удерживает игрушку (погремушку с шаром диаметром 5—10 см) на расстоянии 40–50 см от лица ребенка и перемещает ее то вправо, то влево на 20–30 см (2–3 раза).

2) Взрослый, привлекая внимание ребенка, раскачивает игрушку, разговаривает с ним, то наклоняясь к малышу, то отдаляясь от него. Вызвав сосредоточение, взрослый остается неподвижным или держит игрушку на высоте 40–50 см от глаз ребенка.

3) Взрослый вызывает сосредоточение ребенка на предмете (яркой игрушке), передвигая его в сторону на 20 см, а затем останавливает предмет на высоте 50–70 см от глаз малыша.

4) С ребенком по очереди разговаривают знакомые и незнакомые взрослые. Упражнение проводится в течение 1,5–2 минут.

Существует множество диагностических методик, предназначенных для изучения детей раннего возраста, например, методики H. М. Аксариной, K.Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт, Л. Т. Журбы, О. В. Тимониной, E. М. Мастюковой, Е.А. Стребелевой.

В качестве базовых методик диагностики психомоторного развития детей младенческого возраста, страдающих ППП ЦНС, можно рекомендовать методики Г. В. Пантюхиной, Г.Л. Печоры, Э.Л. Фрухт (1983), О. В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М. Гриффитс (2000), М.Л. Дунайкина (2001). Для оценки характера, степени нарушений, прогноза развития, определения коррекционной направленности мероприятий требуется качественный клинический анализ отклонений психомоторного развития. С этой целью используют методики Л. Т. Журбы, E. Н. Мастюковой и Е. Д. Айнгорн (1981).

Читайте также:  Особенности развития ребенка первого года жизни реферат

В качестве примера приведем тест психомоторного развития Гриффитс (перевод Е. С. Кешишян, 2000), которая используется для скрининг-обследования детей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Тест психомоторного развития Гриффитс

Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые затем сравниваются с баллами, определенными нормативами (см. таблицу 3).

Таблица 3

Сводная таблица баллов

Приведем пример количественного анализа результатов обследования ребенка в возрасте одного года.

По результатам скринингового обследования ребенок в возрасте одного года набрал: моторика – 17 баллов; социальная адаптация – 16 баллов; слух и речь – 13 баллов; глаза и руки – 19 баллов; способность к игре – 20 баллов. Общая сумма – 85 баллов из 150–155 возможных (см. таблицу 3). Таким образом, годовалый ребенок по развитию моторики соответствует семимесячному ребенку; по уровню социальной адаптации – шестимесячному ребенку; по развитию слуха и речи – пятимесячному ребенку; глаз и рук – семимесячному ребенку; способности к игре – восьмимесячному ребенку.

В результате график уровня психомоторного развития ребенка в возрасте одного года будет выглядеть следующим образом.

Параметры обследования: 1. Моторика. 2. Социальная адаптация. 3. Слух и речь. 4. Глаза и руки. 5. Способность к игре.

Анализируя результаты, полученные в ходе обследования ребенка в возрасте одного года, и сравнив их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к его более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.

В ходе такого обследования можно выявить детей «группы риска» и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение. Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует уровню развития шестимесячного ребенка, то необходимо более глубокое обследование и, возможно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучить условия воспитания младенца, его соматическое состояние и т. д.

Для более глубокого обследования детей следует использовать методики О. В. Баженовой (1986), М. Л. Дунайкина (2001) и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

БРАК С РАЗВЕДЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕТЕЙ ОТ ПЕРВОГО СУПРУЖЕСТВА
В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь

Этапы развития детей и их интеллектуальных возможностей. Описание возрастных кризисов 1 года, 3 лет и 6–7 лет. Как пережить детские возрастные кризисы. Как развивать таланты и способности детей
Мы часто оставляли ребенка у нашей бабушки. Она раньше работала в

Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни в зарубежной психологии[15]

I. Введение. Современное состояние психологии младенчества
Та часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни, – психология младенчества, – находится в

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни
Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание

Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
Обследование детей с ППП ЦНС показало, что задержка в их развитии начинается с первых недель жизни. Чаще всего у детей отмечаются

Оценка качества привязанности младенцев и детей второго и третьего года жизни
Особенности развития привязанности анализируются с помощью разработанной Эйнсворт методики «Незнакомая ситуация» (Ainsworth & Wittig, 1969). Ее можно проводить начиная примерно с 12-го месяца и ее

Кризис первого года и капризы
Где-то в районе первого дня рождения – плюс-минус пара месяцев – случается первый кризис. Это время не всегда приятного открытия: вот я, вот мама (папа, бабушка, дедушка, тетя). Я – ребенок, она – взрослый. Мы разные. Причем разные не совсем

глава VII
второе убийство. первая и вторая посмертные жизни первого трупа
Наместник Империи Пилат — как о нём, сочиняя, рассказывала жена, сын короля-звездочёта Ата и красавицы Пилы, соединение этих имён будто бы и дало его имя, — облачённый в роскошную тогу с широкой

Источник

Младенчество — период, длящийся до кон­ца первого года жизни ребенка. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максималь­но социальным существом. Но будучи впле­тенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения за­ложена основа всего развития в младенческом возрасте.

Первая специфическая форма реагирова­ния именно, на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому. Развитие  моторики

младенца подчинено оп­ределенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения рук и верхней половины тела, затем — ног и нижней части тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двига­тельная сфера, хотя обе они связаны. В младенчестве появляются первые формы подража­ния, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.

Читайте также:  Особенности пренатального развития ребенка кратко

Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрос­лым, с матерью, предшествующее выделению собствен­ного «Я».

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.

Во втором полугодии интенсивно развивается понима­ние ребенком речи окружающих взрослых, появляется ав­тономная речь. В качестве критерия психического развития на этом этапе выступают четыре показателя: сенсорная деятель­ность, эмоциональное общение, моторика и речь.

Обследование ребенка в возрасте до одного года требу­ет от исследователя повышенного внимания и соблюдения ряда требований. Исследование можно проводить, если:

а) ребенок здоров;

б) находится в спокойном состоянии и ничем не раздра­жен, не недоволен и не слишком весел;

в) не хочет спать или не сразу после сна;

г) сыт и не проголодается в ближайшее время;

д) вблизи него должен находиться кто-нибудь из лиц, к которым он привык;

е) в комнате должно быть как можно меньше людей и они не должны попадать в поле зрения ребенка;

ж) обстановка должна быть привычной для ребенка — своя комната, кроватка и т. д.;

з) исследование в один раз должно продолжаться не более 10 минут и повторное исследование должно производиться не

Если исследователь сам по себе вызывает у ребенка неблагоприятную реакцию (ребенок пугается, плачет, вы­ражает недоверие и т. п.), то исследование нужно отло­жить до тех пор, пока ребенок не перестанет реагировать.

Все исследования должен проводить специалист: врач, медицинская сестра, психолог и т. п. Результаты исследо­вания оказываются менее объективными, когда исследова­ние проводят близкие родственники, даже если они име­ют психологическое образование. 

Периоды возрастного развития и формирование Ф А П.

Периоды развития

I

II

III

IV

Период

Младенческий

Ранний детский

Дошкольный

Школьный

Ведущая деятельность

Эмоциональное общение

Предметная деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

Психодинамическая периодизация психического развития

З.Фрейд

Оральный

Анальный

Фаллический

Генитальный

Э. Эриксон

Доверие против закрытости

Автономность против зависимости

Инициатива против чувства вины

Трудолюбие против чувства неполноценности

Берн/Литвак

Ты +/-

Я +/-

Они +/-

Труд +/-

В. Шутс

Присоединение

Контроль

Открытость

Периодизация когнитивного развития

Стадия развития по Пиаже

Сенсомоторная

Предоперациональная

Конкретных операций

Формальных операций

Вид мышления

Предметно-действенное

Наглядно-образное

Теоретическое и абстрактное
(словесно-понятийное)

Тип отражения

Конкретно-чувственный

Абстрактно-обобщенный

Компоненты ментальной стратегии

Экстраверсия / интроверсия
E/I

Рациональность / иррациональность
J/P

Этика / логика F/T
(левое полушарие);
сенсорика / интуиция S/N
(правое полушарие)

Периодизация развития межполушарного взаимодействия

Ведущий тип полушарной организации

Правополушарный

Левополушарный

Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии

Развитие функциональной асимметрии

Дифференциация функций между левым и правым полушарием

Дифференциация между ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями

Источник

Первый год жизни малыша полон ярких событий, удивительных открытий и посещений поликлиники.

Посещение врача – то еще удовольствие для ребенка и его родителей: отсутствие записи, длинные очереди. Порой на одном из этапов посещения специалистов у родителей закрадывается мысль: а может, и не надо ходить в больницу? Зачем ребенку проходить врачей, если у него ничего не болит?

А правда, зачем до года ребенку надо постоянно посещать педиатра и множество узких специалистов?

Этапы развития

В первый год жизни ребенок активно растет и развивается. Происходит совершенствование всех органов и систем, организм быстро растет и из новорожденных 50-59 см превращается в 75-85 сантиметрового человечка.

Вместе с ним увеличиваются и органы, что изменяет их работу и потребности.

С каждым месяцем вы находите в своем малыше что-то новое: он учится переворачиваться, ползать ходить.

Вместо грудного молока или адаптированной смеси он начинает есть “взрослую пищу”. Эти изменения сказываются и на работе всех систем и органов – по другому начинает работать пищеварительный тракт, мочевыделительная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы; развивается опорно-двигательный аппарат.

Первые 52 недели в жизни младенца – самые важные и удивительные!
Поэтому именно в первые 12 месяцев малыша необходимо тщательно наблюдать за его развитием и здоровьем – этим и занимаются врачи каждый месяц на протяжении целого года. Ведь какое-либо нарушение легче предупредить или вылечить на ранней стадии, чем спустя несколько лет.

Обследование ребенка в роддоме.

Непосредственно после появления малыша на свет, его осматривает неонатолог – специалист по новорожденным.

Ребенка измеряют: определяют рост, вес, окружность головы и грудной клетки.

Это делают для определения возможных внутриутробных патологий, чтобы как можно скорее при их наличии приступить к лечению.

Чтобы удостовериться, что малыш практически здоров и не нуждается в специализированной помощи, доктор определяет критерии его развития по шкале АПГАР:

  • Наличие врожденных рефлексов
  • Цвет кожных покровов
  • ЧДД
  • Тонус мышц
  • Пульс
  1. Если по шкале Апгар новорожденный набрал 7-10 баллов (как правило, десять баллов ставят редко – только 9), то его отправляют в отделение новорожденных для взятия анализов, а затем – к маме в послеродовую палату, если в роддоме не предусмотрены другие правила.
  2. Если новорожденный по шкале Апгар имеет менее семи баллов, то, вероятно, ему требуется реанимационная помощь.

Что еще делают в роддоме ребенку?

У крохи берут:

  • кровь из пуповины для определения группы крови и резус-фактора
  • кровь из пятки (пяточный тест) в качестве скрининга врожденных патологий.

Почему берут кровь из пятки? Все просто: вену на руке у новорожденного найти трудно, а взять из нее кровь – еще труднее. Поэтому и проводят пяточный тест. Из пуповины кровь для скрининга не берут: он проводится на третий день после родов при учете, что по шкале Апгар было поставлено более семи баллов.

  • Всем без исключения проводят аудиоскрининг. Также желательно делать УЗИ сердца (эхокардиограмму), однако не во всех родильных домах имеется такая возможность.
  • Еще в роддоме в первый день малышу делают клинический анализ крови и общий анализ мочи.
Читайте также:  В теории конвергенции развитие ребенка

До месяца ребенка наблюдает еженедельно участковый врач-педиатр и медсестра – это, так называемый, патронаж на дому.

Он необходим:

  1. чтобы выяснить, в каких условиях будет жить новорожденный;
  2. научить маму обращаться с ребенком, подсказать ей необходимую информацию по уходу;
  3. проконтролировать грудное вскармливание или помочь с выбором адаптированной смеси;
  4. следить за здоровьем и развитием младенца в течение месяца – ведь такого кроху не стоит носить в поликлинику, где так много инфекции для неокрепшего иммунитета.

Педиатр в первое посещение новорожденного записывает данные родителях:

  • возраст
  • место их работы
  • состояние здоровья: мамы и папы, а также ближайших родственников. Это необходимо для определения наследственных патологий, которые могут развиться у малыша и предупреждения их возникновения.

В последующие визиты педиатр и медсестра еженедельно осматривают новорожденного, определяют прибавку в весе, осматривают кожные покровы, контролируют развитие крохи.

И уже через месяц после рождения ребенка должно произойти первое посещение поликлиники.

Обследования в 1 месяц.

Обследования ребенка до года.Обследования ребенка до года.

В первый месяц жизни малыша нужно показать следующим специалистам:

  • Невропатолог
  • Врач-хирург
  • Оториноларинголог
  • Травматолог-Ортопед
  • Офтальмолог

Эти врачи проконтролируют состояние здоровья младенца, определят, нет ли врожденных патологий развития – ведь сразу после рождения выявить их не всегда есть возможность.

В качестве дополнительных исследований всегда назначают:

  • Нейросонографию это исследование головного мозга помогает выявить врожденные пороки развития, возможность повышения внутричерепного давления.
  • УЗИ суставов (их врач функциональной диагностики может и не сделать – ведь в 1 месяц жизни ребенка это исследование не показательно) – преимущественно назначают УЗИ тазобедренных суставов для исключения дисплазии, вывихов и подвывихов.
  • УЗИ органов брюшной полости – обследуют правильность развития и расположения органов.

Важно: желательно перед посещением специалистов сделать все исследования, чтобы при наличии отклонений от нормы доктор смог сразу подсказать решение проблемы.

После визитов к узким специалистам малыша следует показать участковому педиатру.

Ежемесячно он будет:

  • определять физические параметры тела младенца;
  • проводить аускультацию сердца и легких;
  • проводить осмотр кожных покровов и пальпацию органов брюшной полости.

При наличии каких-либо патологических изменений педиатр назначит дополнительное обследование и лечение.

Каких врачей проходят в 2 месяца?

Рекомендован только осмотр педиатра.

Каких врачей нужно пройти в 3 месяца?

В трехмесячном возрасте крохе предстоит сделать серьезную прививку – АКДС, которая может дать осложнения при наличии противопоказаний к введению вакцины.

Поэтому в 3 месяца ребенка обследуют:

  • невропатолог
  • хирург-ортопед
  • участковый педиатр.

Перед посещением врачей нужно сдать:

  • общий анализ мочи;
  • клинический анализ крови.
  • А при необходимости – сделать повторно УЗИ головного мозга и УЗИ сердца.

Кроме того педиатр на приеме осматривает рубец от БЦЖ, отмечает наличие навыков у младенца, которыми он должен обладать в трехмесячном возрасте.

Если все в порядке, проводится первая из трех прививка АКДС и вакцинация против полиомиелита.
Через полтора месяца вам придется вновь посетить педиатра перед второй прививкой АКДС.

В 4 и 5 месяцев ребенка осматривает только педиатр при условии, что нет показаний к дополнительным обследованиям.

Каких врачей пройти в 6 месяцев.

Полугодовалый малыш должен обязательно пройти осмотр хирурга, который определит, нет ли патологий органов брюшной полости, даст оценку развитию наружных половых органов.

В полгода ребенку нужно снова взять общий анализ мочи и клинический анализ крови (ведь вслед за растущим организмом изменяются и его потребности, а значит, и показатели: например, может возникнуть анемия).

Стандартно для каждого месяца – осмотр у педиатра и проведение вакцинации по календарю прививок (календарь можно посмотреть ЗДЕСЬ).

Обследование ребенка в 7 месяцев и 8 месяцев.

Если нет патологий, малыша нужно показать только участковому педиатру.

Он:

  • измерит окружность грудной клетки и головы;
  • осмотрит родничок;
  • проведет аускультацию легких и сердца;
  • осмотрит зев и посчитает количество появившихся зубов.

Каких врачей проходить в 9 месяцев?

Обязательно нужно показать ребенка стоматологу. Он:

  • определит, насколько хорошо происходит процесс прорезывания зубов;
  • не короткая ли уздечка (в будущем она может повлиять на развитие речи ребенка);
  • даст рекомендации по гигиене ротовой полости, поможет подобрать щетку и зубную пасту.

Также в 9 месяцев нужно пройти ортопеда и участкового педиатра, сдать анализы крови и мочи.
Очередная сдача анализов связана с введением прикорма (особенно важно в этот период следить за работой почек, ведь малыш теперь получает с прикормом больше белка), а также с физиологическим изменением параметров крови и возможным падением уровня гемоглобина.

В 10 и 11 месяцев малыша осматривает только педиатр.

Каких врачей проходят в год?

В 12 месяцев ребенку и его родителям предстоит важное и большое обследование.

Нужно отнестись к нему ответственно, ведь здоровье малыша – это самое главное!

В год ребенку нужно пройти:

  • Стандартно – педиатра
  • Оториноларинголога
  • Офтальмолога
  • Невропатолога
  • Уролога (а девочкам – гинеколога)
  • Хирурга
  • Психиатра (обычно осмотр этого доктора носит символический характер и нужен больше для отметки в карте развития ребенка)
  • При необходимости – ортопеда.

Обследования ребенка в год:

  1. Электрокардиограмма
  2. Клинический анализ крови и глюкоза крови
  3. Копрограмма и исследования кала на паразитов
  4. Общий анализ мочи
  5. При необходимости – УЗИ сердца, головного мозга и брюшной полости.

Также в год малышу проводят пробу Манту (подробнее об этом читать ЗДЕСЬ) и оценивается рубец БЦЖ.

Прививки делают согласно национальному календарю прививок.

Если у ребенка не выявлено никаких патологий развития, следующий год он наблюдается врачом педиатром 1 раз в три месяца.

К сожалению, те привилегии, которыми пользовались родители малышей до года (посещение специалистов без записи и очереди) больше не распространяются на “годовасиков”.
Впрочем, обследования ребенка после года не частые и проводятся, в основном, по показаниям.

Источник