Диагностика развития ребенка с овз в доу

Психолого – педагогическая диагностика, как инструмент педагога для коррекционной работы с детьми ОВЗ.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях»

К.Д. Ушинский

Своевременная диагностика может предоставить надёжный прогноз последующего развития и обучения ребёнка, также благополучность коррекционно – развивающей работы. Только при правильно организованной и результативной диагностики возможно дальнейшая коррекционно – развивающая работа направленная не только на ликвидацию имеющегося дефекта, но и на стимуляцию всех звеньев сенсомоторного развития. Результаты обследования делают возможным определить прогноз дальнейшего развития ребёнка и направления развивающей коррекционной работы с ним.

Диагностическая работа по обследованию детей с ОВЗ  в ДОУ проводится в четыре этапа:

  • Первый этап – Педагогическая диагностика – осуществляется воспитателями образовательной организации с детьми с ОВЗ.
  • Второй этап –  психолого – педагогическая диагностика отклонений в развитии ребенка. Проводится специалистами ДОУ  – педагогом –психологом и логопедом ДОУ.
  • Третий этап – Проводится углублённое обследование ребёнка с ОВЗ направленного на  ПМПК, Комплексной диагностикой психолого –медико – педагогическим консилиумом дошкольного образовательного учреждения  для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Четвертый этап –  дифференциальная диагностика, которая проводится  психолого – медико – педагогической комиссией.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ребёнка.

Для проведения диагностики целесообразно следовать следующему алгоритму:

  • определение цели и задач диагностики;
  • подбор критериев и показателей для определения результативности;
  • выбор методик изучения;
  • подготовка диагностического инструментария;
  • проведение диагностики;
  • формулирование выводов по результатам диагностики.

Психолого-педагогическая диагностика  является одним из компонентов комплексного подхода в изучении  развития детей с ОВЗ.
Разделяется на:

  • Педагогическая, проводится воспитателями.
  • Комплексная психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, проводится специалистами ДОУ.

Диагностика  строится с опорой на ряд принципов:

  1. Комплексное изучение развития ребенка с ОВЗ. Реализация комплексного подхода означает, что обследование осуществляется группой специалистов (дефектолога, педагога-психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя).
  2. Системный подход к диагностике развития ребенка с ОВЗ. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
  3. Динамический подход к изучению ребенка с ОВЗ предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализа результатов изучения.
  4. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Потенциальные возможности ребенка определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.
  5. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка.

Воспитатели:

В основе диагностики  лежит метод – наблюдение, в ходе образовательной деятельности наблюдать за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результатом диагностики является индивидуальная траектория развития каждого ребенка, которая воспитателем выстраивается 2 раза в год.

Специалисты:

 Комплексная диагностика детей с ОВЗ, направлена на выявление их особых  образовательных потребностей. В ее основе лежит метод – создание специальных диагностических ситуаций для оценки индивидуальной динамики детей.

Инструментарий для нее – индивидуальная  карта развития ребенка.

Логопед:

Обследование состояния речи ребенка с ОВЗ включает исследование:

-произносительной стороны речи;

-лексико-грамматических навыков;

-фонетико-фонематических навыков.

 Для педагога – психолога:

Психологическое исследование ребёнка – включает в себя методы диагностики:

  • изучает документы ребенка;
  • проводит беседу с родителями и индивидуальные беседы с ребенком для установления контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком;
  • осуществляет наблюдение за ребенком в различных видах деятельности;
  • изучает результаты деятельности детей (рисунки, поделки);
  • проводит психологическую диагностику (с учетом возраста и цели исследования), выявляя особенности:

– восприятия, зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой и левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия;

– представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.);

– внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление);

– памяти (слуховой, зрительной), объем и качество кратковременной и долговременной памяти;

– речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

– мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, пониманию смысла и установлению причинно-следственных связей);

– ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей);

– эмоционально-волевой сферы (реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание при выполнении предложенного задания, степень выраженности реакции (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.);

– самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В качестве источников диагностического инструментария я взяла научно-практические разработки:

Немов Р.С. «Диагностика познавательных процессов дошкольников», Забрамной С.Д. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

Данная методика представляет собой комплексную систему,  включает в себя

  • исследование зрительного восприятия;
  • пространственного восприятия и ориентировки в пространстве;
  • воспроизведения сложной формы;
  • зрительного внимания;
  • исследования осязательного и слухового восприятия.

Таким образом, все результаты системы психолого – педагогической диагностики в соответствии с ФГОС используются исключительно для:

  • Оптимизации работы с группой детей (выбор наилучших форм, методов и принципов обучения);
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития).

Источник

Диагностика социально-личностного развития  детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья            

Представления, умения, навыки

Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания о семье, родственных отношениях.
  1. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
  1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
Читайте также:  Центр развития ребенка раннего возраста

4.Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

5.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

6. Имеет представления о многообразии народов России, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.

7.Имеет представления о многообразии профессий.

Д/упр. «Собери семью». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?

Инд. беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?

Рассматривание ил.с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

Д/и «Мы разные, но мы вместе». Инд. беседа с ребёнком: Как называется наша планета? В какой стране, крае, городе ты живешь? Воспитатель предлагает показать на карте место,  где ты живешь.

Д/и «Назови профессию», «Кому что нужно для работы». Инд. беседа с ребёнком: Кем работают твои родители?

Ребёнок и сверстники.

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.
  1. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.
  1. Понимает, почему нужно выполнять правила.

Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка к самому себе.

  1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения.
  1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.
  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.
  1. Знает элементарные правила дорожного движения.
  1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.
  1. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

Индивидуальная беседа с ребёнком.

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?

Д/И на правила дорожного движения.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога. Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

Источник

Татьяна Далиба
Диагностический материал для обследования детей с ОВЗ 4–5 лет (ЗПР)

Карта обследования ребенка с ОВЗ

4-5 лет

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения (возраст на момент обслед)___

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения.

– Легко ли вступает в контакт при обследовании___

– Представление ребенка о себе и ближайшем окружении:

Как тебя зовут?___

Скажи и покажи сколько тебе лет. ___

С кем ты живешь? ___

Как зовут твою маму, папу?___

Какие у тебя есть игрушки? ___ Покажи и назови на картинках времена года? ___

Когда можно кататься на санках зимой или летом? Почему? ___

Покажи и назови. (Кто лечит, кто строит, кто готовит)

___

Оценка результатов:

1. Отказ от деятельности; в работу не включается вовсе. (1балл)

2. Деятельность интереса не вызывает; представляет сложности для ребенка; включается в работу только под контролем взрослого. (2 балла)

3. Отвечает на вопросы с дозированной помощью взрослого; допускает незначительные неточности в ответе. (3 балла)

4. Ребенок самостоятельно и правильно отвечает на поставленные вопросы; умеет оперировать знаниями; обобщает, сравнивает, делает доступные выводы. (4 балла)

II.Исследование моторики

1. Ведущая рука___

2. Состояние общей моторики:

Походка — уверенная, неуверенная, с развалкой;

Хождение на носочках по прямой линий;

Прыжки на одной, двух ногах

Точность движений ___

Переключение ___

Координация ___

3. Состояние тонкой моторики:

Пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки.

Точность движений ___

Переключение ___

Темп ___

4. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___

Возможность выполнения мимических движений по подражанию

(пробы: поднять брови вверх («удивиться», нахмурить брови («рассердиться», прищурить глаза,

надуть щёки («толстячок») ___

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно;

пытается повторить, но позу не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

Оценка результатов:

1. Ребенок не справляется с заданием – 1 балл.

2. Значительная моторная отсталость – 2 балла.

3. Ребенок выполняет задание с неточностями, наблюдается незначительная моторная отсталость – 3 балла.

4. Четко выполняет все задания, движения качественные и дифференцированные, действия с предметами в пределах возрастной нормы – 4 балла.

Читайте также:  Развитие нервной системы ребенка в утробе

III. Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие

Цвет

(покажи /назови цвет: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный)___

Оценка результатов:

1. Ребенок не может сличить цвета даже после обучения (1 балл)

2. Сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения (2 балла)

3. Сличает и выделяет основные цвета по слову (3 балла)

4. Сличает, выделяет по слову, называет основные цвета, цвета спектра, нейтральные и оттеночные цвета (4 балла)

Форма

Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат

___

Оценка результатов:

1. Ребенок не может показать фигуру даже после обучения; действия ребенка хаотичны, результат не достигнут. С заданием не справляется. (1 балл)

2. Ребенок показывает фигуры верно, но самостоятельно не называет. Использует словесно-направляющую помощь. (2 балла)

3. Называет и выделяет фигуры. Результат деятельности положительный. (3 балла)

4. Самостоятельно выполняет задание. Результат деятельности положительный. (4 балла)

Величина

1. Предметные картинки с предметами различной величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий ___

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке (3шт)___

3. «Пирамидка», «Матрешка»

Оценка результатов:

1. Не справляется с заданием даже после обучения (1 балл)

2. Выполняет задание со словесно-направляющей, обучающей помощью. Собрать повторно отказывается. (2 балла)

3. Складывает с учетом величины методом проб и примеривания. Высказывает желание собрать повторно. (3 балла). Называет не все понятия величины.

4. Самостоятельно и безошибочно складывает. Действует путем зрительного соотнесения по величине (4 балла). Использует все понятия величины.

Особенности восприятия – целостность

Сложить разрезанную картинку (3-5 части)___

Оценка результатов:

1. Ребенок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Не обучается. Результат не достигнут (1 балл).

2. Выполняет задание в соответствии с возрастом со словесно-направляющей, обучающей помощью взрослого (2 балла).

3. Самостоятельно складывает картинку методом целенаправленных проб (3 балла)

4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 бал.)

Пространственные представления

1. Ориентировка в пространстве (покажи правую-левую ногу, правую-левую руку)___

2. Ориентировка во времени «Покажи где» (карточки день-ночь, зима-лето)___

Оценка результатов:

1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).

2. Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).

3. Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).

4. Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий самостоятельно. (4 балла).

Внимание

1. Найди такую же картинку (два варианта) ___

2. что забыл нарисовать художник

Оценка результатов:

1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения. Результат не достигнут (1 балл).

2. Выполняет задание в соответствии с возрастом с обучающей помощью взрослого (2 балла).

3. Самостоятельно складывает картинку. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)

4. Складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения (4 балла.)

Мышление

1. Четвертый лишний ___

2. «Заплатки» ___

Оценка результатов:

1 Ребенок не справляется с заданием даже после обучающей помощи (1 балл).

2 Выполняет лишь некоторые простые задания с помощью взрослого (2 балла).

3 Выполняет задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла).

4 Ребенок справляется с заданием или с большинством заданий. Исключает по существенным признакам. Дает обобщающие понятия (4 балла).

Память

1. Слуховая память (Запомни 5 слов, найди картинки, которые я назвала)___

2. Зрительная память «Чего не стало?»(выложить 5 картинок, потом одну убрать)___

Оценка результатов:

1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл).

2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).

3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).

4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

Воображение

«На что это похоже?» Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».

Оценка результатов:

1. Ребенок с заданием не справляется (1 балл).

2. Ребенок с заданием справляется частично, после обучающей инструкции (2 балла).

3. Выполняет задание с некоторыми неточностями (3 балла).

4. Ребенок безошибочно выполняет задание (4 балла).

IV. Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования___

___

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса___

___

б) целенаправленность деятельности___

___

в) наличие самоконтроля в деятельности___

___

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания ___

4. Критичность в оценке своей деятельности___

5. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения___

___

6. Контактность в общении со взрослыми, детьми___

___

V. Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет до 5 («посчитай сколько», соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев) ___

2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев (Покажи столько же пальцев. (в пределах 5) ___

3. Выделение предметов из множества по образцу (Возьми столько же. (в пределах 5)

Оценка результатов:

1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).

2. Выполняет лишь отдельные задания и с помощью взрослого (2 балла).

3. Выполняет все задания, некоторые с помощью (словесно-направляющей, обучающей) взрослого (3 балла)

4. Ребенок умеет считать, владеет количественным и порядковым счетом в пределах 5. Самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы (4 балла)

VI. Речевое обследование

1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

– губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

– зубы (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);

– прикус (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, прямой);

– твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина);

– мягкое небо (норма, подвижн6ое, малоподвижное, парез);

– язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

2. Состояние дыхательной и голосовой функций

Читайте также:  Факторы оказывающие на рост и развитие ребенка

1. Дыхание:

– тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);

– объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

– частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

– продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).

2. Характеристика голоса:

– громкость (тихий, слабый, глухой, сдавленный, норма);

– тембр голоса (норма, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

– атака голоса (твердая, мягкая);

– модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)

1. Темп (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание).

2. Ритм (норма, растянутый, скандированный).

3. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

4. Воспроизведение звукоподражаний (для неговорящего ребенка)

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: «А-а-а!»

Ребенок плачет: «Уа!»

Поезд гудит: «У-у-у!»

Ослик кричит: «Иа!» Мышка пищит: «И-и-и».

Собака лает: «Ав!»

Заблудились в лесу: «Ау!»

Кошка мяукает: «Мяу».

Оценка результатов:

1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)

2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)

3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)

4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)

5. Исследование звуко-слоговой структуры слов

Класс слоговой структуры Слова н/г к/г

1 Мак, дом, сыр

2 Рука, роза, лапа

3 Сахар, диван, забор

4 Кукла, марка, утка, арбуз, карман

5 Стол, стул, шкаф

6 Волк, тигр

7 Трава, брови, книга

8 Клумба, клубника, гнездо

9 Корабль, бинокль

10 Панама, канава, малина

11 Кошелек, пулемет, телефон

12 Конфеты, памятник, винтовка,

13 Паутина, черепаха

14 Клубок, колосок, корзина, картина

Предложения Петя пьет горькое лекарство. ___

Космонавт управляет космическим кораблем ___

Оценка результатов:

1. Грубое нарушение слоговых структур слова. Речь малопонятна (1 балл)

2. Справился с некоторыми заданиями с помощью педагога. Нарушение слоговых структур слова наблюдается даже при произнесении отдельных слов (2 балла)

3. Слоговые структуры слова сохранны. Испытывает некоторые трудности при фразовой речи, допускает неточности (3 балла)

4. Нарушений слоговой структуры слов нет. Слова и предложения произносит четко и правильно (4 балла)

6. Состояние звукопроизношения

Звуки нг кг

Б-П-М

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ш

Щ

Ж

Ц

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ

Оценка результатов:

1. Речь малопонятная. Нарушение звукопроизношения в большинстве групп звуков (1 балл)

2. Полиморфные нарушения звукопроизношения (2 балла)

3. Наблюдается нарушение звукопроизношения звуков одной артикуляционной группы (мономорфные нарушения). Этап автоматизации и дифференциации дефектных звуков (3 балла)

4. Речь чистая. Звукопроизношение соответствует возрастной норме (4 балла)

7. Исследование фонематической стороны речи

1. Дифференциация оппозиционных звуков: ба-па, га-ка, да-та, ма – ба

2. Показать на картинках предметы: стол – стул, косы – козы, папа – баба, корка – горка, точка – дочка, миска – мишка

Оценка результатов:

1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)

2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)

3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)

4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)

8. Исследование лексико-грамматического строя речи

1. Назвать части тела, предметов: ноги – ___, руки – ___, голова – ___, глаза – ___, уши – ___, спинка стула – ___, сиденье стула – ___, ножки стула – ___, кузов машины – ___, колеса машины –.

2. Назвать одним словом: мяч, кукла, машина – ___; рубашка, платье, шорты – ___; тапки, туфли, ботинки –.

3. Глагольный словарь: назвать по картинкам: Что делает мальчик? (ест, Что делает девочка? (спит, Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)

4. Выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади

куклу» и др.).

5. Употребление форм единственного и множественного числа существительных

(показать на картинках: стол – столы, дом – дома, кукла – куклы, окно – окна, рука – руки).

6. Образование предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

7. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведрышко).

8. Согласование прилагательных с существительными ед. числа: красный мяч – ___, красная звезда – ___, красное ведро.

9. Образование названий детенышей животных: у кошки – ___, у лисы – ___, у утки – ___, у слонихи -.

10. Употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже

без предлога. Назвать по картинкам: Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца)

Оценка результатов:

1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)

2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)

3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)

4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)

9. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Пересказ текста из нескольких предложений

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Оценка результатов:

1. С заданиями не справился даже после обучающей помощи (1 балл)

2. Справился с некоторыми заданиями с обучающей помощью педагога (2 балла)

3. Отдельные задания выполнил самостоятельно или выполнил задания с некоторыми неточностями, частично (3 балла)

4. Справился со всеми заданиями самостоятельно, выполнил верно (4 балла)

Заключение по результатам обследования

Дефектолог:___

Психолог:___Логопед:___

Источник