Диагностика развития ребенка с нарушением слуха
«Психолого – педагогическая диагностика особенностей психического развития обучающихся
с нарушениями слуха»
Принципы диагностики особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха.
В коррекционных образовательных организациях при проведении психолого – педагогической диагностики особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха реализуются основные принципы психологической диагностики, сформулированные психологами А. Р. Лурия, С.Д. Забрамной, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой, применительно к разным типам нарушений.
Принцип комплексности.
Использование в диагностике сведений, полученных специалистами других направлений: медицинскими сотрудниками, педагогами, социальными работниками.
Для психологического изучения ребенка с нарушением слуха необходимо располагать сведениями о семье, её составе, уровне образования родителей, их трудовой деятельности, наличии других детей и сведений о нарушениях слуха у родителей или других родственников.
Необходимы данные врачей о состоянии зрения ребенка, так как оно имеет большое значение для компенсации нарушенного слуха.
Для педагога – психолога важным является информация о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психофизического развития от рождения до момента поступления в образовательную организацию, о характере уже полученной медицинской, специальной психолого – педагогической и социальной помощи, условиях обучения и воспитания в семье и дошкольном учреждении.
Психологическое обследование должно быть всесторонним и включать в себя изучение всех сторон психики ребенка: познавательных процессов, личностной и эмоционально-волевой сферы.
При предположении о нарушениях слуха особое внимание следует обратить на развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи, необходимо знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту, при общении с окружающими людьми.
Принцип системного изучения ребенка дает возможность специалистам обнаружить не отдельные проявления нарушений психического развития, а установить связи между ними.
Целостное изучение ребенка с нарушением слуха будет успешным, если оно осуществляется в процессепредметной, игровой, арттерапевтической, учебной, трудовой деятельности и эмоционального общения.
Эти условия помогут лучше выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности.
Большое значение для понимания сути нарушения слуха и его влияния на ход психического развития обучающегося имеет принцип динамического изучения,согласно которому важно выяснить «зону ближайшего развития ребенка».
Предлагаемые педагогом – психологом, в ходе диагностического обследования задания должны быть доступны.
Виды помощи, особенности ее принятия или непринятия ребенком дают материал для анализа его дальнейшего обучения в школе.
Необходимо не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения – способы действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным способам решения, критичность, уровень мотивации.
Трудности, возникающие при психолого-педагогическом обследовании
При психолого-педагогическом диагностировании обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушениями слуха наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями их психического развития:организацией общения, непониманием ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у самого обследуемого или ее неразборчивостью. Это серьёзно ограничивает возможности педагога – психолога в использовании экспериментальных методик.
Поражение слуха, сужение объёма внешних воздействий на обучающегося, ограничивает его взаимодействие с окружающей средой, нарушает качество коммуникативных связей.
Вследствие этого психическая деятельность упрощается, реакции на внешние раздражители становятся односложными, наблюдается дисбаланс в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.
При нарушениях слуха большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы и систем саморегуляции.
Задачи изучения особенностей психического развития обучающихся с нарушениями слуха
В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь – формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений.
Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы в образовательной организации.
В подростковом возрасте, при правильной организации обучения в школе и дома, отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения.
Исследование этих процессов следует провести в первую очередь.
Трудности в развитии двигательной сферы к подростковому возрасту в основном компенсируются, но такие особенности, как замедленный темп выполнения движений, овладения двигательными навыками, трудности удержания статического и динамического равновесия, сохраняются.
Наличие этих особенностей надо учитывать при профессиональной ориентации подростков с нарушениями слуха.
Большое значение в подростковом возрасте приобретает изучение развития личности и самосознания. Эти факторы влияют на степень компенсации данного нарушения и определяют социально-трудовую адаптацию.
Проблемы в коммуникативной и речевой сферах, при частичной потере слуха, приводят к тому, что, глухие дети часто квалифицируются как умственно отсталые.
Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха.
Рекомендации по обследованию детей с нарушениями слуха представлены в научных трудах Г. Л. Выгодской, А.А. Венгер, Е. И. Исениной, Э.И. Леонгард,
Н.Д. Шматко.
В диагностических обследованиях психолог может использовать методики, по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении заданий и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения или потери слуха.
В школьном возрасте, большее значение приобретают вторичные отклонения (отставание в речевом развитии, отсутствие речи, замедленное формирование процессов мышления).
Основным методом изучения детей с нарушениями слуха является метод наблюдения. Педагог – психолог ведет наблюдение за внешними компонентами поведения: движениями тела, перемещениями ребенка, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, речевыми актами и др.
Психолого-педагогическое изучение обучающихся с нарушениями слуха.
При обследовании школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента, направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда и ребенок и педагог – психолог могут не пользоваться устной речью: условия заданий вытекают из характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов.
При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В. Розанова советует предварительно использовать аналогичное задание, относительно легкое, но по существу такое же, как основное.
Только после того как ребенок выполнит предварительное задание, можно переходить к основному. Возможно предъявление инструкций в письменной форме.
При обследовании детей с нарушениями слуха необходимо использовать задания, направленные на изучение всех видов восприятия, предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти, пространственных и временных представлений, всех видов мышления.
В школьном возрасте особую важность приобретает обучение навыкам чтения, письма, счета и учет выявленных особенностей при разработке индивидуальной коррекционно – развивающей программы.
Большое значение при обследовании школьников с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности. Изучению подлежат материальные результаты разных видов деятельности: учебной, трудовой, изобразительной и др.
Анализ работ позволяет педагогу – психологу зафиксировать действия ребёнка которые он выполняет самостоятельно и по инструкции. Важно анализировать продукты деятельности обучающихся с нарушениями слуха, на каждом этапе развития.
В младшем школьном возрасте – аппликации, рисунки, поделки из пластилина и природного материала; в среднем школьном возрасте – письменные работы, которые отражают грамматические и лексические особенности речи; в старшем школьном возрасте – результаты творческой и трудовой деятельности.
Для определения уровня интеллектуального развития детей с нарушениями слуха широко используются тесты.
Для тестирования людей с нарушениями слуха создаются специальные шкалы действия, которые включают решение головоломок из блоков, задания на составление узоров, идентификацию картинок, складывание фигур по образцам и т.п. Основной их особенностью является то, что решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а речь используется минимально.
Хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена и подобные им наглядные задачи, не требующие сложной инструкции со стороны педагога- психолога.
Достоверные результаты дает применение стандартизированных шкал, разработанных для исследования детей, имеющих нормальный слух (шкала Д. Векслера, школьный тест умственного развития, разработанный под руководством К.М. Гуревича).
Особенности составления заключения и психолого-педагогической характеристики для учащихся с нарушением интеллекта и слуха
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования школьника с нарушением интеллекта и слуха имеет некоторые особенности. В них педагог – психолог совместно с учителем логопедом отражает не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и важные для планирования и организации коррекционно- развивающей деятельности показатели: степень потери слуха, уровень развития эмоционально – двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений.
Схема систематизации данных диагностического обследования обучающихся
Сферы развития
Данные диагностического обследования
1.
Характеристика состояния слуха
– Степень потери слуха (данные медицинского заключения).
– Возраст, в котором произошло нарушение слуха.
– Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями слуха.
– Причины, приведшие к данному нарушению.
2.
Познавательная сфера
– Уровень развития восприятия (слухового, зрительного, эмоционального, тактильного).
– Уровень развития памяти (образной и словесной).
– Использование различных способов запоминания учебного и дидактического материала (механического и логического).
– Мышление (соответствие возрастным нормам, степень развития мыслительных процессов).
– Развитие речи (устная, письменная, жестовая и др.). Развитие навыка чтения с губ. Объем словаря (активного и пассивного).
3.
Уровень развития двигательной сферы
– Пантомимика (походка, осанка, индивидуальные позы).
– Мимика (выражение лица, выразительность мимических движений, характер естественных жестов).
– Возможности сохранения равновесия (статического и динамического).
– Координация движений (мелкомоторных и крупномоторных).
4.
Особенности ведущей деятельности (в зависимости от возраста)
– Ведущая деятельность (игровая, учебная и др.)
5.
Уровень развития эмоционально – волевых и личностных качеств
– Эмоциональное состояние ребенка (понимание эмоций других людей, особенности внешнего выражения эмоций).
– Самооценка (уровень и степень адекватности, причины, вызвавшие её изменение).
– Реакции на разные виды воздействий (оценка, поощрение, наказание).
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с нарушениями слуха в коррекционной образовательной организации позволит правильно организовать коррекционно – развивающую деятельность, процесс обучения, воспитания и определить направления педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
Педагог – психолог Дзагкоева Н.А.
Источник
Каюрова Д.В.
Методы диагностики нарушения слуховой функции
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
Слуховой анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из первостепенных значений (И.М.Сеченов). У большинства людей, вследствие условий воспитания их чувств, слуховые ощущения несравненно сильнее зрительных.
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.
По данным Министерства здравоохранения в России в настоящее время насчитывается более 600 тысяч детей и подростков, страдающих нарушениями слуха различной степени тяжести. Из общего числа только 150 тысяч детей состоят под диспансерным наблюдением. Значительную часть – 64% – составляют дети и подростки в возрасте от 10 до 18 лет. По мнению Загорянской М.Е. число детей-инвалидов по слуху за последние 2-3 года выросло на 20%. Кроме того, данные российской статистики являются неполными, т.к. отсутствует национальный регистр инвалидов по слуху.
Дети с нарушенным слухом после рождения постоянно находятся в условиях слуховой депривации. Как свидетельствуют исследования отечественных дефектологов (Л.В.Неймана (1951), Р.М.Боскис (1963), Л.П.Назаровой (1976), Е.П.Кузьмичевой (1981)), отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказывается на их устной речи. Главные трудности детей с нарушенным слухом – это усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Слабослышащие дети поступают в специальные (коррекционные) учреждения, где одним из важнейших направлений обучения на начальном этапе является развитие слухового восприятия, и, на этой базе, формирование речи. Раннее выявление снижения слуха и обеспечение качественной звукоусиливающей аппаратурой в первые два года жизни способствуют более успешному формированию слухоречевых ассоциаций. В том случае, если сензитивный период развития речи закончился, а речь не начала формироваться, даже если ребёнок будет успешно слухопротезирован, вторичной задержки речевого и интеллектуального развития избежать не удастся.
Данные медицинских методов диагностики слуховой функции чрезвычайно важны, в первую очередь, для качественного слухопротезирования, которое является одним из первых условий реабилитации лица с нарушенным слухом.
Медицинские методы исследования делятся на субъективные и объективные. В процессе проведения субъективных методик регистрируются различные поведенческие реакции на звуки. Объективные методики позволяют провести регистрацию физиологических реакций разных отделов слуховой системы на звуки.
К субъективным методикам относятся такие, как:
- регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;
- условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением;
- игровая аудиометрия;
- тональная аудиометрия.
Условно-рефлекторная аудиометрия (метод Сузуки) регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев), а также глаз в сторону зрительного подкрепления при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны. Метод начинают использовать, когда у ребенка начинает формироваться умение локализовать звуки в плоскости «право-лево» и достаточно развиты мышцы шеи.
Устройство для проведения такого обследования состоит из аудиометра, двух динамиков (расположенных на расстоянии 75 см справа и слева от ребенка) и приспособления для демонстрации картинок. Сначала подается достаточно громкий звук, чтобы вызвать безусловно-ориентировочную реакцию (движения головы или глаз в сторону источника звука, мимические движения, позу замирания и др.). С небольшой задержкой подается зрительное подкрепление, на основе которого у ребенка формируют безусловно-рефлекторную реакцию на звук путем после 2-3 предъявлений. При дальнейшем тестировании зрительное подкрепление включают только после правильной реакции. Между предъявлениями звука отвлекают внимание ребенка с помощью игрушки. Данный метод позволяет оценить состояние слуха на разных частотах [9. 88].
Главными недостатками данного метода является:
- небольшая эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;
- не позволяет определить уровень поражения слуховой системы;
- не позволяет оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле [9. 85].
Для детей старше 1,5 лет используют игровую аудиометрию с выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют бросание различных предметов в коробку, надевание колец на пирамиду.
Дети старше 2,5 лет могут в ответ на звук нажимать кнопку. В данной методике тестируется отдельно правое и левое ухо с помощью телефонов.
Детей старше 4 лет обследуют, подавая сигналы через телефоны костной проводимости для диагностики сенсоневральной или кондуктивной тугоухости. Для получения точной аудиограммы ребенок проходит процедуру несколько раз [13. 32-33].
Слух ребёнка старше 5 лет может быть проверен с помощью тональной пороговой аудиометрии. Данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).
Преимущества данного метода следующие:
- есть возможность определить восприятие широкого диапазона частот;
- колебания постоянные, незатухающие;
- звук можно усиливать до определенного предела;
- Недостатками являются:
- требуется специальная аппаратура;
- аппаратура немобильна;
- требуется специальное заглушение помещений.
Исследование проводится по костному и воздушному проведению, имеется кнопка-прерыватель и каждый звук отмечается цветом.
В настоящее время в оториноларингологии и аудиологии все большее развитие получают объективные методы исследования слуховой функции для диагностики различной ушной патологии, среди которых выделяют:
- импедансометрию;
- аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам;
- регистрацию вызванной отоакустической эмиссии.
Акустическая импедансометрия используется для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы, а также выявления некоторых порогах слуха. Для проведения данной процедуры необходим импедансометр.
Данная методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук. В норме человеческое ухо имеет низкий акустический импеданс. При патологии среднего уха, отрицательном давлении в барабанной полости, утолщении барабанной перепонки подвижность этой системы уменьшается, затрудняя проведение звуков через среднее ухо, что приводит к повышению акустического сопротивления.
Чаще всего используются два вида данного метода – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.
Тимпанометрия – измерение значений акустического сопротивления при измерении давления воздуха в наружном слуховом проходе с помощью миниатюрного насоса, что позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и давления в полости среднего уха. Величина сопротивления зависит от состояния среднего уха, а также частоты и интенсивности подаваемого сигнала.
На высоких частотах импеданс больше зависит от массы системы проведения звука, а на низких – от жесткости структур среднего уха.
Акустическая рефлексометрия – регистрация изменений сопротивления структур наружного и среднего уха при сокращении стременной мышцы, вызванном громкими звуками. Акустический рефлекс – защитная физиологическая реакция, которая направлена на предохранение рецепторов улитки от повреждающего действия громких звуков.
Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов. Сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность. Наиболее широкое применение в аудиологии имеют коротколатентные (или стволомозговые) слуховые вызванные потенциалы (КСВП).
Преимущества данного метода:
- КСВП можно зарегистрировать у детей с первых часов жизни, в том числе у недоношенных и детей с патологией ЦНС;
- регистрация КСВП является неинвазивной (безопасной и безвредной);
- регистрация КСВП предоставляет объективную информацию о состоянии слуховых путей и ЦНС.
Характеристики КСВП стабильны и не зависят от состояния пациента (бодрствует он или спит, естественный это сон или медикаментозный).
Одной из разновидности методики КСВП является методика ASSR (Auditory Steady – State Response) – способ регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон. Такие слуховые ответы вызываются частотно-специфическими стимулами у спящих детей.
Вызванный слуховой потенциал – это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустические щелчки или тональная посылка. Применяемые стимулы являют собой модулированные тоны в диапазоне 250-8000 Гц, которые модулируются по амплитуде (АМ) и по частоте (ЧМ). Ответ возникает, когда стимулы находятся возле или выше порога и волосковые клетки активизируются в области, которая соответствует частоте тона. Затем, нейральная активность, распространяясь вдоль восходящего слухового пути, вызывает синхронизацию ЭЭГ активности с частотой амплитудно-частотной модуляции. Таким образом, синхронизация активности слухового пути и последующая синхронизация активности ЭЭГ лежит в основе возникновения последующей ASSR. ASSR – низкоамплитудный вызванный потенциал, который можно выявить лишь у спящего ребенка [17.86-88].
Важной особенностью анализа ответа является отсутствие необходимости расшифровки специалистом графиков записи пиков потенциала и изменения латентных периодов. Вся обработка осуществляется компьютером, исключая возможность ошибочной субъективной оценки.
При аудиологическом обследовании новорожденных наиболее востребованной методикой на сегодняшний день является регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) — точный, информативный метод. Целесообразно абсолютно всем детям на первом году жизни проводить ОАЭ. Если она регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога.
Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Данные колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в органе Корти, а именно в наружных волосковых клетках.
ОАЭ больше подходит для скрининга, так как занимает мало времени. Это важно еще и потому, что добиться мобилизации ребенка на долгое время порой оказывается невозможно. Существует несколько разновидностей данной методики, но на практике наиболее часто используются две: задержанная вызванная отоакустическая эмиссия (ЗВОАЭ) и отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения (ПИОАЭ) [19].
Основной задачей педагогических методик исследования является выявление нарушения слуха, определение сурдопедагогом возможной степени потери слуха, доступных слуховому восприятию ребенка звуковых и речевых сигналов с учётом возраста, а также индивидуальных особенностей ребёнка.
Педагогические методы оценки слуха правильнее всего будет разделить в соответствии с возрастом детей, для которых они предназначены:
- методики исследования слуха у детей от рождения до полутора лет;
- методики исследования слуха у детей от полутора до трех лет;
- методики исследования слуха у детей дошкольного возраста;
- методики исследования слуха у детей школьного возраста.
Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка [22.28].
Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:
- в слуховом сосредоточении;
- активизации или торможении общих или сосательных движений;
- в расширении глазных щелей;
- в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике [6.18].
Для исследования используются разночастотные неречевые (барабан – низкочастотный звук, дудка – среднечастотный звук, шарманка – высокочастотный звук) и речевые звучания (слоги, слова). Звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип [22.28-37].
После полутора лет в ходе исследования используются неречевые звучания и 10 речевых единиц, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания. Речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости.
Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот [6.20-22].
В дошкольном и школьном возрасте простым и доступным методом является исследование слуха речью.
Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 6—7 м. Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха. Полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.
При исследовании слуха говорящих дошкольников используют 3 списка по 10 слов, автором которых является Нейман. Каждый список содержит 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слов. Исследования проводят на каждом ухе отдельно и бинаурально. При отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха громкой речью. Исследование шепотной речью начинают проводить на расстоянии 6 метров, приближаясь при отрицательной реакции на 0,5 метра. В протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слов. С помощью этих данных предполагается степень потери слуха ребенка.
При исследовании слуха говорящих дошкольников, не вступающих в контакт, используют те же списки слов, но также подбирается наглядность. При исследовании ребенок не повторяет услышанное слово, а показывает соответствующую картинку.
Для исследования слуховой функции неговорящих дошкольников используют условно-рефлекторную методику с двигательным подкреплением, в ходе которой проводится предварительная работа по выработке условного рефлекса, и лишь затем приступают к исследованию, которое проводится с использованием неречевых разночастотных звучаний и речевых единиц (слогов, лепетных и усеченных слов) разговорной и шепотной громкостью на расстоянии 0,5 метра, постепенно отдаляясь от ребенка до того момента, пока он не перестанет давать реакцию на звук [15. 35-37].
При исследовании слуха у школьников используют 3 списка по 20 разночастотных слов, автором которых является Нейман. Исследование проводят шепотной и разговорной речью на расстоянии 6 метров бинаурально, на каждое ухо отдельно, со слуховыми аппаратами и на голое ухо 6.20-22.
Список использованной литературы:
- Авдеева Е.Ю., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Использование звукоусиливающей аппаратуры при обучении дошкольников с нарушенным слухом //Дефектология, 1999. – № 4. – С. 77-80;
- Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: учебное пособие. М., 1984;
- Богомильский М.Р., Сапожников Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей. – М.: Владос, 2001. – 271с.;
- Боскин Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963;
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1983. Т.5: Основы дефектологии.;
- Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие/ Под ред. Г.Л. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко.—2-е изд. — М,: Издательство «Экзамен», 2004.- 96 с, (Серия«Ранняя помощь»);
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 304 с.;
- Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. Л.: Медицина, 1989;
- Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – С-Пб., 2005;
- Левин А. Л., Жилинский Ю.П. Звукоусиливающее устройство для людей с дефектами слуха// Авторское свидетельство № 559486 от 28.01.1977.;
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.;
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! – М., 2003.;
- Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л., 1979;
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом (под ред. В.И. Селиверстова). – М.: ВЛАДОС, 2001.;
- Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001.;
- Основы специального обучения слабослышащих детей / под ред. Р.М. Боскис. – М., 1968 – 311 с.;
- Пашков А.В. Частотно-специфическая оценка функции слуха по данным регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон //Российская оториноларингология (медицинский научно-практический журнал), 2004. – № 2. – С. 86-88.;
- Руленкова Л.И., Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование. Учебное пособие. – М., 2003;
- Современные подходы к комплексной реабилитации детей с нарушенным слухом (сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием). // СГПУ ИКП. – С., 2009.;
- Сурдопедагогика: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / Л.В. Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.;
- Сурдопедагогика: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. – М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 655 с.;
- Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М., 2003.;
- https://www.defectology.ru;
- https://www.istok-audio.com/;
- https://ligasluha.ru;
- https://www.lorinfo.ru;
- https://lor-med.ru;
- https://www.siemens-hearing.ru;
- https://www.surdology.ru;
- https://www.raduga-zvukov.ru.
Источник