Диагностика развития ребенка раннего возраста с овз

Диагностика развития ребенка раннего возраста с овз thumbnail

1 КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ

2 Особенности периода раннего детства Наиболее интенсивный темп развития. Высокая пластичность высшей нервной деятельности, легкая обучаемость. Большие потенциальные компенсаторные возможности развития. Скачкообразность и неравномерность процесса развития. Единство и взаимосвязь психического, физического и речевого развития. Потребность в общении со взрослым. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Особая чувствительность к определенного рода воздействиям. Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. 2

3 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы). Не более 10% детей дошкольного и 4% детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. 3

4 Перинатальное поражение ЦНС различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Дизэмбриогенез нарушение внутриутробного развития нервной системы ребенка. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают интранатальная асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. 4

5 Степени выраженности неврологической патологии: Легкая степень – гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, минимальная мозговая дисфункция, нарушения мышечного тонуса, синдромы гипер- и гиповозбудимости; астенический синдром. Средняя степень – синдромы двигательных расстройств, эписиндром. Тяжелая степень – детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС.

6 Медицинское обследование Скрининги новорожденных. Функциональная диагностика. Врачи должны понимать специфику диагностической деятельности в ПМПК. Острая потребность в квалифицированной медицинской оценке. Должно быть описание проблем ребенка, обоснованность рекомендаций.

7 Комплексный междисциплинарный подход

8 Подходы к ранней диагностике: антропометрический (Ленц, Монбейар, Гаусс, Стюарт, Стивенсон, Таннер, Бэйли и Пинно); клинический (Л.Т. Журба, Е.М.Мастюкова, В.А.Доскин); психолого-педагогический (Н.М.Аксарина, О.В.Баженова, Бинэ и Симон, Гриффитс, Е.А.Екжанова, С.М.Кривина, Г.А.Мишина, Т.В.Николаева, Г.В.Пантюхина, К.Н.Печора, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева; Н.В.Серебрякова; Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова; Э.Л.Фрухт и др.

9 Цель ранней психолого-педагогической диагностики – контроль за ходом психического развития ребенка первых лет жизни для последующей коррекции выявленных отклонений. Главная функция ППД – определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию обследуемого ребенка и путей помощи при разработке индивидуальных программ развития.

10 Задачи ранней психолого-педагогической диагностики: раннее выявление отклонений в развитии определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия обоснование психолого-педагогического прогноза

11 Методы комплексного обследования: изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных беседа с родителями, врачами (неврологом, детским психиатром) сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях (дефектолога, логопеда, воспитателя), во время режимных моментов индивидуальный обучающий эксперимент (задания, адекватные возрасту и состоянию)

12 В комплексном диагностическом обследовании выделяют три основных этапа: 1. сбор данных 2. переработка и интерпретация данных 3. вынесение решения (заключение, пути помощи)

13 Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей

14 Необходимость раннего диагностического изучения ребенка Именно раннее выявление отклонений в развитии ребенка позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение его в коррекционное обучение. В основе комплексной диагностики лежит своевременное выявление отклонений в различных функциональных системах.

15 Комплексное изучение основных линий развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения отклонения. Оно осуществляется группой специалистов (врач, дефектолог, логопед, психолог). Междисциплинарное взаимодействие, взаимодополнение в процессе диагностической деятельности

16 Диагностика отклонений по основным «линиям развития» (двигательное, познавательное, социальное, речевое); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития. Разработка индивидуальной программы развития.

17 Системный подход опирается на представление о системном строении психики. Он предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязи между ними, их иерархии. Важно выявить как явления негативного характера, так и сохранные функции, которые составят основу для коррекционно-развивающих мероприятий.

18 Динамический подход предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора.

19 Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка Принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Читайте также:  Уровень ближайшего развития ребенка характеризуется

20 Качественный анализ результатов комплексного изучения ребенка. Первичные нарушения вытекают непосредственно из биологического характера болезни, а вторичные отклонения возникают вследствие первичных нарушений. Именно вторичные отклонения – основной объект психолого-педагогического изучения и коррекционного воздействия. Одни и те же вторичные отклонения в развитии могут наблюдаться при различных первичных нарушениях, и наоборот при одном и том же первичном нарушении может быть различная картина вторичных отклонений. Также возможна количественная оценка результатов выполнения отдельных диагностических заданий

21 Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития. Психолого-педагогическая диагностика почти всегда дифференциальная, она строится на сравнительной оценке наличия/отсутствия определенных симптомов и показателей. По ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы (тип образовательно учреждения, программа обучения)

22 Задачи дифференциальной диагностики: оценка особенностей нарушений основных линий развития разграничение характера и степени нарушений познавательного, речевого, эмоционального и моторного развития ребенка системный анализ структуры нарушений развития (выявление первичного и вторичного нарушений) определение и обоснование педагогического прогноза

23 Углубленное психолого-педагогическое изучение Цель – разработка индивидуальных программ развития и коррекции нарушений на основании результатов диагностики. Такое изучение требует большого количества времени. Задачи: выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения

24 Возрастной подход в диагностике Диагностический материал и интерпретация результатов должны коррелировать с возрастом ребенка.

25 Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития Задачи коррекционно-развивающей работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

26 Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста (диагностическая программа О.Г. Приходько)

27 Основные линии развития Социальное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие

28 Диагностическая программа исследования О.Г. Приходько включает исследование основных линий развития: социальное; познавательное; речевое; двигательное развитие.

29 Уровень сформированности различных функций оценивается по четырехбалльной шкале (от минимального 1 балл до максимального 4 балла): 1 балл отсутствие или выраженные нарушения развития функции (низкий уровень); 2 балла умеренно выраженные нарушения (средний уровень); 3 балла незначительные нарушения развития функции (недостаточный уровень); 4 балла нормальное развитие функции (высокий уровень).

30 Социальное развитие Контактность Эмоциональная сфера Средства общения Навыки самообслуживания

31 Познавательное развитие Восприятие (зрительное, слуховое, тактильнокинестетическое) Мышление (наглядно-действенное) Понимание обращенной речи Уровень развития деятельности Запас знаний об окружающем Познавательная активность и мотивация Обучаемость и использование помощи

32 Двигательное развитие Общая моторика Функциональные возможности кистей и пальцев рук Артикуляционная моторика

33 Речевое развитие Экспрессивная речь (собственная речь) Программа речи (уровень речевого развития) Моторная реализация речи Импрессивная речь (понимание обращенной речи)

34 Задержка речевого развития – более позднее начало речи и/или замедление темпов и качества формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий.

35 Обследование речи ребёнка раннего возраста должно осуществляться в контексте с другими линиями развития: познавательным, социальным и двигательным

36 Целевые ориентиры в младенческом возрасте: Эмоциональное общение со взрослым потребность ребенка, условие и источник его развития. Развитие восприятия (зрительных и слуховых ориентировочных реакций). Развитие деятельности (целенаправленного хватания, неспецифических и специфических манипуляций). Развитие понимания обращенной речи. Развитие собственной голосовой и речевой активности. Развитие общей моторики и функциональных движений кистей и пальцев рук. Развитие подражания взрослому.

37 Целевые ориентиры в раннем возрасте: Развитие предметных действий, сформированность предметно-орудийной деятельности. Развитие восприятия (ориентировка на цвет, величину, форму). Развитие понимания обращенной речи. Выполнение речевых инструкций. Развитие собственной (фразовой) речи. Развитие наглядно-действенного мышления. Общение становится формой организации предметной деятельности (социальная ситуация развития «ребенок- ПРЕДМЕТ-взрослый).

38 У детей с ОВЗ могут быть нарушены различные «линии развития» – двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие. Это крайне неоднородная группа детей. Отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.

39 Варианты задержек развития 1. Равномерное отставание по всем «линиям развития». 2. Неравномерное отставание: а) Изолированная задержка развития (по одной из «линий развития»). б) Парциальная задержка. в) Неравномерное развитие (в нескольких «линиях развития»).

40 Задержка развития может быть выражена в различной степени от легкой до крайне тяжелой: Легкая задержка развития: отставание возрастных показателей на 3-4 месяца Умеренно выраженная задержка развития: от 3-4 до 6-8 месяцев Выраженная (тяжелая) задержка развития: свыше 6-8 месяцев

41 Проблема формулирования психолого-педагогического заключения Сформулированное заключение результат и важнейший показатель работы специалистов (дефектолога, логопеда, психолога). Психолого-педагогическое заключение необходимо для оценки прогноза дальнейшего развития. На его основе проводятся коррекционные и социальные мероприятия (выбор коррекционноразвивающего маршрута, зачисление ребёнка в соответствующее образовательное учреждение).

42 Результаты первичного обследования ребенка Каждое проявление нарушений развития нуждается в четкой и ясной формулировке. Важно единообразие формулировок основных составляющих карты-схемы диагностического обследования. Их совокупный анализ лежит в основе психологопедагогического заключения. Серьезные противоречия – в оценке и фиксации различных форм нарушений развития в виде психолого-педагогического заключения. У разных специалистов – различные представления о сущности и взаимосвязях нарушений развития. Необходимы стандартизация и единообразие оформления психолого-педагогического заключения. Это имеет большое значение для взаимопонимания специалистов, особенно представителей смежных отраслей.

Читайте также:  Одной из тенденций речевого развития ребенка в раннем детстве является

43 Варианты психолого-педагогического заключения в раннем возрасте Задержка речевого развития. Познавательное развитие в пределах возрастной нормы. Задержка речевого развития на фоне спастико-паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре. Познавательное развитие соответствует возрасту. Задержка речевого развития, дизартрия. Задержка познавательного и речевого развития. Выраженная задержка психо-речевого развития. Выраженная задержка речевого и легкая задержка познавательного развития.

44

45

46

47

48 Подготовка педагогических кадров для оказания ранней комплексной помощи Специализация (с 2003) «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» Бакалавриат (с 2011) Профиль подготовки «Дошкольная дефектология» Магистратура (с 2011) «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ» Курсы повышения квалификации (с 2007) «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям и их родителям»

49 Внедрение системы ранней помощи в Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Подготовка педагогических кадров Научнометодическое сопровождение Курсы повышения квалификации ИСОиКР МГПУ Научнопрактические мероприятия Проекты (гранты) Диагностикоконсультативная помощь детям и их родителям

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›”Особенности проведения диагностики обучения и развития детей раннего возраста с ОВЗ с целью разработки адаптированной образовательной программы и индивидуальных образовательных маршрутов”

Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.

Описание слайда:

Авторы: учитель-дефектолог Гришаева Л. В.

2 слайд

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской

Описание слайда:

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”) установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

3 слайд

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования вос

Описание слайда:

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования воспитанников с ОВЗ ― это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и со-держание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

4 слайд

В структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: при

Описание слайда:

В структуру адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты. Адаптированная основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Волгоград Данная программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная основная образовательная программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы и состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного.

5 слайд

Для составления адаптированной образовательной программы использовались специ

Описание слайда:

Для составления адаптированной образовательной программы использовались специальные программы: – Программа «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Диагностика и коррекция ЗПР у детей» (под редакцией С.Г. Шевченко). – Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева); – Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).

6 слайд

Программа направлена: · на создание условий развития ребенка с ОВЗ, 	открыва

Описание слайда:

Программа направлена: · на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; · на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей

7 слайд

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Прог

Описание слайда:

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для: – диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации; – оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

8 слайд

Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образо

Описание слайда:

Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, и определяется целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная деятельность.

9 слайд

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов: воспитателями

Описание слайда:

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов: воспитателями совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории).

10 слайд

Психолого-педагогическое обследование На начальном этапе проводится первична

Описание слайда:

Психолого-педагогическое обследование На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПк учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Читайте также:  Лекарство для развития речи ребенка 3 года

11 слайд

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утвер

Описание слайда:

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.)

12 слайд

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовате

Описание слайда:

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

13 слайд

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной про

Описание слайда:

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.

14 слайд

В начале учебного года проводится развёрнутое психолого-педагогическое обслед

Описание слайда:

В начале учебного года проводится развёрнутое психолого-педагогическое обследование детей. Целью диагностического обследования дошкольников с ОВЗ является: • выявление объективных данных об имеющихся отклонениях в развитии познавательной деятельности, позволяющих построить дальнейшую коррекционную работу с учётом потенциальных возможностей ребёнка; • выявление уровня речевой деятельности ребёнка и речевых нарушений для про-ведения коррекционных логопедических мероприятий.

15 слайд

Обследование направлено на своевременное выявление детей с ограниченными возм

Описание слайда:

Обследование направлено на своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного диагностирования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В процессе обследования изучается различная документация (заключения ПМПК, общая медицинская карты). По данным обследования составляются характеристики детей, заполняются индивидуальные карты.

16 слайд

В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуаль

Описание слайда:

В процессе обследования определяется готовность детей к обучению, индивидуальные особенности познавательной деятельности, возможности коррекции нарушений и компенсации. При проведении обследования учитель-дефектолог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью и проанализировать их причины. Все эти данные позволяют понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные этапы обучения. В процессе обследования ребёнку предъявляется толь-ко тот материал, который необходим для выполнения определённого задания. Обследование может проходить как в кабинете, так и в помещении группы, которую посещает ребёнок, проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда нужно проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определённых видов деятельности.

17 слайд

Промежуточное обследование в середине учебного года, в январе, проводится с д

Описание слайда:

Промежуточное обследование в середине учебного года, в январе, проводится с детьми, испытывающими особые трудности в обучении. В конце учебного года анализируются и обобщаются данные всех проведённых обследований, позволяющие проследить динамику развития каждого ребёнка.

18 слайд

Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы

Описание слайда:

Педагогическая диагностика является основой для разработки рабочей программы (планирования деятельности воспитанников) в группе и содержит оценку индивидуального развития детей. Диагностика является отражением закономерностей психофизического развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями и позволяет педагогам не только определить возможности воспитанников группы в данный момент «зону актуального развития», но и спрогнозировать цели и результат обучения – определить «зону ближайшего развития», скорректировать содержание обучения и воспитания, создать в группе оптимальные условия для взаимодействия детей, развития их потенциальных возможностей.

19 слайд

По результатам педагогического наблюдения на каждого ребёнка составляется про

Описание слайда:

По результатам педагогического наблюдения на каждого ребёнка составляется профиль социально-личностного развития на момент обследования, который строится на основе круга с лучами, каждый из которых соответствует определённому качеству в оценивании индивидуального развития ребёнка. На лучах нанесены деления от 1 до 10. При выставлении по каждому исследуемому качеству баллов, соответствующих возможностям ребёнка, образуется кривая, отражая уровень его интеллектуального развития на момент обследования. Содержание следующего по значению балла – зона ближайшего развития ребёнка, в которой необходимо планировать педагогическое взаимодействие.

20 слайд

По результатам педагогического наблюдения (в начале и в конце года) педагог о

Описание слайда:

По результатам педагогического наблюдения (в начале и в конце года) педагог определяет возможности ребёнка по исследуемым параметрам (18) в интервале от 1 до 4 уровней: 1 уровень – очень низкий 0 баллов – не выполняет задание 1 балл – полная зависимость ребёнка от окружающих – низкий 2 балла частичная зависимость от окружающих 2 уровень – ниже среднего 3 балла – с обязательной поддержкой взрослых – средний 4 балла – достаточный для жизнедеятельности с поддержкой взрослых