Диагностика развития ребенка по васильевой
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
1. Словарь
а. «Скажи, что это»
Предлагается картинка, на которой по 2-3 предмета одежды, мебели, посуды, животных, овощей, фруктов. Воспитатель показывает предмет на картинке (например, чайник) и спрашивает: что это? Ребенок называет. Воспитатель обобщает: Чайник – это посуда, а есть еще на картинке посуда? Ребенок показывает и называет. Аналогично с другими предметными картинками одежды, мебели, животных и т.д.
б. «Назови ласково»
Предлагается по 2 картинки, где один и тот же предмет большого и маленького размера. Воспитатель выкладывает большие предметы по одному и называет, ребенок дополняет маленьким предметом и называет в уменьшительно-ласкательной форме:
Большой ключ – маленький…ключик
Большой дом – маленький…домик
Большая кровать – маленькая …кроватка
Большая шишка – маленькая …шишечка
Большое яблоко – маленькое …яблочко
Большое ведро – маленькое…ведерко
2. Грамматический строй речи
а. Единственное и множественное число (по картинкам)
Воспитатель выкладывает картинку, где один предмет и много таких же предметов. Воспитатель называет один предмет, ребенок – много предметов.
Один утенок – много утят
Один котенок – много котят
Одна ленточка – много ленточек
Одна кукла – много кукол
Одно яблоко – много яблок
Одна слива – много слив
б. «Назови детенышей» (по картинкам)
У медведя – медвежата
У кошки – котята
У лисы – лисята
У собаки – щенята
У козы – козлята
У зайца – зайчата
3.Связная речь
а. Предлагается картинка с несложным сюжетом. Воспитатель просит ребенка рассказать, что он видит на картинке ( с наводящими вопросами).
б. Расскажи сказку (по иллюстрациям знакомых сказок «Репка» или «Колобок»)
в. Расскажи любое стихотворение наизусть
1. Словарь
а. «Для чего нужна вещь»
Предлагаются картинки, ребенок должен объяснить назначение предмета:
Грузовой автомобиль – …для перевозки грузов
Сахарница – … для хранения в ней сахара
Стул – …для сидения
Игрушки – …чтобы детям играть
Ведро – …наливать в него воду
Полотенце – …вытирать лицо, руки после купания
б. «Назови вторым словом»
Предварительно дается образец:
Морковь – овощ
Тарелка – посуда
Медведь – животное
Воспитатель называет предмет, ребенок называет обобщающее слово
Капуста – …
Яблоко – …
Чашка – …
Платье – …
Собака – …
Воробей – …
Диван – …
Сапоги – …
Кукла – …
в. «Назови детенышей»
У собаки – …щенята
У кошки – котята
У курицы – цыплята
У коровы – телята
У зайчихи – зайчата
У утки – утята
У ежихи – ежата
У свиньи – поросята
2. Грамматический строй речи
а. «Чего не стало»
Зеленое ведро – нет..зеленого ведра
Красное яблоко – нет …красного яблока
Голубое одеяло – нет… голубого одеяла
Желтые утята – нет…желтых утят
Полосатые котята – нет… полосатых котят
б. «Много и один»
Показывают ребенку картинку. где много предметов и один:
Одна вилка – много вилок
Одна ложка – много ложек
Один помидор – много помидоров
Один огурец – много огурцов
Один цыпленок – много цыплят
Один утенок – много утят
Один заяц – много зайцев
Одна кошка – много кошек
в. «Что изменилось»
Воспитатель меняет расположение предметов
Мяч на столе – …мяч под столом
Книга на полке – …книга в шкафу
Кубик за книгой – …кубик перед книгой
г. «Назови ласково»
Гриб – …грибочек
Сын – …сыночек
Цветок – …цветочек
Дом – …домик
Гном – гномик
Стол – столик
Стул – стульчик
Чашка – …чашечка
Ведро – ведерко
3. Развитие связной речи
а. Расскажи об игрушке (кошка, собака,заяц) – по образцу воспитателя
б. Расскажи по картинке (предлагается сюжетная картинка по возрасту)
в. Расскажи любимую сказку («Репка», «Колобок»)
г. Расскажи любое стихотворение наизусть
1.Словарь
а. Объясни значение слов (без картинок):
холодильник – (шкаф для хранения, охлаждения и замораживания продуктов) ;
вездеход – (транспорт, который может проехать по любым дорогам, даже самым трудным) ;
пылесос – (такой прибор, который удаляет пыль и мелкий мусор в доме).
б. «Кто заметит больше»
Ребенку предлагается назвать как можно больше деталей предмета (можно по картинке):
платье – юбка, воротник, карманы, оборка, рукав.
машина – колеса, руль, кабина, кузов, мотор, дверь.
в. «Кому что нужно для работы»
Самолет – …летчику
Лейка – …садовнику
Весы- …продавцу
Термометр – …врачу
Микрофон – …артисту, певцу
Швейная машинка – …портнихе
Руль – водителю, шоферу
г. «Третий лишний»
Капуста, морковь, яблоко
Диван, стакан, стул
Медведь, заяц, воробей
Платье, сапоги, юбка
2. Звуковой анализ слова
а. Придумай слово с определенным звуком
С – санки, самолет, снег
К – кошка, корабль,
кровать
А – аквариум, апельсин,
арбуз
Р – рыба, робот, растение
б. «Найди рифму»
(дается образец воспитателя)
кукушка – …хлопушка, подушка
чашка- …ромашка, рубашка
утка- …дудка, шутка
рак- …мак, лак
3. Грамматический строй речи
а. «Назови ласково» (дается образец)
Дом – домик
Стол – столик
Кошка – …кошечка
Окно – …окошечко
Яблоко – …яблочко
Серый – …серенький
Рыжий – …рыженький
б. «Где что хранится» (дается образец)
Сахар –… в сахарнице
Хлеб –… в хлебнице
Молоко –… в молочнике
Соль –… в солонке
Масло –… в масленке
в. «Какой, какая, какое»(по картинкам)
Яблоко – сочное, красное, сладкое
Трава – зеленая, мягкая, нежная
Лиса – хитрая, рыжая
Лимон – кислый, ароматный, желтый
г. «Из чего сок»
Из свеклы – свекольный
Из яблок – …яблочный
Из моркови – …морковный
Из капусты -… капустный
Из арбуза – …арбузный
д. «Один – много»
Один стул – много стульев
Один стол – много столов
Одна чашка – много чашек
Одна кукла- много кукол
Одно ухо – много ушей
Одно колесо – много колес
4. Связная речь
а. Расскажи по картинке (простой сюжет из серии «Игры детей» или «Моя семья»)
б. Расскажи об игрушке (кошка или кукла)
в. Расскажи сказку (по выбору ребенка)
г. Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)
1. Звуковой анализ слова
а) «Похожие слова»
Вспомним разные слова, похожие слова (воспитатель дает образец: птичка-синичка или мак-рак)
машина- …малина, Марина
усы-…часы, весы
жучок-…паучок, сверчок, волчок
б) «Придумай слова с определенным звуком»
С – санки, слон, собака
К – корова, кровать, кошка
А – арбуз, аквариум, автобус
в) «Назови части слова»
РА-МА (какой первый слог, какой второй?)
ША-РЫ, РЫ-БА, МА-ЛИ-НА, БЕ-РЕ-ЗА
2. Грамматический строй речи
а) «Закончи предложение»
Мы не ходили гулять, потому что…(шел дождь; было холодно)
Мы позвонили маме, чтобы… (она не беспокоилась; поздравить с днем рождения)
б) «Скажи наоборот»
весело – грустно
тяжело – легко
далеко- близко
высокий – низкий
день – ночь
сухой – мокрый
сладкий – горький
жарко- холодно
в) «Скажи по-другому»
(дается образец воспитателя: роса сверкает – сверкающая роса):
листья шуршат – …шуршащие листья
ручей журчит – …журчащий ручей
ребенок рисует–… рисующий ребенок
девочка поет –… поющая девочка
г) «Назови одним словом»
яблоки, груши, абрикосы – …фрукты
лиса, медведь, еж – … дикие животные
собака, кошка, лошадь – домашние животные
стол, шкаф, кровать – мебель
сапоги, туфли, босоножки – обувь
кастрюля, стакан, тарелка – посуда
Назови профессии людей: столяр, художник, продавец…
Назови деревья: дуб, клен, тополь ….
Назови транспорт: автобус, велосипед, самолет…
д) «Чего не стало» (родительный падеж множественного числа):
Были сапоги – нет …сапог
Были туфли – нет…туфель
Были яблоки – нет…яблок
Были груши – нет…груш
Были флажки – нет…
флажков
3.Связная речь
а) Пересказ (Воспитатель читает 2 раза, ребенок пересказывает, как запомнил) – («В лесу» или «Котята», стр. 259-260 «Речевые игры» Селиверстов)
б) Рассказ по картинке (из серии «Моя семья» или «Игры детей»)
в) Опиши игрушку (кошка, или машина, или пирамида)
г) Расскажи сказку (любую на выбор ребенка)
д) Расскажи стихотворение (по выбору ребенка)
Источник
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования являются:
– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педа-гогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
– доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
Диагностические задания, предлагаемые в данном сборнике, рассчитаны на детей подготовительной к школе группы, занимающихся по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Мозаика-Синтез, 2011). Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 6–7 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у старших дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» – дошкольник-выпускник.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
Автор выражает благодарность коллективу педагогов за помощь в создании диагностического пакета: Головачевой Ю. А., Пашковой Е. С., Ситдиковой И. А., Максимовой А. И., Казаковой Е. А., Ковалевой Е. Н., Тищенко М. Ф., Безруковой Н. В., Долговой С. В., Чесноковой О. В., Двурековой О. М., Дроздовой С. Н., Осипенко Г. Н., Барзиловой Г. Е., Аршиновой Т. А., Садкиной Т. И., Петелиной Н. И., Клименко Е. В., Шишкиной С. А., Самохваловой Е. В., Биньковской Н. В., Крюковой О. А., Мищенко С. А.
Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу «Программы воспитания и обучения в детском саду», разработанной с учетом практики отечественного дошкольного образования, обеспечивающей становление личности ребенка и раскрывающей его индивидуальные особенности.
Содержание
Введение 3
Н. Б. Вершинина
Ребенок и окружающий мир. Диагностические задания 5
Диагностическая карта 10
Природное окружение. Экологическое воспитание. Диагностические задания 12
Диагностическая карта 16
Развитие речи. Диагностические задания 18
Диагностическая карта 22
Формирование элементарных математических представлений. Диагностические задания 24
Диагностическая карта 26
Рисование. Диагностические задания 28
Диагностическая карта 32
С. С. Дреер, А. Н. Потыкан
Умственное развитие. Диагностические задания 34
Диагностическая карта 36
Формирование элементарных математических представлений. Диагностические задания 38
Диагностическая карта 42
Развитие речи. Диагностические задания 44
Диагностическая карта 50
Экологическое воспитание. Диагностические задания 52
Диагностическая карта 56
Изобразительная деятельность. Диагностические задания 58
Диагностическая карта 61
Конструирование. Диагностические задания 63
Диагностическая карта 65
Сводная карта показателей развития ребенка 6–7 лет 67
Литература 72
Источник
№ п/п | Ф. И. ребенка | Уровень познавательной активности | Уровень развития произвольного слухового запоминания | Уровень развития произвольного внимания, работоспособности | Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
,12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Умственное развитие
МДОУ №3 «Солнышко»
Воспитатели: Груздова И.В, Боброва С.А.
Дата проведения диагностики: начало года
конец года
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 | ||||||
25 | ||||||
26 |
Результаты диагностики уровня развития детей.
Начало года
Высокий уровень- детей %
Средний уровень- детей %
Низкий уровень- детей %
Конец года:
Высокий уровень – детей %
Средний уровень – детей %
Низкий уровень – детей %
Анализ, комментарий.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Ребёнок и окружающий мир
МДОУ№3 «Солнышко»
Воспитатели: Груздова И.В, Боброва С.А.
Дата проведения диагностики начало года конец года
№ п/п | Ф. И. ребенка | Знания об окружающих предметах (посуда, одежда, мебель, транспорт) | Знание своего имени, имен родителей, окружающих людей | Знание профессий (воспитатель, врач, повар) | 1 Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
. 5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 |
Результаты диагностики уровня развития детей.
Начало года
Высокий уровень- детей %
Средний уровень- детей %
Низкий уровень- детей %
Конец года:
Высокий уровень – детей %
Средний уровень – детей %
Низкий уровень – детей %
Анализ, комментарии
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умение называть особенности погоды | Умение различать и называть разные виды растений: деревья, цветы | Умение называть и показывать части комнатных растений: цветок, листья | Умение различать и называть овощи и фрукты | Умение называть диких и домашних животных | Знания о характерных признаках внешнего вида домашних и диких животных | Знания о характерных признаках внешнего вида птиц и умение различать их | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Экологическое воспитание
МДОУ№3 «Солнышко»
Воспитатели: Груздова И.В, Боброва С.А.
Дата проведения диагностики начало года конец года
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | |||||||||
26 |
Результаты диагностики уровня развития детей.
Начало года
Высокий уровень- детей %
Средний уровень- детей %
Низкий уровень- детей %
Конец года:
Высокий уровень – детей %
Средний уровень – детей %
Низкий уровень – детей %
Анализ, комментарии
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Развитие музыкальных и артистических способностей
МДОУ№3 «Солнышко»
Воспитатели: Груздова И.В, Боброва С.А.
Дата проведения диагностики начало года конец года
№ п/п | Ф. И. ребенка | Умение эмоционально откликаться на музыку |