Диагностика развития ребенка по абдурасуловой
Мониторинг развития детей дошкольного возраста (диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста) ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровья и развития личности» отделение «Семья» г. Новокузнецк 31 мая 2016 г.
Мониторинг как инструмент психологопедагогического сопровождения в ДОО Мониторинг как системный инструмент обеспечивает осуществление контроля и оценки динамики развития детей. Системность мониторинга проявляется в возможности осуществлять комплексное изучение, анализ и оценку основных линий психического развития дошкольников, рассматривать показатели развития, уровень достижений детей в контексте их морфофункциональных возможностей и социальной ситуации развития. Мониторинг помогает сформировать целостную картину благополучия ситуации развития каждого ребенка, конкретной возрастной группы, контингента детей данной образовательной организации, определить как позитивные, так и негативные тенденции в развитии детей дошкольного возраста. Мониторинг обеспечивает учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе проектирования, организации и реализации условий развития и образования детей в дошкольной организации. Функциональные возможности мониторинга соответствуют целям и задачам психолого-педагогического сопровождения детей и семьи.
Актуальность мониторинга развития детей дошкольного возраста • Ориентированность образовательного процесса на возрастноиндивидуальные особенности детей, недопустимость искусственного ускорения или замедления развития дошкольников, вызывает необходимость контролировать состояния психического здоровья и динамики развития каждого ребенка с целью оптимизации воздействий со стороны образовательной среды и «уравновешивания» этих воздействий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. • Отсутствие «инструмента» , позволяющего на практике реализовать системный подход в контроле за динамикой и условиями психического развития детей дошкольного возраста. • Узкая направленность диагностической работы психологических служб в дошкольных образовательных организациях.
Мониторинг как инструмент психологопедагогического сопровождения в ДОО Функции мониторинга: ü Диагностика ü Коррекция и развитие ü Контроль, оценка, экспертиза ü Прогноз и профилактика ü Информация, анализ, управление
Научная новизна и практическая значимость предлагаемой модели мониторинга Высокая технологичность Интегративность Многоуровневость использования
Высокая технологичность системность функциональность преемственность в формировании базы данных быстрота обработки доступность для специалистов ДОУ
Интегративность управленческие факторы педагогические факторы технологические факторы материальнотехнические факторы Состояние здоровья и развитие дошкольника медицинские факторы
Многоуровневость использования индивид группа ДОУ территория город район регион
Свойства мониторинга Использование группы параметров, в совокупности отражающих картину исследуемого процесса во всей полноте Изучение свойств объекта в динамике, определение тенденций и закономерностей развития Непрерывность, т. е. организация действия на продолжительном отрезке времени.
Психологический мониторинг Цель изучение уровня психического развития детей определение степени приближенности психического развития к СПН – обязательный минимум требований, предъявляемых обществом к развитию детей данного возраста
Психологический мониторинг Структура Показатели личностного развития дошкольника Показатели интеллектуального развития дошкольника Показатели благополучия социальной ситуации развития детей в группе детского сада
Показатели психического развития дошкольников 1. 2. 3. 4. 5. Произвольность, как новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка. Соподчинение мотивов, выделение во главе иерархии мотивационной сферы специфически человеческих мотивов, опосредствованных переживанием взаимоотношений с другими людьми и своего положения среди них; Самооценка как осознание своего поведения, своих действий, желаний, предпочтений и возможностей в системе отношений с другими людьми; Интеллектуальная и языковая компетентность, проявляющиеся в умении выбирать соответствующую информацию, использовать интеллектуальные операции, обеспечивающие выполнение действий по достижению намеченной цели, находить необходимый способ решения новых задач деятельности, свободно выражать свои желания и намерения, а также пояснять смысл и состав своих действий в общении с другими людьми с помощью языковых средств; Креативность как способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа, движения), который отличается оригинальностью, вариативностью, подвижностью.
Показатели психического развития дошкольников Личностное развитие дошкольника: 1. Произвольность (новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка); 2. Соподчинение мотивов, выделение во главе иерархии мотивационной сферы специфически человеческих мотивов, опосредствованных переживанием взаимоотношений с другими людьми и своего положения среди них; 3. Самооценка – единица самосознания, выражающая меру осознания своего поведения, своих действий, желаний, предпочтений и возможностей в системе отношений с другими людьми;
Показатели психического развития дошкольников Интеллектуальное развитие дошкольника: 1. 2. Интеллектуальная и языковая компетентность, проявляющиеся в умениях выбирать соответствующую информацию, использовать интеллектуальные операции, обеспечивающие выполнение действий по достижению намеченной цели, умениях находить необходимый способ решения новых задач деятельности, свободно выражать свои желания и намерения, а также пояснять смысл и состав своих действий в общении с другими людьми с помощью языковых средств; Креативность как способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа, движения), который отличается оригинальностью, вариативностью, подвижностью.
Социальная ситуация развития выступает своеобразной единицей анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупности законов, которыми определяется возникновение и изменение структуры личности ребенка, его «социальное бытие» , в процессе которого приобретаются новые свойства личности. Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений, с другой стороны, субъективным отражением этих отношений в переживаниях ребенка. Социальная ситуация развития является истоком и движущей силой развития ребенка.
Показатели благополучия социальной ситуации развития дошкольников Тревожность как показатель психоэмоционального напряжения Социометрический статус ребенка в группе Межличностные отношения детей в группе
Программа мониторинга психического развития дошкольников Методика диагностики психического развития детей дошкольного возраста (авторы Е. М. Борисова, Т. Д. Абдурасулова) Мотивационная сфера: • Мотивы сохранения положительных отношений; • Мотивы самоутверждения; • Познавательный (игровой) выбор. Произвольная сфера: Блок 1 Интеллектуальная сфера: • Ориентировка в окружающей жизни; • Перцептивная зрелость; • Вербальное и невербальное мышление; • Языковая компетентность • Произвольность действий; • Произвольность познавательной деятельности
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Познавательный выбор
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотивы самоутверждения
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Уровень ориентировки в окружающей жизни
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Наглядно-образное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Невербальное мышление
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА Перцептивная зрелость
ПРОИЗВОЛЬНАЯ СФЕРА Произвольность действий
Индивидуальный протокол обследования • • • • • • • • Протокол обследования психического развития дошкольника Фамилия, имя ребенка ____________Возраст______Дата_______ l. Мотивационная сфера /. Познавательный выбор: а) д/с – школа; б) д/с – школа; в) д/с – школа; г) д/с – школа; д) перемена – урок; с) урок – дежурство; ж) урок – прогулка; з) урок – игра; и) учеба – игра C 11=____ 2. Мотивы самоутверждения: а) лидер – подчин. ; б) лидер – подчин. ; в) лидер – подчин. ; C 12=____ 3. Мотивыустановления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (опросник) C 13=____ См = С 11+ С 12+ С 13 2. Интеллектуальная сфера. /. Уровень ориентировки в окружающей жизни: а) картинка «мама и дети на кухне» ____баллов; б) картинка «дети в деревне» ____баллов; C 21=____ 2. Наглядно-образное мышление: а) медведи ______баллов: б) диван ______ баллов; в) цветы _____баллов; г) круг _____баллов. C 22=____ 3. Невербальное мышление: а) « 4 лишний» 1_____; 2____ 3_____4_______ C 3 а=____ б) классификация предметных картинок игрушки ______транспорт______ цветы _____ грибы _______ C 3 б=____ в) классификация геометрических фигур по цвету _______; по форме ______. C 3 в=____ С 23 = С 3 а+ С 3 б+ С 3 в 4. Вербальное мышление: а) аналогии: -Молоко мы пьем, а хлеб едим. . . (______) -Зимой холодно, а летом. . . (______) -Днем светло, а ночью. . . (______) C 4 а=____ б) сходства: -Туфли, сапоги – это. . . (______) -Лиса, заяц – это. . . (______) C 4 б=____ -Яблоко, апельсин- это. . . (______) С 24 = C 4 а + C 4 б =_____
Программа мониторинга психического развития дошкольников Блок 2 Изучение креативности (уровень воображения и гибкость мышления) Тест-игра «На что похоже? »
Программа мониторинга психического развития дошкольников Блок 5 Блок 4 Структура детской группы и межличностных отношений в ней Состояние тревожности (внутренняя сторона социальнопсихологической ситуации) Блок 3 Самооценка как осознание своего поведения, возможностей в системе отношений с другими людьми
Блок № 3 ШКАЛА САМООЦЕНКИ
Блок № 4 ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
Диагностика психического развития детей 3-4 лет.
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
Субтест 1. «Коробка форм» (восприятие)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена) фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры». (рис. 2),
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, справился ли ребенок с заданием и как он действует — путем зрительного соотнесения или методом проб и ошибок, в разделе «Примечания» фиксируются высказывания ребенка во время выполнения задания, можно также попросить ребенка назвать и показать знакомые фигуры (например, квадрат, треугольник) и отметить, справился ли он с этим заданием.
Субтест 2.
«Матрешка 3-составная» (мышление)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
Критерии оценки
- Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
- Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе фиксируется, как ребенок справился с заданием, в разделе «Примечания» — смог ли он поставить матрешек по росту.
Субтест 3. «Разрезные картинки 2—3-составные»
(мышление, восприятие) (Приложение 1)
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.
Критерии оценки
- Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
- Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
- Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, смог ли ребенок узнать изображение и сколько проб он сделал, в разделе «Примечания» фиксируется, какой рукой работает ребенок.
Субтест 4. «Цветные кубики» (восприятие)
Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.
Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
1) Психолог берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
- Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
- Психолог поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.
Критерии оценки
- Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
- Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
- Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколе следует отметить, как ребенок выполняет каждое из трех заданий, названий каких цветов он не знает.
Субтест 5. «Парные картинки»
(внимание, общая осведомленность) (Приложения 2.1; 2.2)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки
- Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
- Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
- Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, какие предметы названы неправильно, каким словом заменены правильные названия.
Субтест 6. «Угадай, чего не стало?» (память)
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Перед ребенком размешают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а психолог убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
- Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
- Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не
понял инструкции — 0 баллов.
В Протоколе записывается, сколько игрушек запомнил ребенок.
Оценка результатов
Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.
Источник
М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 20 с
Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.
Логинова Г.П.
Полнотексты методик доступны на сайте “Практический психолог” (practic.childpsy.ru) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ
Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 – 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю “почемучками”. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения – познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.
Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 – 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 – 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.
Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.
В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления – наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 – 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.
Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.
Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 – 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально – психологического норматива диагностики психического развития:
- внеситуативно – познавательное общение;
- появление сюжетно- ролевой игры;
- наглядно-образное мышление;
- «планирующее» воображение;
- речевая опосредованность восприятия и мышления.
Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.
Скачать полнотекст методики (для пользователей, включенных в Базу психологов).
Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.
Источник