Диагностика развития ребенка логопедической группы
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
————————————————————————————————————–
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”
Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник
Вероника Успенская
Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы
1. Состояние связной речи
1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда.
• «Курочка ряба», обр. К. Ушинского
• «Колобок», обр. К. Ушинского
• «Репка», обр. К. Ушинского
1.2. Пересказ текста из нескольких предложений.
• «Котенок». У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Оценивается в баллах:
0 баллов – составлен самостоятельно; полностью передано содержание; соблюдена связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употреблены разнообразные языковые средства.
1 балл – составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящие вопросы); полностью передано содержание; отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений.
2 балла – используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия.
3 балла – составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушена последовательность; бедность и однообразие языковых средств.
2. Описательный рассказ
•Описать игрушку: Что это? Какая? Как с ней можно играть?
Оценивается в баллах:
0 баллов – игрушка описана самостоятельно, последовательно; полностью и точно.
1 балл – игрушка описана самостоятельно или с небольшой помощью; в целом – правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения.
2 балла – игрушка описана по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения.
3 балла – игрушка описана с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
3.4. Прочесть наизусть небольшое стихотворение.
Оценивается в баллах:
0 баллов – прочитано самостоятельно, правильно, выразительно.
1 балл – прочитано при минимальной помощи взрослого.
2 балла – договаривает за взрослым стихотворные строки.
3 балла – не может рассказать стихотворение.
Речевой лист
Общие сведения:
1. Фамилия, имя, отчество ребенка ___
2. Дата рождения___возраст при поступлении: ___
3.Домашний адрес:___телефон: ___
4. Речевое окружение: ___
5.Сведения о родителях:
мать: ___отец: ___
6. Решение ГПМПК от ___ № протокола ___ принят в логопедическую группу (профиль) ___ на срок ___дата поступления:___
7.Заключение ГПМПК: ___
Анамнез:
1.Наличие заболеваний у родителей до рождения ребенка:
речевых ___ нервно-психических ___ хронических___
2. Беременность по счету ___
3. Характер протекания беременности ___
4. Протекание родов ___
5. Когда закричал ребенок и как ___
6. Наблюдалась ли асфиксия, гипоксия ___
7. Резус-фактор и совместимость ___
8. Вес и рост при рождении ___ оценка по Апгар ___
9. Когда принесли кормить ___ как взял грудь___ как сосал ___
10.Вскармливание: грудное ___ искусственное ___
11. Срок выписки из роддома ___
12.После выписки из родильного дома: особенности сна ___ особенности бодрствования ___
Физическое развитие:
Появление удержания головы ___ самостоятельное сидение ___
ползание ___ хождение ___
Появление первых зубов ___ количество зубов к году ___
Перенесенные заболевания:
1. До 1 года ___
2. После 1 года ___
3. Ушибы, травмы головы ___
4. Инфекционные заболевания ___
5. Судороги при высокой температуре ___
Речевое развитие:
1. Появление гуления ___ лепета ___ первых слов ___ фраз ___
2. Характер развития речи ___
3. С какого времени отмечено нарушение речи ___
4. Отношение членов семьи к речевому дефекту ___
5. Занимался ли ребенок с логопедом ___ результаты этих занятий ___
6. Лечение у других специалистов ___
___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка
(заключения разных специалистов из медицинской карты):
Педиатра: ___
Невролога: ___
Офтальмолога: ___
Хирурга: ___
Других специалистов: ___
Вывод:___
Состояние анатомического строения артикуляционного аппарата:
губы: ___
зубно-челюстная система: прикус – ___
строение челюсти: ___
зубы ___
язык ___
подъязычная уздечка ___
маленький язычок ___
небо ___
Вывод: ___
Логопедическое заключение при поступлении в речевую группу: ___
Дата: ___
Учитель-логопед: ___
Логопедическое заключение при выписке из речевой группы:
___
№протокола ПМПк ДОУ: ___
Рекомендации:
___
Куда выбыл ребенок: ___
Дата: ___
Учитель-логопед: ___
Протокол логопедического обследования ребенка 4 – 5 лет
Изучение неречевых психических функций
1. Общие данные.
___
2.Состояние слухового внимания:
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.Исследование зрительного восприятия:
3.1.Восприятие цвета: ___
___
3.2.Восприятие формы: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
4.1.Ориентировка в пространстве: ___
___
4.2.Ориентировка в схеме тела: ___
___
Оценка в баллах: ___
4.3.Складывание картинок из частей: ___
___
Оценка в баллах: ___
4.4. Складывание фигур из палочек по образцу,затем по памяти: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Исследование состояния моторной сферы.
1.Состояние общей моторики: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
2.Состояние ручной моторики:
2.1.Исследование статической координации движений: ___
___
2.2.Исследование динамической координации движений: ___
___
2.3.Навыки работы с карандашом: ___
___
2.4.Манипуляции с предметами: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3. Состояние моторики артикуляционного аппарата.
3.1.Исследование двигательной функции губ: ___
3.2.Исследование двигательной функции челюсти: ___
3.3.Исследование двигательной функции языка: ___
3.4.Исследование функции мягкого неба: ___
Оценка в баллах: ___
4.Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
5.Обследование мимической мускулатуры:
5.1.Исследование объема и качества движений мышц лба: ___
___Исследование объема и качества движений мышц глаз: ___
___
5.2.Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз: ___
___
5.3.Исследование объема и качества движений мышц щек: ___
___
5.4.Исследование символического праксиса: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Состояние языковых и речевых средств.
1. Обследование фонетической стороны речи.
Звук Произношение звука Характер нарушения произношения
Изолированно В слогах В словах В предложении Отсутствие звука Искажение звука Замена звука Смешение звуков
Ы
А
У
О
И
Э
С
С*
З
З*
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л*
Р
Р*
Б
Б*
П
П*
Д
Д*
Г
Г*
К
К*
Х
Х*
М
М*
Н
Н*
В
В*
Ф
Ф*
Т
Т*
АЙ
ЕЙ
ЬЯ
ЬЁ
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
2. Изучение состояния просодики.
2.1.Голос:
•По силе: ___
•По высоте: ___
•По тембру: ___
2.2.Темп речи: ___
2.3.Мелодико-интонационная окраска: ___
2.4.Ритм: ___
2.5.Паузация: ___
2.6.Дикция: ___
2.7.Дыхание: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3. Обследование слоговой структуры слова.
Вид слоговой структуры слова Отклонения в воспроизведении слогового состава слова Примеры произношения
Элизии Персеверации Антиципации Контаминации Итерации Литеральная парафазия
Односложные слова с закрытым слогом (3 класс)
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов (1 класс)
Двусложные слова с 1 закрытым слогом (4 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (5 класс)
Односложные слова со стечением согласных в начале слова (11 класс)
Односложные слова со стечением согласных в конце слова (12 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (13 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова
Двусложные слова из закрытых слогов (6 класс)
Трехсложные слова из 3 открытых слогов (2 класс)
Трехсложные слова с последним закрытым слогом (7 класс)
Трехсложные слова со стечением согласных (8 класс)
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (9 класс)
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (10 класс)
Четырехсложные слова со стечением согласных
Четырехсложные слова из открытых слогов (14 класс)
Многосложные слова из сходных звуков
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
4. Обследование фонематического слуха.
4.1. Повторение слоговс оппозиционными звуками: ___
___
4.2. Дифференциация оппозиционных звуков,не смешиваемых в произношении: ___
___
4.3. Дифференциация оппозиционных звуков,смешиваемых в произношении: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
5. Обследование состояния фонематического анализа и синтеза. ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Обследование импрессивной стороны речи.
1. Обследование понимания номинативной стороны речи.
1.1. Показать предмет, который назовет логопед: ___
___
1.2.Узнавание предметов по описанию: ___
___
1.3. Предъявление «конфликтных»картинок: ___
___
1.4. Понимание действий,изображенных на картинках: ___
___
1.5. Понимание слов,обозначающих признаки: ___
___
1.6.Понимание пространственных наречий: ___
___
Вывод: ___
2. Обследование понимания предложений.
2.1. Выполнение действий в одной просьбе,предъявленной на слух в предложениях различной сложности: ___
___
2.2.Исправить предложение: ___
___
2.3.Понимание сравнительных конструкций: ___
___
3. Обследование понимания грамматических форм.
3.1.Понимание логико-грамматических отношений: ___
___
3.2. Понимание отношений,выраженных предлогами: ___
___
3.3.Понимание падежных окончаний существительных: ___
___
3.4.Понимание форм единственного и множественного числа существительного: ___
___
3.5.Понимание рода прилагательных: ___
___
3.6.Понимание числа прилагательных: ___
___
3.7.Понимание единственного и множественного числа глаголов: ___
___
3.8.Понимание настоящего и прошедшего времени глаголов: ___
___
3.9.Понимание формы мужского и женского рода глаголов: ___
___
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
Состояние экспрессивной речи
1. Обследование словарного запаса.
1.1. Обследование слов,обозначающих предметы: ___
___
1.2. Обследование слов,обозначающих действия: ___
___
1.3. Обследование слов,обозначающих признаки предметов: ___
___
1.4.Обследование знаний временных отношений: ___
___
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
2. Обследование грамматического строя речи.
2.1.Составление предложений по сюжетной картинке: ___
___
2.2.Согласование прилагательных с существительными единственного числа: ___
___
2.3.Согласование прилагательных с существительными множественного числа: ___
___
2.4.Употребление числительных 2 и 5 с существительными: ___
___
2.5. Состояние словоизменения.
•Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа: ___
___
•Употребление существительных в косвенных падежах без предлога: ___
___
•Употребление предложно-падежных конструкций: ___
___
2.6. Состояние словообразования.
•Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ___
• Образование названий детенышей животных: ___
___
Вывод: ___
___Оценка в баллах: ___
3. Состояние связной речи.
3.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда: ___
___
3.2.Пересказ текста из нескольких предложений: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.3.Описательный рассказ: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.5.Прочесть наизусть небольшое стихотворение: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Дата заполнения: ___
Учитель-логопед: ___
Источник