Диагностика развития ребенка логопедической группы

В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.

Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.

Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.

Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.

————————————————————————————————————–

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет

Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста

Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).

Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.

Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.

Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.

Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста

В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики

Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”

Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет

Очень хороший материал.Спасибо огромное

спасибо

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:

1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).

2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.

Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.

По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).

Источник

Вероника Успенская
Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы

1. Состояние связной речи

1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда.

«Курочка ряба», обр. К. Ушинского

«Колобок», обр. К. Ушинского

«Репка», обр. К. Ушинского

1.2. Пересказ текста из нескольких предложений.

«Котенок». У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Оценивается в баллах:

0 баллов – составлен самостоятельно; полностью передано содержание; соблюдена связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употреблены разнообразные языковые средства.

1 балл – составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящие вопросы); полностью передано содержание; отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений.

2 балла – используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия.

3 балла – составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушена последовательность; бедность и однообразие языковых средств.

2. Описательный рассказ

•Описать игрушку: Что это? Какая? Как с ней можно играть?

Оценивается в баллах:

0 баллов – игрушка описана самостоятельно, последовательно; полностью и точно.

1 балл – игрушка описана самостоятельно или с небольшой помощью; в целом – правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения.

2 балла – игрушка описана по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения.

3 балла – игрушка описана с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

3.4. Прочесть наизусть небольшое стихотворение.

Оценивается в баллах:

0 баллов – прочитано самостоятельно, правильно, выразительно.

1 балл – прочитано при минимальной помощи взрослого.

2 балла – договаривает за взрослым стихотворные строки.

3 балла – не может рассказать стихотворение.

Речевой лист

Общие сведения:

1. Фамилия, имя, отчество ребенка ___

2. Дата рождения___возраст при поступлении: ___

3.Домашний адрес:___телефон: ___

4. Речевое окружение: ___

5.Сведения о родителях:

мать: ___отец: ___

6. Решение ГПМПК от ___ № протокола ___ принят в логопедическую группу (профиль) ___ на срок ___дата поступления:___

7.Заключение ГПМПК: ___

Анамнез:

1.Наличие заболеваний у родителей до рождения ребенка:

речевых ___ нервно-психических ___ хронических___

2. Беременность по счету ___

3. Характер протекания беременности ___

4. Протекание родов ___

5. Когда закричал ребенок и как ___

6. Наблюдалась ли асфиксия, гипоксия ___

7. Резус-фактор и совместимость ___

8. Вес и рост при рождении ___ оценка по Апгар ___

9. Когда принесли кормить ___ как взял грудь___ как сосал ___

10.Вскармливание: грудное ___ искусственное ___

11. Срок выписки из роддома ___

12.После выписки из родильного дома: особенности сна ___ особенности бодрствования ___

Физическое развитие:

Появление удержания головы ___ самостоятельное сидение ___

ползание ___ хождение ___

Появление первых зубов ___ количество зубов к году ___

Перенесенные заболевания:

1. До 1 года ___

2. После 1 года ___

3. Ушибы, травмы головы ___

4. Инфекционные заболевания ___

5. Судороги при высокой температуре ___

Речевое развитие:

1. Появление гуления ___ лепета ___ первых слов ___ фраз ___

2. Характер развития речи ___

3. С какого времени отмечено нарушение речи ___

4. Отношение членов семьи к речевому дефекту ___

5. Занимался ли ребенок с логопедом ___ результаты этих занятий ___

6. Лечение у других специалистов ___

___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка

(заключения разных специалистов из медицинской карты):

Педиатра: ___

Невролога: ___

Офтальмолога: ___

Хирурга: ___

Других специалистов: ___

Вывод:___

Состояние анатомического строения артикуляционного аппарата:

губы: ___

зубно-челюстная система: прикус – ___

строение челюсти: ___

зубы ___

язык ___

подъязычная уздечка ___

маленький язычок ___

небо ___

Вывод: ___

Логопедическое заключение при поступлении в речевую группу: ___

Дата: ___

Учитель-логопед: ___

Логопедическое заключение при выписке из речевой группы:

___

№протокола ПМПк ДОУ: ___

Рекомендации:

___

Куда выбыл ребенок: ___

Дата: ___

Учитель-логопед: ___

Протокол логопедического обследования ребенка 4 – 5 лет

Изучение неречевых психических функций

1. Общие данные.

___

2.Состояние слухового внимания:

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

3.Исследование зрительного восприятия:

3.1.Восприятие цвета: ___

___

3.2.Восприятие формы: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

4.1.Ориентировка в пространстве: ___

___

4.2.Ориентировка в схеме тела: ___

___

Оценка в баллах: ___

4.3.Складывание картинок из частей: ___

___

Оценка в баллах: ___

4.4. Складывание фигур из палочек по образцу,затем по памяти: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

Исследование состояния моторной сферы.

1.Состояние общей моторики: ___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

2.Состояние ручной моторики:

2.1.Исследование статической координации движений: ___

___

2.2.Исследование динамической координации движений: ___

___

2.3.Навыки работы с карандашом: ___

___

2.4.Манипуляции с предметами: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

3. Состояние моторики артикуляционного аппарата.

3.1.Исследование двигательной функции губ: ___

3.2.Исследование двигательной функции челюсти: ___

3.3.Исследование двигательной функции языка: ___

3.4.Исследование функции мягкого неба: ___

Оценка в баллах: ___

4.Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата: ___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

5.Обследование мимической мускулатуры:

5.1.Исследование объема и качества движений мышц лба: ___

___Исследование объема и качества движений мышц глаз: ___

___

5.2.Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз: ___

___

5.3.Исследование объема и качества движений мышц щек: ___

___

5.4.Исследование символического праксиса: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

Состояние языковых и речевых средств.

1. Обследование фонетической стороны речи.

Звук Произношение звука Характер нарушения произношения

Изолированно В слогах В словах В предложении Отсутствие звука Искажение звука Замена звука Смешение звуков

Ы

А

У

О

И

Э

С

С*

З

З*

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л*

Р

Р*

Б

Б*

П

П*

Д

Д*

Г

Г*

К

К*

Х

Х*

М

М*

Н

Н*

В

В*

Ф

Ф*

Т

Т*

АЙ

ЕЙ

ЬЯ

ЬЁ

Вывод: ___

___

Оценка в баллах: ___

2. Изучение состояния просодики.

2.1.Голос:

•По силе: ___

•По высоте: ___

•По тембру: ___

2.2.Темп речи: ___

2.3.Мелодико-интонационная окраска: ___

2.4.Ритм: ___

2.5.Паузация: ___

2.6.Дикция: ___

2.7.Дыхание: ___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

3. Обследование слоговой структуры слова.

Вид слоговой структуры слова Отклонения в воспроизведении слогового состава слова Примеры произношения

Элизии Персеверации Антиципации Контаминации Итерации Литеральная парафазия

Односложные слова с закрытым слогом (3 класс)

Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов (1 класс)

Двусложные слова с 1 закрытым слогом (4 класс)

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (5 класс)

Односложные слова со стечением согласных в начале слова (11 класс)

Односложные слова со стечением согласных в конце слова (12 класс)

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (13 класс)

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

Двусложные слова из закрытых слогов (6 класс)

Трехсложные слова из 3 открытых слогов (2 класс)

Трехсложные слова с последним закрытым слогом (7 класс)

Трехсложные слова со стечением согласных (8 класс)

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (9 класс)

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (10 класс)

Четырехсложные слова со стечением согласных

Четырехсложные слова из открытых слогов (14 класс)

Многосложные слова из сходных звуков

Вывод: ___

___

Оценка в баллах: ___

4. Обследование фонематического слуха.

4.1. Повторение слоговс оппозиционными звуками: ___

___

4.2. Дифференциация оппозиционных звуков,не смешиваемых в произношении: ___

___

4.3. Дифференциация оппозиционных звуков,смешиваемых в произношении: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

5. Обследование состояния фонематического анализа и синтеза. ___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

Обследование импрессивной стороны речи.

1. Обследование понимания номинативной стороны речи.

1.1. Показать предмет, который назовет логопед: ___

___

1.2.Узнавание предметов по описанию: ___

___

1.3. Предъявление «конфликтных»картинок: ___

___

1.4. Понимание действий,изображенных на картинках: ___

___

1.5. Понимание слов,обозначающих признаки: ___

___

1.6.Понимание пространственных наречий: ___

___

Вывод: ___

2. Обследование понимания предложений.

2.1. Выполнение действий в одной просьбе,предъявленной на слух в предложениях различной сложности: ___

___

2.2.Исправить предложение: ___

___

2.3.Понимание сравнительных конструкций: ___

___

3. Обследование понимания грамматических форм.

3.1.Понимание логико-грамматических отношений: ___

___

3.2. Понимание отношений,выраженных предлогами: ___

___

3.3.Понимание падежных окончаний существительных: ___

___

3.4.Понимание форм единственного и множественного числа существительного: ___

___

3.5.Понимание рода прилагательных: ___

___

3.6.Понимание числа прилагательных: ___

___

3.7.Понимание единственного и множественного числа глаголов: ___

___

3.8.Понимание настоящего и прошедшего времени глаголов: ___

___

3.9.Понимание формы мужского и женского рода глаголов: ___

___

Вывод: ___

___

Оценка в баллах: ___

Состояние экспрессивной речи

1. Обследование словарного запаса.

1.1. Обследование слов,обозначающих предметы: ___

___

1.2. Обследование слов,обозначающих действия: ___

___

1.3. Обследование слов,обозначающих признаки предметов: ___

___

1.4.Обследование знаний временных отношений: ___

___

Вывод: ___

___

Оценка в баллах: ___

2. Обследование грамматического строя речи.

2.1.Составление предложений по сюжетной картинке: ___

___

2.2.Согласование прилагательных с существительными единственного числа: ___

___

2.3.Согласование прилагательных с существительными множественного числа: ___

___

2.4.Употребление числительных 2 и 5 с существительными: ___

___

2.5. Состояние словоизменения.

•Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа: ___

___

•Употребление существительных в косвенных падежах без предлога: ___

___

•Употребление предложно-падежных конструкций: ___

___

2.6. Состояние словообразования.

•Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ___

• Образование названий детенышей животных: ___

___

Вывод: ___

___Оценка в баллах: ___

3. Состояние связной речи.

3.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда: ___

___

3.2.Пересказ текста из нескольких предложений: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

3.3.Описательный рассказ: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

3.5.Прочесть наизусть небольшое стихотворение: ___

___

Вывод: ___Оценка в баллах: ___

Дата заполнения: ___

Учитель-логопед: ___

Источник