Диагностика развития ребенка детском саду
Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника
Диагностика развития дошкольника.
В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.
Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Виды диагностики:
психологическая – психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;
педагогическая – освоение ребёнком образовательной программы;
Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.
Принципы организации диагностической работы:
1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.
2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.
3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.
4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.
Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.
Виды диагностики
В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:
1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.
2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.
3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.
Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.
Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.
Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.
Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе – в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.
Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.
Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: – начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; – конец года (апрель, май) – отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.
Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.
После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.
Источник
Материал содержит готовые матрицы (таблицы) с критериями по каждой группе. Разработано с учётом ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовительная к школе группа
Имя, фамилия ребёнка: ____________________________________________________________________
Результаты развития игровой деятельности | |||||||||
Дети проявляют интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности | Способны согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру | Разнообразно проявляют свою активность в сюжетных играх: дети-сочинители, исполнители, артисты, режиссёры, практики | Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а так же к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи | В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |||||||||
Поведение ребенка положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их. | Имеет представления о нравственных качествах людей, оценивает поступки с позиции известных правил и норм. | Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках | Имеет близких друзей (друга), с удовольствием общается, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями | Имеет представления о школе, стремится к своему будущему положению школьника | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком | Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании | Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его | Самостоятелен и ответственен в самообслуживании, охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата. Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду, и в семье | Имеет представление о безопасном поведении, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе. | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||||||||||||
Отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями | Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами | Проявляет интерес к предметам окружающего мира символам, знакам, моделям пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных – сходство | Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени. | Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны | ||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||
Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее | Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира | Знает название своей станицы, края и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности края и страны. | Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны | |||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||
Образовательная область «Речевое развитие» | |||||||||
Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность. Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни | Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет звуковым анализом слов | Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. | В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника | Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр. Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах. | |||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||||||||||
Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу. Имеет творческие увлечения | Проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства | Экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочие место, проявляет аккуратность и организованность | Адекватно оценивает собственные работы; в процессе выполнения коллективных работ охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми | Проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения | Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества | Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее. Творчески активен и самостоятелен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов. | Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов | Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках; активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Образовательная область «Физическое развитие» | ||||||||||||||||||||
Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет физические упражнения | В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость | Проявляет интерес к упражнениям, настойчивость в достижении результата, потребность в двигательной активности | Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом | Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа, стремится к неповторимости в своих движениях | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Имеет начальные представления о некоторых видах спорта | Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его | Владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены, может определять состояние своего здоровья | Может оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому) | Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта | ||||||||||||||||
Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | Сент. | Май | |||||||||||
Основные направления индивидуальной работы педагога с ребёнком: Сентябрь:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Май:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогическая диагностика детей
подготовительной к школе группы
2014-2015 учебный год
Воспитатели: Скоромец Р.А.
Костина Л.А.
Извлечение из ФГОС ДО:
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Данные таблицы проведения педагогической диагностики разработаны с учётом ФГОС ДО и индивидуального подхода к воспитанникам. Педагогу, проводящему диагностику, при оценке умений, интересов, предпочтений, склонностей, личностных и поведенческих особенностей ребёнка необходимо использовать метод наблюдения, свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются: анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации, приведённые в научно-методическом пособии «Мониторинг в детском саду» (А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011).
Диагностика проводится 2 раза в год. Педагогам предлагается использовать буквенное обозначение уровней: низкий (Н), средний (С), высокий (В). В зависимости от результатов в сентябре, строить работу с ребёнком на учебный год.
Разработала:
старший воспитатель МБДОУ детского сада № 4
муниципального образования Каневской район Белицкая А.А.
Сводная таблица результатов педагогической диагностики
подготовительной к школе группы
Имя, фамилия ребёнка | Результаты развития игровой деятельности | ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ОО «Познавательное развитие» | ОО «Речевое развитие» | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | ОО «Физическое развитие» | ||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | |
Итог: |
Источник
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Средняя группа №_________________________ Дата обследования_____________________________
Воспитатели__________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ ребенка Дата рождения | «Помоги рыбкам найти маму» | «Домики» | «Накорми домашних животных» | «Найди игрушки» | «Какой предмет лишний» | Примечания |
Педагог-психолог ____________________________________ Ю.А. Жарикова
Результаты диагностики психоэмоционального развития (начало года)
Средняя группа
- Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»
Инструкция: помоги каждой маме-рыбке найти ее ребенка и соедини их линией, помни, что мама и ребенок должны быть похожими друг на друга.
- Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;
- Средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;
- Низкий уровень – задание выполнено неправильно.
- Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»
Инструкция: Посмотри на домики – у 1-го нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (инструкция повторяется 3 раза, после чего дети приступают к выполнению).
- Высокий уровень – зад