Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты thumbnail

Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: выявление самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».

Критерии оценки

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.

Критерии оценки

  • Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
  • Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
  • Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.

Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.

Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»

Критерии оценки

  • Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
  • Ребенок не понимает задания — 0 баллов.

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.

Критерии оценки

  • Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
  • Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.

Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
  • Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.

Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»

Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит.  Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует.  После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.

Критерии оценки

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но после помощи взрослого переходит к самостоятельному выполнению — 1 балл.
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь взрослого — 0 баллов.

Цели: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно, это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2 балла.
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цели: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 – 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 – 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 – 0 баллов

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения. Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ» (Возможный вариант – пусть ребенок на экране компьютера покажет последовательность картинок).

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
  • Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета.

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на 4 части, как показано на рисунке. Ребенку предлагают разрезанное изображение предмета. Карточки раскладываются хаотически. Ребенка просят собрать картинку после того, как он узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям изображенный предмет и собирает картинку самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезанных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?»

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень — 16—20 баллов.
Средний уровень — 10—15 баллов.
Низкий уровень — 0—9 баллов.

Перейти к Списку Тестов

Источник

Когда возраст ребёнка приближается к 6-7 годам, многие родители начинают задумываться о том, насколько хорошо их ребёнок будет учиться в школе. Чтобы ответить себе на этот вопрос, можно провести с ребёнком несложную диагностику развития его мышления. 

Это профессиональные, проверенные временем методики, которые используют специалисты, проверяя готовность и развитие дошкольника. Чтобы картина была полной, желательно выполнить все задания и подсчитать общее количество баллов, набранных ребенком.

Выполняйте с ребенком задания, стараясь максимально следовать инструкции. Не торопите малыша и не подсказывайте!

Подсчёт баллов можно выполнить при прохождении всех заданий.

Задание 1

Раскрашивание фигур (методика Н.Я. Чутко)

Перед ребенком лежит шесть цветных карандашей и нарисованные на листе треугольники.

Задание:
Разделить фигуры на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом.

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Оценка задания:

  • 3 балла — классификация выполнена – выделены три группы;
  • 2 балла — допущена одна ошибка;
  • 1 балл — допущены две ошибки;
  • 0 баллов — допущены три ошибки.

Задание 2

Выявляет умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Задания:

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

1. Возьми красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом.

Оценка задания:

  • 3 балла – все пункты задания выполнены верно;
  • 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
  • 1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
  • 0 баллов –несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Выявляет умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Задания:

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Чего больше на рисунке: кругов или треугольников?
Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг.
Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник.

Оценка задания:

  • 0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);
  • 3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 4

Выявляет знание ребенком геометрических фигур и умение считать.

Перед ребенком кладутся семь разных предметов.

Задания:

1) нарисуй на листе столько же кругов, сколько предметов лежит перед тобой;

2) нарисуй квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведи линией шесть квадратов;

5) закрась пятый круг.

Оценка задания:

  • 3 балла: 5 заданий выполнены верно;
  • 2 балла: 3–4 задания выполнены верно;
  • 1 балл: 1–2 задания выполнены верно;
  • 0 баллов: ни одно задание не выполнено.

как проверить готовность ребёнка к школе в 1 класс

Задание 5

Рисование бус (методика И.И. Аргинской)

Выявляет количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

1) Задание повторяется два раза:

На листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинай рисовать.

Оценка задания:

  • 3 балла: задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;
  • 2 балла: учтены три условия;
  • 1 балл: учтены два условия;
  • 0 баллов: учтено одно условие.

2) Задание повторяется два раза:

Сейчас я еще раз повторю, какие нужно было нарисовать бусы. Проверь свой рисунок – всё ли сделано правильно. Если заметишь ошибку, то сделай ниже правильный рисунок

Оценка задания:

  • 3 балла: задание сразу выполняет правильно или при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
  • 2 балла: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
  • 1 балл: при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет или при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
  • 0 баллов: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

Задание 6

Проверяет состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Задания

1) Назвать каждую картинку.

2) Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней.

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Оценка  задания:

  • 3 балла – правильное выполнение задания;
  • 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
  • 1 балл – наличие ошибок на дифференциацию звуков [с]-[з];
  • 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 7

Продолжи рисовать узор по клеточкам

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Диагностика развития ребенка 6 лет тесты

Время выполнения задания не более 15 минут.

Анализ результатов:

  • 4 балла-безошибочное воспроизведение узора;
  • 3 балла — 1-2 ошибки;
  • 2 балла- 3 ошибки;
  • 1 балл- больше трёх ошибок.

Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов.

Итоговый результат:

20-25 баллов – высокий уровень развития;
15-19 баллов – средний уровень развития;
10-14 баллов — низкий уровень развития;
0-9 баллов — очень низкий уровень развития.

Надеюсь, выполнив диагностику развития своего ребенка, вы были обрадованы результатами. Но, в любом случае, нужно сделать определенные выводы и направить свои силы на развитие своего малыша. Играйте с ребёнком в несложные, но необходимые для развития внимания, памяти и мышления, игры. Ведь он только начинает свой долгий путь по дороге знаний. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Рекомендую также посмотреть статьи:

Скоро в школу

Учебная готовность ребёнка к школе

Диагностика развития мелкой моторики руки

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Источник

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об  окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
  4. Какой сегодня день недели?
  5. Какой день недели был вчера?
  6. Какой день недели будет завтра?
  7. Назови своих любимых сказочных героев.
  8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
  9. Какие города ты знаешь?
  10. Какие деревья растут в лесу?
  11. Какие животные дают нам молоко?
  12. .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
  13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или

зимой?

  1. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 14.

Блок 1

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:

А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).

Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).

В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).

Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).

Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.

Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.

Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).

ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:

Корова — бык, курица — ?             Утка — утёнок, лошадь — ?

 Птица — гнездо, пчела — ?                 Гвоздь — молоток, шуруп — ?

Длинный — короткий, широкий — ?

ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:

Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.

Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.

Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:

письменный стол — обеденный стол;

деревянный стол — стеклянный стол;

пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)

ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 7. Закончи предложения.

Курам нужен курятник, а муравьям — …

На гармони играет гармонист, а на балалайке — …

Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …

Двор убирает дворник, а часы чинит — …

Белка живёт в дупле, а пчёлы — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 8. Ответь на вопросы.

Какие носки мы называем шерстяными?

Какую шишку мы называем еловой?

Какое платье мы называем бальным?

Какую одежду мы называем домашней?

 Какой суп мы называем вермишелевым?

 Какой сок мы называем томатным?

Какой торт мы называем ореховым?

Какое дупло мы называем беличьим?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Блок II

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.

Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 10 Растолкуй значение слов:

печник, коровник, виноградник, воротник;

 соусница, учительница, больница;

водитель, зритель, победитель, выключатель.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.

Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.

Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).

ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?

Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )

Б. Из каких цветов сплетены эти венки?

Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

3 а да н и е 13. Назови иначе.

Образец: Хвост лисы — лисий хвост.

Голова барсука — …

Уши зайца — …

Шерсть овцы — …

Голова осла — …

Хвост белки — …

Грива льва — …

Уши телёнка — …

Лапы индюка — …

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.

      Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака – из-под стола (лист 6-13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.

Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.

А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.

Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.

Сахар — сахарница, масло — …

 Очки — очечник, мыло — …

Трактор — тракторист, экскаватор — …

 Гитара — гитарист, скрипка — …

Летать — лётчик, учить — …

Носить — носильщик, строить — …

Тигр — тигрица, заяц — …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.

Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.

Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.

Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу

Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.

Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.

ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 18. Закончи предложения.

Лена ходила в лес, чтобы …

Автобус сломался, поэтому…

Ребята ходили в цирк, который …

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Блок III

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 19.

А. Повтори слова и словосочетания:

слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.

Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20. Повтори слоги:

па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.

Задание 21.

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.

Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.

Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

Паша принёс книгу в воскресенье?

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.

Лена была вчера в школе? (Да, была.)

Папа принес эти цветы? (Да, папа.)

Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)

Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Блок IV

Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.

Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы

Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.

Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.

Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.

Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.

Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.

Вопросы:

  1. Что охотники используют при ловле обезьян?
  2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
  3. Какой кувшин используют при ловле обезьян?
  4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?

ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.

Картинки (даны вперемешку):

  1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
  2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
  3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
  4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
  5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.

ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.

Максимальное количество баллов — 2.

Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:

а)        рассказ соответствует предложенному сюжету;

б)        в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;

в)        тема раскрыта полностью;

г)        ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.

1 балл:

а)        рассказ частично соответствует предложенному сюжету;

б)        логическая последовательность событий не нарушена;

в)        в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);

г)        ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.

О баллов:

а) рассказ не соответствует предложенному сюжету

б)        нарушена логическая последовательность событий;

в)        ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.

Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.

Сиротка

Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.

Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.

Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.

ОЦЕНКА:

2 балла:

а)        пересказ соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;

в)        при пересказе используется вариативность речи.

1 балл:

а)        пересказ частично соответствует оригиналу;

б)        пересказ содержит только основную информацию;

в)        используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.

О баллов:

а)        пересказ не соответствует оригиналу;

б)        нарушена смысловая организация текста;

в)        значительные трудности в языковом оформлении текста.

Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.

Источник