Диагностика развития предметной деятельности ребенка

Диагностика развития предметной деятельности ребенка thumbnail

(третий год жизни)

Шкалы оценки параметров предметной деятельности

На третьем году жизни ребенка

Параметры предметной деятельности Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы

Виды действий с предметами

Ориентировочно-

исследовательские

и манипулятивные

действия

Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы 0
Используются редко: ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1-2 однообразные манипуляции 1
Используются часто: ребенок рассматривает игрушки, разнообразит способы манипуляций 2

Предметные, культурно-фиксированные действия

Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением 0
Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически, предпочитает манипулировать с предметами 1
Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами (например, собирает и разбирает пирамидку, одевает и раздевает куклу, готовит для нее еду, катает на машине и др.) 2

Познавательная активность

Интерес к предметам и действиям с ними

Отсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними 0
Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро насыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности 1
Средний: ребенок рассматривает игрушки, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам 2
Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается 3

Настойчивость в деятельности (фиксируется только в ситуации «Незнакомый предмет»)

Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачи 0
Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2-3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность 1
Хорошо выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, в случае неудачи, обращается за помощью 2

Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами

Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает игрушки, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола -1
Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная 0
Преобладание амбивалентных эмоций: ребенок радуется при виде игрушек, но действует с ними с опаской или робко 1
Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует 2

Включенность предметной деятельности в общение со взрослым

Стремление действовать по образцу

Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого 0
Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец 1
Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит 2
Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку игрушку; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе 3

Ориентация на оценку взрослого

Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью 0
Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем тепе, эмоции выражены слабо; поощрения некоторых действий вызывают неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки его исправить 1
Хорошая выраженность: ребенок обращается ко взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность 2

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 324;

Источник

Раннее детство (Ребенок от 1 до 3 лет) – Приобретения раннего возраста

Психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни, порой сложны, разнообразны; он может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может даже переносить действие с одного предмета на другой (научился катать шарик — начинает катать все круглое).

Но приглядитесь: во всех манипуляциях младенца есть одна общая черта — дети используют лишь внешние свойства предметов. Ложкой ребенок действует так же, как палочкой, карандашом или совочком. И вот именно открытие назначения предметов как раз и возвышает предметную деятельность над простым манипулированием.

Когда малыш усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает, так сказать, как надо «вести себя в обществе».

Психологи считают особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые соотносящие и орудийные действия. Нам не мешает составить о них представление — это поможет правильному подбору игр и занятий с малышом.

Еще в младенчестве ребенок манипулировал с двумя предметами —складывал их, пытался нанизать друг на друга, накрыть один другим. Но при этом малыш не учитывал свойств этих предметов: он не подбирал их по величине, по форме, не располагал их в каком-либо порядке, — словом, не соотносил их между собой. Когда же он начинает осваивать соотносящие действия, то, как явствует из самого термина, ему надо привести два предмета (или несколько предметов, или несколько частей одного предмета) в определенные пространственные взаимоотношения.

Что касается употребления орудий, то ребенок знакомится, конечно, с самыми простыми из них (или специально для него приспособленными) — ложкой, чашкой, совочком, лопаткой, карандашом… Но хоть и просты эти вещи, это все-таки именно орудия. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства.

И лишь постепенно малыш начинает улавливать связь между тем, чем он действует (ложкой), и тем, на что действие направлено (пищей). Но, как знает каждая мать, успеха он будет добиваться сначала от случая к случаю, и пройдет не так уж мало времени, пока рука не приспособится в достаточной степени к свойствам ложки — возникнет орудийное действие.

Такие действия в раннем возрасте остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться. Но важнее другое — ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Это происходит и тогда, когда он учится копать совочком или лопаткой песок, черкать карандашом по бумаге. Вот почему так полезны игрушки-орудия, которые вы постараетесь дать малышу,—деревянный молоточек, с помощью которого в сырой песок можно забивать колышки, деревянные винты и отвертку. Вы будете поощрять такие игры-занятия, в которых ребенок ставится перед задачей использовать подходящие предметы в качестве простейших орудий («подручные средства») для того, чтобы добиться желаемого: достать далекий предмет палкой, выловить черпачком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на середине стола, так что их не достать рукой.

Читайте также:  Период развития ребенка стабильный или кризисный

Помните, что действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста

При проведении обследования дошкольников следует соблю­дать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния:

– создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;

– предъявление заданий с наиболее легкого варианта для со­здания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей рабо­ты с экспериментатором;

чередование словесных и наглядных методик для преду­преждения утомления;

– игровой характер заданий;

– учет уровня развития познавательной деятельности.

Психологическое обследование начинается с беседы с ребен­ком, которая направлена на установление эмоционального кон­такта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и пред­ставлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, инте­ресы, любимые игры и занятия.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных дей­ствий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирова­ния и рисования.

Важной задачей обследования детей 4 —5-го года жизни явля­ется изучение уровня развития их ориентировочно-познаватель­ной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное дей­ствие становится основной структурной единицей познания.

В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориенти­ровочно-познавательных действий:

– хаотические действия;

– перебор вариантов;

– целенаправленные пробы;

– практическое примеривание;

– зрительная ориентировка.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4—5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развива­ется сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам дея­тельности (рисование, конструирование и др.).

При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учиты­вать следующие психологические новообразования: сюжетно-ро­левая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического примеривания, а в неко­торых случаях — методом зрительной ориентировки.

Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целена­правленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.

Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. уме­ние ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новы­ми взрослыми).

Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:

– принятие задания;

– понимание условий задания;

– способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зритель­ная ориентировка);

– обучаемость в процессе обследования;

– отношение к результату деятельности.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, про­водимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и уме­ний. (Методики по изучению познавательной деятельности до­школьников широко описаны в специальной литературе.) Ана­лиз выполнения заданий позволяет оценить характер деятельно­сти ребенка: понимает ли он практическую ситуацию как про­блемную, анализирует ли условия, может ли самостоятельно найти и использовать вспомогательные предметы для достижения цели.

Такой подход к оценке действия ребенка позволяет определить не только «актуальный» уровень развития, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития. Это, в свою очередь, дает возмож­ность составить индивидуальную программу коррекционного обу­чения для каждого ребенка.

Для обследования мотивационной готовности ребенка к обу­чению в школе используются различные методы: наблюдение во время различных видов детской деятельности, беседа.

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности.

Важным условием психологической готовности к школе явля­ется также владение некоторыми элементарными учебными на­выками — звуковым анализом слова, чтением, вычислительными навыками. Важна также готовность руки к письму, определенный объем знаний и представлений об окружающем мире.

Обязательным компонентом психолого-педагогического изуче­ния ребенка дошкольного возраста является обследование состо­яния речи.

Логопедическое обследование осуществляется общеприняты­ми в логопедической практике методами и включает в себя изуче­ние основных компонентов, составляющих речевую систему.

Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра — ведущая деятельность, так как согласно исследованиям А. Н.Леонтьева:

внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, например учения;

– в ней перестраиваются частные психические процессы;

– от нее зависят основные изменения личности в данный пе­риод.

В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер. Характерными показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недоста­точность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровожда­ющей изменение характера игры. Несформированность игровой деятельности влечет за собой ряд особенностей психического развития.

У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета При манипуляции ребенок не проводит собственно игровых действий. Он рассматривает игрушку, поворачивает ее, постуки­вает, перекладывает с места на место, но все эти действия не характерны для данной игрушки или заменяющего ее предмета (например, «пересыпает» кубики, постукивает одной матрешкой о другую и т.д.).

В процессуальной игре совершенствуются игровые действия, не направленные на конечный результат. При этом действие до­ставляет ребенку удовлетворение и может повторяться многократ­но (катание машины, нагромождение кубиков без цели что-либо построить и т.д.).

Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной боль­шей осмысленностью и целенаправленностью. Исчезает стерео­типность действий, появляется конечный результат. Изучение иг­ровой деятельности проводится методом наблюдения. Его можно провести в реальной обстановке детского сада и непосредственно в кабинете психолога. При наблюдении спонтанной игры оцени­ваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры. В ситуации обследования в кабинете ребенку предоставляется возможность выбрать игрушки и действовать с ними. Наблюдение начинается с момента, когда ребенок подхо­дит к игрушкам. Фиксируется наличие у него эмоциональной ре­акции на игрушки, интерес к ним, желание поиграть и целена­правленность действий.

Читайте также:  Влияние внешних факторов на развитие личности ребенка

Оцениваются:

– проявление интереса к игрушкам (эмоциональные реакции и высказывания, просьбы);

– выбор игрушек (отбор тематический, с целью организовать какую-то игру или случайный, с целью взять игрушек побольше, безотносительно к их назначению);

– адекватность использования игрушек, т.е. соответствие ис­пользования предмета его назначению (неадекватное использова­ние: ребенок рвет, ломает, облизывает, сосет, пытается взять предмет в рот; нелепые действия с предметами, не диктуемые их качеством или логикой игры);

– возможность организации и уровень самостоятельности игры (манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета);

– характер игры (однообразная, творческая);

– поведение во время игровой деятельности (эмоциональные реакции, речевое сопровождение, возможность переключения на другие игры, реакция на участие взрослого).

Отсутствие игры в ситуации обследования не является показа­телем отклонений в развитии, так как эта ситуация для ребенка необычна. Показательны отношение к игрушкам, характер уровня игры. Если у ребенка отсутствует интерес к игрушкам или он пользуется ими неадекватно, не способен сам организовать игру,а при помощи взрослого только повторяет действия, можно ду­мать о снижении умственного развития. Отсутствие возможности развернуть сюжетную игру у детей старше 4 лет говорит об откло­нении в развитии, а игра на уровне манипуляции в том же возра­сте свидетельствует о глубоком отставании в развитии. Наличие этих особенностей при учете других показателей может указывать на снижение интеллекта.

Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного воз­раста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологиче­ские особенности. В приложении 4 приведен пример оформления документов по результатам обследования ребенка дошкольного возраста.



Источник

Диагностика уровня сформированности предметной деятельности детей раннего возраста

Для исследования воспитания детей раннего возраста в предметной деятельности на базе ДОУ «Солнышко» села Казанское был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие дети младшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности предметной деятельности детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группах.

2 этап – формирующий.

На этом этапе проводились занятия, направленные на формирование навыков предметной деятельности детей раннего возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности предметной деятельности детей раннего возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности предметной деятельности использовались следующие критерии:

1. Виды действий с предметами.

Показателями данного критерия выступают:

  • – ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия;
  • – культурно-фиксированные действия.

Эти показатели отражают уровень овладения ребенком предметной деятельностью, наличие у него представлений о назначении окружающих предметов и умения ими пользоваться.

2. Познавательная активность.

Показателями данного критерия являются:

  • – эмоциональная вовлеченность в деятельность. Этот показатель отражает степень интереса ребенка к предметам, действиям с ними, к задаче, предложенной взрослым. Он характеризует мотивационно-потребностную сторону деятельности;
  • – настойчивость в деятельности. Данный показатель характеризует желание и способность ребенка преодолеть трудности, возникшие при выполнении предметного действия, найти необходимый способ решения предметной задачи, в том числе с помощью взрослого;
  • – стремление к самостоятельности в деятельности. Этот показатель отражает особое отношение ребенка к самостоятельному действию, выявляет его желание быть независимым от взрослого.
  • 3. Включенность в общение с взрослым.

Показатели данного критерия:

  • – стремление воспроизводить образец действия. Данный показатель отражает меру освоения ребенком предметной деятельности с точки зрения достижения правильного результата, образец которого задает взрослый,
  • – ориентация на оценку взрослого. Этот показатель свидетельствует о важности для ребенка оценки его действий взрослым и о способности использовать эту оценку для достижения результата;
  • – речевое сопровождение деятельности. Данный показатель показывает умение ребенка с помощью вербальных средств получить одобрение, помощь взрослого, разделить с ним впечатление от совместной деятельности.
  • 4. Целенаправленность в предметной деятельности.

Этот параметр отражает способность ребенка самостоятельно удерживать цель деятельности и его стремление к получению правильного результата предметной деятельности. Он характеризует уровень развития предметной деятельности ребенка в конце раннего возраста.

На основе выделенных параметров, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности навыков предметной деятельности: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень развития предметной деятельности: показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы.

Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 года эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет – не ниже, чем 2 балла.

Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 года достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития предметной деятельности, характерны развернутые речевые высказывания.

Уровень развития предметной деятельности оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.

Низкий уровень развития предметной деятельности отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0 баллов».

Читайте также:  Специфика социальной ситуации развития ребенка подросткового возраста

Ребенок с низким уровнем предметной деятельности проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.

Высокий уровень развития предметной деятельности характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень предметной деятельности указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.

Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности.

Опишем диагностические ситуации.

Ситуация 1. «Знакомые предметы».

Цель: выявление уровня развития операциональной стороны предметной деятельности.

Организация предметной среды. На столик выкладывают три разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды. В случае необходимости набор предметов можно менять, помня, однако, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.

Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает. «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша: «Правильно, молодец!»

Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой соответствует выраженности регистрируемого параметра.

Ситуация 2. «Незнакомый предмет».

Цель – выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Организация предметной среды. На столик выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка. Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.

Процедура проведения диагностической пробы Взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2-3 минут взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.

В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие параметры предметной деятельности.

Ситуация 3. «Действия по образцу»

(проводится только с детьми 2,5-3 лет)

Цепь: выявление целенаправленности и самостоятельности ребенка в предметной деятельности.

Организация предметной среды и рекомендуемый набор предметов:

пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов. Можно также использовать деревянную пирамидку в форме собачки (солдатика, матрешки, башни и пр.);

пластмассовый конструктор с жестким креплением для постройки домика (типа «Лего»).

Процедура проведения диагностики:

Проба 1. «Грузовичок», «Пирамидка».

Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор»

Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться». Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько, ребенок стремится воплотить замысел.

В каждой пробе взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу». Протоколы регистрации параметров предметной деятельности у детей раннего возраста и шкалы оценки параметров на третьем году жизни приведены в приложении 2.

Данные констатирующего этапа эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня сформированности предметной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

Группа

Виды действий с предметами

Познавательная активность

Включенность в общение с взрослым

Целенаправ-ленность в предметной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

5

14

1

4

15

1

4

14

2

3

16

1

Контрольная группа

1

16

3

13

7

1

14

5

2

15

3

В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 30% всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности предметной деятельности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента, 57 % испытуемых показали средний уровень и лишь 13% детей имеют высокий уровень сформированности предметной деятельности.

Качественный анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень сформированности предметной деятельности и нуждается в коррекции. Следовательно, результаты констатирующего этапа исследования требуют проведения формирующего этапа эксперимента в соответствии с предложенной гипотезой.

Источник