Диагностика развития познавательных процессов ребенка дошкольного возраста
Диагностика и развитие познавательных процессов
у дошкольников
Кузнецова Ю.А.
воспитатель
Оглавление
Диагностика и развитие познавательных процессов у дошкольников
1.Введение…………………………………………………………………………………………………2
2. Ощущение…………………..……………………………………………………………..2
3.Восприятие………………………………………………………………………………………………….3
4.Мышление.….…………………………………………………………………………………….5
5.Память……………………………………………………………………………………………………….6
6.Внимание….…………………………………………………………………………………………..8
7.Воображение……………………………………………………………………………..10
8.Речь…………………………………………………………………………………11
9.Заключение………………………………………………………………………..13
Введение.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать ощущения, восприятие, память, речь, воображение, внимание, мышление, для будущей учебной деятельности.
Ощущения
Упражнение №1 «Парные предметы»
Цель: развития тактильных ощущений.
Возраст с 4 лет
Ход упражнения: Взрослый показывает ребёнку пару предметов, отличающиеся друг от друга. Например: толстый и тонкий фломастеры, короткий и длинный карандаши, узкую и широкую линейки и т. п. Затем кладёт их в непрозрачный мешочек. Ребёнку нужно на ощупь найти парные предметы и определить чем они отличаются друг от друга.
Упражнение №2 «Погремушки».
Цель: Диагностика и развитие слуховых ощущений.
Возраст с 3 лет
Оборудование: Пустые коробки, различная крупа, горох, камешки, песок и др. мелкие предметы.
Ход упражнения: В приготовленные коробки насыпают различные материалы (крупа, горох, песок, бусины и др.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по отдельности.
Правила: Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный и неприятный) Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробке (мелкие или крупные), а так же попробовать ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шумом дождя, падающие камни, грохот машины и т.п.)
Упражнение №3 «Дорожки».
Цель: Диагностика и развитие осязательных ощущений.
Возраст с 3 лет
Оборудование: Карточки, материалы разной фактуры (наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань, клеенка)
Ход упражнения: Перед ребенком на стол кладутся картинки с наклеенными на них дорожками разной длины и из материала разной фактуры. Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке.
Правила: Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или теплая, длинная или короткая, мягкая или твердая на ощупь, приятная или неприятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).
Упражнение №4 «Кот в мешке»
Цель: Развитие осязательных ощущений.
Возраст с 4 лет и старше
Оборудование: Мешочек с различными предметами.
Ход упражнений: Ребенку дается мешочек, в котором лежит что-то, но что не видно. Ребенок должен на ощупь описать предмет. Его свойства (мягкий, холодный, гладкий), форму и по возможности узнать его (можно определить тему: например овощи, животные).
Упражнение №5 «Соедини коробки»
Цель: диагностика и развитие осязательных ощущений.
Возраст с 4 лет и старше
Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).
Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.
Восприятие
Упражнение №1 «Цвета»
Цель: развивать восприятие цвета у детей.
Возраст: 4-5 лет
Ход упражнения: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов, определённого цвета (синего, красного, жёлтого, зелёного, коричневого, чёрного и т. д) Повторять предметы не разрешается. Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названого цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.
Упражнение №2«Карточки»
Цель: диагностика и развитие восприятия времени.
Возраст с 3 лет
Оборудование: Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.
Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на яркосинем фоне в верхней части листа – ярко-желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.
Ход упражнения: описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.
Упражнение №3 «Узнай предмет»
Цель: развивать восприятие формы, цвета, величины.
Возраст – 4-6 лет.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, или геометрические фигуры разной формы и цвета.
Ход игры: собери все круги отдельно. Отдай кукле жёлтый треугольник, а мишке красный круг, положи большой квадрат на подоконник, покажи все маленькие треугольники (круги) и т.д.
Упражнение №4 «Расскажи о животных».
Цель: Развитие структурности восприятия у детей.
Возраст с 5 лет и старше
Оборудование: Лист бумаги с нарисованными на нем белкой, кошкой, рысью, уткой, совой.
Ход упражнения: В течении 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными. Попросить детей назвать что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.
Упражнение №5 «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
Цель: диагностика и развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Возраст с 4 лет и старше
Ход упражнения: Работать ребенок будет с материалом, размещенным в приложении, по предлагаемой схеме задания.
На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.
Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.
1-й вариант задания:
2-й вариант задания:
Упражнение №6 «Чуткий слух»
Цель. Диагностика и развитие слухового восприятия.
Возраст с 5 лет и старше
Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.
Описание упражнения. Воспитатель показывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.
Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.
Мышление
Упражнение №1 «Сократи рассказ»
Цель: диагностика и развитие мышления.
Возраст с 5 лет
Игровое задание: передать содержание, рассказывать максимально кратко – в 2-3 предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.
Упражнение №2 «Отгадай, что я хочу сказать».
Цель: Диагностика и развитие мышления.
Возраст с 5-6 лет и старше
Ход упражнения: Предлагается 10 слогов: по-;за-;на-;ми- ;му-;до-;че-; зо-;ку-; пры-; Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.
Например: по- лет, по- лотенце, по- душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнение №3 «Найди лишнее слово».
Цель: Диагностика и развитие мышления.
Возраст с 4 лет
Ход упражнения: Прочитать ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним»:
1)Яблоко, слива, огурец, груша.
2)Ложка, свитер, рубашка, шапка.
Упражнение № 4 «Поиск аналогов»
Цель: диагностика и развитие мышления.
Возраст с 5 лет
Ход упражнения: Назвать как можно больше аналогов, т. е. Предметов сходных по признакам (существенных) и систематизируемых по группам (по признакам).
– вертолёт, птица, бабочка- они летают.
– автобус, поезд, машина – транспортные средства.
– яблоко, апельсин, лимон – фрукты и т. д.
Упражнение № 5 «Назови наоборот»
Цель: развивать мышление, гибкость ума.
Я буду говорить слово, а ты говори наоборот.
– пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, твёрдый – мягкий и т. д.
Память
Упражнение №1 «Экран».
Цель: Диагностика и развитие зрительной памяти.
Возраст с 4 лет и старше
Оборудование: Различные предметы (игрушки, кубик, пирамидка).
Ход упражнения: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руку и называет.
Упражнение №2 «Запоминаем слова»
Цель: развитие слуховой механической памяти.
Возраст с 4 лет и старше.
Ход упражнения:Не торопясь прочтите ребёнку с интервалом 5-10 секунд 10 приведённых ниже слов.
Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щётка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
Упражнение №3 «Рисование по памяти»
Цель:диагностика кратковременной памяти.
Возраст с 4 лет и старше
Ход упражнения: ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.
Упражнение № 5 «Составление картинки по памяти из кусочков»
Цель: диагностика и развитие кратковременной памяти.
Возраст с 3 лет и старше
Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.
Внимание
Упражнение №1 «Отзовись, не зевай!»
Цель: Диагностика и развитие устойчивого и сосредоточенного внимания.
Возраст с 3 лет
Оборудование: Картинки с изображением животных, детей, птиц.
Ход упражнения: Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздает детям картинки, причем у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человека на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если мальчик или девочка, то позвать по имени) Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.
Правила:
1) Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.
2) Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.
3) Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры – до времени – это секрет каждого ребенка.
Упражнение №2 «Зачеркни кружок с точкой».
Цель: Диагностика и развитие внимания.
Возраст с 4 лет
Оборудование: Лист бумаги с нарисованными кружками.
Ход упражнения: На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с 5ти рублевую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.
Упражнение №3 «Слушаем и хлопаем».
Цель: Диагностика и развитие внимания
Возраст с 3 лет.
Ход упражнения: Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного.
Набор слов: – ёлка, карандаш, слон, ромашка. – кукла, заяц, гриб, мишка.
– лыжи, жираф, самолет, белка.
По аналогии можно использовать название игрушек или растений и т.д.
Упражнение №4 «Найди отличия»
Цель: диагностика и развитие внимания.
Возраст с 5 лет и старше
Ход упражнения: Ребенку предлагается найти на предложенной иллюстрации отличия.
Упражнение №5 “Раскрась вторую половинку”.
Цель: диагностика и развитие внимания.
Оборудование: Необходимо приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок, цветные карандаши.
Ход упражнения: Ребенку предлагается раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
Воображение
Упражнение №1 «Пантомима»
Цель: используется для развития воображения.
Возраст с 3 лет
Группа детей становится в круг. Инструкция: – Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в центр круга, и, с помощью пантомимы покажет какое либо действие. Например: представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, все изображаем только движениями. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.
Упражнение №2«На что это похоже?»
Цель: используется для развития воссоздающего воображения.
Возраст с 4 лет
Стимульный материал: карточки с кляксами, «Морозными рисунками»
Ход проведения:
«Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями.
Упражнение №3 «Внутренний мультфильм».
Цель: Диагностика и развитие творческого воображения.
Возраст с 5 лет
Оборудование: Текст рассказа.
Ход упражнения: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь – что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься, и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома ,и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок.»
Упражнение № 4 «Нарисуй своё настроение»
Цель: развитие творческого воображения
Возраст с 4лет и старше
Материалы: альбомный лист, краски, кисти.
Ход игры: перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно – грустное, весёлое, изобрази его на бумаге любым способом, как захочется.
Упражнение №5 «Неоконченный рассказ»
Цель: развивает творческое воображение.
Возраст с 5 лет и старше
Ход игры: подобрать произведение (отрывок) зачитать и дети его продолжат (досочиняют).
«Проделки белки»
Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов.
Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидомо…
Ребёнок не только довести рассказ (сюжет до конца, но и учесть название).
Речь
Упражнение №1 «Четвёртый лишний»
Цель: развитие речи у дошкольников.
Возраст с 4 лет и старше
Ход упражнения: Воспитатель называет детям четыре слова, из которых необходимо выбрать лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.
Например: клюква, болото, брусника, черника.
Малина, корзина, крыжовник, смородина.
Упражнение №2 «Какой сок? Какое варенье?»
Цель: развитие речи у дошкольников.
Возраст с 5 лет и старше
Ход упражнения: Воспитатель называет ребёнку ягоду, ребёнок должен ответить какой из этой ягоды получается сок, какое варение.
Пример: из клубники – клубничный сок – клубничное варенье.
Из малины-…
Из черники-…
Из рябины-…
Из клюквы-…
Из ежевики-…
Из смородины-…
Упражнение №3 «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Возраст с 3 лет
Оборудование: Кубики, картинки с изображением животных (кошка, котенок, собака, щенок).
Ход упражнения: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки) Кто это? Собака лает громко: «ав – ав». А кто это? ( Ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки) Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу – мяу». А кто это? (Ответ детей) Котенок мяукает тихонечко.
Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав – ав»(произносится громко)?(Ответы детей). Правильно, собака (показывает картинку).Как она лаяла?(Ответ детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу – мяу»(произносит тихо)?Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
Упражнение №4 «Помоги собрать вещи».
Цель: Развитие речи. Различие звуков [з] – [ж].
Возраст с 5 лет и старше
Оборудование: Игрушки, картинки.
Ход упражнения: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (картинки, игрушки). « Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з], а жуку со звуком [ж].
Детям нужно выбрать: Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, желудь, значок.
Упражнение №5 «Зоопарк».
Цель: Развитие умения строить рассказ – описание с опорой на картинку.
Возраст с 5 лет и старше
Оборудование: Картинки с животными.
Ход упражнения: Дети по картинке, не показывая их друг другу, должны описать свое животное по плану: внешний вид, чем питается, его голос и т.д.
Заключение
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Источник
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.
Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.
Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста
Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «…по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».
Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка.
Источник