Диагностика развития памяти ребенка дошкольного возраста

В нашем случае среди них находится узнавание, воспроизведение и запоминание, в частности объем кратковременной зрительной и слуховой памяти (зрение и слух — основные органы чувств человека), а также динамика процесса заучивания. Описываемые далее четыре частные методики предназначены для психодиагностики этих характеристик памяти человека.
Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.
В методике детям предлагаются картинки, изображенные на. рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:
«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».
Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.
Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.
Рис. 12а. Наборы фигур к методике “Узнай фигуры”
Рис. 12б. Наборы фигур к методике “Узнай фигуры”
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. C 88-90.
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Рис. 13. Набор фигур к методике “Запомни рисунки”
Оценка результатов
10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений, показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. C 90-92.
Эта методика предназначена для определения объема кратковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребенок получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как .я скажу слово “повтори”».
Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребенку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интервалом в 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.
Рис. 14. Запомни цифры
Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 14 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем (рис. 15 А, Б).
Рис. 15. Запомни цифры
В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.
8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.
6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.
4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.
2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.
0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. C 92-95.
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.
6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.
4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.
2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.
0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Рис. 16. График заучивания ряда слов от попытки к попытке в методике «Выучи слова».
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. C 95-96.
Источник
Диагностика памяти у детей дошкольного возраста
Цель: диагностика слуховой и зрительной памяти детей дошкольного возраста.
1. Слуховая память.
Методика «10 слов».
Ребенку зачитываются 10 слов:
стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти.
2. Зрительная память.
Использование методики Д. Векслера позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.
Ребенку предлагается 4 рисунка.
За каждую из картинок ребенку разрешается смотреть по 10 секунд.
Затем он их должен произвести на чистом листе бумаги.
Результаты диагностики:
А) Две перекрещенные линии и два флажка — 1 балл,
правильно расположенные флажки — 1 балл,
правильный угол пересечения линий — 1 балл.
Максимальная оценка этого задания — 3 балла.
Б)Большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл,
четыре маленьких квадрата в большом — 1 балл,
два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл,
четыре точки в квадратах — 1 балл,
точность в пропорциях — 1 балл.
Максимальная оценка — 5 баллов.
Г) Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю — 1 балл,
центр и левая или правая сторона воспроизведены правильно — 1 балл,
фигура правильная, за исключением одного неправильно воспроизведенного угла, — 1 балл,
фигура правильно воспроизведена — 3 балла.
Максимальная оценка — 3 балла.
В) Большой прямоугольник с маленьким в нем 1 балл,
все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника — 1 балл,
маленькие прямоугольники точно размещены большом — 1 балл
. Максимальная оценка — 3 балла.
Максимальный результат — 14 баллов.
Диагностика памяти детей 5—6 лет помощью методики опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).
Нужно подобрать 10—15 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (20—30).
Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Слова для запоминания:
обед сад дорога поле молоко свет одежда ночь ошибка лошадь птица ученье стул лес мышь.
Здесь мы лишь назовем, что будет изображено на карточках:
хлеб, яблоко, шкаф, часы, карандаш, самолет, стол, кровать, сани, лампа, корова, кошка, грабли, гнездо, ножик, дерево, земляника, рубашка, автомобиль, телега, луна, диван, здание школы, чашка, велосипед, дом, тетрадь, фонарь.
Для дошкольников слова и картинки должны быть более конкретными,
для младших школьников — более отвлеченными.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, будешь выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово»
. Первым произносится слово, например, молоко.
Для того, чтобы запомнить это слово, ребенок должен выбрать карточку с рисунком коровы и т. д.
На выбор карточки к каждому слову отводится 30 секунд.
Многие дети осуществляют этот выбор раньше.
После каждого выбора следует расспросить ребенка, почему он сделал этот выбор.
Затем следует занять ребенка на 15 минут какой-нибудь другой игрой.
По истечении этого времени ребенку демонстрируются картинки, которые были выбраны им для опосредованного запоминания.
Количество правильно названных слов может свидетельствовать о развитии у ребенка логических связей в процессе запоминания.
«Образная память».
Данная методика пред назначена для изучения образной памяти.
Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, —
нарисовать или выразить словесно те образы, вторые он запомнил.
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
Норма 10 — 6 правильных ответов и больше.
Методику можно использовать как при индивидуальной работе,
и в группе.
Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.
Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.
У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.
На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.
Таким образом в дошкольном возрасте:
– преобладает непроизвольная образная память;
– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;
– словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
Источник
Запоминание информации – база полноценного психического формирования ребенка. Своевременное выявление возможных «слабых мест» функционирования процессов запоминания избавит впоследствии от многих проблем в воспитании и обучении.
Процесс запоминания в психологии классифицируют по нескольким ключевым видам: по характеру активности психической деятельности, по характеру целей деятельности, по длительности сохранения информации. При этом, он не функционирует сам по себе – в процессе принимают участие и другие психические системы человека, в связи с чем диагностирование запоминания является многогранным процессом, требующим внимательного отношения.
- Процесс запоминания является произвольным и непроизвольным. Произвольной памятью является сознательное усилие, т.е. мы стараемся что-либо запомнить. Когда включается непроизвольное сохранение, стараться запомнить нет смысла – информация, люди, предметы, события запечатлеваются сами, хотим мы этого или нет.
- Психологи так же разделяют память на непосредственную и опосредованную. Непосредственная отличительна тем, что в процессе запоминания не происходит осмысление материала – в обыденной жизни это носит название «зубрежки». Если информация осознана и понята – это называется опосредованной памятью. У дошкольников 3-6 лет преимущественно развито непосредственное усвоение, в связи с этим изучение иностранных языков бывает более эффективным. В старших классах логика и мышление у детей становятся более развитыми и, соответственно, опосредованное усвоение работает лучше.
- Процесс запоминания так же подразделяется по периоду сохранения поступающей информации: кратковременный – срок действия не более 20 сек.; долговременный – сохраняет информацию длительное время (в некоторых случаях всю жизнь); оперативный – сохранение происходит ровно такой период времени, который требуется для осуществления заранее задуманной операции или ряда действий.
- Вид информации, которая поступает в сознание человека, тоже является классификатором запоминания. Это слуховой, зрительный, двигательный и др.
Все приведенные выше типы запоминания подлежат развитию посредством определенных упражнений, а также степень их развития диагностируется через специально разработанные методики.
Человеческая память – очень сложная и многофункциональная система, имеющая своей целью сохранение и следующее за ним воспроизведение информации.
Модель функционирования процесса запоминания у детей
Система запоминания информации у детей дошкольного возраста несколько отличается от модели взрослого человека и имеет свою особенность. П.П. Блонский сделал выводы об этапах запоминания информации:
- Сохранение выполненных ребенком движений.
Первый вид запоминания является произвольной памятью и наиболее развит в период младенчества, до полутора лет. В это время ребенок исследует мир посредством прикосновений и движения – он хватает окружающие его предметы, пробует их на вкус, разбирает. Затем он учится сидеть, ползать, ходить. Позже – завязывать шнурки, одеваться, умываться, чистить зубы и т.п. При отсутствии патологий, эти навыки сохраняются в сознании на всю жизнь. Развитию более высокого уровня двигательного запоминания способствуют занятия спортом, так как малышу будет необходимо запоминать и воспроизводить сложные движения.
- Сохранение чувств и эмоций.
Способствует сохранению переживаний и эмоций, которые вызывают люди или какие либо события. Этот вид запоминания информации у детей появляется после двух лет и способствует самосохранению личности, например, ребенок, оставшись один, может не помнить условия, в которых это произошло, но сохранить чувство одиночества и страха.
- Сохранение образов предметов и объектов окружающего мира.
Его цель – сохранение информации, поступающей от органов чувств: зрения, осязания, слуха и т.п. Ребенок может запоминать, какие ощущение вызывает поглаживание собаки, какой вкус у клубники.
- Самым высоким уровнем считается сохранение смысла понятий и слов.
Венчает этапы формирования системы запоминания младшего школьного возраста. Этот вид начинает формироваться, когда малыш учится говорить, т.е. в период с двух-четырех лет. Именно взрослые способствуют быстрому и эффективному процессу сохранения слов и понятий у детей, когда разговаривают с ними, задают вопросы и объясняют наименования и значения предметов.
Зачем нужно проводить диагностику?
Параллельно с исследованиями различных психических процессов у детей, ученые-психологи разрабатывают методы диагностирования. Диагностика памяти дошкольников необходима как для научной деятельности, где с помощью диагностической методики выявляют эффективность и адекватность проведенных исследований, так и для последующего внедрения методик в школы и детские сады. В этих учреждениях специалисты, основываясь на результатах диагностики, корректируют план развития дошкольников или модель обучения детей старшего возраста.
Диагностировать процесс запоминания в раннем возрасте – значит предупредить возможные нарушения его работы у дошкольников и своевременно принять меры.
Сохранение в сознании информации необходимо человеку во всех сферах деятельности и существование в условиях его ограниченной работы доставляет массу неудобств и затрудняет выживание человеческой особи любого возраста. Его возможно развивать в течение всей жизни, однако у младших дошкольников развитие и коррекция проще и эффективнее, чем у детей в старших классах.
Методики
Усвоение у детей осуществляется посредством трех этапов:
- Узнавание;
- Воспроизведение;
- Непосредственно сохранение информации.
В процессе реализации этих этапов активно участвуют зрительная, слуховая и двигательная виды. Они и подлежат тестированию и диагностике у детей дошкольного и более старшего возраста, когда возможно обследование нарушений процессов функционирования, их исследование и коррекция.
Зрительная память
Диагностика зрительной памяти дошкольников осуществляется по методике Д. Векслера.
Перед ребенком располагают четыре рисунка (см. рисунок 2). Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Затем, его задача нарисовать на листе то, что ему запомнилось. Результаты методики подсчитываются таким образом:
1.1 За верно изображенные части первой картинки присваиваются:
- две пересекающиеся линии и два флажка – 1 балл;
- расположенные в нужных местах флажки – 1 балл;
- верно изображенный угол, где пересекаются линии – 1 балл.
Наивысшая оценка по первому рисунку составляет 3 балла.
1.2 На втором рисунке, за правильно изображенные составляющие, присваиваются:
- изображенный большой квадрат, который разделен линиями на четыре части – 1 балл;
- верно указанные четыре квадрата небольшого размера, расположенные в большом – 1 балл;
- изображенные две линии и четыре небольших квадрата – 1 балл;
- указанные в нужных местах четыре точки – 1 балл;
- точно выдержанные пропорции – 1 балл;
Наибольшее значение баллов по второму рисунку – 5.
1.3 Оценки третьей картинки осуществляются следующим образом:
- прямоугольник маленького размера в большом – 1 балл;
- верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами внешнего – 1 балл;
- точное размещение маленького прямоугольника – 1 балл.
Общее количество баллов по третьему рисунку – 3 балла.
1.4 верное воспроизведение объектов с четвертой картинки, оценивается так:
- правильно указный угол на каждом краю открытого прямоугольника – 1 бал;
- верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки – 1 балл;
- один неверно воспроизведенный угол на верно изображенной фигуре – 1 балл.
Общее количество баллов четвертой картинки – 3.
Максимальное количество баллов по всем четырем картинкам – 24.
Результат методики:
- 10 и более баллов – высокий уровень зрительной памяти и внимания;
- 9-6 баллов – средняя степень зрительной памяти;
- 5-0 баллов – низкая степень.
Слуховая память
Определение уровня развития слуховой памяти дошкольников осуществляется через предъявление ребенку набора слов, которые он должен запомнить и воспроизвести в максимальной точности.
Прочитайте ребенку инструкцию, которая должна звучать приблизительно так: «Внимательно слушай те слова, которые я буду тебе читать и старайся запомнить. Как только я замолчу – постарайся воспроизвести их в любой последовательности, те, которые запомнил. Затем я еще раз прочту их. Попробуй запомнить еще больше. После – ты снова повторишь слова, который запомнил вместе с теми, которые воспроизвел в первый раз в любом порядке. Затем я буду просить тебя еще несколько раз воспроизводить слова, которые запомнились тебе. Если все понятно – начнем». Повтор должен быть шесть раз, а воспроизведение – два раза.
Слова необходимо читать четко, с паузой в 2-3 секунды. Отмечайте все слова, которые ребенок запомнил. Если он назвал слова, которых в списке не было – отметьте это тоже. Лишние слова могут говорить о нарушениях не только в развитии процесса запоминания, но и внимания.
Проанализируйте полученные результаты:
- Если количество слов, которые запомнил ребенок сначала больше, а затем уменьшается – это говорит о низком уровне развития слуховой памяти и отсутствии внимания;
- Если количество слов неустойчиво, «скачет» от больше – к меньше и обратно, то это диагностирует рассеянность внимания;
- Если ребенок запоминает одинаковое количество слов – это говорит о его незаинтересованности;
О полноценном развитии слухового запоминания и нормальной концентрации внимания дошкольников говорит постепенное увеличение запоминаемых слов после второго воспроизведения.
Двигательная память
Определенной методики выявления уровня развития двигательного запоминания в психологии не существует. К ним могут относиться разнообразные методы, упражнения и игры, заключающиеся в необходимости ребенка запоминать движения и воспроизводить их. Например, игра «сделай, как я». Суть игры в следующем: взрослый становится за спиной малыша и осуществляет некоторые движения с его телом, например, поднимает и опускает руки, наклоняет голову или поднимет ногу и тп. Затем задача ребенка повторить эти движения самостоятельно. Для ребенка старше трех лет, можно выполнять упражнения самому и просить его воспроизводить их спустя какое-то время.
И в заключение
Проблема диагностики процессов запоминания актуальна по сегодняшний день. Исследования эффективности различных методик позволяют выделить наиболее приближенные к объективности и способные выявить возможные нарушения в развитии процесса запоминания у дошкольников. Коррекция в старших классах является более сложным процессом, который редко дает нужные результаты.
Диагностика зрительной, слуховой и двигательной памяти и их своевременная коррекция является необходимым условием подготовки ребенка к школе.
Если развитие психических процессов детей на должном уровне – обучение в младших классах проходит легко и эффективно, обеспечивая подготовку к более сложным предметам в старших классах, развитие логического и понятийного мышления, которое обеспечивает понимание естественных наук.
Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог
Оцените эту статью:
- 4.33
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Всего голосов: 143
Источник