Диагностика развития общения ребенка первого полугодия жизни
Параметры и показатели общения
При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения.
Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в том, что ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение.
Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого характеризует готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.). Показателями чувствительности к воздействиям взрослого являются:
• внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
• положительное отношение (ответные положительные эмоциональные проявления — улыбки, двигательное оживление, вокализации);
• перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослою (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизации комплекса оживления в период паузы).
Средства общения. Этот параметр характеризует степень овладения младенцем коммуникативными средствами. Показателями данного параметра являются количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Параметры и показатели познавательной активности
Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.
В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2—3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координировать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, хватать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Источник
Параметры
и показатели общения
При
определении уровня развития
ситуативно-личностного общения
показательными являются следующие его
параметры: инициативность ребенка в
общении, чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого и средства
общения.
Инициативность
ребенка в общении характеризует
стремление младенца привлечь к себе
внимание взрослого и продлить общение.
Инициативность выражается в том, что
ребенок проявляет комплекс оживления,
предвосхищая воздействия взрослого,
когда взрослый пассивен в общении или
прекращает общение.
Чувствительность
ребенка к коммуникативным воздействиям
взрослого характеризует готовность
младенца воспринять проявления внимания
и доброжелательности со стороны взрослого
(ласковый разговор, улыбки, поглаживания
и т.д.). Показателями чувствительности
к воздействиям взрослого являются:
§
внимание и интерес к ним ребенка
(замирание и сосредоточенность на
взрослом);
§
положительное отношение (ответные
положительные эмоциональные проявления
— улыбки, двигательное оживление,
вокализации);
§
перестройка состава комплекса оживления
в зависимости от поведения взрослою
(более интенсивное двигательное оживление
при дистантном общении и менее интенсивное
на руках у взрослого; замирание и
сосредоточение в момент воздействий
взрослого и активизации комплекса
оживления в период паузы).
Средства
общения. Этот параметр характеризует
степень овладения младенцем коммуникативными
средствами. Показателями данного
параметра являются количество и
выраженность компонентов комплекса
оживления, используемых ребенком в
целях общения. Состав комплекса оживления
в силу тех или иных причин иногда бывает
неполным. Например, у воспитанников
Дома ребенка отмечается отсутствие
вокализаций, если взрослые мало
разговаривают с детьми. В отдельных
случаях комплекс оживления может быть
полным по составу, но при этом все его
компоненты выражены слабо. У ребенка с
некоторыми органическими нарушениями
центральной нервной системы наблюдается
отсутствие или слабая выраженность
двигательного оживления.
Чувствительность
к воздействиям взрослого появляется в
онтогенезе первой и нарастает постепенно.
Сначала у младенца обнаруживаются
внимание и интерес к воздействиям
взрослого, затем ответные положительные
реакции на них и вскоре отмечаются
инициативные проявления. О сформированности
у ребенка потребности в общении можно
говорить лишь при наличии следующих
четырех признаков: взгляда в глаза
взрослого, ответных и инициативных
улыбок, двигательного оживления и
вокализаций, стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым.
Описание
диагностических ситуаций
Поведение
младенца первого полугодия жизни
спонтанно и неустойчиво, его активная
и реактивная составляющие трудно
различимы, поэтому судить об уровне
развития общения у ребенка на этом этапе
можно лишь по совокупности характеристик
комплекса оживления в ситуациях,
различающихся «коммуникативной задачей»,
которая возникает перед младенцем. Чем
пассивнее взрослый, тем активнее ведет
себя младенец, побуждаемый потребностью
в общении. Соответственно процедура
диагностики включает следующие три
ситуации, различающиеся по степени
коммуникативной активности взрослого.
Ситуация
1. «Пассивный взрослый»
Цель:
выявление параметров общения при
наименьшей коммуникативной активности
взрослого.
В
ситуации пассивности взрослого основная
«коммуникативная задача» ребенка
заключается в том, чтобы привлечь к себе
его внимание и побудить к общению,
поэтому здесь ярче всего проявляется
инициативность ребенка.
Процедура
проведения диагностической пробы. Ребенок
находится в кроватке пли па пеленальном
столе. Младенца нужно распеленать или
одеть так, чтобы одежда не стесняла его
движений. Взрослый становится или
садится рядом, повернув лицо к младенцу,
но не смотрит ему в лицо, делая вид, что
его внимание привлечено к чему-то
другому. В течение 20—30 секунд он не
вступает в общение с ребенком, не смотрит
на него, не улыбается и не разговаривает,
выжидая, когда младенец проявит
инициативу. Поведение ребенка фиксируется
в протоколе. (Форма протокола приводится
ниже.) Если ребенок сразу начал проявлять
комплекс оживления с нарастающей
интенсивностью (все сильнее размахивая
ручками, громче вскрикивая и др.), следует
отметить этот факт в протоколе и, не
дожидаясь истечения 30 секунд, ответить
на призыв малыша улыбкой и ласковыми
словами, тем самым переходя к следующей
диагностической ситуации.
Возможны
другие варианты поведения ребенка.
Бывает, что ребенок слишком сосредоточился
на своих внутренних ощущениях или его
внимание привлечено к чему-то другому,
и он не замечает взрослого. Тогда нужно
попытаться привлечь его внимание
движением, голосом, покашливанием (но
не адресоваться к малышу лично) и
подождать каких-либо действий с его
стороны после того, как он обратит
внимание на взрослого. Регистрация
поведения ребенка производится с этого
момента. Малыш может проявить недовольство
пассивностью взрослого — хмуриться,
отворачиваться, хныкать. Тогда следует
зафиксировать эти проявления в примечании,
прекратить пробу до истечения 30 секунд
и вступить с ребенком в общение, успокоить.
В этом случае ситуацию «Пассивный
взрослый» можно повторить после ситуации
«Чистое общение».
Ситуация
2. «Чистое общение»
Цель:
выявление параметров общения при
коммуникативной активности взрослого.
В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка заключается в том, чтобы
выразить отношение к воздействиям
взрослого, побудить его к выражению
отношения к себе и тем самым продлить
общение. Поэтому здесь выявляется в
основном чувствительность ребенка к
воздействиям взрослого, умение чередовать
инициативное и ответное поведение.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Проба «Чистое общение» представляет
собой чередование периодов активных
воздействии взрослого и пауз. В период
активных воздействий взрослый обращается
к ребенку с улыбкой, глядя в глаза,
ласково называет его по имени, произносит
нежные слова, побуждает улыбнуться,
сказать «агу»и т. д.. Во время паузы
взрослый воспринимает ответ ребенка и
ожидает воздействий с его стороны.
Ребенок
находится в кроватке или на пеленальном
столе. Взрослый склоняется над ним,
пытается встретиться взглядом и в
течение примерно 15 секунд с улыбкой
ласково разговаривает с ним, хвалит,
побуждает к общению. (Например: «Мишенька,
агу! Скажи, Мишенька, „агу”! Молодец,
Мишенька, умница, вот какой хороший
малыш!» Затем: «Это Мишенька у нас такой
красивый, веселый, румяный? Какие у
Мишеньки замечательные глазки, какие
ручки, а какие ножки! Вот как ты хорошо
умеешь ручками размахивать, а как хорошо
ножками „бегать”! Вот так, вот так,
какой молодец!» и т. п.) Речь взрослого
должна быть негромкой, отчетливой,
неторопливой, с паузами. Поведение
ребенка фиксируется в протоколе. Это
период активных воздействий взрослого.
Затем
взрослый делает паузу: слегка отстранясь,
с улыбкой смотрит на ребенка. В период
паузы также регистрируется выраженность
компонентов комплекса оживления.
Чередование активных воздействий и
пауз следует осуществить несколько раз
в течение 1—2 минут, фиксируя в протоколе
поведение младенца в каждый период.
Временные интервалы жестко не задаются,
так как темп общения у разных детей
может существенно отличаться.
Как
правило, для диагностики уровня развития
общения у младенцев старше 2 месяцев
этих двух ситуаций бывает достаточно.
Для более маленьких детей или в тех
случаях, когда ребенок не реагирует на
воздействия взрослого, необходимо
организовать ситуацию «Общение на руках
у взрослого».
Ситуация
3. «Общение на руках у взрослого»
Цель:
выявление параметров общения при
максимальной коммуникативной активности
взрослого.
В
этой ситуации основная «коммуникативная
задача» ребенка достигнута, его
потребность во внимании и доброжелательности
взрослого удовлетворяется, он спокойно
выражает свое удовольствие от общения.
Здесь, в основном, выявляется
чувствительность ребенка к воздействиям
взрослого.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Ребенок находится на коленях у взрослого
или на руках в позе «под грудью». Взрослый
смотрит в глаза младенцу и тихим ласковым
голосом обращается к нему, слегка
приближая и удаляя свое лицо. Если
ребенок остается пассивным, следует
усилить воздействия, стараясь вызвать
у малыша сосредоточение и улыбку: слегка
потормошить, пощекотать щечку или
подбородок, погладить. Проба длится в
течение 1 минуты. Поведение ребенка
фиксируется в протоколе так же, как в
ситуации «Чистое общение».
В
процессе проведения каждой диагностической
пробы психолог отмечает в соответствующих
графах протокола баллами выраженность
наблюдаемых компонентов комплекса
оживления .
Соседние файлы в папке Психодиагностика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно). Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает. Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно. В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).
Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев.
Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].
Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].
Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].
Параметры и показатели общения.
- Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.
Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13]. - Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).
Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:
– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);
– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);
– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13–14].
Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].
- Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами.
Показателями данного параметра:
– количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.
Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].
У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.
Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого,
– ответных и инициативных улыбок,
– двигательного оживления и вокализаций,
– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14–16].
Второе направление психологической диагностики –
уровень развития познавательной активности. [39, с.14].
По определению отечественных ученых А.С. Галанова, Э.Л. Фрухт, Е.А. Стребелевой, А.А. Реана, Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, Ю.А. Разенковой и других,познавательная активность ребенка к предметному миру в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, в интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, в его стремлении ознакомиться с предметом всеми доступными средствами [11, 30, 34, 39, 47].
В первые недели жизни внимание младенца к предметам
проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок
научается рассматривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и
наблюдать за перемещением в более отдаленном пространстве. Известно, что с
помощью рта младенец получает много информации: дети стремятся прикоснуться
губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску,
кулачки, пеленку.
При благоприятных условиях воспитания (полноценном
общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне
досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со
взрослыми их восприятии) в 2–3 месяца к
обследованию предметов подключаются руки. К 4 месяцам ребенок может
удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие
которых неуклонно возрастает [1, 10, 39, с. 24].
При благоприятных условиях воспитания для нормально
развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Теперь
рассмотрим подробно содержание параметров познавательной активности ребенка
первого полугодия жизни, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 24].
- Внимание и интерес к
предметам. Это степень
сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность его внимания, интереса или
удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов. - Положительные
эмоциональные проявления. Это выраженность
улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровождающих восприятие
ребенком предметов и действий с ними. - Познавательные действия.
Это стремление ребенка к обследованию
предметов, которое предполагает наличие зрительных, оральных и мануальных
действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном
обследовании предметов.
Все вышеперечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов. Рассмотрим содержание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 25–26]
Диагностика уровня развития общения ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций
Диагностику психического развития ребенка второго
полугодия будем проводить по следующим направлениям: уровень развитияситуативно-делового общения и уровень
развития предметно-манипулятивной деятельности[39].
Рассмотрим содержание параметров и показателей данных
направлений, предложенныхЕ.О.
Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой[39, с. 33–53]. Первое направление – уровень
развития ситуативноделового общения.
Параметры ситуативно-делового общения
По определению Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В.
Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой основными параметрами развития общения во втором
полугодии жизни являются: инициативность
ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения,
эмоциональная вовлеченность в общение,предпочитаемая форма общения.
Описание содержания каждого параметра представлено с
позиций вышеуказанных ученых [39, с. 33–53].
1. Инициативность. Этожелание ребенка привлечь
к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к
помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям,
разделить радость и огорчение и т.д. [39, с. 36].
Инициативность ребенка может проявляться в обращениях
ко взрослому по разнообразным поводам:
- достать недосягаемый
предмет (например, упавшую или находящуюся в отдалении игрушку); - повторить интересное
действие с игрушкой (например, завести юлу, машинку, подбросить мячик и т.д.); - побудить его к желаемому
взаимодействию (например, доставать из коробки игрушки и отдавать их ребенку,
затем брать их у него и складывать обратно); - оказать помощь при
затруднении (например, открыть дверцу машинки, снять с куклы фартучек); - в поисках сопереживания,
защиты и поддержки (адресует взрослому свою радость и огорчения); - с целью получить оценку
своих действий (например, сняв кольцо пирамидки, посматривает выжидающе,
заглядывает в глаза) [39, с. 36].
При этом ребенок использует разнообразныесредства общения, что является
следующим параметром общения.
2. Средства общения:
- экспрессивно-мимические (положительные и отрицательные эмоции, голосовые
проявления); - предметно-действенные (жесты, локомоции, действия с предметами и
«изображения» действий). Например, ребенок подползает к взрослому, указывает на
волчок, протягивает или вручает его взрослому, двигает рукой, изображая
действия взрослого, заводящего игрушку; - предречевые средства общения – лепет, первые слова.
Известно, что владение средствами общения отражает
коммуникативный опыт ребенка. «Если взрослые недостаточно общаются с младенцем
(не дают образцов коммуникативных средств и не проявляют чуткости к ребенку),
его коммуникативные средства бедны, однообразны и примитивны» [39, с. 36].
3. Чувствительностьк воздействиям
взрослого. Это желание и готовность ребенка воспринять его воздействия и
откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях
ребенка на обращения взрослого:
- берет предложенный
предмет, принимает помощь, пытается подражать или подражает действиям
взрослого; - реагирует на похвалу и
порицание; - согласовывает
собственные действия с действиями взрослого [39, с. 36]. - Эмоциональная вовлеченность в общение. Это есть степень интереса ребенка к взаимодействию со взрослым,
удовольствия от общения, желания его продлить. Этот параметр проявляется в
эмоциональной окраске коммуникативных актов ребенка, количестве отвлечений от
общения. - Предпочитаемая форма общения отражает уровень развития коммуникативной
потребности, степень ее напряженности и удовлетворенности и характер предыдущего коммуникативного
опыта.
Запомни! Предпочитаемые ребенком виды общения:
- Если у малыша сформирована потребность во внимании и
доброжелательности взрослого, но
недостаточно удовлетворяется, то он преимущественно
стремится к ситуативно-личностному общению (СЛО), так же как и ребенок, у
которого еще не сформирована потребность в сотрудничестве со взрослым. - Если малыш у которого потребность во внимании и
доброжелательности сформирована и
удовлетворяется достаточно, который начал приобретать опыт сотрудничества
со взрослым, обычно стремится к
ситуативно-деловому общению (СДО). - Если ребенок, имеет
недостаточный опыт общения и слабовыраженную коммуникативную потребность, то он
чаще предпочитает одиночную деятельность с предметами. - Если ребенок, имеет
богатый опыт ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения, то он легко
соглашается на любую форму общения, обычно инициирует ситуативно-деловое
общение, с удовольствием играет самостоятельно [39, с. 37].
Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 37–39].
Внимание! Ребенок после 6 месяцев испытывает «страх перед
незнакомцем», поэтому необходимо
выполнять следующие условия:
- перед тем как проводить
диагностику, предоставить ребенку возможность освоиться в новой обстановке,
познакомиться с незнакомым взрослым. В момент знакомства ребенку лучше
находиться на руках у матери; - выразить
доброжелательное отношение к младенцу (поздороваться с улыбкой, ласково назвать
по имени), но не демонстрировать чрезмерной активности, а подождать инициативы
со стороны ребенка; - если ребенок проявляет
настороженность, не следует непосредственно обращаться к нему, лучше попытаться
привлечь его внимание действиями с игрушками, сопровождая их соответствующими
комментариями;
демонстрируя игрушки, время от времени предлагайте их младенцу, но не
будьте слишком настойчивы. Рано или поздно ребенок проявит интерес, начнет
брать игрушки, перестанет боятся присутствующих, тогда можно приступать к
диагностике [39, с. 37].
Диагностика предметно-манипулятивной деятельности ребенка от 6 месяцев до 1 года. Описание диагностических ситуаций
Как указывают Е.О Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В.
Ермолова, С.Ю Мещерякова уровень развития предметно-манипулятивной деятельности
ребенка второго полугодия жизни характеризуется исполнительской стороной
деятельности, его эмоциональным отношением к предметам, действиями с ними.
Исполнительская сторона предметно-манипулятивной
деятельности состоит из разнообразных действий с предметами: неспецифические
(ориентировочноисследовательские, манипулятивные), специфические и культурнофиксированные. Перечисленные выше
виды действий, которые может совершать ребенок, дают возможность выявить
уровень овладения предметноманипулятивной деятельностью как исходным этапом
предметной деятельности человека [39, с. 47].
Рассмотрим содержание параметров
предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни с позиций
Е.О Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой [39, с.
47–53].
1. Виды действий
Первый вид действий – неспецифические действия или ориентировочноисследовательские. Это
действия, которые ребенок производит со всеми предметами, независимо от их
физических свойств и функций:
- зрительные действия (рассматривает, вглядывается, наблюдает);
- оральные действия (прикасается губами, языком, вкладывает в рот, сосет, лижет, кусает);
- мануальные действия (прикасается пальцем, ладонью, захватывает, ощупывает, царапает,
перекладывает из руки в руку, поворачивает в руках и т.д.).
Второй вид действий – неспецифические манипулятивные действия. Ребенок по многу раз
повторяет какое-то понравившееся действие – стучит предметом по поверхности
стола, размахивает им, двигает предмет, часто даже не глядя на него [39, с.
47]. После 10 месяцев ребенок уже
интересуется внутренним содержимым вещи – пытается расчленить предмет на
составные части и вновь соединить их.
Третий вид действий – специфические и культурно-фиксированные.
Примерно к 8 месяцам ребенок овладевает специфическими действиями.
Будучи не в состоянии совершать такие сложные и интересные действия, какие ребенок наблюдает в игре со взрослым, он побуждает старшего партнера по многу раз воспроизводить понравившееся действие («пищать» игрушкой пищалкой, заводить прыгающую лягушку, открывать и закрывать коробочку, выключать свет, собирать и разбирать пирамидку и др.). Малыш сам пытается присоединиться к взрослому, пробует сделать то же, что он. Так постепенно ребенок овладевает специфическими действиями с предметами. [39, с. 48].
К концу годаребенок
осваивает культурно–фиксированные действия (ест ложкой, пьет из чашки и
т.п.).
Таким образом, виды
действий с предметами такие как: неспецифические
ориентировочно-исследовательские(зрительные,
оральные, мануальные), неспецифические
манипулятивные, специфические и культурно-фиксированные действия определяют
содержание диагностики параметра: виды действий предметно – манипулятивной деятельности
ребенка второго полугодия жизни [39, с.
2. Познавательная активность
По определению О.Е. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю Мещеряковой, содержание данного параметра составляют: разнообразие действия с предметами и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность [39, с. 48].
Разнообразие действий с предметами – это стремление и умение ребенка с
помощью действий извлечь максимум информации о предмете.
Эмоциональная вовлеченность малыша в деятельности – это степень любознательности
ребенка, степень удовольствия от действий и их результата, степень настойчивости в попытках завладеть
предметом, обследовать его [39, с. 48].
Диагностика развития предметно-манипулятивной деятельности ребенка включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39, с. 48–49].
В данной статье представлено описание диагностических ситуаций. Кликните тут, чтобы перейти к самим диагностическим материалам по этой теме. А также пишите в комментарии Ваши размышления и делитесь ссылками на другие материалы по теме диагностики психического развития ребенка от рождения до 1 года.
Источник