Диагностика развития нравственного воспитания у ребенка
Диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Данные методики используются мною для отслеживания эффективности работы по нравственному воспитанию и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
«Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
1. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил… Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
3. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Анализ результатов:
Все ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.
0 баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или вильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует.
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.
“Сюжетные картинки” модифицированный вариант Р.М. Калининой)
Цель: Изучить эмоциональное отношение к таким нравственным качествам.
В картинках для детей старшего школьного возраста представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:
Стимульный материал для детей средней и старшей группы
I. Щедрость-жадность. Содержание картинок:
1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается.
2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей.
II. Озывчивость-равнодушие. Содержание картинок:
1) маленькая девочка плачет, другая – ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее.
2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой, показывая на него пальцем смеется.
III. Дружелюбие-конфликтность Содержание картинок:
- дети вместе дружно играют на ковре.
2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку.
IV. Аккуратность – неаккуратность Содержание картинок:
1) девочка причесывается перед зеркалом.
2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.
V. Вежливость-невнимание к взрослым Содержание картинок:
1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается.
2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется.
Инструкция воспитателя: “Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо”. После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос “Почему ты так думаешь?” После выполнения первого задания перед ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы “Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?”
Примечание: Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Анализ результатов:
0 баллов – Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.
1балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.
2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.
3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте – называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.
Методика «Наблюдение»
1. Эмоции (социальные)
1.1. Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)
1.2. На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).
2. Произвольность эмоций
2.1. В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .
2.2. В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-).
3. Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы).
3.1. Умеет правильно оценивать своё поведение, мотивируя оценку нравственной нормой; владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (+).
3.2. Называет норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3.3. Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (-).
3.4. Поведение ребёнка устойчиво, положительно направлено, он вежлив, тактичен (+).
4. Нравственная саморегуляция.
4.1. Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен.
4.2. Поведение ребёнка не устойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-).
Анализ результатов:
Дети, получившие большее количество плюсов (75 – 100%), характеризуются хорошо развитыми нравственно и эмоционально;
50 – 75% знаков «плюс», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности;
Менее 50% плюсов – это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагополучием
Источник
Муниципальное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа
«Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная школа ЮНЕСКО»
Мониторинг по духовно-нравственному воспитанию учащихся
МОУ «Школа № 34»
2016/2017 уч.г.
Диагностика духовно-нравственного воспитания учащихся
Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.
Сотрудники лаборатории предлагают четыре методики диагностики нравственной воспитанности учащихся.
В нашем исследовании мы применили данные методики для исследования нравственного воспитания учащихся 3-11 классов при условии разъяснения учащимся 3-х классов тех вопросов, которые им не ясны.
Сроки проведения: 14.02. – 21.02.2017 г.
В исследовании приняли участие учащиеся 3-11 классов школы в количестве 241 человек.
Из них:
учащиеся 3-4 классов – 93 чел.
учащиеся 7 классов – 39 чел.
учащиеся 8-9 классов – 61 чел.
учащиеся 10-11 классов – 48 чел.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Учитель (психолог) обращается к ученикам со следующими словами: “Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала;
если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала;
если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание”.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне
человеку
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание
в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню
8. Мне приятно делать людям радость
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла – 2 единицы,
в 2 балла – 3 единицы,
в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: “Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо”.
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
“Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть” Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят
2. Иметь много денег
3. Иметь самый современный компьютер
4.Иметь верного друга
5. Мне важно здоровье родителей
6. Иметь возможность многими командовать
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
8. Иметь доброе сердце
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10. Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4-е, 3-и – средний уровень.
2-а – ниже среднего уровня.
0-1 – низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
“Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один”
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
4 балла – высокий уровень
2, 3 бала – средний уровень
0, 1 балл – низкий уровень
Результаты исследования
Диагностика нравственной самооценки.
В целом у учащихся, принявших участие в исследовании высокий и средний уровень нравственной самооценки (результаты представлены в диаграмме № 1).
Процент учащихся, имеющих высокий уровень нравственной самооценки выше в 3 классах и 4 классах по сравнению с учащимися других классов.
Диаграмма 1.
2. Диагностика этики поведения.
В целом у учащихся высокий и средний уровень этики (преобладали положительные ответы на незаконченные предложения).
Процент учащихся, имеющих высокий уровень по результатам методики выше в 3 классах и 4 классах по сравнению с учащимися других классов.
Результаты представлены в диаграмме № 2.
Диаграмма 2.
3. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Учащиеся разных возрастных групп выбирали от 3 до 5 ценностей, имеющих положительный оттенок, что говорит о среднем и высоком уровне отношения к жизненным ценностям.
Результаты представлены в диаграмме № 3.
Чаще всего учащиеся разных возрастных групп выбирали такие ценности:
Мне важно здоровье родителей
Иметь верного друга
Иметь доброе сердце
Наряду с духовными ценностями большое место в представлениях учащихся имеют и материальные, ценности (иметь много денег), причём с возрастом число учащихся, выбирающих эту ценность – увеличивается.
3-4 классы – 45 % опрошенных указывают ценность «иметь много денег»,
7 классы – 56,4% опрошенных,
8-9 классы – 64% опрошенных,
10-11 классы – 67% опрошенных.
Диаграмма 3.
4. Диагностика нравственной мотивации.
Результаты анкетирования показали, что у учащихся нашей школы преобладает высокий и средний уровень развития нравственной мотивации (см. диаграмму 4).
Результаты методики показали, что у большинства учащихся сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении.
Учащиеся научились анализировать, оценивать своё поведение и поведение других.
Результаты методики показали возрастные изменения уровня нравственной мотивации (то, что более важно для учащихся начальной школы, старшеклассниками воспринимается как нечто обычное, не существенное в силу особенностей Я-концепции).
Диаграмма 4.
Выводы по исследованию:
У большинства учащихся сформировалась устойчивая нравственная мотивация, из чего можно сделать вывод, что в дальнейшем они будут самосовершенствоваться в данном направлении.
Дети анализируют, стремятся объективно оценивать своё поведение и поведение других.
Исследование показало, что у большинства опрошенных учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность. Дети умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.
Для учащихся уровень отношения к жизненным ценностей находится на высоком уровне и среднем уровне. Учащиеся уверены в значимости духовно-нравственных ценностей. Имеют сформированные ценностные ориентации, проявляют духовно-нравственную самостоятельность.
Среди основных ценностей выделяют: здоровье родителей, верного друга и иметь доброе сердце.
В целом учащиеся убеждены в значимости духовно-нравственных ценностей в окружающей действительности, но есть учащиеся, не всегда проявляющие соответствующей активности.
Некоторые ребята не испытывают потребности и интереса заниматься духовно-нравственной деятельностью.
Рекомендации:
Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;
Развитие опыта нравственного поведения;
Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, культуру общения;
Проводить тематические классные часы
Развивать командные чувства у детей;
Учить уважать чужое мнение;
Развивать у учащихся чувство эмпатии по отношению к другим людям.
В школе был проведён педагогический совет по теме ««Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся школы – одно из приоритетных направлений образования», где были представлены результаты данного исследования.
Источник
Методы диагностики социально-нравственного развития детей дошкольного возраста
Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.
Цель. Изучение представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Проведение исследования. Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.
Обработка данных. Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 — 4 года. Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 — 5 лет. Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 — 6 лет. Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 — 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Затем проводится обработка результатов.
0 баллов — ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл — ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла — ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла — ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).
Методика «Сюжетные картинки». Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)
Метод наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
— эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
— коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками — разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
— проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).
Источник