Диагностика развития моторики ребенка раннего возраста
Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Движения рук играют очень важную роль на всех этапах жизни ребенка.
Так как мелкая моторика, координация движений, сенсорика являются главными понятиями для периода раннего возраста, следовательно, та деятельность, в которой участвуют пальчики ребенка, исключительно важна для его умственного и психического развития.
Самые важные качества, такие как: речевые способности, координация в пространстве, внимание, усидчивость, концентрация и воображение, зависят от степени развития мелкой моторики у ребенка.
Мой опыт работы с детьми раннего возраста позволил мне выявить то, что у большинства детей не развита мелкая моторика. Дети с недостаточно развитой моторикой рук, зачастую чувствуют себя беспомощными, с трудом выполняя простейшие действия: неуклюже пользуются ложкой, неловко держат карандаш, не могут самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть пуговицу, развязать шнурки, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению. Это влияет на эмоциональное состояние ребенка и, как следствие, на его самооценку.
Одним из естественных специфически детских видов деятельности и эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность, что побудило меня заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их применения: новизна обстановки, как фактор удержания внимания, необычное начало работы, разнообразные яркие и красочные материалы, возможность выбора.
Рисование для ребенка играет особую роль, а использование нетрадиционных методов рисования доставляет детям яркие положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. В процессе рисования, дети учатся наблюдать, рассуждать, делать выводы. Эффективно развивается воображение и восприятие, внимание и усидчивость, происходит обогащение словарного запаса детей, формируются навыки контроля и самоконтроля. Необычные материалы и оригинальные техники, используемые в художественно-эстетической деятельности, вызывают интерес детей тем, что здесь нет абсолютно никаких запретов, можно рисовать, чем хочется и как хочется и даже придумать свою необычную технику. Все это помогает воспитателю развить личность ребенка, формировать в нем умение выражать свое творческое начало и свое собственное «Я».
Считаю, что проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте невероятно актуальна, так как она способствует развитию согласованности в работе руки и глаза, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Нарушение мелкой моторики у дошкольников значительно затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. И поэтому очень важно, начиная с раннего возраста, знакомить детей с разнообразием техник и способов нетрадиционного рисования, их особенностями, пробуждать в каждом ребенке веру в его индивидуальность, творческие способности. А также этот вид продуктивной деятельности делает руку ребенка уверенной, умелой, легко и свободно управляющей инструментом и тогда будет развиваться творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях, что конечно очень важно для успешного обучения ребенка в школе.
Цель: создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
‒ повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников;
‒ познакомить детей с приёмами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с различными материалами;
‒ развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
‒ создать соответствующую предметно-пространственную среду в группе, для самовыражения детей в творческой деятельности;
‒ способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме: И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», а также журнал «Дошкольное воспитание».
В игровом помещении создала развивающую предметно-пространственную среду: «Центр творчества», где располагаются все материалы нужные для работы по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. Дети могут свободно по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности при желании не только воспроизводить, но и проявить свои индивидуальные творческие способности, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня.
Для того чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у малыша возраста 3 лет, можно предложить ему выполнить несколько заданий в игровой форме. Это может быть «Пирамидка» (надеть на стержень кольца), можно дать задание собрать матрешки или другие мелкие предметы, застегнуть пуговицы на одежде и упряжку на обуви, завязать-развязать узелки на шнурках или ленточках. Нужно обращать внимание на то, в каком темпе он делает задания, на подвижность пальцев. Если он успешно выполнил все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень хороший результат. Если же у ребенка не получалось, задание сопровождалось раздражением, пальцы его не слушались, были малоподвижными – стоит по меньшей мере задуматься и уделить время развитию мелкой моторики.
Мониторинг уровня развития моторики у детей раннего возраста состоял из трех этапов:
1) Констатирующий, цель которого выявление особенностей развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
2) Формирующий, целью которого была создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
3) Контрольный , целью которого выявление динамики развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
На констатирующем этапе для достижения поставленной мной цели возникла необходимость разработки диагностической методики определения уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста. За ее основу были взяты исследования таких авторов как Нижегородцева Н.В. и Шадриковой В.Д.
Мной были выделены критерии развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, а так же к каждому критерию подобрала тестовые задания:
развитие точности движений;
развитие ритмичности движений;
развитие ловкости пальцев;
развитие силы кисти и выносливости пальцев;
развитие зрительного контроля движений
«Ладонь ‒ кулак», «Бусы»;
«Прятки»;
«Помоги ежику донести яблочко»;
«Дорожки», «Спрячь мышку»;
«Солнышко и дождик»;
На начальном этапе работы мной было обследовано 15 воспитанников группы раннего возраста. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально в игровой форме. Для этого я использовала следующие методы:
Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;
Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);
Анализ полученных данных.
Тестовые задания:
№ 1. «Ладонь-кулак».
Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)
№ 2. «Бусы в подарок маме» – нанизывание бусин на ниточку.
Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) и ловкость пальцев.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.
№ 3. «Прятки». Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.
Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.
№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» – застегивание и расстегивание пуговиц
(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы). Оценивается ловкость пальцев ребенка.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.
Не сформирован – ребенок не выполняет задание.
№ 5. «Дорожки», «Заборчик» – умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.
Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т.д.)
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.
№ 6 «Спрячь мышку» – штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.
Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения
№ 7. «Солнышко и дождик» – нанесение мазков краской на половину листа бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».
Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.
Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.
По полученным результатам, я определила, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности. У 42 % детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 41% сформирован в недостаточной мере и только у 15% сформирован в достаточной мере.
Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.
Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.
Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста в моей группе.
Целью формирующего этапа было создание педагогических условий, разработка и применение методики развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Работа строилась на основе общедидактических принципов последовательности и постепенного перехода от простого к сложному, с использованием не традиционных техник рисования и проводилась в подгрупповой и индивидуальных формах, с использованием наглядности, художественного слова, в игровой форме, на высоком эмоциональном подъеме.
Занимаясь рисованием с детьми раннего возраста, необходимо учитывать особенности данного возраста. Как показали результаты диагностики, у детей не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно регулировать силу нажима на бумагу, испытывают затруднения в точности движений, ловкости и выносливости пальцев. Поэтому моя работа началась с формирования у детей простейших навыков: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку), рисовать простые линии и формы, не выходить во время рисования за край листа бумаги или ограничительную линию. Применение нетрадиционных техник и приемов рисования (рисования пальчиками, ладошками, штамповка) дарили малышам яркие, незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, необычные впечатления от манипуляции со штампом.
При знакомстве с нетрадиционными техниками рисования, необходимо учитывать то, что рисование для детей – прежде всего игра, поэтому я старались не ограничивать детскую свободу, предоставляла малышам возможность поэкспериментировать.
Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
На контрольном этапе проведена оценка результативности работы. Использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода позволило мне изменить динамику развития у детей мелкой моторики рук: развитие точности движений на 27% (с 6% до 33%); развитие ритмичности движений на 14% (с 26% до 40%); развитие ловкости пальцев на 10% (с 13% до 33%); развитие силы кисти и выносливости пальцев на 20% (с 6% до 26%); развитие зрительного контроля движений на 27% (с 26% до 53%), что свидетельствует о том, что многие техники нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития и коррекции мелкой моторики у воспитанников.
Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста представлена в диаграмме.
Приложение 1
Диагностика развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
6%
40%
53%
13%
46%
40%
33%
46%
20%
2. Развитие ритмичности движений
26%
46%
26%
33%
53%
13%
40%
53%
6%
3. Развитие ловкости пальцев
13%
40%
46%
20%
46%
33%
33%
53%
13%
4. Развитие силы кисти и выносливости пальцев
6%
33%
60%
13%
46%
40%
26%
46%
26%
5. Развитие зрительного контроля движений
26%
46%
26%
40%
46%
13%
53%
40%
6%
Средний показатель
15%
41%
42%
24%
47%
24%
37%
48%
14%
Вывод:
1) использование в деятельности нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук;
2) наблюдается развитие точности движений на 27% (с 6% до 33%); развитие ритмичности движений на 14% (с 26% до 40%); развитие ловкости пальцев на 10% (с 13% до 33%); развитие силы кисти и выносливости пальцев на 20% (с 6% до 26%); развитие зрительного контроля движений на 27% (с 26% до 53%).
«__»_______20__г.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1015»
Диагностика
развития мелкой моторики
у дошкольников
Подготовила:
Учитель-дефектолог Иванова Е.В.
Москва, 2017
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.
Диагностики для младшего дошкольного возраста.
Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:
Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
- соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY»
- пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»
- 2 и 3 пальцы – “коза-дереза”
То же левой рукой.
Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
- с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»
- открыть глаза – повтор движений.
Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
- Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).
Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.
Оценка: односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка: инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие).
Оценка: нарушение кинестетической основы движения
Оценка результата воспитателем.
( + ) – 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
( – ) – 0,5 баллов – ребенок справился с помощью взрослого.
( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.
Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.
Задания для детей 3 – 4 лет
1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:
а) кончика носа;
б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.
Оценка-вывод. Правильно выполненное задание – норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.
2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10×10 см, перед которой
на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.
Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки – 15 секунд, для другой – 20 секунд.
3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).
Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.
4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть:
а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»
6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.
Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» – это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.
Задание для детей 4 – 5 лет.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
- Дорисуй прямую линию;
- Дорисуй волнистую линию;
- Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
- «Ладонь, кулак, ребро» – вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
- Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
- Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 – балла и ниже – низкий уровень;
2 – 2,5 баллов – средний уровень;
3 – 4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень)
У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень)
У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень)
У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга… Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», – пишет A.M. Мустафин.
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний – большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Диагностика развития мелкой моторики детей 5-7лет.
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя ребенка | Развитие графических навыков | |||
Срисовывание Образца | Штриховка | Графический диктант | Тест Керна Йерасика | |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Рекомендуемые задания для диагностики:
1. Развитие мелкой моторики
- Упражнения «Кольцо», «Зайчик» – пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
- «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
- Завязывание шнурков разной величины;
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
- Зрительные, слуховые диктанты;
- Д/И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
- задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
- дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).
4.Штриховка
- выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
- Задание по типу «Продолжи узор»;
- Графический диктант Д.Б.Эльконина.
6. Тест Керна Йирасика
- Срисовывание фразы «Он ел суп»;
- Срисовывание группы точек;
- Рисование фигуры человека.
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
7.Вырезание ножницами.
- Вырезание силуэта предмета
- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»
(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 5 баллов
Высокий уровень – задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60 – 80 баллов
Средний уровень – есть 2 – 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов от36 до 59 балла
Низкий бал – задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
- Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
- Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
- Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
- Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
- Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
- Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
- Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
- Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
- Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
- Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
- Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
- Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы
У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
Источник