Диагностика развития личности ребенка в начальной школе
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, психологические тренинги, деловые игры, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Диагностика личностного развития учащихся.
Оценка личностного развития учащихся начальной школы проводится в трех направлениях:
определение уровня и структуры мотивации;
диагностика самооценки в плане общего отношения к себе, а также отношение к различным сторонам своей личности (например, оценка волевых качеств);
отношение к другим и характер взаимоотношений с окружающими.
Диагностика мотивации учебной деятельности (методика Н.Г. Лускановой ) важна для понимания причин реализации или не реализации потенциальных возможностей (способностей) в успешности. При низкой общей мотивации к учению важна вероятность того, что успешность также будет невысока, или будет иметь тенденцию к снижению в будущем (к среднему звену).
Важно также по результатам диагностики выяснить причину негативного отношения к школе.
Это может быть:высокая сложность материала при невысоком интеллектуальном потенциале учащихся;
высокий темп освоения программы при замедленном типе восприятия;
большой объем информации для осмысления и запоминания, особенно при большой дополнительной нагрузке (внешкольные увлечения);
несоответствие типа восприятия и темповых реакций ученика и учителя, а также отсутствие взаимопонимания с учителем;
несложившиеся отношения в коллективе, отсутствие друзей;
неправильное поведение родителей в плане сопровождения учебного процесса, некорректное отношение к успехам и неудачам.
Диагностика самооценивания и отношения к различным сторонам собственной личности (методика «Лесенка самооценки» ) также важна для понимания развития ребенка. Заниженная самооценка может быть причиной неуверенности в себе, в собственных силах и возможности достижения результатов в какой-либо области. Результаты оценивания личностных качеств могут служить дополнительной информацией для учителя в плане взаимопонимания с учащимся.
Характер взаимоотношений с окружающими, наличие у ребенка друзей (или их отсутствие) также может быть причиной общего снижения мотивации и изменения отношения к школе (социометрия).
Показатели тревожности, эмоциональный фон и энергетика ребенка, а также данные по проективным рисуночным тестам снимаются при наличии личностных проблем и при индивидуальной работе с ребенком по запросу родителей или классного руководителя (тест Тэммл, Дорки, Амен; цветовой тест Люшера; проектировочные рисуночные тесты).
3
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагности-
ческие исследования
Достижение воспитатель-
ного результата
1-го уровня
1 раз в конце учебного года
Смыслоообразование.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
1. «Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н. Лускановой)
Не подлежат итоговой оценке
(неперсонифицированные)
Самоопределение.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
1. « Выявление уровня развития самооценки» методика В.Г. Щур
Не подлежат итоговой оценке
(неперсонифицированные)
Морально-этическая ориентация.
Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Решение предложенных ситуаций с целью оценки собственного поведения и поведения других с точки зрения нравственных, культурных норм.
2. Тест. Выявление удовлетворённости учащихся образованием.
3. Тест. Выявление отношения родителей к образовательному процессу.
Не подлежат итоговой оценке
(неперсонифицированные)
Сводная характеристика
достижений и положительных качеств обучающихся класса
Накопительная оценка: портфель достижений
Диагностика действия смыслообразования использовалась
“Анкета по оценке уровня школьной мотивации” (Н. Лускановой)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета с выбором ответа.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса
оценка за 1-й ответ
оценка за 2-й ответ
оценка за 3-й ответ
1
1
3
2
1
3
3
1
3
4
3
1
5
3
1
6
1
3
7
3
1
8
1
3
9
1
3
10
3
1
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Результаты: высокий уровень школьной мотивации
хорошая школьная мотивация
школа привлекает внеурочной деятельностью
низкая школьная мотивация
школьная дезадаптация.
Диагностика действия самоопределения была использована методика В.Г. Щур “Лесенка”.
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа.
Критерии оценивания
1-3 ступени – низкая самооценка – у _учащегося класса
4-7 ступени – адекватная самооценка – у _учащихся класса
8-10 ступени – завышенная самооценка – у _ учащихся
Диагностика морально-этической ориентации детям была предложена методика “Что такое хорошо и что такое плохо”.
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А. Нет
Б. Иногда
В. Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Анкета для учащихся
“Я и ценности моей жизни”(методика Е. Степанова)
Цель: поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека.
Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь – это _________________________________________________
Счастливый человек – это тот, кто…____________________________________
Больше всего я ценю в людях…________________________________________
Цель моей жизни заключается в том, что ________________________________
2. Назови самые большие твои желания:
Первое желание_____________________________________________________
Второе желание______________________________________________________
Третье желание ______________________________________________________
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наибольшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
– на уроке;
– в общественных делах;
– на занятиях кружка, клуба, секции;
– при проведении досуга;
– нигде;
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
– дома;
– в классе;
– в кружке, клубе, секции;
– в компании друзей;
– нигде;
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;
3 – скорее, согласен;
2 – трудно сказать;
1 – скорее, не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Утверждения
1. Я иду в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.
Методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)
Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты: Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 – в полной мере;
4 – в значительной степени;
3 – на достаточном уровне;
2 – в незначительной степени;
1 – практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.
Утверждения 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) 5 4 3 2 1
2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 4 3 2 1
3. Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1
4. Воля (умение не отступать перед трудностями) 5 4 3 2 1
5. Хорошие манеры поведения 5 4 3 2 1
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) 5 4 3 2 1
7. Образованность 5 4 3 2 1
8. Ум (способность здраво и логично мыслить) 5 4 3 2 1
9. Высокие жизненные запросы 5 4 3 2 1
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные решения) 5 4 3 2 1
11. Честность в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
12. Доброта в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
13. Чуткость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
14. Справедливость в отношениях с людьми 5 4 3 2 1
15. Терпимость к взглядам и мнениям других 5 4 3 2 1
Обработка полученных данных. При обработке результатов следует названные в анкете качества разделить на три группы: а) качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств; б) качества 6-10 – блок жизненной компетентности; в) качества 11-15 – блок морально-психологических качеств. Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителя по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Формирование личностных результатов происходит через уроки, классные часы, выставки, экскурсии, родительские собрания:
Уроки нравственности
1.Активность и пассивность
2.Ответственность и безответственность
3.“Тление и горение”
4.Поступок и проступок
5.Разумная и неразумная любовь
6.Красивое и безобразное
7.Зло и добро
8.Творчество – способ преобразования мира
Уроки толерантности
1.Кто я? Мои силы, мои возможности.
2.Что такое идеальное “Я”
3.Расскажи мне о себе
4.Я изменяюсь
5.Смысл жизни
6.Имею право
7.Талант и упорство
8.Мое будущее
Экскурсии и выставки
1. Краеведческий музей: экскурсия “История моего родного села, края.
2.Презентация выставки собственных рисунков.
3.Посещение музея детского творчества.
4. Посещение Детской школы искусств.
Творческий отчет класса
Классные часы:
Правила поведения в школе
Правила поведения в школьном автобусе
Каждой вещи свое место.
Мои обязанности в школе и дома.
Трудовые обязанности ребенка в семье.
О чем может рассказать дневник школьника.
Родительские собрания :
1.Значение творчества в жизни человека
2. Культура речи
3.Преобразование пространства средствами искусства
4.“Посеешь привычку-пожнешь характер, посеешь характер-пожнешь судьбу”
Источник
Педагогу необходимо знать интересы и увлечения
учащихся, взаимоотношения со сверстниками,
родными и взрослыми людьми, особенности
характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для
этого классный руководитель может
воспользоваться психолого- педагогическими
методами изучения личности младшего школьника.
Такие методы должны гармонично включаться в
воспитательную работу, не травмировать детей.
Результаты диагностических исследований можно
обсудить с психологом.
Психолого- педагогическая диагностика
является одним из компонентов педагогического
процесса. Психолого- педагогическая диагностика-
это оценочная практика направленная на изучение
индивидуально- психологических особенностей
ученика и социально- психологических
характеристик детского коллектива с целью
оптимизации учебно – воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика
выполняет следующие функции: информационную,
прогнозирующую ,оценочную, развивающую.
Информационная функция диагностики
заключается в том, чтобы:
- выявить относительный уровень развития
ребёнка; - выявить уровень состояния педагогического
взаимодействия; - определить основные параметры будущей
характеристики ученика.
Прогнозирующая функция диагностики
заключается в том, чтобы:
- способствовать выявлению потенциальных
возможностей развития учащихся; - определяет прогноз организации взаимодействия
с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается
в том, чтобы:
- иметь представление о результативности
педагогического взаимодействия; - определить эффективность использования в
педагогическом процессе различных
воспитательных и обучающих средств.
Развивающая функция диагностики заключается
в том, чтобы:
- использовать диагностические методики для
демонстрации ученику его возможностей и
перспектив развития; - создать условия для самореализации,
самоощущения и саморазвития личности на основе
диагностики.
Основные задачи диагностики в начальной
школе:
1 .Определить уровни развития ребёнка;
2 .Обнаружить изменения основных характеристик
и признаков личности в лучшую или худшую сторону
3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на
эталон).
4. Проанализировать полученные факты.
5. Установить причины изменений.
6. Выработать план дальнейшей коррекционной
работы по результатам диагностики.
Работая с диагностическими методиками,
классный руководитель должен придерживаться
следующих правил:
- Содержание диагностической методики должно
предполагать ожидаемый результат. - Диагностика должна быть достаточно
информативной и создавать широкое поле
исследовательской деятельности. - Результаты диагностического исследования
должны анализироваться компетентными людьми. - Любые результаты исследования должны служить
не во вред учащимся и родителям, а во благо. - По результатам диагностического исследования
должна проводиться систематическая
коррекционная работа. - Необходимость педагогической диагностики
должна разъясняться учащимся и их родителям.
Беседа является одним из главных методов
педагогической диагностики. Беседа может стать
важным способом в изучении интеллектуальной и
личностной сфер ребёнка, его индивидуальных
особенностей, существующих у него проблем. Этой
цели может служить беседа как с самим ребёнком,
так и со взрослыми, входящими в его окружение.
Отличие беседы от обычного разговора состоит в
том, что содержание её разворачивается вокруг
узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.
Ребёнок выступает в роли отвечающего на
вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В
связи с этим метод беседы имеет недостатки, а
именно: слабость анализа и синтеза информации
ребёнком; недостаточность рефлексивных
способностей; утомляемость и невнимательность;
сложность вербализации переживаний.
Позитивные результаты от беседы можно ожидать,
если:
- педагог обладает умением создавать
благоприятную атмосферу проведения беседы; - педагог обладает такими качествами. Как
тактичность, коммуникабельность; - педагог не делает поспешных выводов и не
навешивает ярлыков; - педагог обладает умением сочувствовать и
сопереживать другому человеку; - педагог умеет правильно формулировать вопрос.
Метод наблюдения дает возможность изучить
участие ребёнка в конкретном виде деятельности.
Наблюдение можно использовать тогда, когда
существует или назревает конфликтная ситуация и
необходимо сформировать объективное мнение о
поведении ученика и совершаемых их поступках.
Опросник дает возможность изучить
мотивацию действий учащихся, интересов
конкретного ребенка или группы класса в целом,
уровень тревожности учащихся класса.
Опросник эффективен при выявлении отношений
учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Проективные тесты позволяют изучить
отношение учащихся к миру, самому себе, значимой
деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты дают возможность выявить степень
влияния коллектива на личность и личности на
коллектив, позиции детей в коллективе и степень
их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты. Данные
тесты позволяют изучить отношение к коллективу,
семейные отношения, взаимодействие с педагогами
и родителями.
Сочинения помогают изучить интеллектуальные
умения учащихся, их кругозор, личностные
качества, отношение к мировым ценностям,
мироощущение ребенка.
Для диагностики личностных качеств и учебной
мотивации младших школьников можно использовать
следующие методики.
Мой портрет в интерьере.
Прежде чем ребята будут выполнять задание,
учитель показывает им рамочку для фотографий, на
которой можно разместить предметы интерьера
(книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.).
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и
поместить в рамку из различных предметов.
Предметы для рамки предлагается определить
самим учащимся. Предметы, которые включит ученик
в интерьер своего портрета, отражают главные
интересы его жизни.
Десять моих “Я”
Учащимся раздаются листочки бумаги, на
каждом из которых написано десять раз слово “Я”.
Учащиеся должны дать определение каждому “Я”,
рассказывая о себе и своих качествах.
Например:
Я – умный
Я – красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то,
какие прилагательные использует ученик для
своей характеристики.
Звезды эстрады.
Учащимся класса предлагается заранее выбрать
для себя любимую певицу или певца. Певец должен
быть одного пола с ребенком. Учащиеся также
заранее готовят фонограмму (сами или в этом им
поможет педагог). Задача ребенка – выступить
перед классом в образе выбранной звезды,
используя записи песни. Такая диагностическая
методика помогает преодолевать учащимся класса
боязнь, неуверенность, формирует положительное
отношение учащихся класса друг к другу.
Мои любимые вещи.
Учащимся класса предлагается заполнить анкету,
продолжая предложения.
- Любимый цвет – :
- Любимое имя – :
- Любимое дерево – :
- Любимый цветок – :
- Любимый плод – :
- Любимая ягода – :
- Любимый праздник – :
- Любимый день недели – :
- Любимый певец (певица) – :
- Любимое животное – :
- Любимая книга – :
Самореклама
Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету
для участия в конкурсе. В рекламе должны быть
описаны внешние данные и внутренние качества,
которые позволят победить в конкурсе. Главные
требования к саморекламе – искренность.
Сказки
Учащиеся младших классов с удовольствием пишут
сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких
произведениях они достаточно искренни,
рассказывают о своих радостях и горестях,
демонстрируют свои проблемы, которые требуют
решения. Большим успехом у учащихся пользуется
методика написания сказок. В начальной школе (1-2
– е классы) учащимся можно предложить написать
сказки на следующие темы:
- Сказка о моем портфеле.
- Необычная история об обычном дневнике.
- Сказочные каникулы.
- Необычные приключения обычного школьника.
- Сказочная история о том, как …
Учащиеся сами определяют тему “как” (как я
учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я
проспал и т.д.)
Составление сказочных историй помогает
учащимся бороться с проявлениями своих
негативных эмоций, неуверенностью, страхом,
отрицательными качествами характера.
Что у меня на сердце
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги
сердечки. Классный руководитель дает следующее
задание: “Ребята, иногда взрослые говорят, что у
них “легко на сердце” или ” тяжело на сердце”.
Давайте определим с вами, когда может быть
тяжело, а когда легко, и с чем это может быть
связано. Для этого на одной стороне сердечка
напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и
причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы
можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет,
который соответствует вашему настроению.
Диагностика позволяет узнать причины
переживаний ребенка, найти пути их преодоления.
Градусник
Перед процедурой диагностирования учитель
проводит предварительную беседу с учащимися, в
ходе которой он предъявляет предмет, который
есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог
объясняет ребятам, что при высокой температуре
человеку плохо, тревожно – 38, 40, 41 (цифры
записывает на доске). Нормальная температура
человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у
него все получается, он здоров. Температура у
человека может быть и 35. При такой температуре
человек испытывает слабость, усталость,
отсутствие интереса и желания что – либо делать.
После объяснения педагог предлагает учащимся
поиграть в игру. Он будет называть учебные
предметы, а ребятам предлагается
пофантазировать и назвать или написать ту
температуру, которая у них условно появляется
при назывании этого предмета. Например:
- Русский язык – 39
- Математика – 36,6
Это позволяет определить степень тревожности
младших школьников, которая связана с учебной
деятельностью.
Краски
Учащиеся класса получают набор красок или
фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На
каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый
кружок вписаны следующие предметы, связанные со
школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс,
физкультура, школа, урок, домашнее задание,
тетрадь. Задача учащихся – раскрасить кружки в
тот или иной цвет.
Если ребенок окрашивает предметы в темный или
черный цвет, это говорит о том, что он испытывает
негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Фотография
Эту диагностическую методику уместно
использовать в конце обучения учащихся в первом
классе. Им предлагается выступить в роли
фотографов – сделать снимок своего класса. Для
этого каждый ученик получает лист бумаги с
квадратиками (по количеству учащихся класса). В
этих квадратиках учащиеся должны разместить
себя и своих одноклассников, как на групповой
фотографии. Каждое “фото” ученик заменяет
именем своего одноклассника. Классный
руководитель обращает внимание на то, в каком
месте на фотографии ученик располагает себя,
своих друзей, своих одноклассников, с каким
настроением выполняет работу.
Настроение
Учащимся предлагается список учебных
предметов, которые они изучают. Рядом с каждым
предметом изображены три рожицы (веселая,
грустная, нейтральная). Ученику предоставляется
право выбрать ту рожицу, которая соответствует
чаще всего его настроению при изучении этого
предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.
Например:
- Математика (улыбающая рожица)
- Физкультура (грустная рожица)
Методика позволяет увидеть отношение
учащегося как к учению в целом, так и к изучению
отдельных предметов.
Школа будущего
Учащимся предлагается определить, что нужно
взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня,
а также, что брать не нужно. Для этого ребятам
раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+)
нужно брать, (-) не нужно брать.
Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя,
урок, то это говорит о том, что эти понятия
вызывают у ученика тревожность, что не
способствует формированию положительной
учебной мотивации.
Волшебник
Учащимся предлагается поиграть в волшебников.
Каждый получает волшебную палочку и превращает
школьные предметы в различных животных (по
своему усмотрению). Например, школьные учебники
раскладываются на столе, ученик подходит к столу,
касается волшебной палочкой учебника, и тот
превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить,
почему они превращают учебник именно в это
животное. Данная методика даёт возможность
выразить ребёнку своё эмоциональное
переживание, связанное с изучением каждого
учебного предмета.
Ранжирование учебных дисциплин
Учащимся класса предлагается проранжировать
(расставить по степени значимости для себя)
учебные дисциплины, которые изучаются в школе и
обосновать значимость каждого предмета одним-
двумя словами. Например, математика – интересно
и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные
интересы учащимся, определить, чем объясняются
учебные приоритеты учащихся.
Лесная школа
Учащимся предлагается намного пофантазировать
и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После
посещения лесной школы ребята должны
рассказывать о том, что они там увидели, ответив
на следующие вопросы:
- Как выглядит лесная школа?
- Какие предметы есть в расписании лесной школы?
- Кто учит зверят в лесной школе?
- Какой он – учитель лесной школы?
- Какие отметки ставят в лесной школе?
- Как учатся зверята в лесной школе?
Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе,
ребята передают свои ощущения и своё восприятие
учебного процесса, который сопереживают сами.
Если ребёнок описывает лесную школу негативно,
он сигнализирует нам о своих проблемах и
неудачах реальной школьной жизни.
Сочинение
Учащимся без предварительной подготовки и
специального предупреждения предлагается
написать сочинение по одной из следующих тем (по
выбору):
- Что я знаю о русском языке?
- Что я знаю о математике?
- Мой самый любимый предмет.
- Моё самое любимое занятие.
- Мой самый грустный день в школе.
- Мой самый счастливый день в школе.
- Мой выходной день.
- Что я думаю о моей учёбе в школе.
- Как я хочу закончить учебный год.
- Мои школьные трудности.
Сочинения можно анализировать по различным
критериям. Одним из критериев анализа является
выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет
сочинение и выбирает, к примеру, “Мой самый
грустный день в школе”, значит, эта тема или
проблема доминирует у него над всеми остальными,
вызывает тревогу, требует немедленного решения.
Содержание сочинения тоже очень много может
сказать классному руководителю: об интересах
учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях,
поиске решения и т.д.
Самое главное – чтобы сочинения ребят не
оставались без внимания взрослого. По
результатам работы над сочинением можно
организовать внеклассную работу с учащимися:
индивидуальную работу с учащимися:
индивидуальную консультацию, учебную помощь,
взаимопомощь и т.д.
Источник