Диагностика развития личности ребенка в деятельности детского объединения
Психолого-педагогическая диагностика на занятиях детского объединения
Романова Г.З., педагог дополнительного образования
МАУДО ЦДТ «Радуга»
Психолого-педагогическая диагностикаи оценка качества образования. Это два неразрывно связанных понятия. В дополнительном образовании нет государственных стандартов. Следовательно, стандартом для каждого педагога являются результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, а диагностика результативности – методом оценки качества образования.
Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов.
Определение «педагогическая диагностика» было предложено в 1968 году К. Ингенкампом (эта дата считается официальной датой рождения понятия «педагогическая диагностика»). По его мнению, педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества.
Отличительной особенностью педагогической диагностики является наличие специфического объекта диагностики – педагогического процесса. Педагогическая диагностика учитывает и прогнозирует те изменения педагогического процесса, которые обуславливают те или иные изменения в ученике. Иными словами, объектами педагогической диагностики являются: педагог, ученик, содержание педагогической деятельности, педагогические средства и методы, формы организации образовательного процесса, результаты педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер.
Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе.
Для ребенка она выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут.
Для педагога она направлена на выявление затруднений воспитанников как в предметной области, так в личностном плане с целью оказания помощи в преодолении выявленных затруднений.
Задачи педагогической диагностики
1. Обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода.
2. Обеспечить правильное определение результатов профессиональной диагностики педагога.
3. Свести к минимуму педагогические ошибки.
4. Установить предпосылки личности к получению дополнительного образования.
5. Определить условия для эффективного саморазвития личности ребенка.
6. Оценить деятельность педагога (самооценка уровня профессионального развития).
Функции педагогической диагностики (по Голубеву Н.К. и Битинасу Б.П.):
обратной связи (не контролируя своих действий, педагог не может управлять процессом формирования личности);
оценочная (оценка результативности педагогической деятельности основана на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями);
воспитательная (формирование системы отношений, ценностей, мотивации и стимулирования, включение каждого ученика в отдельности в реальную деятельность, побуждающую к созиданию);
коммуникативная (формирование навыков межличностного общения с учетом индивидуально-типологических особенностей участников образовательного процесса);
конструктивная (внесение изменений и педагогическая коррекция составляющих образовательного процесса);
информационная (информирование участников образовательного процесса о результатах педагогической диагностики или сохранение педагогической тайны);
прогностическая (прогнозирование, определение перспектив развития).
Этапы педагогической диагностики (по И.Ю. Гутнику)
Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики будет иметь следующий вид:
1. Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
2. Планирование предстоящего диагностирования.
3. Выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов).
4. Сбор информации о диагностируемом объекте.
5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация.
6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации.
7. Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и оценка педагогического диагноза.
8. Практическое использование результатов педагогической диагностики. Осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.
Методы педагогической диагностики
Существует классификация методов изучения личности и коллектива (по Фридману Л.М.):
По характеру участия в проведении исследования (пассивные и активные).
По времени наблюдения (одномоментные, долговременные).
По месту проведения (аудиторные, лабораторные).
По целям изучения личности (не экспериментальные, диагностические, объяснение явлений, определение возможностей развития).
В педагогике выделяют следующие методы педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.
В отличие от школы в дополнительном образовании доминирует альтернативная система оценки и отслеживания результативности продвижения учащихся (нет оценочной системы).
Дополнительное образование, несмотря на все его особенности, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня в качестве одного из требований к деятельности детских объединений дополнительного образования называют результативность.
Образовательная программа – главный документ педагога дополнительного образования. В сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут служить определенным стандартом для каждой конкретной образовательной программы в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения, а также формы и методы педагогической диагностики.
Многие педагоги говорят: «результат нашей работы и так хорошо виден. Это выступления на концертах (выставки, соревнования, показы и т.д.), участие и победы в различных конкурсах. Вот наши грамоты и дипломы». Это очень хорошо, это говорит об общем уровне коллектива и является одним из критериев результативности. Но в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть. А что же происходит с остальными участниками детского коллектива? Как оценить их результат? И здесь нам поможет образовательная программа, в которой прописаны критерии и формы оценки результата каждого воспитанника. Оба эти параметра соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе.
При подведении общих итогов диагностики результатов, прежде всего, следует обратить внимание на степень выполнения образовательной программы.
К образовательным результатам относятся: освоение образовательной программы, устойчивость интереса, сохранность контингента.
К результатам воспитательного воздействия относятся динамика личностных изменений воспитанников, характер отношений в коллективе, культура поведения, формирование жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях и т.д.
Если говорить о решении развивающих задач, то здесь обращается внимание на практические и творческие достижения, на творческую активность воспитанников, приобщение к культурным ценностям. Это результаты социального плана.
В дополнительном образовании используются следующие формы контроля освоения образовательных программ: собеседование, учебное тестирование, беседа, зачет, анкетирование, реферат, викторина, выполнение спортивных нормативов, экзамен, контрольные упражнения, диагностическая игра, анализ и защита творческой работы.
К формам предъявления результата можно отнести: участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках, концертах, спектаклях, открытые занятия, портфолио достижений, защита творческих работ, родительские собрания, компьютерные презентации и т.д.
Источник
ДИАГНОСТИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов
Психолого – педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
1. Информационную.
2. Прогнозирующую.
3. Оценочную.
4. Развивающую.
Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы выявить относительный уровень развития ребенка. Прогнозирующая функция способствует выявлению потенциальных возможностей развития ребенка и определяет прогноз организации взаимодействия с учеником. Оценочная функция дает представление о результативности педагогического взаимодействия. Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:
– использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
– создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:
- Определить уровни развития ребенка.
- Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или в худшую сторону.
- Увидеть норму и отклонение.
- Проанализировать полученные факты.
- Установить причины изменений.
- Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы:
– Беседа с учеником
– Беседа с родителями
– Беседа с педагогами
– Наблюдение
– Анкетирование
– Тестирование
– Сочинения
– Социометрия
– Ранжирование
– Графический и рисуночный тест
Метод беседы является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Наблюдение дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Тесты позволяют изучить отношение учащихся к самому себе, значимой деятельности.
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Сочинения помогают изучить в некоторой степени интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребенка.
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
1 класс
Диагностика «Градусник»
Проводится беседа, в ходе которой учащимся показываю предмет, который находится в каждом доме. Это – градусник. Объясняю, что при высокой температуре(пишу цифры на доске 38, 39, 40 градусов) человеку плохо, тревожно. Нормальная температура у человека – 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает – 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. Предлагаю поиграть в игру. Я называю учебные предметы, а ребятам предлагаю пофантазировать и написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
Русский язык – 39
Математика – 36,6
И т. д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Диагностика «Краски»
У учащихся набор красок, фломастеров или карандашей и лист бумаги с кружочками. Называю предметы, связанные со школой. Задача учащихся – раскрасить кружки, самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь, перемена и т.д. Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный, это говорит о том, что он испытывает учебные затруднения или тревогу.
Диагностика «Фотография»
Эту диагностику провожу в конце 1 класса. Детям предлагается выступить в роли «фотографов» – сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист с квадратиками по количеству учащихся класса. В этих квадратиках ученик должен разместить «себя» и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем. Педагог обращает внимание на то, в каком месте ребенок расположил на фотографии себя, своих друзей, одноклассников, с каким настроением выполняет работу.
2 КЛАСС
Диагностическая методика «Настроение»
Учащимся предлагается список предметов, которые они изучают во 2 классе.
Рядом с каждым предметом дети изображают рожицу, которая чаще всего соответствует его настроению при изучении этого предмета.
Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это дает возможность учителю использовать ее в в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать свое взаимоотношение с отдельными учениками.
«Школа будущего»
Учащимся предлагается определить, что должно быть в этой школе и чего быть не должно. На листах бумаги дети пишут под знаком (+), что должно быть и под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной мотивации.
3 КЛАСС
Диагностическая методика «Ранжирование».
Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучают в третьем классе, и обосновать значимость предметов одним – двумя словами. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.
4 КЛАСС
В четвертом классе успешно можно использовать сочинения и анкетирование, а также проективную методику, которая позволяет выявить отношение ученика к понятиям «плохой» и «хороший» и определить, как соотносит ученик определение с собственными достижениями.
– хорошая школа – это …
– плохая школа – это …
– хороший класс – это …
– плохой класс – это …
– хороший ученик – это …
– плохой ученик – это …
– хороший учитель – это …
– плохой учитель – это …
– хороший урок – это …
– плохой урок – это …
Диагностическая методика «Номинация»
Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:
– самый интересный учебный предмет
– самый полезный учебный предмет
– самый ненужный учебный предмет
– самый трудный учебный предмет
– самый легкий учебный предмет
– самый веселый учебный предмет
Затем учащимся предлагается придумать свою номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации.
Данная методика позволяет определить учебные приоритеты учащихся.
Диагностики для изучения детского коллектива
1 КЛАСС
Диагностическая методика «Урок физкультуры»
На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.
Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь коллектива.
«Солнце, тучка, дождик»
Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений.
В классе мне –
С друзьями мне –
Дома мне –
2 КЛАСС
Диагностическая методика «Пьедестал»
На листе бумаги пьедестал из пяти ступенек. На пьедестал возводят только тех ребят, кто по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Ученик имеет право оставить одну ступеньку и для себя.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
«Дом, в котором я живу».
Учащиеся заселяют дом значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и родители, и родственники, и друзья.
Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам, к учителю.
3 КЛАСС
Диагностическая методика «Аукцион»
Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс.
Если учащиеся выбирают слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что учителю есть над чем работать с детским коллективом.
4 КЛАСС
Сочинение «Самые памятные события из жизни моего класса».
Диагностическая методика «Необитаемый остров».
Ребята очень четко определяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют детей , которые не участвуют в жизни класса и тех кого класс отторгает.
Диагностические исследования личности учащихся
Помимо изучения детского коллектива, я уделяю большое внимание изучению личности каждого ученика. Изучаю интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этих целей тоже использую различные диагностики.
Диагностика .10 моих «Я».
Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.
Диагностическая методика «Что у меня на сердце».
На одной стороне сердечка, вырезанного из бумаги, ребенок пишет причины, когда у него на сердце тяжело , а на другой стороне – когда легко.
Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.
Источник