Диагностика развития личности ребенка с особыми потребностями

Диагностика развития личности ребенка с особыми потребностями thumbnail

Методы диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ

М.Ю. Шатрова

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета

г.Лесосибирск

Аннотация

В статье рассмотрены понятия и общая характеристика методов диагностики психологических особенностей детей с ОВЗ, охарактеризованы понятия «беседа», «эксперимент», выявлена классификация всех методов диагностики.

Ключевые слова

Метод, диагностика, наблюдение, беседа, эксперимент, тест, комплексная диагностика.

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития.

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка.

Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

– Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

– Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:

– Изучение общих сведений о ребёнке.

– Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

– Особенности развития мышления.

– Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления.

– Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

– Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Методами психологического изучения детей с нарушениями развития являютя: метод наблюдения, метод беседы, метод опроса педагогов (родителей), метод экспериментального изучения ребенка (психологический эксперимент). Экспериментально-психологические методики для обследования детей и подростков. Тесты (Тест Векслера, Тест «Прогрессивные матрицы Равенна», Тест структуры интеллекта Амтхауэра). Графические методы тестирования.

Раскроем содержание перечисленных методов

Метод наблюдения

С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.

По результатам наблюдения, выявив признаки нарушенного развития, делаются предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Метод беседы

Беседа предполагает получение психологом информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к психологу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.

Метод опроса педагогов (родителей)

Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться.

Метод экспериментального изучения ребенка

Этот метод – более “молодой” по сравнению с методом наблюдения. При его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Остановимся на этом подробнее.

Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент – это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций – экспериментально-психологических методик.

При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила:

– эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении;

– эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций;

– построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить, как он воспринимает помощь и может ли ею воспользоваться;

– экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

– результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.

Особенно внимательно надо отнестись к подбору методик для психологического обследования ребенка. В этом случае выбор определяется возрастом ребенка, социальными условиями его воспитания (семья, детский дом, длительная депривация), уровнем его интеллектуального развития, наличием или отсутствием речевых, двигательных или сенсорных нарушений.

Специфической особенностью психологического изучения детей является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка.

Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание ребенку дозированной помощи во время обследования.

Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн:

– простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;

– одобрение или стимуляция дальнейших действий, например, “хорошо”, “дальше”;

– вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

– наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;

– подсказка, совет действовать тем или иным способом;

– демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;

– обучение тому, как надо выполнять задание.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.

Еще одним направлением в изучении детей и подростков с отклонениями в развитии является метрический подход, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.

Тесты представляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.

В связи с тестированием необходимо остановиться на двух понятиях – надежность и валидность, – относящихся к психодиагностическим методикам. Надежность теста – это независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов (таких, как условия тестирования, личность экспериментатора и испытуемого, предыдущий опыт тестирования или его отсутствие и т.д.) [2].

– Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

– Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

– Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

– Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим. Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

– Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

– Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

– Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка [1].

Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.

Список литературы

1. Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Челябинск, Два комсомольца, 2013. — 256 с.

2. Прокопьева, А. М. Социально-образовательный проект: Методы психологического изучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Прокопьева. – Чебоксары, 2014. – 43 с.

Источник

Успех воспитательной деятельности во многом зависит от правильного учета и объективной оценки ее результатов. Для того, чтобы поставить реальные воспитательные задачи, правильно спланировать и организовать процесс воспитания, нужно знать то, что уже достигнуто в области формирования и развития личности. Речь идет о педагогической диагностике, которую следует отличать от психологической и от научного исследования, хотя между ними есть много общего. Цель педагогической диагностики, направленной на изучение процесса обучения и воспитания – отслеживать результаты воспитания и корректировать его. Она важна как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет такие ее функции:

  • контрольно-коррекционную (получение данных и корректировки процесса воспитания);
  • прогностическую (предвидение изменений в развитии учащихся в будущем);
  • воспитательную (осуществление воспитательного воздействия при диагностировании). Предметом анализа воспитателя являются, в основном, социально-нравственные качества учеников. Для того, чтобы оптимально спланировать внеклассную воспитательную работу, педагог должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

Наблюдения

Наиболее доступным и достаточно информативным является наблюдение. Во время наблюдения педагог может составить и описать отдельные факты, проявления деятельности, особенности общения, поведения школьников, в частности: мимику, пантомимику, речь и др.

Методика проведения наблюдения предусматривает:

  • определение цели и объекта наблюдения: какие именно качества и особенности планируется изучать и с какой целью (одновременно их должно быть немного);
  • планирование сроков наблюдения;
  • определение времени и способа фиксации результатов.

Рекомендуется вести дневник наблюдений, где на каждого ученика отведено место для записей.

Наблюдение дает возможность видеть внешние проявления поведения. Данные о личностных качествах, ценности, отношения, мотивы деятельности школьников можно получить путем анкетирования и других опросных методов.

Анкетирование

Анкета – это опросник с системой вопросов, каждый из которых направлен на изучение предмета исследования. Вопросы должны быть короткими, простыми, точными, однозначными, понятными и эмоционально насыщенными. Их должно быть не очень много.

Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

  1. Определение содержания анкеты. Это могут быть вопросы о жизненных фактах, интересах, мотивах, оценке, отношениях и тому подобное.
  2. Выбор типа вопросов. Вопросы могут быть открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы предполагают ответы испытуемого в свободной форме и разные по содержанию.

Закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа. Такие ответы очень легко обрабатываются количественно.

Полузакрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, одновременно исследуемому предоставляется возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

  1. Определение количества и порядка вопросов в анкете.

Следует отметить, что не всегда метод анкетирования является целесообразным и доступным для использования в процессе изучения развития лиц с умственной отсталостью.

Беседа

В работе с умственно отсталыми детьми применение метода беседы имеет свои специфические особенности, обусловленные интеллектуальной недостаточностью и личностной незрелостью этих детей.

Составляя план беседы, необходимо ориентироваться на пониженные интеллектуальные возможности, ограниченные представления об окружающей среде, недоразвитие речи умственно отсталых детей. Поэтому вопросы должны быть конкретными, лаконичными, доступными. Нельзя ставить двойных вопросов (вроде «Где и когда …?»), их надо разбивать на два отдельных. Отсутствие ответа не всегда означает, что ребенок не обладает соответствующей информацией. Чтобы убедиться в этом, стоит изменить форму вопроса или конкретизировать его. Учитывая недостаточную устойчивость внимания и плохую память ребенка, иногда стоит повторить вопрос.

В беседе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать также свойственные им замедленность познавательных процессов, а также высокую утомляемость. Беседа не должна содержать большого количества вопросов и быть изнурительной для ребенка. Поэтому, при необходимости, ее проводят в несколько этапов.

Социометрия

Социометрическое исследование дает возможность педагогу установить структуру желаемого общения учеников, тех отношений, которые он не может наблюдать.

Одни количественные показатели не раскрывают содержательную сторону личностных отношений. Поэтому необходима дальнейшая работа (наблюдения, беседы, сочинения), которая поможет выяснить, на какой основе строятся взаимоотношения в коллективе; являются ли наиболее популярные ученики действительно достойными уважения и симпатий одноклассников, о чем свидетельствует высокий коэффициент взаимности -об истинной сплоченности коллектива на основе позитивных целей или о тесном групповом контакте на основе негативных задач.

Для анализа данных можно предложить учащимся сочинение или беседу по следующему плану:

  • Дружный ли у нас класс?
  • Кого из учеников в классе любят больше всех? Почему?
  • Кого из учеников нашего класса не любят товарищи? Почему?
  • Любят тебя ученики класса или нет? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы все в нашем классе дружили?

Ответы каждого ученика могут дать материал для характеристики мотивов их отношений.

Планирование

Успех воспитания зависит от влияния многих жизненных факторов и условий, которые необходимо изучать и учитывать, планируя соответствующую работу в коллективе. А развитие самосознания рассматриваем не как приобретение личностью новых черт и характеристик, а как понимание себя как некоей целостности.

Организация воспитательного процесса в группе начинается с планирования соответствующей работы педагогом-воспитателем. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования дали основания для определения основных требований к планированию, среди которых можно выделить следующие:

  1. Четкость в определении общей цели и частных целей воспитания.

Целью воспитания в специальном образовательном учреждении для умственно отсталых детей является:

  • формирование личности ребенка через открытие ему мира в его целостности и многообразии;
  • социальное развитие личности, призванное способствовать ее вхождению в социум;
  • формирование комплекса личностных качеств и черт характера, которые стали бы основой повседневных действий, поступков, поведения;
  • формирование элементарных знаний, представлений, практических навыков и умений, которые гарантировали бы ребенку адаптацию к жизни, способность ориентироваться в ней, адекватно реагировать на явления, события и людей.

Общая цель воспитания реализуется путем определения и поэтапного достижения соответствующих целей, направленных на развитие познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы.

Существенным при этом является не только достижение сформированности у ребенка как субъекта воспитания тех или иных черт и характеристик, одобренных обществом в виде норм, ценностей, идеалов. Важно, чтобы они проявились в реальных действиях, поступках, и поведении. Иными словами, воспитание должно предусматривать целенаправленное воздействие на поведение школьника с целью выработки навыков и стереотипов поведения, которые принимаются в данном обществе. При этом воспитательные цели не должны отождествляться с содержанием или деятельностью педагога, а должны предусматривать ожидаемое развитие личности ученика на отдельных этапах обучения и воспитания.

  1. Конкретность и целеустремленность.

Содержание и формы внеклассной воспитательной работы должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Поэтому, в зависимости от намеченной цели на том или ином этапе, каждая форма работы будет иметь свою специфику использования.

  1. Ориентация на личность школьника.

В своей деятельности педагог-воспитатель должен опираться на программу воспитания с четко очерченным смыслом коррекционно-воспитательной работы. Ведь воспитание должно предусматривать формирование личности как поэтапного процесса.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник