Диагностика развития детей в доме ребенка
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
Панасенко О. С.,
магистрант кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова
научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Артемова Е. Э.
В современной России проблема сиротства носит, несомненно, актуальный характер. Согласно статистическим данным число детей, навсегда или временно оставшихся без попечения родителей, превысило миллион человек, что почти в 2 раза больше, чем в послевоенное время. Дети – будущее любого государства. И поэтому забота о детях – сиротах должна быть одним из приоритетных направлений внутренней государственной политики.
Особое место среди таких детей занимают дети раннего возраста. Эти дети уже с самого рождения подвержены различным неблагоприятным для их развития факторам. Прежде всего, к таким факторам относится депривация. Это такое состояние, кoтopoe xapaктepизyeтcя нeпoлнoцeннocтью каких-либо чyвcтвeнныx oщyщeний. Факторы депривации формируют cлoжнyю взaимocвязaннyю cтpyктypy, гдe oдин и тoт жe peбeнoк попадает под действие нескольких депривационных агентов. Они мoгyт влиять нa вce cтopoны пcиxичecкoгo paзвития, oт лeгкиx oтклoнeний дo oчeнь гpyбыx нapyшeний в paзвитии пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти и дeфopмaции xapaктepa (Лисина, Стребелева, Катаева, Гвоздев и др.).
Именно поэтому ранняя диагностика и коррекция, проводимые уже на первом году жизни, позволяют предотвратить развитие отдаленных последствий первичного нарушения и имеют огромное значение для дальнейшего развития ребенка.
Целью нашего исследования стало проведение комплексной диагностики общего развития детей сирот 2-3 лет в условиях Дома ребенка.
Нами была проведена общая диагностика развития 28 детей в возрасте от 2,1 – 2,7 лет. Исследование проводилось на базе ГКУЗ МО “Фрязинский специализированный дом ребёнка”.
Экспериментальная работа проходила в три этапа:
1 этап – изучение медицинской документации;
2 этап – диагностика уровня нервно-психического развития;
3 этап – обследование речи.
Анализируя данные медицинской документации на первом этапе констатирующего эксперимента, видно, что матери малышей, чаще всего, не обследуются в женских консультациях во время беременности (50%), ведут нездоровый образ жизни (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят – 60%), имеют ряд хронических заболеваний легких, лор – органов, почек, а также инфекционные заболевания (сифилис, трихомонадный кольпит) и кожные заболевания (чесотка, педикулез). Многие из них пытаются самостоятельно прервать беременность на ранних сроках (30%). Часто осложнено и течение родов (70 %). Все эти факторы в совокупности приводят к возникновению так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП), для которой характерно органическое повреждение клеток головного мозга и которая диагностирована у 100 % обследуемых детей. ПЭП является пусковым механизмом для развития таких нарушений, как задержки психомоторного и психоречевого развития.
На втором этапе констатирующего эксперименты мы провели диагностику нервно-психического развития (НПР) детей. Диагностика проводилась по модифицированной методике Е. А. Стребелевой. Модификация методики была осуществлена совместно логопедом и дефектологом Дома ребенка г. Фрязино. Детям предлагалось выполнить 10 заданий. Каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале, где 1 балл – не справился, 4 балла – справился самостоятельно.
Диаграмма 1. Результаты изучения уровня НПР в баллах.
На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.
График 1. Средние показатели коэффициента успешности выполненных заданий в процентах.
В соответствии с набранным общим количеством баллов и КУ детей, принимавших участие в эксперименте, мы условно поделили на IV группы по уровню нервно-психического развития:
I группа развития (10-12 баллов; КУ до 30%) – анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.;
II группа развития (13-23 баллов; КУ 31-60 %) –анализ результатов говорит о несформированности предпосылок для осуществления продуктивных видов деятельности (действия со вспомогательными средствами, интерес, зрительно-двигательная координация). В данном случае можно говорить о значительном недоразвитии интеллектуальных умений и навыков; к этой группе относятся 25 % (7) детей;
III группа развития (24-33 баллов; КУ 61-83 %) – дети этой группы имеют нерезко выраженное отставание (не более 2 эпикризных периодов) от нормы, у них повышен интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование). Кроме того, они демонстрируют заинтересованность в правильном выполнении и положительном результате своей деятельности; к этой группе относятся 75 % (21) детей;
IV группа развития (34-40 баллов; КУ от 84 %) – возрастная норма.
Диаграмма 2. Уровень НПР детей 2-3 лет Дома ребенка.
Наибольшую сложность в выполнении вызвали задания на способность выполнить несколько последовательных игровых действий, на соотнесение размеров составных частей одного предмета и в различении предметов по цвету. Это говорит о том, что у детей еще недостаточно сформирован процесс восприятия и процесс развития пространственных представлений.
Остальные задания выполнены примерно с одинаковой результативностью, но в целом общая успешность выполнения заданий достаточно низкая (не выше 65 %) и средний уровень НПР близок к нижней границе III группы развития.
На третьем этапе диагностики мы проводили обследование речевого развития детей на основе работ Е. Ф. Архиповой, С. Е. Большаковой, Н. Ю. Григоренко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, С. А. Цыбульского и др. Оно включало в себя 2 блока заданий, каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале. I блок – состояние импрессивной речи (задания 1 – 5): 1 балл – не понимает обращенную речь; 4 балла – понимает речь на бытовом уровне в полном объеме. II блок – состояние экспрессивной речи (задания 6 – 10): 1 балл – пользуется только жестами; 4 балла – говорит полными словами.
Диаграмма 3. Результаты изучения уровня импрессивной речи.
Диаграмма 4. Результаты изучения уровня экспрессивной речи.
На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.
График 2
Средние показатели коэффициента успешности выполненных заданий III этапа исследования: импрессивная речь (синяя кривая) иэкспрессивная (красная кривая)
Как и на втором этапе диагностики, дети были поделены на 4 группы по общему уровню речевого развития. Сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. 39,3 % (11 детей) узнают знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, выполняет только элементарные инструкции. Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами, звукоподражаниями. Фразовая речь малопонятна для окружающих, как правило, аграмматична. Эти детям по развитию речи относятся ко II группе развития. 61,7 % (17) детей понимают обращенную к ним речь взрослого, легко находят нужные предметы и выполняют те действия, которые предлагает взрослый, выполняют, как правило, более сложные инструкции. У них, как правило, имеется собственная речь, иногда фразовая, но фраза малопонятна для окружающих. Дети самостоятельно произносят названия знакомых предметов и действий, могут составить двусловное предложение, используя аморфные слова – корни. Эти детям по развитию речи относятся ко III группе развития.
Диаграмма 5
Уровень общего речевого развития детей 2 – 3 лет Дома ребенка
Проведенное исследование позволило комплексно оценить общее развитие детей – сирот третьего года жизни и наметить основные направления коррекционного воздействия.
Литература
- Доскин В. А. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие / Учебное пособие / Доскин В. А. – М.: Владос, 2007.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. – М.: Эксмо, 2011.
- Мишина Г. А, Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Коррекционная педагогика. – М.: Владос, 2010.
- Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Методическое пособие / Серебрякова Н. В. – СПб.: Каро, – 2005.
Источник
В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4–5-летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2–3-х месяцев жизни.
По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:
- Патология центральной нервной системы – 95-100 %, из них ПЭП – 75-80 %;
- Болезни органов чувств – 25-30 %;
- Кардиопатология – 65-70 %, из них ВПС –12 %;
- Заболевания кожи, костно-мышечной системы – 45-50 %
- Болезни мочевыводящих путей – 20-25 %;
- Болезни органов дыхания – 1 %;
- Болезни желудочно-кишечного тракта – 0,5 %;
Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП).
ПЭП – это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28–й недели беременности и до 8-го дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.
ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т. е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.
Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.
Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.
Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО) — вариант N.
Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.
При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.
Довольно часто встречаются у наших детей грыжи – пупочные, паховые, пахово–мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.
Часто звучит диагноз – инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать, нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.
Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.
То же можно сказать и о болезнях желудочно–кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.
Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфофункциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.
Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так, многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6–12-ти месяцам жизни. Всё зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.
Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.
В Дом ребёнка поступают дети не только от родителей-алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту “С” или “В”, положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.
Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6-ти месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребёнок заболевает гепатитом.
Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в домах ребенка является синдром Дауна.
Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.
Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.
Эпилептический синдром также является неблагоприятным.
Источник: Территория без сирот
Источник
Âîñïèòàííîñòü êàê ïåäàãîãè÷åñêîå ïîíÿòèå. Îñíîâíûå êðèòåðèè îöåíêè âîñïèòàííîñòè. Ìåòîäè÷åñêèå ðàçðàáîòêè ïåäàãîãè÷åñêèõ äèàãíîñòèê: íàáëþäåíèå, ñèòóàöèÿ ïîâåäåí÷åñêîãî âûáîðà, îïðîñíèê, èãðà è ïð. Ïðèìåíåíèå ïåäàãîãè÷åñêèõ äèàãíîñòèê â ïðàêòèêå.
Ðóáðèêà | Ïåäàãîãèêà |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 11.11.2015 |
Ðàçìåð ôàéëà | 27,9 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Äàòà | Ìî¸ íàñòðîåíèå ñåãîäíÿ | Íàñòðîåíèå ìîåãî êëàññà |
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îñíîâíûå êîìïëåêñû ïåäàãîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ. Îñíîâíûå òðåáîâàíèÿ ïðè ïðîâåäåíèè íàáëþäåíèÿ, åãî íåäîñòàòêè. Êëàññèôèêàöèÿ ïåäàãîãè÷åñêèõ ýêñïåðèìåíòîâ, èõ çíà÷åíèå. Ïîíÿòèå è ðàçíîâèäíîñòè òåñòèðîâàíèÿ. Ñîöèîëîãè÷åñêèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ.
ðåôåðàò [15,5 K], äîáàâëåí 25.04.2009
Âîñïèòàííîñòü êàê êîìïëåêñíîå ñâîéñòâî ëè÷íîñòè. Ìîòèâû ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè äåòåé, íðàâñòâåííûå çíàíèÿ, öåííîñòè, îðèåíòàöèè è ïîñòóïêè ó÷àùèõñÿ. Äåÿòåëüíîñòü ïåäàãîãà ïî îïðåäåëåíèþ óðîâíÿ âîñïèòàííîñòè øêîëüíèêîâ. Îñîáåííîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [716,4 K], äîáàâëåí 30.10.2012
Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ êîíöåïöèé âîñïèòàíèÿ. Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ ñîöèàëüíîé ïåäàãîãèêè. Êîìïîíåíòû âîñïèòàòåëüíîé ñèñòåìû øêîëû, åå öåëè è çàäà÷è. Ìåòîäèêè èçó÷åíèÿ âîñïèòàííîñòè ëè÷íîñòè. Àíàëèç ìåòîäèêè Êàïóñòèíà “Ýêñïåðòíàÿ îöåíêà óðîâíÿ âîñïèòàííîñòè”.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [35,9 K], äîáàâëåí 05.04.2012
Òåîðåòè÷åñêîå èçó÷åíèå ïðîáëåìû äèàãíîñòèêè óðîâíÿ âîñïèòàííîñòè äîøêîëüíèêîâ. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè è õàðàêòåðèñòèêà âîñïèòàííîñòè äîøêîëüíèêà. Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè óðîâíÿ âîñïèòàííîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ïðàêòè÷åñêàÿ ðàáîòà ïî äèàãíîñòèêå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,2 K], äîáàâëåí 18.10.2009
Ïðîáëåìû äèñëåêñèè è äèñãðàôèè ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ, êîìïëåêñ êîððåêöèîííûõ ìåð ïî èõ ïðåäóïðåæäåíèþ. Õàðàêòåðèñòèêà íàðóøåíèé ðå÷è ó ó÷àùèõñÿ 1 êëàññîâ. Ìåòîäû ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè óðîâíÿ ñôîðìèðîâàííîñòè íàâûêîâ ÷òåíèÿ è ïèñüìà ó äåòåé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [3,3 M], äîáàâëåí 18.05.2015
Èññëåäîâàíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé ëèòåðàòóðû ïî äèàãíîñòèêå ýñòåòè÷åñêîé âîñïèòàííîñòè ó÷àùèõñÿ íà÷àëüíûõ êëàññîâ. Àíàëèç è ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè ýñòåòè÷åñêîé âîñïèòàííîñòè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. Óðîâíè ñôîðìèðîâàííîñòè ýñòåòè÷åñêîé âîñïèòàííîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [881,8 K], äîáàâëåí 19.03.2012
Âèäû ïåäàãîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ íàáëþäåíèÿ â ñïîðòå. Îáúåêòû ïåäàãîãè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ. Ñïåöèôè÷åñêèå ïðèåìû ðåãèñòðàöèè íàáëþäàåìûõ ÿâëåíèé è ôàêòîâ. Ïåäàãîãè÷åñêèé àíàëèç è îöåíêà. Ïîäãîòîâêà èññëåäîâàòåëÿ ê ïðîâåäåíèþ ïåäàãîãè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ.
ðåôåðàò [29,2 K], äîáàâëåí 13.11.2009
Ðàññìîòðåíèå îñíîâíûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ìåòîäîâ îçíàêîìëåíèÿ äåòåé ñ òðóäîì âçðîñëûõ: ýêñêóðñèè è áåñåäû ñ ëþäüìè ðàçëè÷íûõ ïðîôåññèé, íàáëþäåíèå çà ïðîöåññîì ðàáîòû, ñîâìåñòíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ýôôåêòèâíîñòü ïðèìåíåíèå èãðû â òðóäîâîì âîñïèòàíèè øêîëüíèêîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,1 K], äîáàâëåí 08.02.2010
Òåîðåòè÷åñêèé îáçîð ëèòåðàòóðû ïî ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ âàëåîëîãè÷åñêîé âîñïèòàííîñòè ó ó÷àùèõñÿ âòîðûõ êëàññîâ. Àíàëèç îñóùåñòâëåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîãî ìîíèòîðèíãà â øêîëå. Èçó÷åíèå ñîñòîÿíèå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ âàëåîëîãè÷åñêîé âîñïèòàííîñòè â ïðàêòèêå øêîëû.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [522,9 K], äîáàâëåí 13.10.2014
Àíàëèç ôåíîìåíà ñàìîîöåíêè â ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ. Èãðà-äðàìàòèçàöèÿ êàê ñðåäñòâî ôîðìèðîâàíèÿ àäåêâàòíîé ñàìîîöåíêè ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà. Ïîíÿòèå èãðîâîé äåÿòåëüíîñòè â ïåäàãîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [289,2 K], äîáàâëåí 28.11.2013
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник
Методики психологической диагностики.
Василенко О.Н.
№
Методики
Возраст
Назначение методики
Краткое описание методики
1.
«Лесенка»
с 3 – 7 лет
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
2.
Методика
«Человек под дождем»
с 6 лет
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
3.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4.
Методика
«Домики» Ореховой О. А.
4 – 12 лет
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
- степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
- актуальные для ребенка ценности;
- предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
- варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
5.
Методика ДДЧ
(Дом-Дерево-Человек)
с 5 лет
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
6.
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
3,5 – 7 лет
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
7.
Hand-тест
(тест руки)
с 5 лет
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
8.
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
с 5 лет
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
9.
Тест Сонди
с 6-7 лет
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
10.
Методика
«Несуществующее животное»
С 6 лет
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
11.
Методика
«Контурный САТ-Н»
3 – 10 лет
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
12.
Методика
«Автопортрет»
с 6-7 лет
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
13.
Цветовой тест Люшера
с 3,5 лет
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
14.
Методика «Кактус»
с 4 лет
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
15.
Рисунок семьи
с 4 лет
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
16.
Тест
«Эмоциональные
сферы»
с 6 лет
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
17.
Тест «Сказка»
с 3,5 лет
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
18.
Методика
«Аппликация»
с 6-7 лет
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
19.
Методика
Рене Жиля
с 5 лет
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
20.
Методика
«Два дома»
3,5 – 6 лет
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
21.
ЦТО – Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
С 6 лет
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
- В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.
22.
Методика
“Мозаика”
С 6 лет
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать “в пользу другого” или “в свою пользу”.
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
23.
Интервью “Волшебный мир”
(Л. Д. Столяренко)
С 5 лет
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
24.
Тест животных
Рене Заззо
С 5 лет
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник