Диагностика развитие ребенка в театрализованной деятельности
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею………………………………………………..
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения…………………………………………………………
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение…….
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы…………………………………………………………
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»……………………………………………………………………………………. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми…………….
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому…………
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики……………………………
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации……………………………………………………………………..
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах………………………………………………………….
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям………………………………………………………………………………..
14. Ребенок обладает лидерскими качествами………………………..
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью……………………………………………………………………..
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации………………………………………………
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам………………….
18. Ребенку присущи качества – настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты………………………………….
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)……………………………………………………..
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности………………………………………………….
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации,
костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей;
гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Материал скопирован с сайта: https://dramateshka.ru/index.php/theatre-in-kindergartens/4233-tema-17-pedagogicheskaya-diagnostika-teatralizovannoyj-deyateljnosti-deteyj-doshkoljnogo-vozrasta#ixzz2bAeoBpb2
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Источник
Инна Бедина
Диагностика театрализованной деятельности
Диагностика театрализованной деятельности
Основным видом деятельности у дошкольников является игра. Игры у детей можно рассматриваться как импровизированные театральные постановки. А ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. Поэтому особое значение в детских садах отводится театрально-игровой деятельности, как способу развития творческих способностей детей, а самое главное социализации ребенка.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста последствием театрализованных игр необходимо
– чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей
– педагогическое сопровождение должно быть построено с учетом постепенного нарастания самостоятельности ребенка
– театрально-игровая среда должна быть динамично-изменяющейся (от элементарного к более сложному).
Так в младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных игр (куколки, матрешки, звери и другие мелкие образные игрушки).
А в средней группе должны уже создаваться условия для коллективных режиссерских игр. Кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, который способствует развитию воображения, а педагог занимает позицию помощника.
Старший дошкольный возраст является периодом расцвета театральной игры, которая становится полноценной совместной деятельностью: «ребенок-воспитатель», «ребенок-ребенок».
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков позволяет говорить о развитии творческих способностей ребенка.
В современной педагогике существует ряд различных диагностических методик, которые позволяют выявить творческий потенциал ребенка.
Вот некоторые из них.
Первый вариант диагностики основан на опросе родителей, где им предлагается, используя варианты ответов «да» или «нет», рассказать о творческих возможностях своего ребенка. А мы, педагоги, суммируя и анализируя результаты ответов, можем отнести его к той или иной группе:
либо это «режиссер»;
либо это «декоратор»;
либо это «актер»;
либо это «зритель»;
И еще можно соотнести эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
Второй тип диагностики основывается на изучении игровых интересов и предпочтений старших дошкольников. Анализируя ответы детей, обращаем внимание на интересы ребенка и относим его к той или иной позиции в театрализованной игре.
Третий вид диагностики – это диагностика, основанная на базе творческих заданий. Задания могут быть самые разнообразные, такие как:
1. разыграть сказку, используя на выбор театры (настольный, кукольный и т. д.);
2. создание спектакля по сказке (подобрать персонажей, озвучить героев соответствующей интонацией и т. д.)
3. подобрать декорации к знакомой сказке;
Анализируя активность детей в ходе выполнения этих творческих заданий так же можно распределить детей в определенной позиции, в которой у него лучше всего получается.
И, конечно же, традиционная диагностика, нам ее предлагает Т. С. Комарова, обычно она проводится на начало и на окончание учебного года и основывается на следующих критериях…
Ценна она для нас тем, что в ней лежит метод отслеживания, наблюдения. Позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы и наметить работу для проведения индивидуальных занятий.
В заключение хотелось бы сказать, что театрализованная деятельность не только развивает творческие способности ребенка, но и является ненавязчивым педагогическим средством в достижении воспитательных целей, ведь тематика их безгранично многообразна, а ребенок в игре испытывает удовольствие и радость.
Источник