Диагностика психомоторного развития ребенка до 1 года

1. Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня – психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы:
1) до 1 года – 1 раз в месяц;
2) до 3 лет – 1 раз в 3 месяца;
3) с 3 до 6 лет – 1 раз в 6 месяцев.
После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.
2. Показатели нервно-психического развития на 1-м году жизни В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется первая улыбка; держит голову лежа на животе.
В 2 месяца следит взглядом за движущимся предметом. Ищет источник звука поворотом головы. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Улыбается в ответ на речь взрослого.
3 месяца. Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, фиксирует взгляд на неподвижном предмете, находясь в любом положении, отчетливое слуховое сосредоточение, отмечается опора на предплечье лежа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направленные движения рук к игрушке, отводит руки от плеча, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью.
4 месяца. Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлексов Керинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей; узнает мать, поворачивает голову на звук, громко смеется, поворачивается со спины на живот, рассматривает руку, захватывает, ощупывает игрушку, поддерживает рукой бутылочку или грудь матери при кормлении.
5 месяцев. Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Отличает чужих от близких, различает тон, с которым к нему обращаются. Поворачивается со спины на живот, стоит с поддержкой, не подгибая ног, берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Продолжительно гулит; адекватная реакция оживления или страха; различает близких и чужих, ласковый и строгий тон.
6 месяцев. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке, садится, перекладывает игрушку в руках. Появляются элементы лепета; ест с ложки. Начинает формироваться внимание.
7 месяцев. Хорошо ползает и сидит. Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. На вопрос “где?” находит предмет, пьет из чашки, которую держит взрослый. Подолгу лепечет, реакция страха сменяется интересом при обращении взрослого.
8 месяцев. Самостоятельно садится, сидит, самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее. Игрушками занимается долго, громко повторно произносит различные слоги. По просьбе родителей произносит различные слоги. По просьбе взрослых делает “ладушки”, “до свидания”. Сам держит печенье, корочку хлеба, сухарики, яблоко. Общается с помощью жестов. Узнает близких по фотографии.
9 месяцев. Ходит при поддержке за обе руки. Действует с предметами по-разному, подражает слышимым слогам, по просьбе взрослых делает определенные действия. Знает свое имя, умеет пить из чашки, спокойно относится к высаживанию на горшок, общается с помощью жестов.
10 месяцев. Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее. Открывает, закрывает коробку, матрешку, вкладывает один предмет в другой. Подражает разным слогам взрослого. Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого, пьет из чашки. Показывает части лица другого человека. Произносит первые односложные слова “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба”. Любит играть с другими детьми.
11 месяцев. Стоит самостоятельно, без опоры, ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидок. Делает несколько шагов без опоры. Понимает первые обобщения – куклы, машины, кубики, мячики. Показывает части своего тела. Увеличивается запас лепетных слов, упрощенных слов. Реакция торможения при слове “нельзя”.
12 месяцев. Самостоятельно ходит без поддержки, выполняет простые поручения. По назначению использует расческу. Произносит 8- 10 слов, сам берет чашку и пьет. Подбирает предметы по формам.
1 год 3 месяца. Играя, различает два разных по величине предмета. Ходит долго, меняет положение – может приседать, наклоняться. Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиды). Быстро расширяет запас понимаемых слов, произносит отдельные слова, самостоятельно ест ложкой густую пищу.
1 год 6 месяцев. Из предметов разной формы подбирает предметы такой же величины, уверенно перешагивает через препятствия. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет. Находит по слову среди нескольких предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1 год 9 месяцев. Играя, различает три разных по величине предмета. Умеет ходить по поверхности шириной 15- 20 см и на высоте 15- 20 см над полом. Выполняет несложные постройки из кубиков: домик, ворота, скамья. Понимает несложный рассказ, отвечает на вопросы, обозначает действиями, пользуется двухсложными выражениями, частично одевается с небольшой помощью, надевает шапку, колготки.

Читайте также:  Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене

Источник

Каждая мама следит за развитием своего малыша и хочет, чтобы он рос здоровым. Молодым родителям важно знать, когда их ребенок начнет держать голову, сидеть, встанет на ножки. Комплекс двигательных навыков и психических реакций обозначается термином «психомоторное развитие».

Чтобы определить, соответствует ли формирование психики и моторики младенца его возрасту, нужно сравнить параметры его развития со средними показателями, которые считаются нормой. Особое значение психомоторное развитие имеет в первые 12 месяцев жизни.

Календарь психомоторного развития малыша от рождения до года

Учитывая показатели развития множества здоровых малышей, сотрудники ВОЗ разработали календарь психомоторного развития детей, который отражает основные навыки и рефлексы младенцев в соответствии с возрастом. Основные критерии календаря:

  • эмоциональные и поведенческие реакции;
  • голосовые реакции и речевое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • рефлексы и двигательная активность.

С рождения и до 1 года дети развиваются наиболее интенсивно. Основные показатели и достижения малышей первого года жизни по месяцам можно увидеть в таблице.

Возраст (месяцев)Двигательная активность, рефлексыСтатические навыкиСенсорное развитиеГолосовые и речевые навыкиЭмоциональная сфера, поведение
1Развиты врожденные рефлексы (сосательный, хватательный).Может удерживать голову в горизонтальном положении, к концу периода может лежать на животике.Ребенок начинает прислушиваться, сосредотачиваться на определенных звуках, вздрагивает от резких шумов. В этот период он способен непродолжительное время рассматривать окружающие предметы, останавливает взгляд на необычных вещах.Появляются отдельные гласные звуки, начинается «гуление».Малыш проявляет недовольство при возникновении раздражителей в виде громкого звука или яркого света, на мгновение фиксирует взгляд на лице человека.
2Для этого этапа характерны повороты головы во все стороны.Формируется навык удерживания головы в вертикальном положении (несколько секунд).Появляется способность продолжительное время следить за перемещающимся объектом. Грудничок улавливает звуки, сосредотачивается на них, поворачивает голову в сторону источника звука.Младенец часто «гулит», звуки становятся разнообразными.Малыш фиксирует взгляд на лице, даже если оно перемещается, улыбается, когда с ним кто-то говорит, узнает голоса близких, радуется при появлении мамы.
3Постепенно пропадают безусловные рефлексы, свойственные новорожденным. Младенец тянется в сторону привлекшей внимание игрушки.Мышцы шеи развиты хорошо, ребенок отлично удерживает голову. Малыш начинает опираться на колени в лежачем положении.Активная реакция на звуки и привлекающие внимание яркие предметы. Частое и длительное сосредоточение на новых, необычных вещах.Из звуков составляются целые цепочки, дитя активно и продолжительно «гулит».В ответ на обращение родственников появляется улыбка, эмоции взрослых вызывают у малыша комплекс оживления.
4Возникают первые контролируемые движения рук, малыш более уверенно берет и держит игрушки. Появляется навык переворота со спинки на бок.Первые попытки опереться ножками при нахождении в вертикальном положении. Лежа на животе ребенок хорошо опирается на предплечья.Хорошая фиксация на звуках и предметах. Младенец начинает рассматривать игрушку, находящуюся в его руке.«Гуление» может напоминать распевание. Звуковые сочетания варьируются, меняется сила и интонация издаваемых звуков. Малыш пробует произносить звуки, формируемые губами, такие как «б» и «м».Громкий смех и крики радости возникают при эмоциональном обращении близких людей к малышу. По-прежнему ярко проявляется комплекс оживления при контакте с хорошо знакомым человеком.
5Первые перевороты со спины на животик, протягивание руки к любимой или новой игрушке.Дети пробуют стоять при поддержке за подмышки. Опорой становятся кончики пальцев ног.Все больше привлекают внимание предметы ярких расцветок. Возникает желание тактильного изучения предметов.Звуки приобретают ритмичность, образуют уверенные цепочки.Проявление радости при встрече с другими малышами. Ребенок различает интонации взрослых, понимает ласковое обращение и строгое. Распознавание родных и посторонних людей становится более дифференцированным, может возникать страх и плач при виде незнакомых людей.
6Попытки перевернуться с живота на спину. Перенос предметов из руки в руку.Опора на вытянутые руки лежа на животе. Малыш начинает самостоятельно сидеть.Слежение за упавшей игрушкой.В полгода малыш начинает лепетать, менять интонацию, появляется выразительность, меняется тональность.Формируется стандарт поведения со своими и чужими.
7Координирует руки и ноги, играет с собственными ножками в положении лежа. Активно тянется к игрушкам, когда сидит или переворачивается.Малыш сидит на твердой поверхности, держит спинку, пытается пружинить на ножках, может стоять на стопе при поддержке.Меняет положение тела, когда нужно дотянуться до игрушки.Лепет совершенствуется.Проявляет требовательность, когда хочет внимания к себе, манипулирует при помощи плача, копирует движения взрослого.
8Берет игрушки в обе руки одновременно.Появляется навык ползания при помощи рук. Ребенок сам ложится и садится.Малыш кивает, мотает головой, выражая согласия и отрицание.Произношение слогов «ба», «ма», «да».Активно развиваются эмоциональные реакции на обращение взрослых.
9Намеренно бросает предметы, может самостоятельно играть.Уверенно сидит, стоит с поддержкой за руки.Откликается на имя. Музыка вызывает желание танцевать.Соединение одинаковых слогов «мама», «папа», «баба».Возникает желание контактировать с людьми на уровне эмоций и игры. Копирование действий других малышей. Выполнение просьб «дай» и «возьми».
10Совершает целенаправленные действия, складывает пирамидку, открывает и закрывает крышки. Появляется захват большим и указательным пальчиками.Может переступать при поддержке за одну руку. Хорошо ползает, стоит с опорой.Имитирует поведение взрослого.Первые простые слова, которые употребляются в соответствии с ситуацией.Копирование взрослых, взаимодействие с другими детьми в игре, развитие мимики.
11Щипковый захват предметов подушечками двух пальцев.Устойчивость без опоры, ползание на четвереньках. Шаги с поддержкой за ручки.Понимает запрещающие слова, выполняет просьбы.Появляются слова из двух разных слогов.Приветствие и прощание рукой.
12Игра с игрушками длится более часа.Ходьба с опорой на стену и самостоятельно.Понимает сложные просьбы, узнает места, где бывает часто.Словарный запас 5-8 слов.Делится игрушками, ищет спрятанное. Целует и обнимает близких.
Читайте также:  Значение различных видов деятельности на психическое развитие ребенка

Психомоторное развитие недоношенных малышей

Психомоторное развитие ребенка, родившегося раньше срока, может формироваться медленнее, чем у сверстников, появившихся на свет в срок. В первые 6 месяцев жизни у недоношенных младенцев психические функции и моторные навыки развиваются менее активно и отстают от показателей, указанных в календаре ВОЗ. Однако к 8-9 месяцам такие малыши могут достичь необходимого уровня по всем критериям.

В 1-1,5 года задержка в формировании моторики у преждевременно рожденных детей полностью ликвидируется. К 18 месяцам эти дети способны понимать речь в соответствии с возрастом, но активное использование собственной речи и запас слов может по-прежнему не соответствовать норме.

Словарный запас и речь недоношенных детей полностью формируются к 3 годам, если родители уделяют ребенку достаточное количество времени. Если к этому возрасту отставание в психомоторном развитии все еще ощущается, то ребенку требуются коррекционные занятия.

Причины и симптомы задержки

Задержка психомоторного развития может проявляться у малышей различными симптоматическими комплексами. Среди основных симптомов выделяют:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • социальную незрелость;
  • нарушение когнитивных функций (память, восприятие, внимание).

Причины таких отклонений могут быть обусловлены врожденными или приобретенными патологиями. Если задержка в развитии отмечается у малышей от 1 до 12 месяцев, то она может проявляться в результате осложнений, возникших в период внутриутробного формирования плода (плацентарная недостаточность), во время родов (асфиксия) или сразу после рождения (ядерная желтуха).

Часто причинами отставания становятся генетические патологии (синдром Дауна) и наследственные нарушения обменных процессов (фенилкетонурия), длительно протекающие соматические и инфекционные заболевания, отклонения в работе эндокринной системы. Кроме того, задержка в психическом развитии может быть следствием недостатка внимания и ухода за малышом в раннем периоде.

Возможные последствия задержки

Задержка в развитии психомоторных функций может приводить к различным последствиям. В случае оказания своевременной помощи и лечения малыш полностью компенсирует отставание и достигает уровня развития, соответствующего возрасту.

При длительном отсутствии коррекционных занятий у детей может нарушиться процесс адаптации к окружающей среде, так как задержка в формировании моторики до 6 месяцев нарушает процесс знакомства с окружающим миром, поэтому страдает и психическое развитие. В некоторых случаях, при отсутствии лечения, такое отставание становится причиной установления инвалидности, поэтому родители и врачи должны внимательно следить за формированием необходимых навыков у малыша в течение первого года жизни.

Занятия на развитие психомоторных процессов

При диагностировании у ребенка задержки психомоторного развития специалисты рекомендуют родителям подобрать программу, которая поможет сформировать у малыша необходимые психические и моторные навыки. Существуют специальные комплексы занятий, разработанные для детей первого года жизни.

В коррекционных занятиях используются методы, направленные на развитие сенсорных навыков малыша, его мелкой моторики и двигательной координации. Педагог, занимающийся с ребенком, должен также прилагать усилия в направлении речевого развития, выработки коммуникативных навыков. Общение с малышом во время занятия строится в игровой форме, активно задействуются игрушки и другие обучающие материалы.

Источник

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш малыш развивается правильно, обращайтесь к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ!

Источник