Диагностика психологического развитие ребенка школьного возраста

Диагностика психологического развитие ребенка школьного возраста thumbnail

        Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.

        Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы – это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

– первичная диагностика – в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

– вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);

– итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации

 (4 занятия).

Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

– определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

– выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

– определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

– определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

– оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

– изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

– уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;

– оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

        Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: – определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

– выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

– определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

– определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

– оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

– изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

– уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

– оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

– сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

– изучение личного дела;

– подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально – психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.

1.1. Сфера воспитания:

Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет рост

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

От 7 лет до 15лет

От 7 лет до 15 лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально – психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 5 лет до 10лет

От 6 лет до 14 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 5 лет до10 лет

От 8 лет

Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи.

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

«Графический узор»

«Тест Пьерона-Рузера»  «Лабиринт»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»

«Домик»

2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

Тревожность

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет.

От 11 до 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 10лет

Тест “Лесенка” (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 5 лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3.2. Нарушения в поведении

Цель: выявление нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения

От 12 лет до 15 лет

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных анализа, психолог делает вывод  о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.

4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,

Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003

6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

9. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности  к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.

13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

14. Психолого – педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.

15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.

16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.

17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая  диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева,  Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.

Читайте также:  Развитие не родившегося ребенка фото

19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального                         обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»

Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста

СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»

Социально-реабилитационное отделение

Возраст от 5 до 15 лет

Срок реализации 12 занятий

Составитель:

Берлянчик О.С.

Должность: психолог

Санкт-Петербург

2017

Источник

Название методики

Источники

I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных
её

компонентов

Операциональные характеристики деятельности ребёнка

1.

Методика Пьерона-Рузера

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

          2.

Корректурная проба

1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.  – М.: Роспедагентство, 1994.

3.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

        3.

Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического

 развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.

Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      4.

Графический диктант

по Д.Б. Эльконину

 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.

2.  Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.,
1988.

Особенности мнестической деятельности

      5.

Запоминание двух фраз

 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,
1999.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      6.

Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)

Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности

       7.

Исследование представлений о величине (на предметном уровне)

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и
ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

8.

Разрезные картинки

(есть у Е.А. Стребелевой)

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

9.

Кубики Кооса

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

10.

Прогрессивные матрицы             Дж. Равена (Цветные матрицы
Равена – детский вариант)

1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке  психического развития ребенка:  дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Особенности сформированности понятийного мышления

11.

 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

12.

Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.

Исключение предметов      (4-ый лишний)

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994

Вербально-логический компонент познавательной деятельности

Выбор простых аналогий

(с 7 лет)

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:
 дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

Читайте также:  Образ матери в психическом развитии ребенка

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Подбор парных аналогий

(с 7 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –
СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Выделение существенных признаков (с 7 лет)

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:
 дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Определение понятий (с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Исключение понятий

(с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Установление последовательности событий (с составлением рассказа)

1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием

Свободный рисунок (человек, школа, др.)

 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

Изучение индивидуально-психологических особенностей

Тест тревожности
Р.Теммл, М. Дорки,

В.
Амен

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к
школе.  Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. – С. 19-28.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.

Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования
детского самосознания»

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.  – М.: Когито-центр, 1998. – 24
с.

«Домики»

О.А. Ореховой

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., 2002.

Тест Рене Жиля

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика
детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.

2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.

3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н.
Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.

Уровень произвольной регуляции деятельности

Определение уровня

развития произвольной регуляции деятельности (Н.В.
Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 

Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков

В.Д.Психолого-педагогическая готовность

к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется

использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый

образовательный уровень
   
(к обучению в школе)

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной
школе». Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение
готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни,
6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

     3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к
школе.

    1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к        

        школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности

        детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.      
 

       К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.

 4. Карта наблюдений Стотта.

 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий “трудных” детей. / Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения
первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)

5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)

 НПЦ Психодиагностика

Источник