Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет
Виктория Павлова
Особенности психологической диагностики детей от рождения до трёх лет
Введение
Первые три года жизни являются чрезвычайно важными и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.
В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их причины и природу, чтобы предпринять соответствующие корригирующие меры.
Количество детей с нарушениями психического и речевого развития растет ежегодно. С возрастом теряется возможность для более гибкого изменения состояния ребенка.
Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?
Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи,когда:
– ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);
– имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т. д.);
– в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;
– у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;
он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;
– не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);
– импульсивен (сначала делает, потом думает);
– склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;
– неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;
– медленно двигается, говорит, ест, пассивен;
– неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;
– быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;
– у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.
Диагностика психического развития детей от рождения до трех
Психологическая диагностика предполагает выявление индивидуальных особенностей познавательного, речевого, эмоционально-волевого, личностного развития ребенка.
Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.
Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.
Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.
Для оптимальной результативности процедуры обследования ребенка младенческого и раннего возраста необходима особая тактика и стратегия ее организации.
Перед проведением процедуры междисциплинарного оценивания основных потребностей развития ребенка и возможностей его семьи устанавливаются контакты профессионалов с родителями, выясняются качество и насыщенность взаимодействия и отношений матери и ребенка, анализируются анамнестические данные, проводится интервьюирование родителей, подбирается материал для диагностического обследования конкретного ребенка. Ранняя диагностика уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет осуществляется в два этапа.
1. Подготовительный этап.
Содержание подготовительного этапа:
1) диагностика социального статуса семьи;
2) диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка.
Диагностика социального статуса семьи основывается на результатах наблюдения за социальным поведением родителей, и осуществляются с применением различных авторских структурированных методов. В частности, доказана эффективность применения программы «Социальный паспорт семьи»[1], которая предполагает получение исчерпывающей информации о социально-бытовом, социально-средовом и социально-экономическом статусе семьи и положении особого ребенка в микросоциуме.
Диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка осуществляется на основе имеющихся данных клинической диагностики, при необходимости приглашаются специалисты для уточнения состояния ребенка и прогнозирования терапевтического вмешательства.
2. Операционный этап.
1. Условия, необходимые для проведения обследования.
Для получения объективного представления об уровне развития ребенка важно создать оптимальные условия при организации процедуры обследования.Такими условиями являются:
1) организация процедуры обследования в соответствии с определенными целями и задачами;
2) учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования;
3) учет временных факторов;
4) учет самочувствия ребенка в момент обследования;
5) учет поведения родителей по время обследования.
Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорт, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка второго — третьего года жизни используется детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, либо если ребенок взволнован, держать его на руках так, чтобы руки его были свободны. В отдельных случаях педагог-исследователь может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника (параспециалиста).
Ребенок должен иметь возможность свободного передвижения по комнате, поэтому рекомендуется ковровое покрытие пола.
Не менее важное значение имеет установление контакта с ребенком. Часто младенец отказывается от общения с малознакомым человеком, капризничает, плачет. Подобная реакция на постороннее лицо наиболее часто проявляется у детей в возрасте от шести до десяти месяцев, а затем в возрасте восемнадцати месяцев. В случае возникновения негативной реакции ребенка во время процедуры обследования не следует пытаться преодолеть сопротивление ребенка. В то же время нельзя молча наблюдать за проявлением отрицательных эмоций младенца. Необходимо переключить внимание на мать, оставляя ребенка на некотором удалении. Беседуя с матерью, предлагать ей для рассматривания яркие звучащие игрушки, постепенно включая ребенка в совместную деятельность.
При первом контакте с ребенком второго или третьего года жизни рекомендуется после эмоционально насыщенного приветствия с обязательным зрительным контактом на уровне глаз ребенка, сначала обратиться к матери. Беседуя с матерью, дать время ребенку на привыкание к незнакомой обстановке, ознакомление с игрушками (но не с диагностическим материалом). Игрушки в зоне обследования должны обладать сильным стимулирующим эффектом и облегчать ребенку процесс вхождения в контакт с диагностом.
Необходимо усвоить несколько правил для организации оптимального взаимодействия с ребенком раннего возраста во время процедуры обследования:
• процедура обследования должна быть организована в максимально благоприятных условиях для ребенка, учитывая время и место диагностических процедур, самочувствие и желание ребенка входить в контакт со специалистом;
• нельзя ограничиваться одноразовой процедурой обследования; при необходимости следует повторять диагностические процедуры с привлечением профессионалов различных специальностей;
• чутко реагировать на любые проявления ребенка, создать атмосферу понимания и одобрения, используя все доступные средства;
• обеспечить свободу действий ребенка, не требовать смены видов деятельности, игрового материала, даже если это необходимо по сценарию диагностических процедур, приспосабливаться к темпераменту ребенка;
• избегать штампов в процессе общения с ребенком;
• учитывать ограниченный уровень понимания речи ребенком раннего возраста;
• осуществлять видеозапись процедуры обследования с последующим анализом видеоматериала;
• активизировать роль родителей в процессе процедуры диагностики с ориентированием их на решение общих задач.
Заключение
Правильно организованная и проведенная диагностика детей, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.
Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма
Источник
Äèàãíîñòèêà
ðàçâèòèÿ
ðåáåíêà â âîçðàñòå îò
1 ãîäà äî 3 ëåò
1.
Ïîçíàâàòåëüíàÿ ñôåðà.
Çàäàíèÿ ñ
êóáèêàìè.
Ïðåäëîæèòå
ðåáåíêó 10 êóáèêîâ ñ ãðàíüþ â 8 ñì. Ïîêàæèòå åìó, êàê ïîñòàâèòü îäèí
êóáèê íà
äðóãîé, ÷òîáû ñëîæèòü áàøíþ. Äàéòå åìó âîçìîæíîñòü ïîñòðîèòü áàøíþ
ñàìîñòîÿòåëüíî, çàòåì ïîïðîñèòå ðåáåíêà ïîñòðîèòü ïîåçä (4 êóáèêà â
ðÿä), ìîñò
(îäèí êóáèê ñòîèò íà äâóõ äðóãèõ) èëè ëåñòíèöó (5 ãîðèçîíòàëüíûõ ðÿäîâ
êóáèêîâ,
ñòîÿùèõ äðóã íà äðóãå, êàæäûé ñëåäóþùèé ðÿä íà 1 êóáèê êîðî÷å
ïðåäûäóùåãî,
ïåðâûé ðÿä èç ïÿòè êóáèêîâ).
Âûÿñíèòå
ìàêñèìàëüíûå ñïîñîáíîñòè ðåáåíêà. Åñëè íåîáõîäèìî, ïîêàæèòå, êàê
ïîñòðîèòü
íóæíóþ ìîäåëü.
Íîðìàòèâû:
â 15 ìåñÿöåâ – | ñòðîèò áàøíþ èç 2 êóáèêîâ, äåðæèò 2 êóáèêà â îäíîé ðóêå; |
â 18 ìåñÿöåâ – | ñòðîèò áàøíþ èç 3-4 êóáèêîâ; |
â 2 ãîäà – | ñòðîèò áàøíþ èç 8 êóáèêîâ, ñòðîèò ïîñëå ïîêàçà ïîåçä áåç òðóáû; |
â 2,5 ãîäà – | ñòðîèò áàøíþ èç 8 êóáèêîâ, ñòðîèò ïîñëå ïîêàçà ïîåçä, äîáàâëÿåò òðóáó; |
â 3 ãîäà – | ñòðîèò áàøíþ èç 9 êóáèêîâ, êîïèðóåò ñ ìîäåëè ïîåçä, ñòðîèò ïîñëå ïîêàçà ìîñò. |
Çàäàíèÿ ñ
ñîîòíåñåíèåì
ïðåäìåòîâ.
Ïðåäëîæèòå
ðåáåíêó ïî âàøåìó âûáîðó çàäàíèÿ, äëÿ âûïîëíåíèÿ êîòîðûõ òðåáóåòñÿ ó÷åò
ðàçìåðà
ïðåäìåòîâ (âûñòðàèâàåò ïèðàìèäó, ñêëàäûâàíèå ðàçíûõ ïî ðàçìåðó ÷àøå÷åê,
ìàòðåøåê è ïðî÷èõ ïðåäìåòîâ îäèí â äðóãîé è ò.ï.).
Ïîêàæèòå
ðåáåíêó ñîáðàííóþ ìîäåëü, à çàòåì ïîïðîñèòå åãî ñäåëàòü òàêóþ æå (ýòî
ñëîæíåå).
Ïîñòàðàéòåñü âîçäåðæàòüñÿ íåñêîëüêî ìèíóò îò ïîäñêàçêè è íàáëþäàòü çà
ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòîé ðåáåíêà è ñîïðîâîæäàþùåé åå ðå÷üþ.
Íîðìàòèâû:
â 1 ãîä – | ñíèìàåò êîëüöà ñ ïèðàìèäêè-èãðóøêè; |
â 15 ìåñÿöåâ – | ïûòàåòñÿ íàíèçûâàòü êîëüöà ïèðàìèäêè; |
â 18 ìåñÿöåâ – | ñîáèðàåò ïèðàìèäêó áåç ó÷åòà ðàçìåðà êîëåö; |
â 2 ãîäà – | âêëàäûâàåò îäèí îáúåêò â äðóãîé, çàòðóäíÿåòñÿ åñëè âèäèò ïåðåä ñîáîé áîëüøå 2-õ îáúåêòîâ; |
â 2,5 ãîäà – | õîðîøî âêëàäûâàåò äðóã â äðóãà öèëèíäðû è ÷àøêè, ðàáîòàÿ, êàê ïðàâèëî, ìåòîäîì ïðîá è îøèáîê, ìîæåò âëîæèòü 2 ìàòðåøêè îäíà â äðóãóþ; |
â 3 ãîäà – | ëåãêî âûïîëíÿåò çàäàíèÿ íà âêëàäûâàíèå, îðèåíòèðóÿñü íà ðàçìåð, ïûòàåòñÿ ñòðîèòü âåðòèêàëüíûå ìîäåëè, ïîíèìàåò îøèáêè, ïðè ïîìîùè âçðîñëîãî ìîæåò âëîæèòü 4 ìàòðåøêè îäíà â äðóãóþ, ñîáèðàåò ïèðàìèäêó ñ ó÷åòîì ðàçìåðà êîëåö. |
Çàäàíèÿ ñ
ïðåäìåòàìè áûòà.
Íîðìàòèâû:
â 15 ìåñÿöåâ – | ïîäíîñèò ÷àøêó êî ðòó, õîðîøî ñàì ïüåò èç ÷àøêè, ìîæåò âûíóòü òàáëåòêó èç áóòûëî÷êè, ðèñóåò êàðàêóëè êàðàíäàøîì, ïðîÿâëÿåò èíòåðåñ ê êíèãå; |
â 18 ìåñÿöåâ – | ñíèìàåò âàðåæêè, íîñêè, ëèñòàåò êíèãó, ïåðåâîðà÷èâàÿ îäíîâðåìåííî 2-3 ñòðàíèöû, óêàçûâàåò íà êàðòèíêè, åñò ñàìîñòîÿòåëüíî ãóñòóþ ïèùó ëîæêîé; åñëè íà ãëàçàõ ó ðåáåíêà ñïðÿòàòü èãðóøêó ïîä îäíèì èç 2 îäèíàêîâûõ ïðåäìåòîâ, à çàòåì ïîìåíÿòü ïðåäìåòû ìåñòàìè, îí íàõîäèò èãðóøêó íà íîâîì ìåñòå; |
â 2 ãîäà – | çàïóñêàåò âîë÷îê, âñòàâëÿåò êëþ÷ â çàìî÷íóþ ñêâàæèíó, ïîâîðà÷èâàåò ðó÷êó äâåðè, íàæèìàåò íà êíîïêó çâîíêà, êîðìèò è áàþêàåò êóêëó, âîçèò ìàøèíêó, ëèñòàåò êíèãó (êàæäóþ ñòðàíèöó îòäåëüíî), ñàì íàäåâàåò íîñêè, òóôëè, øòàíèøêè, â èãðå âîñïðîèçâîäèò ðÿä ëîãè÷åñêè ñâÿçàííûõ äåéñòâèé; |
â 2,5 ãîäà – | ïîäðàæàåò áîëüøîìó êîëè÷åñòâó äåéñòâèé âçðîñëûõ ñ ïðåäìåòàìè áûòà, â èãðå äåéñòâóåò âçàèìîñâÿçàíî è ïîñëåäîâàòåëüíî (áóäèò êóêëó, îäåâàåò, êîðìèò, âåäåò íà ïðîãóëêó, è ò.ä.); ñàìîñòîÿòåëüíî îäåâàåòñÿ, íî íå óìååò çàâÿçûâàòü øíóðêè, çàñòåãèâàòü ïóãîâèöû; |
â 3 ãîäà – | ïîäðàæàåò áîëüøîìó êîëè÷åñòâó äåéñòâèé âçðîñëûõ ñ ïðåäìåòàìè áûòà, â èãðå èñïîëíÿåò ðîëü, îäåâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî, çàñòåãèâàåò ïóãîâèöû, çàâÿçûâàåò øíóðêè ïðè íåáîëüøîé ïîìîùè âçðîñëûõ. |
Îöåíêà
âíèìàíèÿ.
Ðåáåíêó
ïðåäëàãàþò íàéòè ñðåäè ðàñïîëîæåííûõ íà ñòîëå êàðòî÷åê ñ èçîáðàæåíèåì
çíàêîìûõ
åìó ïðåäìåòîâ (30-40) êàðòî÷êó ñ òàêèì æå èçîáðàæåíèåì, êàêîå åìó
ïîêàçûâàþò.
Äëÿ ýòîãî ðåáåíêà ñíà÷àëà ñïðàøèâàþò, ÷òî èçîáðàæåíî íà êàðòèíêå, çàòåì
ïðîñÿò
íàéòè òàêóþ æå êàðòèíêó. Åñëè îí ïðàâèëüíî âûïîëíÿåò çàäàíèå, òî îáå
êàðòî÷êè
óáèðàþò.
Íîðìàòèâû:
â 3 ãîäà
íàõîäèò 5-6 èçîáðàæåíèé èç 10.
Îöåíêà
ïàìÿòè.
1. Ïîïðîñèòå
ðåáåíêà âûïîëíèòü íåñêîëüêî äåéñòâèé ïîäðÿä: ñòàâü íà ñòóë, îáîéòè ñòîë
êðóãîì,
âçÿòü êíèãó, ïîäîéòè ñ íåé ê äâåðè, ïîñòó÷àòü ðóêîé â äâåðü, îòêðûòü åå
è
âåðíóòüñÿ íà ìåñòî.
Íîðìàòèâû:
â 18 ìåñÿöåâ – | âûïîëíÿåò 3-4 äåéñòâèÿ; |
â 2,5 ãîäà – | âûïîëíÿåò 4-5 äåéñòâèé; |
â 3,5 ãîäà – | âûïîëíÿåò 5-6 äåéñòâèé. |
2. Ïîïðîñèòå
ðåáåíêà ñêàçàòü âàì, ñ êåì îí æèâåò äîìà, ÷òî îí êóøàë íà çàâòðàê, âî
÷òî ëþáèò
èãðàòü, à òàêæå íàçâàòü ñâîè èìÿ è ôàìèëèþ è ïîâòîðèòü ôðàçû:
– ñåãîäíÿ íà
óëèöå ìíîãî ãðÿçè è ëóæ;
– åãî çîâóò
Âàíåé, îí ó÷èòñÿ â øêîëå;
– Øóðà
óñëûøàëà ñâèñòîê è óâèäåëà ïîåçä;
– ëåòîì â ëåñó
áûëî ìíîãî ãðèáîâ è ÿãîä.
À çàòåì
ïîâòîðèòü:
4-7-1; 3-8-6;
2-5-9 è 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-9-6.
Íîðìàòèâû:
â 2,5 ãîäà – | íàçûâàåò ñâîè èìÿ, ôàìèëèþ, ÷àñòè÷íî îòâå÷àåò íà âîïðîñû; |
â 3 ãîäà – | õîðîøî îòâå÷àåò íà âîïðîñû, ïîâòîðÿåò ïðîñòóþ ôðàçó èç 6-7 ñëîâ è 3 öèôðû. |
Ðå÷åâàÿ
ñôåðà.
Íàçûâàíèå
îáúåêòîâ.
Ïîêàæèòå
ðåáåíêó íåñêîëüêî ïðîñòûõ îáúåêòîâ: áóòûëî÷êó, êóêëó, áîòèíîê, ìàøèíó,
ìÿ÷,
÷àøêó. Ñïðîñèòå åãî: «×òî ýòî?»
Íîðìàòèâû:
â 18 ìåñÿöåâ
íàçûâàåò 1 îáúåêò;
â 2 ãîäà
íàçûâàåò 2-5 îáúåêòîâ;
â 2,5 ãîäà
íàçûâàåò âñå îáúåêòû.
Îïðåäåëåíèå
èçîáðàæåíèé ïî
íàçâàíèþ.
Ïîêàæèòå
ðåáåíêó êàðòèíêè, èçîáðàæàþùèå êîøêó, ñîáàêó, õëåá, ïåòóõà, ïëàòüå,
ëîæêó, ÿáëîêî.
Ñïðîñèòå: «Ãäå êîøêà?» èëè «Ïîêàæè ìíå êîøêó, ïëàòüå
»
Íîðìàòèâû:
â 18 ìåñÿöåâ
óêàçûâàåò 1-2 êàðòèíêè ïðàâèëüíî;
â 2 ãîäà
óêàçûâàåò íà 5 êàðòèíîê.
Íàçûâàíèå
èçîáðàæåíèé.
Ïîêàæèòå
ðåáåíêó êàðòèíêè, èçîáðàæàþùèå: êîøêó, ñîáàêó, õëåá, ïåòóõà, ïëàòüå,
ëîæêó,
ÿáëîêî, ìàøèíó, ÷àøêó, ñòîë, êîðàáëü, ïîåçä, àâòîáóñ, ãðóçîâèê,
òðîëëåéáóñ,
ñàìîëåò, ñòóë, îêíî, äâåðü, øêàô, ðóáàøêó, øëÿïêó, øîðòû, íîñêè,
áîòèíêè,
ñëèâó, ëèìîí, ãðóøó, àðáóç, ñûð, ìàëü÷èêà, äåâî÷êó, òåòþ, äÿäþ,
äåäóøêó,
áàáóøêó, ìëàäåíöà, ãóñÿ, óòêó, êîðîâó, ëîøàäü, ïëèòó, ÷àéíèê, êàñòðþëþ,
ñêîâîðîäêó, êðîâàòü, íîæ, âèëêó, êàðàíäàø, òåòðàäü, ãàçåòó, êíèãó.
Ñïðîñèòå,
ïîêàçûâàÿ íà êàæäóþ êàðòèíêó îòäåëüíî: «×òî ýòî?» èëè «×òî òóò
íàðèñîâàíî?»
Íîðìàòèâû:
â 2 ãîäà
íàçûâàåò 3-4 êàðòèíêè;
â 2,5 ãîäà
íàçûâàåò ìíîãèå êàðòèíêè èç ãðóïï: æèâîòíûå, ëþäè, ïîñóäà, îäåæäà,
ìåáåëü;
â 3 ãîäà
íàçûâàåò âñå, çà èñêëþ÷åíèåì 1-2 êàðòèíîê èç ãðóïï: æèâîòíûå, ëþäè,
ïîñóäà,
îäåæäà, òðàíñïîðò, ìåáåëü.
Ïîíèìàíèå
ïðîñòûõ êîíñòðóêöèé.
Ïðåäëîæèòå
ðåáåíêó âûïîëíèòü íåñêîëüêî ïðîñòûõ èíñòðóêöèé: «Äàé ìàìå ìÿ÷èê»,
«Ïîëîæè åãî
íà ñòóë», «Äàé åãî ìíå», «Ïîäíèìè óïàâøèé êóáèê» è ò.ä.
Íîðìàòèâû:
â 18 ìåñÿöåâ
âûïîëíÿåò 2 èíñòðóêöèè;
â 2 ãîäà
âûïîëíÿåò 4 èíñòðóêöèè;
â 2,5 ãîäà
âûïîëíÿåò áîëüøå 10 èíñòðóêöèé.
Äâèãàòåëüíàÿ
ñôåðà.
Îöåíêà
êðóïíîé ìîòîðèêè.
Íîðìàòèâû:
â 13 ìåñÿöåâ – | õîäèò ñàì; |
â 15 ìåñÿöåâ – | õîäèò äîëãî, ïðèñåäàåò, íàêëîíÿåòñÿ, ïîëçåò ââåðõ ïî ëåñòíèöå, ñàì ñàäèòñÿ â êðåñëî, ìîæåò âñòàòü ñ êîëåíåé; |
â 18 ìåñÿöåâ – | ñàì ïîäíèìàåòñÿ è ñïóñêàåòñÿ ïî ëåñòíèöå, ìîæåò òàùèòü çà ñîáîé èãðóøêè, ïåðåøàãèâàòü ÷åðåç ïàëêó, ëåæàùóþ íà ïîëó; |
â 21 ìåñÿö – | óìååò õîäèòü ïî ïîâåðõíîñòè øèðèíîé 15-20 ñì íà âûñîòå îò ïîëà 15-20 ñì; |
â 2 ãîäà | ìîæåò ïîäíÿòü èãðóøêó ñ ïîëà, íàãíóâøèñü, ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç ïðåïÿòñòâèå, ÷åðåäóÿ øàã, ïîïàäàåò ïî ìÿ÷ó íîãîé; |
â 2,5 ãîäà – | ïðèñòàâíûì øàãîì ïåðåøàãèâàåò ÷åðåç íåñêîëüêî ïðåïÿòñòâèé, ëåæàùèõ íà ïîëó íà ðàññòîÿíèè 20 ñì äðóã îò äðóãà; |
â 3 ãîäà – | ìîæåò íåñêîëüêî ñåêóíä ïðîñòîÿòü íà îäíîé íîãå; ïîäíèìàÿñü ââåðõ ïî ëåñòíèöå, ñòàâèò ïî îäíîé íîãå íà êàæäóþ ñòóïåíüêó; ñïóñêàÿñü, ñòàâèò íà ñòóïåíüêó îáå íîãè; ïðûãàåò íà äâóõ íîãàõ; ìîæåò åçäèòü íà òðåõêîëåñíîì âåëîñèïåäå. |
Îöåíêà
ìåëêîé ìîòîðèêè.
Äàéòå ðåáåíêó
êàðàíäàø è áóìàãó è ïðåäëîæèòå åìó ïîâòîðèòü ïî ïîêàçó ðèñóíîê
âåðòèêàëüíîé,
ãîðèçîíòàëüíîé ëèíèè, êðóãà, êðåñòà, êâàäðàòà, òðåóãîëüíèêà, ó÷èòûâàÿ
åãî
âîçìîæíîñòè. Åñëè ðåáåíîê ïðîÿâëÿåò îïðåäåëåííûå ñïîñîáíîñòè, ïîïðîñèòå
åãî
ñêîïèðîâàòü èçîáðàæåíèå ñ îáðàçöà (â ýòîì ñëó÷àå ðåáåíîê íå äîëæåí
âèäåòü, êàê
îíè áûëè íàðèñîâàíû).
Íîðìàòèâû:
â 18 ìåñÿöåâ – | ïîâòîðÿåò øòðèõ; |
â 2 ãîäà – | ïî ïîêàçó ïîâòîðÿåò âåðòèêàëüíûå è ãîðèçîíòàëüíûå ëèíèè; |
â 2,5 ãîäà – | äåëàåò 2 èëè áîëüøå ëèíèé ïðè ðèñóíêå êðåñòà; |
â 3 ãîäà- | êîïèðóåò êðóã, ïîâòîðÿåò ïî ïîêàçó êðåñò, ðèñóåò ÷åëîâåêà («ãîëîâîíîãà») áåç òóëîâèùà. |
Источник