Диагностика психического развития ребенка в возрасте до 1 года

Диагностика психического развития ребенка в возрасте до 1 года thumbnail

1. Двигательная активность.

Основные ступени развития качеств:

Ребенок может:

В 3 месяца – хорошо контролировать положение головы;

В 4 месяца – опираться на руки в положении лежа на животе;

В 6 месяцев – дотрагиваться до предмета под контролем зрения, длительно удерживать игрушку в руке;

В 8 месяцев – сам сидеть, хорошо переворачиваться в любую сторону из любого положения;

В 9 месяцев – стоять, придерживаясь за что-либо;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В 10 месяцев – ползать на животе, уверенно садиться и сидеть;

В 11 месяцев – переступать ногами;

В 12-13 месяцев – ходить самостоятельно.

2. Сенсорная активность.

При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7х10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях.

Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шириной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некоторое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.

Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35х35 см с двумя окошечками (7х7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4-6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.

Основные нормативы развития:

в 1 месяц –    смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от середины поля зрения;

в 1,5 месяца –           следит за двигающимся человеком, прослеживает движение предмета от периферии к центру поля зрения;

в 3 месяца –  поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;

в 4 месяца –  прослеживает невидимое движение предмета в определенных частях пространства;

в 5 месяцев –            улыбается отражению в зеркале;

в 6 месяцев –            перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет интерес к новым, ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

в 7 месяцев  поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позу;

в 8 месяцев  отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за барьером;

в 10 месяцев            смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел как их туда опустили;

в 12 месяцев            поворачивается на собственное имя, определяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге.

Действия с предметами.

Ребенку старше 4 месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движения пальцев, продолжительность удержания.

Ребенку старше 8 месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой. Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.

У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20х20 см, расположенный справа или слева от ребенка. Игрушку помещают от ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до 1 года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году – той, что дальше.

Основные нормативы развития:в 3 месяца –  у ребенка исчезает хватательный рефлекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное внимание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости;

в 4 месяца –  произвольно захватывает предметы, производит неспецифические действия с ними;

в 6 месяцев –            ерет вторую игрушку, но бросает первую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;

в 7 месяцев –            перекладывает предмет из руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной рукой, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других предметов;

в 8 месяцев –            берет вторую игрушку, поданную со стороны занятой рукой, пытается достать предмет из-за экрана, но использует ближайшую к экрану руку;

в 10 месяцев –          может взять маленький предмет (горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольцо с пирамиды);

в 11 месяцев –          складывает игрушки в корзину;

в 12 месяцев –          достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, зато часто бросает их на пол.

Взаимодействие со взрослыми.

Основные нормативы развития:в 3 месяца –  ребенок проявляет интерес к окружающим, узнает мать, реагирует зрительно и эмоционально;

в 4,5 месяца –           вызывает на общение, определяет ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;

в 6 месяцев –           прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет на руки, возбуждается, когда слышит шаги;

в 7 месяцев- имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием и кряхтением, откликается на имя, сжимает губы, когда не хочет есть;

в 8 месяцев –           хватает руку мамы и отталкивает ее, понимает запрет, имитирует звуки;

в 9 месяцев –           прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;

в 10 месяцев –          тянет маму за одежду, требуя внимания, машет рукой на прощание, отвечает взглядом или движением на вопрос: «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых обозначения предметов;

в 11 месяцев –          бросает игрушки, чтобы их подняли и дали их ему снова, помогает одеваться;

в 12 месяцев-           владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест, может издавать звуки в конце и начале совместных действий.

Голосовая активность.

Основные нормативы развития:в 2-3 месяца –           возникновение первых спонтанных вокализаций;

в 2-4 месяца –          использование их в разговоре со взрослыми;

в 3-4 месяца –          гудение, расширение репертуара случайно произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»;

в 4,5 месяца –           сопровождение действий звуками, требование к себе внимания;

в 8 месяцев –            лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»;

в 8-9 месяцев –        псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;

в 10 месяцев –          появление вокализаций в конце и начале действий, попытки выразить свои желания с помощью звуков;

в 12 месяцев            существование особых «слов-меток, понятных только матери и ребенку: «бах» – падение, «кахн» – бутылочка, «фа» – шапка, появление способности произвольно повторять отдельные слоги, произнести 2-3 слова, понять их предметную отнесенность.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Диагностика
психического развития детей в возрасте
до 1 года

1.
Двигательная активность.

Основные
ступени развития качеств:

Ребенок
может:

В
3 месяца – хорошо контролировать
положение головы;

В
4 месяца – опираться на руки в положении
лежа на животе;

В
6 месяцев – дотрагиваться до предмета
под контролем зрения, длительно удерживать
игрушку в руке;

В
8 месяцев – сам сидеть, хорошо
переворачиваться в любую сторону из
любого положения;

В
9 месяцев – стоять, придерживаясь за
что-либо;

В
10 месяцев – ползать на животе, уверенно
садиться и сидеть;

В
11 месяцев – переступать ногами;

В
12-13 месяцев – ходить самостоятельно.

2.
Сенсорная активность.

При
изучении реакций на движущийся предмет
перед глазами ребенка на расстоянии 30
см перемещают яркую игрушку размером
7х10 см в горизонтальном, вертикальном,
круговых направлениях.

Для
исследования способности следить за
движением исчезающего предмета игрушку
прячут за экраном шириной в 7 см,
находящимся на расстоянии 50 см от глаз
ребенка, и, не прекращая его передвижения,
через некоторое время показывают его
с другой стороны экрана. Реакция считается
нормальной, если в момент появления
игрушки из-за экрана взгляд ребенка
направлен в ту точку, в которой она
появляется.

Для
изучения реакции предвосхищения перед
ребенком на уровне его глаз на расстоянии
50 см помещают белый экран размером 35х35
см с двумя окошечками (7х7 см), расположенными
на расстоянии 10 см друг от друга. В
окошечках поочередно с интервалом в
4-6 секунд появляется яркая звучащая
игрушка размером до 7 см. Реакция считается
выполненной, если при нескольких пробах
хотя бы один раз наблюдается перемещение
взгляда ребенка от окошка, где игрушка
уже была, к окошку, где она должна
появиться, и остановка взгляда на этом
окошке.

Основные
нормативы развития:

в
1 месяц – смотрит на маму, когда она с ним
разговаривает, при этом открывает и
закрывает рот, прослеживает горизонтальное
движение объекта от середины поля
зрения;

в
1,5 месяца – следит за двигающимся
человеком, прослеживает движение
предмета от периферии к центру поля
зрения;

в
3 месяца – поворачивает голову на звук,
который слышен на уровне уха, рассматривает
руку, следит за разнообразными движениями
игрушки;

в
4 месяца – прослеживает невидимое движение
предмета в определенных частях
пространства;

в
5 месяцев – улыбается отражению в зеркале;

в
6 месяцев – перестает рассматривать
руку, рассматривает игрушки, проявляет
интерес к новым, ярким игрушкам, может
иметь любимые игрушки, поворачивает
голову на звук, который раздается ниже
уха, имитирует слышимые звуки;

в
7 месяцев поворачивает голову на звук,
который слышен над ухом, приспосабливает
позу, занимает удобную для наблюдения
позу;

в
8 месяцев отличает незнакомых, находит
наполовину спрятанный предмет, снимает
наброшенный платок, рассматривает
одновременно 2 игрушки, переводя взгляд
с одной на другую, удивляется, если
предмет исчезает за барьером;

в
10 месяцев смотрит в угол за предметом,
находит спрятанный на его глазах предмет,
вынимает интересные вещи из кармана
взрослого, если видел как их туда
опустили;

в
12 месяцев поворачивается на собственное
имя, определяет тон голоса, проявляет
интерес к картинкам в книге.

Действия
с предметами.

Ребенку
старше 4 месяцев предлагают погремушку
и оценивают быстроту и точность захвата,
движения пальцев, продолжительность
удержания.

Ребенку
старше 8 месяцев предлагают сначала
одну, потом другую погремушку. Оценивают
возможность захвата второй и удержания
двух. Вторую предлагают сначала со
стороны свободной руки, а затем со
стороны занятой. Выясняют возможность
пересечения взглядом и рукой средней
линии при захвате второй игрушки.

У
детей старше 10 месяцев изучают формирование
обходных движений. Для этого, заинтересовав
ребенка игрушкой, ее убирают за экран
20х20 см, расположенный справа или слева
от ребенка. Игрушку помещают от ближнего
края экрана, привлекают к ней внимание
ребенка, а затем прячут ее за экран, не
прекращая потряхивать игрушку. Так
повторяют несколько раз. Реакция
считается выполненной, если ребенок
достает игрушку из-за экрана. Дети до 1
года чаще достают игрушку рукой, которая
ближе к экрану, и только к году – той,
что дальше.

Основные
нормативы развития:в 3 месяца – у ребенка
исчезает хватательный рефлекс, он играет
с вложенной в руку игрушкой или с
подвешенными игрушками, он может проявить
пристальное внимание к предметам,
двигать руками при виде погремушек,
помещенных в зону досягаемости;

в
4 месяца – произвольно захватывает
предметы, производит неспецифические
действия с ними;

в
6 месяцев – ерет вторую игрушку, но бросает
первую, следит взглядом за действиями,
все тянет в рот, любит играть с бумагой
и другими шуршащими предметами, удерживает
бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят
к губам;

в
7 месяцев – перекладывает предмет из
руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет
вторую игрушку, предъявленную со стороны
свободной рукой, сам удерживает игрушку,
наблюдая за перемещением других
предметов;

в
8 месяцев – берет вторую игрушку, поданную
со стороны занятой рукой, пытается
достать предмет из-за экрана, но использует
ближайшую к экрану руку;

в
10 месяцев – может взять маленький предмет
(горошину), появляются первые предметные
действия (катает мяч, звонит звонком,
снимает кольцо с пирамиды);

в
11 месяцев – складывает игрушки в корзину;

в
12 месяцев – достает предмет из-за экрана,
проявляет интерес к книгам, пытается
листать, царапает картинки, почти не
тянет предметы в рот, зато часто бросает
их на пол.

Взаимодействие
со взрослыми.

Основные
нормативы развития:в 3 месяца – ребенок
проявляет интерес к окружающим, узнает
мать, реагирует зрительно и эмоционально;

в
4,5 месяца – вызывает на общение, определяет
ситуацию «формального общения»,
прислушивается к речи, поворачивает
голову на звуки человеческого голоса;

в
6 месяцев – прослеживает взгляд взрослого,
тянет руки, когда хочет на руки,
возбуждается, когда слышит шаги;

в
7 месяцев- имитирует действия и шумы,
старается привлечь внимание покашливанием
и кряхтением, откликается на имя, сжимает
губы, когда не хочет есть;

в
8 месяцев – хватает руку мамы и отталкивает
ее, понимает запрет, имитирует звуки;

в
9 месяцев – прячет руки, если не хочет
их мыть, любит играть в прятки;

в
10 месяцев – тянет маму за одежду, требуя
внимания, машет рукой на прощание,
отвечает взглядом или движением на
вопрос: «Где папа?», очень ненадолго
отдает игрушку, понимает 1-2 звуковых
обозначения предметов;

в
11 месяцев – бросает игрушки, чтобы их
подняли и дали их ему снова, помогает
одеваться;

в
12 месяцев- владеет указательным жестом,
мотает головой, выражая протест, может
издавать звуки в конце и начале совместных
действий.

Голосовая
активность.

Основные
нормативы развития:в 2-3 месяца
– возникновение первых спонтанных
вокализаций;

в
2-4 месяца – использование их в разговоре
со взрослыми;

в
3-4 месяца – гудение, расширение репертуара
случайно произносимых звуков: «А», «Э»,
«Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление
звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»;

в
4,5 месяца – сопровождение действий
звуками, требование к себе внимания;

в
8 месяцев – лепет, звукосочетания типа
«дай-дай-дай», «та-та-та»;

в
8-9 месяцев – псевдослова, выражающие
отношение ребенка к происходящему;

в
10 месяцев – появление вокализаций в
конце и начале действий, попытки выразить
свои желания с помощью звуков;

в
12 месяцев существование особых
«слов-меток, понятных только матери и
ребенку: «бах» – падение, «кахн» –
бутылочка, «фа» – шапка, появление
способности произвольно повторять
отдельные слоги, произнести 2-3 слова,
понять их предметную отнесенность.

Соседние файлы в папке Психодиагностика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка.

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

2.Крик.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

ВОЗРАСТ

Моторное развитие (движения, статика)

2 месяца

– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

3 месяца

– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

– Хорошо держит голову в вертикальном положении.

– Переворачивается со спины на бок.

– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца

– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

– Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев

– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

– Уверенно переворачивается со спины на живот.

– Берет игрушку из рук взрослого.

– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

– Сидит без поддержки.

– Пытается ползать.

– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев

– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

– Простое подражание в игре: стучит, катает.

– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. 

9 месяцев

– Ходит, держась за опору.

– Встает на колени.

– Садится из вертикального положения.

– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев

– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев

– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

– Хорошо ходит за одну руку.

– Нагибается при поднимании предмета без приседания.

– Приседает без опоры.

– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев

– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. 

 3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-частые срыгивания,

-дрожание (тремор) рук),

-беспричинные кри­ки,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность  нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

ВОЗРАСТ

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

1 месяц

– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

– Ищет источник длительного звука поворотом головы.

– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

– Становление речи – начинает гулить.

– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца

– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца

– Узнаёт мать, радуется при её виде.

– Находит глазами невидимый источник звука.

– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

– Не берет чужую грудь.

– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев

– По-разному реагирует на свое и чужое имя.

– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

– Может пить из блюдца.

7 месяцев

– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

– Долго занимается игрушками.

– Тянется к своему отражению в зеркале.

– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев

– Громко, четко и повторно произносит слоги.

– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

– Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев

– Под музыку совершает плясовые движения.

– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

– Находит предмет, независимо от его местонахождения.

– Знает свое имя, оборачивается на зов.

– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев

– Повторяет за взрослыми слоги.

– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев

– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев

– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

– Указывает части тела.

– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

– Сам без помощи пьет из чашки.

– Пытается участвовать в одевании, умывании.

5.Развитие речи.

(0 – 3 мес.) 

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.

(6 – 10 мес.)

 Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

 Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Источник