Диагностика психического развития ребенка в раннем детстве

Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста

Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле

ный.

Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

сличение – от 1,5-2 лет;

выбор по названию – в 2-3 года;

самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Вступление

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.

В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:

– принятие задания;

– способы выполнения задания;

– обучаемость;

– отношение к результату своей деятельности.

План работы

Введение….

Методика 1….

Методика 2. …

Заключение….

Список литературы…

Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года

Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.

Нормативы:

выбор из двух картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Инструкция:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?».

Результат исследуемой:

• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.

• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам

Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.

Общий результат обследования:

Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Методика 2

Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.

Пример инструкций:

Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.

Нормативы:

2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.

Анализ результатов:

1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.

2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;

3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Инструкция:

Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.

1) Посади мишку в корзинку.

2) Положи куклу в корзинку.

3) Положи картинку под корзинку.

4) Достань картинку из-под корзинки.

5)Покажи, где верх; где низ.

Результат исследуемой:

1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;

2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;

3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;

4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Список литературы

1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011

Заключение

Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».

Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет

Сведения о ребёнке

Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без

осложнений

Показатели при рождении:

вес – 3500г,

рост – 53см,

по шкале Апгар – 7-8 баллов.

Развитие:

На первом году жизни – без осложнений.

На втором году жизни – без осложнений.

По достижении трёх лет – без осложнений.

На настоящий момент:

Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.

Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.

Обращенную речь понимает в полном объеме.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.

Список литературы

1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:

Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов

2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005

3) Специфика психического развития ребенка.

https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542

Источник

(от 1 года до 3 лет).

Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:

· изучение сформированности навыков самообслуживания;

· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

· исследование уровня развития познавательных процессов;

· изучение особенностей эмоциональных проявлений;

· выявление симптомов кризиса 3 лет;

· выявление особенностей предметной деятельности;

· изучение темперамента;

· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.

Краткая характеристика периода

Раннего детства – от 1 года до 3 лет.

Новообразования.Восприятие, речь, наглядно – образное мышление, выделение «Я» в структуре самосознания.

Ведущая деятельность.Предметно – манипулятивная

Поведение.Поведение ребенка раннего возраста называют «полевым». Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта, действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, поэтому каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.

Развитие предметной деятельности.Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер. В 1г. 6мес. – 2г. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1г.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др. На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В этот период появляются первые попытки к рисованию.

Развитие когнитивной сферы.

Восприятие.Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой – маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).

Речь.В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1г. 6мес.- 1 г. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, например: «Мама дай лялю». На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.

Мышление.От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. Однако способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета, способен к классификации по цвету, форме, величине.

Развитие личности.В этот период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделение ситуации «пра-мы», которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: «Петя хочет гулять», «Маше больно». К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение «Я», что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
1. Какое из перечисленных
настроений преобладает?
Бодрое, уравновешенное
Раздражительное, неустойчивое
Подавленное
  1. Как засыпает Ваш ребенок?

 

Быстро, до 10 минут
Медленно
  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
Ничего
Укачиваю, лежу рядом и пр.

 

  1. Какова длительность сна?
Соответствует возрасту
Спит меньше нормы
Сон существенно нарушен
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший
Неустойчивый, избирательный
Плохой
  1. Просится ли на горшок?
Просится
Нет, но бывает сухой
Нет, ходит мокрый

 

  1. Как относится к высаживанию на горшок?
Положительно
Отрицательно
  1. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?
Нет
Есть (какие именно?)
  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
Проявляет
Только в привычной обстановке
  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?
Проявляет
Недостаточно
Не проявляет
  1. Инициативен ли в игре?
Способен сам найти себе дело
Играет только со взрослыми
Не умеет играть

 

  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого
Не идет на контакт со взрослыми
 

  1. Инициативен ли в отношении с детьми?
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт
Не умеет общаться с детьми

 

  1. Был ли опыт разлуки с близкими?
Нет
Да
  1. Как перенес разлуку?
Очень тяжело
Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заин­тересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия.

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле­ный. (приложение 12)

Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепес­точек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

  • сличение – от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию – в 2-3 года;
  • самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Восприятие формы.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик?»;

3) «назови форму».

Нормативы:

  • сличение – от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию – 2 года;
  • самостоятельное название – в 3 года.

Предметное восприятие.

Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).

Инструкция:

1) покажи, где нарисован…?;

2) что нарисовано? или Что это?

Нормативы:

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обоб­щающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.



Источник

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

                Общий балл

                                                                                                                          Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________   подгруппа ________________

Дата ________________________

<

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки