Диагностика психического развития ребенка в младенческом возрасте

Диагностика психического развития ребенка в младенческом возрасте thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с возраста 1,5-2 мес. До этого времени, в течение периода новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода (сосательный, хватательный, рефлекс Моро, ассимитричный шейно-тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), которые со временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов относится к компетенции и детских невропатологов, и нет смысла дублировать их работу при проведении психологической оценки.

При оценке психического развития ребенка надо в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:

1. Характер контакта матери с младенцем. Детей до 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей усаживают специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые, сухие нераздраженные, неутомленные.

2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не дифференцируют незнакомых им взрослых.

3.Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше 8 мес специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.

4. Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксации, для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7–10 см в горизонтальном, вертикальном, круговых направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживания при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории движения объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются специальными экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 см, находящемся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя её траекторию, через некоторое время она появляется из-за другой стороны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает после живать его траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появляется.

При изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран paзмером 35х35 см с двумя окошечками 7х7 см, расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4–6 с появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этом окошке.

Далее проверяют существование реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объект.

5. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту, точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. Детям старше 8 мес предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания двух игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пересечения рукой сред ней линии и взора при захвате второй игрушки. У детей старше 10 мес изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтериресовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20х20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, придают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараются не прекращать звучания игрушки, так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля за этими действиями. Детям старше 10 мес предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие действия с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Так специальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипуляции с маленькими предметами, которые взять можно только двумя пальцами – указательным и большим.

Читайте также:  Жизнь и развитие ребенка при беременности

6. Определяют состояние развития способов взаимодействия со взрослым; выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным, какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые слова, и, наконец, владеет ли ребенок указательным жестом.

7. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных национальных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отношений привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму – гуканье, гуление, лепет, первые слоги,

Предлагаемая методика оценки психического развития ребенка раннего возраста разработана О. В. Баженовой на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [Баженова, 1983]. Методика позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В ее основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к нормативному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследований возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития. Для большинства групп реакций выделено несколько отличающихся по тяжести степеней нарушений:

Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Безусловные рефлексы. Сосательный и глотательный рефлекс. Они относятся к основным физиологическим рефлексам новорожденных, которые обеспечивают физическое выживание ребенка в мире. Отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Хватательный рефлекс. Во время прикосновения к ладони ребенка этот безусловный рефлекс проявляется у новорожденного сгибанием пальцев и захватыванием предмета в кулак. При нормальном развитии ребенка рефлекс ярко выражен с первых дней жизни. Если он отсутствует, у младенца могут быть проблемы с шейным отделом спинного мозга. Защитный рефлекс. Суть рефлекса состоит в том, что ребенок, уложенный на животик, приподнимает голову, чтобы не задохнуться. При этом он старается повернуть голову на бок. Отсутствие защитного рефлекса у новорожденного является следствием тяжелых патологий головного мозга или поражения верхнего шейного отдела спинного мозга. Рефлекс ползания. Данный вид рефлекса проявляется у новорожденных после третьего дня жизни и существует до четырех месяцев. Проявлением его служит отталкивание ног малыша от ладони, которая прикладывается к его ступням. Сам малыш должен лежать на животе. Проблемы с возникновением данного рефлекса могут наблюдаться у малышей, которые родились в асфиксии. Нарушения могут быть вызваны и внутричерепным кровоизлиянием, и неполадками в работе спинного мозга. Хоботковый рефлекс – выпячивание губ малыша в виде своеобразного “хоботка” в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка – одного из важнейших “сосательных” мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.  Рефлекс опоры. Данный рефлекс является одной из ярко выраженных безусловных реакций ребенка. Проявляется он в поджатии ног малышом в коленях и тазу, если его взять под мышки. При этом, поставив ребенка из этого положения на опору, можно заметить, что он сразу выпрямляет ноги и всей стопой упирается в поверхность. Если этого не происходит или малыш скрещивает ноги, становится на носочки, у него могут быть проблемы нервно-мышечной сферы. В норме данный рефлекс угасает к 4 неделям. Поисковый рефлекс Куссмауля – еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно “искать” материнскую грудь. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Все безусловные рефлексы новорожденных и грудных детей,  наблюдаемые значительно дольше положенного срока, свидетельствуют о нарушениях работы центральной нервной системы.

Читайте также:  Какие периоды развития ребенка от 0 до 7 лет

Условные рефлексы. По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь. В первый месяц жизни у ребенка формируются условные рефлексы, связанные с питанием.

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации (н-р, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью).

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некоторые другие. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных реакций.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М.Мастюкова). Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка.  Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Читайте также:  Игры и развитие ребенка до года по месяцам таблица

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам: – двигательная; – сенсорная; – эмоциональная; – голосовая активность; – практические действия; – способы взаимодействия со взрослыми.

В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.

Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: – познавательные процессы; – эмоционально-волевую сферу; – предречевое и речевое развитие; – двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: – принятие задания; – способы выполнения задания; – обучаемость в процессе обследования; – отношение к результату своей деятельности.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются: – самостоятельное выполнение; – при помощи взрослого; – самостоятельное выполнение после обучения. Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: – Доска Сегенаサ (2 — 3 формы), – складывание пирамидки (из шариков, из колечек), – разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), – парные картинки (2 — 4), – разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: – общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; – контактность (желание сотрудничать со взрослым). – эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. – эмоциональное реагирование на замечания и требования. – реагирование на трудности и неуспех деятельности.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Источник