Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

проведение диагностики с группой детей;

взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

использование апробированных на практике диагностических материалов;

легкость в получении результата;

наличие протоколов обследования;

наглядность;

применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:

получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

при создании предметно-развивающей среды;

для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.

hello_html_m35b24de5.png

  1. Соедини точки.

hello_html_m40b97f66.png

3. Заштопай коврики.

hello_html_m30352711.png

4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.

hello_html_89bf416.png

5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

hello_html_3c636c4b.png

1 задание:

высокий уровень – линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;

средний уровень – линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень – линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время – 2 минуты.

2 задание:

высокий уровень – найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень – найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень – соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

3 задание:

высокий уровень – все выполнено правильно;

средний уровень – допущено 2 ошибки;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

4 задание:

высокий уровень – найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень – задание не выполнено.

5 задание:

высокий уровень – точное следование инструкции;

средний уровень – найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень – задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.

hello_html_m51163218.png

2. Домики.

hello_html_m467ff5fe.png

4. Найди игрушки.

hello_html_4ced7179.png

hello_html_m18fa7a84.png

5. Какой предмет лишний.

hello_html_5d9141ff.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________ Дата_____________________

Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

средний уровень – задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

5 задание:

высокий уровень – задание выполнено без ошибок. В процессе вербального общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень – задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

1. Опусти фигурки в формочку.

hello_html_m5ca48ec7.png

2. Соедини половинки предметов.

hello_html_5a27989d.png

3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.

hello_html_m420f747d.png

4. Обведи похожие на образец фигуры.

hello_html_3608eeda.png

5. Кто где живет.

hello_html_m5d096b10.png

Образец на определение уровня развития зрительной памяти

hello_html_m2e440aef.png

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________ Дата_____________

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________

Диагностика сформированности мышления «Разложи геометрические фигуры»

Инструкция: «На картинке нарисован ящик, в котором сделаны прорези, дырочки. Посмотри внимательно на фигурки, которые изображены внизу, и соедини линией фигурку и дырочку одинаковой формы – вставь фигурки в ящик».

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия «Соедини половинки предметов»

Инструкция: «Соедини одной линией половинки изображённых предметов»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, которую я тебе покажу. Запомни те предметы, которые на ней изображены. Теперь я убираю картинку. На своём листочке обведи только те предметы, которые ты увидел на моём рисунке»

Итого: _______________________________________________________________________

Диагностика сформированности внимания и сенсорного восприятия «Найди фигуры похожие на образец»

Инструкция: «Посмотри, слева у тебя нарисована фигурка, обведи только те предметы, которые похожи на фигурку»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определение уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Кто где живёт»

Инструкция: «Перед тобой домики и животные. Проведи чёрточками тропинки от животных туда, где они живут»

Итого:________________________________________________________________________

Психолог _____________________

1 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

2 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

3 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

4 задание:

Высокий уровень – задание выполнено без ошибок;

Средний уровень – задание выполнено с 1–2 ошибками;

Низкий уровень – задание выполнено неправильно.

Источник

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику

возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При

этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил,

трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты

поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо

отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика»,

неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое

можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих

подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

– проведение диагностики с группой детей;

– взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

– использование апробированных на практике диагностических материалов;

– легкость в получении результата;

– наличие протоколов обследования;

– наглядность;

– применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались

материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрамскойой С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования

детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ

других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе

с родителями.

Цель тестирования:

– получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности

развития;

– создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;

– обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

– при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

– при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

– при создании предметно-развивающей среды;

– для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

– при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от

того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических

процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода

его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До

этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с

группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему

предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

Полученные данные заносятся в бланк протокола

Источник

Диагностика психического развития детей средней и старшей группы

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится “сочинять” самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове “тестирование” или “диагностика”, неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
– проведение диагностики с группой детей;
– взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
– использование апробированных на практике диагностических материалов;
– легкость в получении результата;
– наличие протоколов обследования;
– наглядность;
– применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
– получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
– создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
– обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
– при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
– при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
– при создании предметно-развивающей среды;
– для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
– при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

Скачать Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Рекомендуем посмотреть:

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста

А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.

Диагностика восприятия ребенка 1 – 3 года.

Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»

Пример инструкций:

«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

от 1,5-2 лет – сличение;

в’ 2-3— года выбор по названию;

в 2,5~3 года —самостоятельность названия.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.

Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возрастаДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Диагностика внимания ребенка 1 – 3 года.

Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».

Нормативы:

для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Диагностика памяти ребенка 1 – 3 года.

Тест на запоминание «Кто где живет?»

Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.

Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.

Анализ результатов

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;

(С)Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;

(Н)Низкий уровень – задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Диагностика мышления ребенка 1 – 3 года.

Методика «Почтовый ящик»

Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».

Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.

Анализ_результатов:

Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.

Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;

(С)Средний уровень – допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;

(Н)Низкий уровень – задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Так же для этого можно использовать Доски “Сегена”,Методика”Вкладыши(“Мисочки”)

Диагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрастеДиагностика психического развития ребенка в дошкольном возрасте

Источник