Диагностика психического развития ребенка смирнова
Для диагностики предметной деятельности используются те же ситуации, что и для обследования ситуативно-делового общения. Описание диагностических проб содержится в предыдущем разделе диагностики.
Приведенные ниже шкалы служат основой для занесения результатов диагностики в протокол регистрации параметров предметной деятельности. (Форма протокола приведена в прил. 1.)
Источник
Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты.
Источник
Стр. 35
Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)
Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.
Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Параметры познавательной активности | Критерии оценки параметров | Баллы |
Интерес ребенка к предметам | Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. | 0 |
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. | 1 | |
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. | 2 | |
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается | 3 | |
Положительные эмоциональные проявления | Улыбка: Отсутствует. | 0 |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Двигательное оживление: Отсутствует. | 0 | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Вокализации: Отсутствуют. | 0 | |
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. | 3 | |
Познавательные действия | Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). | 0 |
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. | 1 | |
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. | 2 | |
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. | 3 | |
Оральные действия: Отсутствуют. | 0 | |
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. | 1 | |
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. | 0 | |
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. | 1 | |
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. | 2 | |
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
Стр. 40
На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т. д.). Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых (радуется при похвале, чуть позже — огорчается при порицаниях), может корректирован, в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые).
Во втором полугодии жизни младенец уже четко различает окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое» общение, со знакомыми предпочитает «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.
К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий — это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период «кризиса первого года».
Отклонения и задержки в развитии ребенка во втором полугодии жизни, вызванные неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении. В условиях дефицита общения со взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами; задерживается овладение культурно-фиксированными способами действий. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом отсутствует. Младенец, испытывающий дефицит общения с первых месяцев жизни, и во втором полугодии предпочитает эмоциональные контакты со взрослым «деловому» общению. Если же близкие взрослые не вступают в ситуативно-деловое общение с ребенком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Ребенок плохо понимает речь взрослого и сам не использует лепет и отдельные слова, не ориентируется на оценку взрослого его действий, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении в конце первого года его жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).
Источник
Стр. 52
Данные, полученные при диагностике общения, можно использовать для характеристики предметно-манипулятйвной деятельности. Если при проведении диагностики общения психологу удастся одновременно регистрировать показатели предметно-манипулятйвной деятельности, эти пробы можно объединить.
В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивой деятельности. (Форма протокола приведена в прил.1.)
Ситуация 2. «Незнакомая игрушка»
Цель: выявление возможностей ребенка исследовать незнакомый предмет, проявлять изобретательность в обследовании и манипулировании.
Организация предметной среды. На столике помещается незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей. Например, такой предмет можно сконструировать, изготовив цилиндр с отверстиями, в которые вставляется стержень с привязанными к нему разноцветными лентами. Можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), небольшой транзисторный радиоприемник с выдвигающейся антенной, коробочку для дискет и т.д.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок сидит в детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности регистрируются в протоколе (см. прил. 1).
Шкалы оценки параметров предметно-манипулятивной деятельности во втором полугодии жизни ребенка
Параметры ПМД | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий | Ориентировочно-исследовательские | Отсутствуют. | 0 |
Мало (1—-2 действия). | 1 | ||
Достаточно (более двух действий). | 2 | ||
Неспецифические | Отсутствуют. | 0 | |
Мало (1—2 действия). | 1 | ||
Достаточно (более двух действий) | 2 | ||
Специфические и культурно-фиксированные | Отсутствуют. | 0 | |
Мало (1—2 действия). | 1 | ||
Достаточно (более двух действий). | 2 | ||
Познавательная активность | Разнообразие действий с предметами | Отсутствует: ребенок подолгу держит игрушку в руках, не производя действий. | 0 |
Недостаточное: ребенок совершает 1—2 однообразных действия (например, только стучит игрушкой по столу или вертит ее в руках). | 1 | ||
Достаточное: ребенок совершает разнообразные действия (например, стучит, размахни;»-1, лижет, возит по столу и т.д.). | 2 | ||
Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок проявляет боязнь или недовольство, отворачивается, отталкивает предметы; безразличен, не проявляет интереса к игрушкам, безучастно скользит взглядом. | 0 | |
Слабая: ребенок испытывает интерес к игрушкам, но робеет, протягивает руку и не решается взять игрушку, взяв ее, действует осторожно, скован; ребенок проявляет кратковременный интерес к предметам, не интересуется упавшей игрушкой и не пытается ее достать, вяло манипулирует, часто отвлекается. | 1 | ||
Средняя: ребенок проявляет спокойный интерес к предметам и действиям с ними, редко отвлекается, пытается достать упавшую игрушку, но не проявляет настойчивости. | 2 | ||
Высокая: ребенок уверенно действует с игрушкой, полностью поглощен деятельностью, сосредоточен на предмете, не теряет интереса к нему; настойчиво пытается достать упавшую игрушку; оживленно манипулирует, сопровождает действия лепетом, радуется. | 3 |
Анализ данных диагностического обследования и составление заключения
Источник