Диагностика психического развития ребенка первого года жизни баженова
Диагностика психического развития детей
первого года жизни (Баженова О. В.)
Психологическое исследование психического развития младенцев начинают с
возраста 1,5–2 месяца. До этого времени, в течение периода
новорожденности, в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода
(сосательный, хватательный, рефлекс Моро, асимметричный шейно-
тонический рефлекс, автоматическая походка и ряд других), которые со
временем исчезают из репертуара его поведенческих реакций. Эти рефлексы
отражают состояние и процессы созревания нервной системы, что является
важным фактором, обеспечивающим анатомо-физиологическую основу
будущей психической деятельности. Однако оценка этих процессов относится
к компетенции детских невропатологов, и нет смысла дублировать их работу
при проведении психологической оценки.
Одна из первых попыток представить в диагностической методике
психическое развитие
младенца как процесс, имеющий собственную логику и закономерности,
невыводимый из
того, что составляет его необходимые предпосылки и условия, была
предпринята в работе
Баженовой Ольги Владимировны «Диагностика психического развития
детей первого года жизни» (1986). В качестве главного принципа данной
диагностической методики явилось выдвижение на центральное место
собственной психической активности ребенка как субъекта
взаимодействия со средой.
Исходные теоретические позиции автора основываются на
разработанной в отечественной психологии культурно-исторической
концепции
психического развития . Особенности развития психической
активности в младенчестве О. В. Баженова изучала в связи с формированием
важнейших в
этом возрасте типов деятельности: предметно-манипулятивной и
деятельности общения.
Автор исходила из того, что психическая активность в раннем онтогенезе
проявляется в
формировании умения осуществлять действия в соответствии с целями,
заданными
непосредственно в акте восприятии ребенка.
О. В. Баженова выделила и описала следующие характерные признаки
активного
поведения младенца по отношению к предмету и ко взрослым.
По отношению к предметам: сосредоточение внимания на проблемной
ситуации,
возникшей в акте восприятия; устойчивая ориентировочно-исследовательская
деятельность с новыми предметами, позволяющая раскрывать известные и
новые свойства
объектов; сложная предметно-манипулятивная деятельность, когда одно и то
же действие
применяется к разным объектам, разные действия комбинируются друг с
другом для
достижения определенной цели; продолжение и расширение состава
действий по преодолению преград, стоящих на пути удовлетворения потребности в
наблюдении за
предметом или манипулирования с ним.
По отношению ко взрослому в качестве таких признаков выступило
использование
средств доречевого общения с целью организации и управления поведением
ухаживающих за ним взрослых, в том числе и в процессе манипуляций с
предметом.
Для целей диагностики была разработана система показателей, которая
легла в основу
качественного анализа нарушения развития психической активности
младенцев.
Автор поставила задачу получить комплексную характеристику психического
развития и
возможность проводить его дифференцированный анализ с точки зрения
отдельных групп
реакций: двигательных, сенсорных, эмоциональных, голосовых, действий с
предметами и
способов взаимодействия со взрослыми. И результате в методику вошли 98
проб и около
100 показателей. Для каждой реакции определялись 4 степени: отсутствие,
намеченность,
несовершенная форма существования и совершенная форма существования.
Для каждой
группы реакций были выявлены три степени нарушения (легкая, средняя,
тяжелая), на
основании сочетания нарушений в разных сферах описаны 5 типов
психического дизонтогенеза.
Таким образом, О. В. Баженова сделала содержательную теоретическую
заявку на
выявление существенных для психического развития показателей и
попыталась выделить
их из обширного репертуара реакций, придав им значительно больший
удельный вес при
оценке выполнения.
Методика позволяет сочетать качественный анализ психического развития с
количественным. В ее основе лежит поуровневая оценка развития каждой
реакции с точки зрения ее хорошего развития, существования, намеченности
или отсутствия. Общий показатель развития группы сходных по своему
характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы
показателей развития отдельных реакций к нормативному. Для большинства
групп реакций выделено несколько отличающихся по тяжести степеней
нарушений.
Двигательные реакции
• легкая степень нарушения – характерно замедление темпа развития
отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в
несовершенном виде;
• средняя степень нарушения – характерны асинхрония развития движений,
значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других; • тяжелая степень нарушения – характерно тотальное недоразвитие
движений.
Диагностика двигательной сферы
Развитие движений в раннем онтогенезе идет от приобретения умения
контролировать положение головы (12 нед.), руки (20 нед.), туловища (40–44
нед.) к ходьбе (13 мес.).
Основными сроками формирования двигательных навыков являются:
• 3 мес. – хороший контроль головы;
• 4 мес. – опора на руки в положении лежа на животе;
• 6 мес. – сформирована зрительно-моторная координация (может точно
дотронуться до предмета под контролем зрения, может длительно
удерживать игрушку в руке);
• 8 мес. – может сам сидеть, хорошо переворачивается в любую сторону из
любого положения;
• 9 мес. – может стоять, держась за что-либо;
• 10 мес. – ползает на животе, уверенно сидит, сам садится;
• 11 мес. – переступает ногами;
• 13 мес. – ходит самостоятельно.
Сенсорные реакции
• легкая степень нарушения – характерны запаздывающее по сравнению с
нормой развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-
технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне выраженного
интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними (под
несовершенством «операционально-технических средств» в данном случае
понимается несовершенство движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их
ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных
фиксаций и т. д.);
• средняя степень нарушения – характерны выполнение реакций,
соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием
объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка,
непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;
• тяжелая степень нарушения – характерны незначительная выраженность
зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного отсутствия интереса к
объектам внешнего мира.
Диагностика сенсорной сферы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве и т. д.
• 1 мес. – смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом
открывает и закрывает рот; прослеживает горизонтальное движение объекта
от середины поля зрения;
• 1,5 мес. – следит за двигающимся человеком, прослеживает движение
объекта от периферии к центру поля зрения;
• 2 мес. – развиты реакции глаз: фиксация, конвергенция, фокусировка;
• 3 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха,
рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки;
• 4 мес. – прослеживает невидимую траекторию движения объекта,
предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях
пространства, реагирует на исчезающий объект, локализует звук;
• 5 мес. – улыбается отражению в зеркале;
• 6 мес. – перестает рассматривать руку, рассматривает игрушки, проявляет
интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки,
поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует
слышимые звуки;
• 7 мес. – поворачивает голову на звук, который слышен над ухом,
приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения позицию;
• 8 мес. – дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный
предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно две
игрушки, переводя взгляд с одной на другую; удивляется, если предмет
исчезает за барьером;
• 10 мес. – смотрит в угол за объектом, находит спрятанный перед ним на его
глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если
видел, как их туда опустили;
• 12 мес. – поворачивается на собственное имя, дифференцирует тон,
проявляет интерес к картинкам в книге.
Действия с предметами
• легкая степень нарушения – характерны запаздывающее по сравнению с
нормой развитие небольшого числа реакций и несовершенство
«операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на
фоне нормально развивающейся психической активности ребенка (под
несовершенством «операционально-технических средств» в данном случае понимается несовершенство двигательных реакций, обеспечивающих
способность ребенка к действиям с предметами);
• средняя степень нарушения – характерны выполнение реакций,
соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий,
кратковременность интереса к предметам, исчезновение интереса к
предметам в затрудненных ситуациях, слабость реакции на новизну;
• тяжелая степень нарушения – практически полное отсутствие интереса к
предметам, а соответственно и действий с ними.
Диагностика развития действий
Манипуляции ребенка с предметами являются важным показателем его
психического развития. Изучение этой сферы дает возможность не только
выявить совершенствование умений ребенка в организации собственной
деятельности с предметами, но и оценить его познавательные интересы.
Особое значение предметных манипуляций состоит также в том, что именно
эта деятельность является одним из важнейших каналов приобретения
социально-исторического опыта, закрепленного в предметах.
Основными показателями развития действий с предметами являются:
• 3 мес. – исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной игрушкой
или с подвешенными игрушками, пристальное внимание к объектам,
появление движений в руках при виде погремушек, помещенных в зону
непосредственной досягаемости;
• 4 мес. – произвольный захват, неспецифические манипуляции, оральные
контакты с объектами;
• 6 мес. – берет вторую игрушку, но бросает первую, зрительно контролирует
манипуляции, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими
предметами, удерживает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;
• 7 мес. – перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки,
берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки; сам
удерживает игрушку при зрительном контроле за перемещением других
объектов;
• 8 мес. – берет вторую игрушку, предъявленную со стороны занятой руки,
пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин
поля зрения, но использует ближайшую к барьеру руку;
• 10 мес. – может взять маленький предмет (таблетку, горошину), появляются
первые специфические манипуляции (катает мяч, звонит звонком,
подтягивает предмет, снимает кольца с пирамиды);
• 11 мес. – складывает игрушки или какие-либо иные предметы в корзинку;
• 12 мес. – достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин
поля зрения, движением руки, находящейся дальше от барьера; выражен
интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки; почти не тянет
предметы в рот, зато часто бросает их на пол. Способы взаимодействия со взрослыми
• легкая степень нарушения – характерное уменьшение числа способов
взаимодействия со взрослыми по сравнению с нормой или их недостаточно
совершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому
и нормального характера развития его психической активности;
• средняя степень нарушения – характерны выполнение части реакций,
соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в
общении, легкий, непродолжительный интерес к взрослому человеку,
отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий,
стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;
• тяжелая степень нарушения – характерно практически полное отсутствие
способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным
безразличием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.
Диагностика развития способов взаимодействия со
взрослым
Развитие способов взаимодействия со взрослым является важным фактором
общего процесса психического развития ребенка. Именно в контексте
развития этого аспекта общения впервые возникает, а затем бесконечно
совершенствуется способность к употреблению знаков для организации
сначала поведения другого, а потом и собственного поведения; способность,
играющая важнейшую роль в формировании высших психических функций
человека.
Основными показателями развития способов взаимодействия со взрослым
являются:
• 3 мес. – интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и
предвосхищает процесс приготовления пищи для него; возможны зрительные
и эмоциональные контакты;
• 4,5 мес. – инициирует общение, дифференцирует ситуацию «формального
общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки
человеческого голоса;
• 6 мес. – прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтобы его
взяли на руки, возбуждается, если слышит шаги, отмечаются первые попытки
подражания, понимает жест «ручки – ручки»;
• 7 мес. – имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание
покашливанием и кряхтением, откликается на имя, может играть в игры с
идентичными ролями, сжимает губы, когда не хочет есть;
• 8 мес. – хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается
вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;
• 9 мес. – прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;
• 10 мес. – тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания»,
отвечает взглядом или движением на вопрос «где папа?», играет в игры с
неидентичными ролями, очень ненадолго отдает игрушку, понимает один-два
звуковых обозначения предметов; • 11 мес. – бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает
одеваться;
• 12 мес. – владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест,
вокализирует в конце и начале совместных действий.
Эмоциональные реакции
• легкая степень нарушения – характерна недостаточность эмоционального
реагирования на внешнюю стимуляцию;
• более тяжелая степень нарушения – характерно существование признаков
нарушения формирования отношений, привязанностей, эмоциональная
неустойчивость.
Диагностика эмоционального развития
Исследователи психического развития детей раннего возраста единодушно
отмечают преобладание у них радостного, окрашенного положительными
эмоциями настроения в периоды активного бодрствования. Дети получают
удовольствие как от общения с близкими, так и от игры с любимыми
игрушками. Окружающие ребенка люди, как правило, часто стимулируют
появление улыбок и смеха ребенка, изыскивая для этого все новые способы, и
стремятся ограничить причины, вызывающие плохое настроение. Однако
следует иметь в виду, что громадные индивидуальные различия в репертуаре
и частоте положительных эмоций делают невозможной оценку развития этой
сферы в терминах «нормальной», «недостаточной» или «избыточной»
эмоциональности.
Среди существующих путей исследования эмоционального развития
целесообразно отметить следующие критерии:
• изучение особенностей эмоционального отношения к среде (улыбается/ пла
чет – много/мало); улыбается всем (некоторым взрослым или игрушкам);
проявляются реакции страха; избегает контакта глаз; не любит телесных
контактов и т. д.;
• оценка совершенствования способов выражения положительных и
отрицательных эмоциональных переживаний (улыбка – в 2–3 мес.; крик, плач,
хныканье, недовольное кряхтение, повизгивание в 2–4–6 мес.);
• оценка совершенствования способов контроля над отрицательными эмоция
ми (модуляция крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия
реакции взрослого – 4–6 мес.);
• оценка развития избирательности эмоциональных реакций (8 мес.); Голосовые реакции
Для группы реакций, характеризующих развитие голосовой активности
ребенка, уровни нарушения не выделялись, так как в формировании группы
реакций наблюдались значительные индивидуальные различия и
неожиданные компенсации. Развитие голосовых реакций считалось просто
задержанным, если оно отставало от возрастных норм.
При анализе психического развития в целом было выделено понятие
психической активности. При этом предполагалось, что развитие психической
активности в раннем онтогенезе проявляется в формировании умения
осуществлять действия в соответствии с целями, заданными непосредственно
в акте восприятия ребенка. С этой точки зрения были выделены
отличающиеся по сложности формы поведения. К элементарным отнесены те
из них, которые адекватны легкодоступным целям, заданным
непосредственно в ситуации восприятия. К более сложным – те, существенной
характеристикой которых является преодоление преград, стоящих на пути к
достижению цели, также непосредственно заданной в ситуации, наконец, к
наиболее сложным – те, которые характеризуются способностью к
осуществлению действий, адекватных целям, непосредственно в ситуации не
заданным.
Диагностика развития речевой активности ребенка
Усложнение собственной голосовой активности младенцев обеспечивает
условия для возникновения речевого общения со взрослыми. Следует
подчеркнуть два аспекта развития этой функции. С одной стороны,
происходит обогащение собственно звукового состава произносимого словаря
и его интонационной стороны. В самом грубом виде его этапы обычно
обозначаются как этапы гуканья, гуления, лепета, первых слов. С другой
стороны, признаком прогрессивного развития речевого общения является
приобретение ребенком способности инициировать действия взрослого и
управлять ими с помощью голосовой активности.
Основными показателями развития собственной голосовой активности
ребенка являются:
• 2–3 мес. – возникновение первых спонтанных вокализаций;
• 2–4 мес. – использование их в разговоре со взрослым;
• 3 мес. – гуление, расширение репертуара случайно произносимых звуков
«а», «э», «ю», «я», «м», «п», «б», «т», «д», появление звукосочетания «а-о-у»,
«ю-а-а»;
• 4,5 мес. – вокализация при манипуляциях требует внимания;
• 8 мес. – лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»;
• 9 мес. – псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему;
• 10 мес. – появление вокализаций в конце и в начале действий; пытается
выразить свои желания с помощью звуков; • 12 мес. – существование особых слов-меток, понятных только матери и
ребенку, например, «бах» – падение, «кахн» – бутылочка, «фа» – шапка;
появление способности произвольно повторять отдельные слоги; может
произнести 2–3 слова, понимает их предметную отнесенность.
Психологическое исследование ребенка первого года жизни традиционно
завершается составлением заключения о его психическом развитии. Наряду с
общей оценкой здесь должны быть указаны особенности развития отдельных
психических функций, сгруппированных аналогично исследуемым реакциям
по двигательной, сенсорной, эмоциональной сферам, собственных голосовых
реакций, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми. В
этой части заключения необходимо описать не только успешно выполненные
ребенком пробы и особенности их выполнения, но и пробы, которые ребенку
выполнить не удалось.
Источник